kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальный стиль

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое стиль? Что такое музыкальный стиль? Как рассказать старшеклаасникам о классической музыке, оперируя доступными образами и  им понятными категориями? Пробуем разобраться  в разных видах музыкального стиля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальный стиль»





Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа №1 им. Э. Бакирова" Елабужского муниципального района









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ»

преподавателя по классу гитары и скрипки

Липатовой Марины Евгеньевны







2019 год

г. Елабуга РТ





















Музыкальный стиль.


«В музыке, как, должно быть, и во всех других искусствах,

стоит только стилю, характеру,

одним словом, чему-то серьезному, проявиться,

как все прочее исчезает».
Ф. Делакруа

Музыку можно слушать по-разному. Можно просто наслаждаться ею, не задумываясь над тем, почему данное произведение воздействует на нас, в чем своеобразие музыкального языка, присущего его автору. В этом случае нам вряд ли откроется все богатство содержания, заложенного в этом сочинении.

Совершенно иной подход обнаруживает тот человек, который стремится по-настоящему глубоко проникнуть в смысл музыки. Такой слушатель наверняка поинтересуется, в какую эпоху создавалось произведение, каковы особенности творческого почерка композитора. Другими словами, он так или иначе постарается разобраться в вопросах, связанных с музыкальным стилем.

Понятие стиля музыки настолько широко, что сама самой напрашивается его конкретизация: этот термин относят как к различным эпохам, жанрам, направлениям и школам, так и к отдельным композиторам и даже исполнителям. Попробуем разобраться в том, какие бывают стили музыки.

Музыкальный стиль — совокупность (общность) средств и приемов выразительности, образной системы, характерной для данного музыканта (композитора или исполнителя), а также для направления, школы в музыкальном искусстве.

Стиль — очень сложное понятие в искусстве, возможно, самое сложное. Тем не менее, наверное, каждый из читателей (обычно сам того не подозревая) косвенно касался проблемы музыкального стиля. Например, даже неискушенный в музыке человек, прослушав фрагмент музыкального произведения, которого он не знает, может в некоторых случаях назвать имя автора. Установить, кем написано неизвестное ему сочинение, он сумеет лишь в том случае, если по каким-то другим произведениям этого композитора, ранее слышанным, он знаком с чертами его стиля.

В данном случае речь идет об одном из значений понятия «музыкальный стиль», а именно о том, когда оно используется для характеристики индивидуальных особенностей творческой манеры композитора. Здесь под стилем понимается весь комплекс выразительных средств, присущих данному автору, с помощью которых он раскрывает внутреннее содержание произведения.

Стиль композитора — это не застывшее понятие. По мере формирования его собственного почерка, приобретения им творческой зрелости, его стиль меняется. Не случайно творческий путь крупного композитора часто делится исследователями на определенные этапы.

Музыкальный стиль неразрывно связан с той историко-культурной атмосферой, в которой он формировался. Так, когда говорят «стиль позднего Бетховена», имеется в виду, что его сочинения последнего периода по некоторым вполне определенным признакам отличаются от произведений, возникших до этого времени.

Композиторский стиль – понятие, которое гораздо проще конкретизировать, ведь творчество любого композитора ограничено сравнительно небольшим временным периодом и определёнными тенденциями музыкальной эпохи. Так, буквально по первым тактам можно узнать, например, музыку Моцарта или Россини. Естественно, что композитор, как и любой человек, в течение жизни меняется, и это накладывает отпечаток на стиль его творчества. Но какие-то стилевые черты всё равно остаются неизменными, присущими только ему, являются своеобразной «визитной карточкой» автора.

Например, творческий путь Бетховена принято разделять на ранний (до 1802 года), средний (1803-1814) и поздний (1815-1826) периоды.

На раннем этапе в сочинениях Бетховена отчетливо чувствуется влияние его предшественников – Гайдна и Моцарта, однако с самых первых композиций он начал искать новые направления и выразительные средства для удовлетворения своих творческих притязаний. Ключевыми работами раннего периода считаются Первая и Вторая симфонии, шесть струнных квартетов (ор.18), два фортепианных концерта и первые двенадцать сонат, включая знаменитую Патетическую (ор.13).

Средний («героический») период творчества Бетховена ознаменовался переживаниями личного кризиса композитора, связанного с прогрессирующей глухотой. Для этого этапа характерны масштабные музыкальные полотна, полные экспрессии, борьбы и героизма.

К среднему периоду относят шесть симфоний (с Третьей по Восьмую), последние три концерта для фортепиано, Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепьяно с оркестром, скрипичный концерт и пять струнных квартетов (с Седьмого по Одиннадцатый), несколько сонат для фортепьяно (включая Лунную, Аппассионату и Вальдштейн), Крейцерову сонату для скрипки и единственную оперу – Фиделио.







