Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас ! Для начала давайте с вами познакомимся. Но знакомиться мы с вами будем необычным образом, а музыкально. (пою) Меня зовут С.В., а вас?
Сегодня я хочу пригласить вас в музей русской избы.
Да, это печка. Русская печь семью от бед оберегала.
В печи хозяйка готовила еду- говорили: «Щи да каша- радость наша». Еще на печи зимой лежали, старые да малые бока свои отогревали.
Проходим дальше ребята, знакомо ли вам здесь что либо?
А как вы думаете для кого это место?
Правильно, здесь девушки на лавках сидели и занимались своим рукоделием, кто вышивал, кто на прялке пряжу прял (это прялка)
-Еще здесь колыбельку качали с ребеночком, и песни пели.
-Прошу вас пройти дальше по нашей горнице. Здесь как говорится, душа избы обитает, всю семью объединяет. Конечно же за столом собиралась вся семья, и гостей приглашали и угощали за столом.
А этот угол избы назывался- мужским. А почему? Это потому, что здесь лавка- конник стоит, на лавке делали узоры в виде конской головы, поэтому ее так и называли конник. Хозяин здесь инструменты хранит, и что -то для дома мастерит.
Вот мы и познакомились с русской избой.
-Ребята, а о чем пойдет у нас дальше с вами разговор вы узнаете, когда соберете картинку. Пожалуйста!
(разрезная картинка- ложка)
(собирают картинку на магнитной доске)
И тема нашего занятия «В гостях у русской ложки» (вешаю название на доску)
-Как вы думаете, какими ложками ели в давние времена на Руси? Как вы думаете, из чего делали ложки? А из каких деревьев? Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие.
(показать деревянные ложки на столе)
Ложки изготавливали специальные мастера, их называли, ложечники”
(вешаю слово «ложечники» на магнитную доску)
Заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”. Так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень простой.
И еще для вас новое слово- баклуша.
(вешаю слово «баклуша» на магнитную доску)
Была липовая чурка,
Валялась, где лежат дрова.
Потом из чурки вышло чудо,
Точнее не одно, а два.
Два чуда –
Две чудесных ложки!
Округлых, звонких расписных!
Дети, а сейчас прошу вас закрыть глаза и послушать ритмический рисунок, что он вам напоминает ? (Стучу ложкой- цокот копыт.)
(ответы детей)
-Что же можно еще делать с ложками?
Правильно, играть на ложках.
- А людей, которые играют на ложках называют- ложкари!
(вешаю слово «ложкари» на магнитную доску)
А вы слышали, как играют на ложках?
Посмотрите, на экран как ребята из нашей школы научились играть на ложках .
(показать видео детей)
-А вы хотите тоже научиться играть на ложках?
-Давайте мы пройдем и присядем на лавку.
Я вас с удовольствием научу.
Но для начала нам надо подготовить свои ручки!
Мы поиграем в игру «Эхо», я буду показывать вам ритмическое упражнение, а вы мне его повторять. Договорились?
(Отстукиваю различные ритмы, затем прошу отстучать каждому - свое имя, затем слово- ложкари, баклуша и ложечники.)
Ну вот мы уже готовы взять ложки в руки.
(раздаю ложки)
У ложечки есть черенок и черпак.
Взяли все ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны и постучали друг об дружку.
А теперь одну ложку вложим между 1 и 2 пальцем, а вторую ложку вложим между 2 и 3 пальцем.
Ложки сильно не сжимайте, держите их так, чтобы ложка стучала о ложку.
Взяли ложки в руки и начали..
По ладошкам мы стучим, весело играем
По коленочкам стучим, дружно повторяем.
1 прием называется «Мячики»
2 прием «Солнышко»
3 прием «Линеечка»
4 прием «Плечико»
А теперь попробуем под музыку будем играть вместе, значит мы с вами будем кто? Конечно – ложкари!
А играть мы будем с вами под сопровождение р.н. п.
«Субботея»
Сообразительный русский народ придумывал разные приемы игры на ложках, но мы с вами сегодня познакомились с некоторыми из них.
А теперь ребята сложите ложечки в корзиночку.
(собрать ложки)
А сейчас прошу всех в круг.
У меня есть большая деревянная ложка, я предлагаю с ней поиграть. Вы будете передавать ложку, друг другу, пока играет музыка, на ком музыка остановилась, тот и отвечает на вопрос, что узнали о ложке. Хорошо?
Вопросы:
-как назывались люди, играющие на ложках?
-как называлась заготовка, из которой делали ложку?
-почему раньше ели деревянными ложками?
- а что можно делать с ложками?
Ребята, а раньше на Руси среди детей устраивались разные игры-забавы: “Пронеси воду в ложке”, “Пронеси яйцо в ложке”.
Мы сейчас тоже с вами поиграем в игру “Пронеси – не урони”
(делю детей на команды, по сигналу бегут и проносят в ложке какой-либо предмет, стараясь его не уронить по пути).
А как вы думаете, что еще можно делать с ложками? Можно посмотреть на экран- там подсказка. Да ребята, раньше у детей не было игрушек как сейчас у вас, поэтому дети наряжали ложки в кукол и с ними играли.
Я вот тоже принесла ложки, но не успела их нарядить до конца, давайте мы с вами их нарядим.
(достаю из сундучка не наряженные ложки.) (наряжают бабку, деда, мышку.)
Ребята, а героев какой сказки мы нарядили?
Правильно «Курочка Ряба». Все знают эту коротенькую сказку?
….. будет бабкой, ……будет дедом, …….будет курочкой Рябой, …..будет мышкой!
Давайте мы пройдем за печку покажем кукольный театр.
(показ сказки)
(Вышли на поклон, представить каждого исполнителя)
(Всех поблагодарить и зрителей и актеров.)
Вам понравился наш моментальный спектакль? (спросить у зрителей)
А вам понравилось быть в роли артистов? (спросить у «актеров»)
Деревянные ложки, ребята самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространенный инструмент русского народа. И может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят «божью коровку улететь на небушко», не оборвется та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
А сейчас ребята сложите куклы- ложки в коробочку.
(дети собирают ложки- куклы в коробочку)
-Ой а что я вижу!!! Смотрите, а курочка снесла яйцо, я думаю, что это для вас!
(выкатить большое яйцо, которое из попье –маше, а в нем маленькие деревянные ложечки)
Пусть вам эти ложечки напоминают о нашей встрече. А вы можете их тоже сами нарядить и играть с ними.
Давайте мы с вами сделаем общий снимок на память!
(фотографируемся)
Пусть ваш дом будет полная чаша. А ложка- кормилица ваша.
Наше с вами путешествие закончилось, и вы можете пройти по горнице и еще раз все посмотреть и потрогать.