Поздний период творчества Бетховена принято отсчитывать с 1815-го года. К этому времени его произведения достигают глубочайшей личной экспрессии, их отличает особая сложность и новизна форм. Так, Четырнадцатый струнный квартет (ор.131) состоит из семи взаимосвязанных частей, а последняя часть Девятой симфонии отличается особой выразительностью и драматизмом благодаря партии хора. Также к позднему периоду относят Торжественную Мессу, последние пять струнных квартетов (включая Большую фугу) и последние пять фортепианных сонат.

Эволюция стиля композитора наиболее ясно прослеживается при сравнении произведений одного жанра. В нашем примере можно, скажем, сопоставить бетховенские сонаты раннего, среднего и позднего периодов. При этом не трудно заметить, как менялась форма произведений, другие элементы музыкального языка.

Понятие «стиль» применяется и для выявления общности в творческой манере композиторов или в народной музыке одной страны. В таких случаях принято говорить о национальном стиле.

Если композиторской школе свойственна высокая степень общности художественных приёмов, то логично выделить и стиль, присущий этой школе. Можно говорить о стилях полифонических школ эпохи Ренессанса, о стилях различных итальянских оперных школ XVII века или стилях инструментальных школ XVII–XVIII веков. В русской музыке XIX века тоже существовало творческое объединение композиторов – знаменитая «Могучая кучка». Стилевая общность у входящих в эту группу композиторов проявлялась в единой линии развития, выборе сюжетов, опоре на русский музыкальный фольклор.
Основой национального музыкального стиля является фольклорное начало. Многие великие композиторы вдохновлялись народными мелодиями, вплетая их в свои творения. Некоторые произведения даже имеют соответствующие названия (например, венгерские рапсодии Ф. Листа, «Венгерские танцы» И. Брамса, «Норвежские народные песни и танцы для фортепиано» Э. Грига, «Арагонская хота» М.И. Глинки). В других народные мотивы становятся ведущими темами (например, «Во поле берёза стояла» в финале Четвертой симфонии П. И. Чайковского).

Стиль - это характеристика музыкального искусства определенных исторических эпох или крупных художественных направлений. Сегодня часто можно слышать выражения: «музыка барокко», «музыка эпохи рококо», «романтическая музыка» и т. д. Что скрывается за этими понятиями и почему вокруг них нередко возникает путаница?

Понятие стиля эпохи акцентирует внимание на историческом аспекте. Существует много классификаций, одни из которых выделяют наиболее крупные исторические эпохи в развитии музыки (Возрождение, барокко, классицизм, современность и т. д.), а другие, наоборот, дробят историю музыки на относительно небольшие периоды, выделенные ранее другими искусствоведческими дисциплинами (романтизм, импрессионизм, модернизм и др.). Классическим примером стиля эпохи является музыка барокко, характерные черты которой – интерес к внутреннему миру личности, драматизм, контрастное изображение сил природы, развитие оперы и инструментальной музыки (К. Монтеверди, А. Вивальди, Г.Ф. Гендель).
Понятия «барокко», «рококо», «классицизм», «романтизм» и другие, как известно, охватывают, кроме музыки, смежные искусства, литературу. То есть стиль в этом значении — это очень широкая и в то же время емкая категория, отражающая единство художественно-образных приемов, средств, принципов, обусловленных единством общественно-исторического содержания в данную эпоху.



Особо хочется отметить так называемый жанровый стиль. Стиль жанра отражает специфику содержания, музыкальных приёмов и особенностей тех или иных музыкальных жанров, которые, в свою очередь, могут классифицироваться по разным основаниям. Поэтому понятие стиля наиболее приемлемо для тех жанров, в которых ярко выражены наиболее общие черты. Сюда можно отнести жанры, в основе которых лежит народная музыка (различные обрядовые песни, народные танцы), церковные песнопения, романсы. Если же брать произведения крупных форм (опера, оратория, симфония и т. п.), то и здесь стиль жанра всегда явно прочитывается, несмотря на то, что на него накладываются стили эпохи, направления и авторский стиль. А вот если композитор придумывает какой-нибудь новый жанр, то в этом случае черты жанрового стиля сразу установить сложно – для этого должно пройти время, в течение которого появятся и другие произведения в таком же жанре. Так было, к примеру, с «песнями без слов» Мендельсона. Согласитесь, странная песня без слов, однако после его 48 образцов пьес в этом жанре и другие композиторы стали смело называть свои пьесы таким же именем.
Отсюда сделаем два очень важных вывода.

Во-первых, изучая стиль, присущий художественному направлению в музыке или одному композитору, надо прежде всего попытаться увидеть, понять те явления жизни, которые его породили. Вне общественно-исторического фона, обстановки стиль существовать не может.

Во-вторых, стилевые направления в музыке надо стараться рассматривать не изолированно, а в связи с важнейшими явлениями смежных искусств: архитектуры, литературы, театра, декоративно-прикладного творчества.

Вот два ярких примера, иллюстрирующих сказанное (один относится к нашему первому выводу, другой, соответственно, ко второму).



  1. Великая Французская революция.



Трудно проследить начало творческого пути Бетховена, не учитывая, какое влияние оказало на него это событие.







  1. Не познакомившись с литературными произведениями писателя-романтика Э.Т.Гофмана, невозможно до конца понять образный мир композитора Р.Шумана.



Разумеется, каждый вид искусства очень специфичен, поэтому о взаимосвязях между музыкой и каким-либо видом искусства в пределах одного стилевого направления можно говорить только условно. Тем более что всякое национальное искусство придает свою окраску одному и тому же стилю. Но связи эти существуют, и их выявление помогает глубже постигнуть суть данного стиля в музыке, особенности стиля данного композитора и содержание его отдельных произведений.

И всегда следует помнить, что чем крупнее талант композитора, чем индивидуальнее его собственный стиль, тем труднее вписывается его творчество в какое-либо одно определенное стилевое направление. Даже такие композиторы, как Й.Гайдн и В.Моцарт, являющиеся главными представителями венского классицизма, далеко не исчерпываются одним этим стилем; некоторые их произведения заставляют вспомнить о более раннем стиле — рококо, в других чувствуется приближение нового направления, которое пришло на смену классицизму,— романтизма.

Как мы уже выяснили, эпоха и стиль — два взаимосвязанных понятия. Но нельзя, как это порой происходит, отождествлять их. Например, можно сказать «музыка эпохи Возрождения», но нельзя говорить «музыка стиля Возрождения». Почему первое выражение правомерно, а второе ошибочно? Потому, что в первом случае речь, видимо, идет о музыкальных произведениях, созданных в тот исторический период, в течение которого развивалось искусство Ренессанса. Но единого стиля Ренессанса в музыке не существует. Стиль определенной эпохи в музыке составляет совокупность индивидуальных стилей всех относящихся к нему творцов в разных областях музыкального искусства.

Вот один из наиболее ярких примеров в музыке.



Два австрийских композитора — Й.Гайдн и В.Моцарт — были современниками. Каждый из них внес много нового в те жанры, в которых сочинял (а это были наиболее универсальные в истории музыки художники), выработав свой ярко индивидуальный стиль, творческий почерк. Между тем нередко любители музыки принимают моцартовские произведения за гайдновские и наоборот. Такая ошибка не случайна: оба композитора принадлежали к одному стилевому направлению — венскому классицизму (мы расскажем о нем ниже), чем и объясняется близость их индивидуальных творческих манер. Еще одно очень важное положение, которое надо иметь в виду, когда речь идет о стиле. Художественные стили никогда не возникали на пустом месте. Поэтому всегда можно проследить, как тянутся  преемственности между отдельными стилями в музыке. Интуитивно мы так часто и поступаем, когда слушаем то или иное произведение, стараемся выявить, какие черты стиля роднят разных композиторов.



Список используемой литературы и интернетресурсов:


  1. http://www.beethoven.ru/node/307

  2. https://music-education.ru/kakie-byvayut-stili-muzyki/

  3. «Музыкальный образ от эпохи Барокко до современности в гитарном исполнительстве» дипломная работа студента Тихонова Д. ГАПОУ «Елабужского колледжа культуры и искусств»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Музыкальный стиль

Автор: Липатова Марина Евгеньевна

Дата: 15.05.2019

Номер свидетельства: 510469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Анализ урока "Музыкальные стили". "
    ["seo_title"] => string(31) "analiz-uroka-muzykal-nyie-stili"
    ["file_id"] => string(6) "160377"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422032783"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(25) "В стиле Ретро "
    ["seo_title"] => string(15) "v-stilie-rietro"
    ["file_id"] => string(6) "153190"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420980796"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) ""В стиле ретро" "
    ["seo_title"] => string(17) "v-stilie-rietro-1"
    ["file_id"] => string(6) "153191"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420980954"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Музыкальное состязание. Концерт. "
    ["seo_title"] => string(35) "muzykal-noie-sostiazaniie-kontsiert"
    ["file_id"] => string(6) "183833"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425962301"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок английского языка на тему "Музыкальные инструменты". 8-й класс "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-anghliiskogho-iazyka-na-tiemu-muzykal-nyie-instrumienty-8-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "197641"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428266587"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства