kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лирик кратких мгновений

Нажмите, чтобы узнать подробности

На заседании клуба «Юный интерпретатор» мы  познакомимся с творчеством Роберта Шумана и  рассмотрим:

  • музыкальные  образы (тут и разнообразные оттенки внутреннего мира, всегда возбужденного, изменчивого; тут и картины природы, окрашенные настроением «рассказчика»; и великолепные по своей меткости портретные зарисовки; и фантастические сцены);
  • выразительные средства, художественные приёмы которые  использовал композитор в своих фортепианных произведениях;
  • определим новаторские черты стиля великого композитора.

         В качестве музыкальных примеров учащимися класса будут исполнены пьесы из «Альбома для юношества» и «Порыв» из цикла «Фантастические пьесы».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лирик кратких мгновений »

Лирик кратких мгновений

открытое занятие клуба «Юный интерпретатор», посвящённое творчеству великого немецкого композитора Роберта Шумана.

Цель образовательная: проанализировать новаторские черты стиля композитора и систематизировать их в таблице.

Цель развивающая: развивать в учащихся исследовательские навыки,

умение выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний.

Цель воспитательная: учить начинающих музыкантов размышлять о музыке, анализировать её и выражать собственную позицию относительно прослушанной или исполняемой музыки.

Исполняемая программа:

  1. Р.Шуман «Первая утрата» исп.Карабаева Заида 5 класс

  2. Р.Шуман «Охотничья песенка» исп. Демехина Наташа 5класс

  3. Р.Шуман «Весёлый крестьянин» исп. Иванова Настя 6 класс

  4. Р.Шуман «Смелый наездник» исп. Садова Е.В.

  5. Р.Шуман «Порыв» исп. Вишняк Тамара 8 класс

Мы живём в начале 21 века. Позади глубокие социальные преобразования, охватившие почти все народы планеты Земля: две мировые войны, десятки острых политических конфликтов, связанных с неустанным поступательным движением народов к осуществлению вековой мечты о Свободе, Равенстве и Братстве. Свершилась невиданная научно-техническая революция, позволившая Человеку преодолеть земное притяжение и начать освоение Космоса, осуществить полеты к планетам солнечной системы, расщепить атом, проникнуть в тайну молекулярного строения материи, создать «умные» машины, способные «мыслить» и даже заниматься творчеством. Многое из того, что ранее было полетом фантазии, стало действительностью.

Наступил процесс бурного развития средств массовой информации и коммуникации: радио и телевидение практически исключили теперь понятие расстояния, которое отделяло страны и народы. Все области, жанры искусства и литературы пополнились произведениями, созданными по самому «последнему слову науки и техники» – с использованием новейших и сложнейших средств изобретательности... Но вот, казалось бы, парадокс: чем больше появляется разновидностей этого нового, тем чаще привлекают к себе произведения искусства классического – искусства вечного, не стареющего, а, наоборот, раскрывающего все новые глубины и красоты. Все большее волнение и наслаждение доставляют шедевры драматургии Шекспира и Мольера, живописи Леонардо да Винчи, Рафаэля и Рембрандта, скульптуры Микеланджело, прозы Диккенса и Толстого, поэзии Гёте и Пушкина, полифонии Баха и Генделя, симфонического творчества Моцарта и Бетховена, оперного искусства Вагнера и Верди. На одном из первых мест среди композиторов, чьи произведения, по свидетельству неумолимой статистики, звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя Роберта Шумана.

На заседании клуба «Юный интерпретатор» мы познакомимся с творчеством Роберта Шумана и рассмотрим:

  • музыкальные образы (тут и разнообразные оттенки внутреннего мира, всегда возбужденного, изменчивого; тут и картины природы, окрашенные настроением «рассказчика»; и великолепные по своей меткости портретные зарисовки; и фантастические сцены);

  • выразительные средства, художественные приёмы которые использовал композитор в своих фортепианных произведениях;

  • определим новаторские черты стиля великого композитора.

В качестве музыкальных примеров учащимися класса будут исполнены пьесы из «Альбома для юношества» и «Порыв» из цикла «Фантастические пьесы».

История создания «Альбома для юношества» тесно связана с личным, отцовским музыкально-воспитательным опытом Шумана. Сочинения для детей — первым из них и стал Альбом — появляются в творчестве композитора с конца 1840-х годов, то есть именно с того времени, когда начали обучаться музыке его собственные подрастающие дети. К 1 сентября 1848 года, дню рождения старшей дочери Марии, которой исполнялось семь лет, и была создана небольшая тетрадь фортепианных пьес, ставшая прообразом «Альбома для юношества».

«Альбом для юношества» ор.68 Роберта Шумана, написанный и изданный в 1848 году, по сей день служит непревзойденным образцом педагогического репертуара и далеко выходит за рамки инструктивной музыки для детей. В этом сочинении Шуман счастливо сочетал высокую художественность со строгим, точным и целесообразным отбором музыкально-выразительных средств, продолжая тем самым традиции И. С. Баха. Популярность этих пьес, которые уже давно считаются образцами художественного совершенства, объясняется удивительной яркостью образов, остротой характеристик, гибкостью ритмов, лаконичностью языка, точностью методической направленности.


«Первая утрата», пьеса, в которой ученик должен почувствовать не просто настроение, состояние героя, но и проникнуть во внутренний мир – зарождение чувств, их развитие, переход в новое качество – от печального характера в начале и мужественного протеста в конце. Интересен средний эпизод. Композитор использует отклонение в мажор, минор, короткие мелодические фразы, ускорение, замедление. Все это напоминает интонации речи взволнованного человека, его прерывистое дыхание. Настроение становится неустойчивым. Полифоническая фактура несет отпечаток внутренней борьбы, преодоление противоречивых мыслей. Это спор нескольких голосов, спор героя пьесы со своим горем, печалью. Постепенный выход из настроения горькой печали, приводит к аккордам, которые окончательно отвергают печальную подавленность. В этой пьесе проявляется интересная особенность стиля Шумана – ритмоинтонационная текучесть. В начале пьесы она создается нисходящей направленностью мелодии, в среднем разделе (полифонической имитации) текучесть приобретает возбужденный характер. Однако в целом течение мелодии не пассивно, она противоречива внутренне, активна. Здесь следует обратить внимание на fp- (Forte-piano, обозначающее энергичное звукоизвлечение, сопровождаемое немедленным ослаблением) относящийся к первому звуку мелодии. Обычно такого рода звуки эмоционально насыщены, но произносить их надо мягко, деликатно. Согретый глубоким чувством, этот звук словно излучает свет. Он не требует динамического выделения, на него падает смысловой акцент. Кисть ученика как бы запасается дыханием перед прикосновением к первому звуку, это ощущение большого дыхания поможет мягкому, но глубокому прикосновению к клавише, которая сопровождается небольшой оттяжкой. Таким образом «Первая утрата» – важный этап на пути постижения шумановской психологии.

Интересно осуществляется Шуманом ритмическая подготовка учеников. Например «Охотничья песенка», «Смелый наездник» связаны общностью тематики и ритмом - в размере 6/8. Ритм скачки передаётся довольно простым ритмическим рисунком, но уже в младших классах ученик постигает ритмическую особенность музыки Шумана. Дело в том, что в своих произведениях Шуман использует приём организованного движения, основанный на определённом ритмическом рисунке.

У


детей наиболее развита чувственная эмоциональная сторона восприятия, преобладающая над рассудочностью, осмысливанием. Они больше и острее реагируют на те явления, которые производят эмоциональное впечатление, это может вызвать в основном образная сторона музыки. Как раз одно из новаторских свойств стиля Шумана – образная характеристичность. Он стремился запечатлеть в музыке характер живой и правдивый, создать портрет героя, передав не только внешние его черты, но и внутренний мир; это пьесы – портреты. Они рождают в воображении ребенка полноценные и точные представления, в первую очередь – изобразительные. Часто приходится развивать «подсказку» название пьесы придумывать программу, это очень помогает в работе, дает толчок к собственной фантазии ребенка.

Однако образность – не единственный путь освоения учеником спецификой шумановского стиля, необходимо знакомить его с некоторыми средствами выразительности, типичными для этого стиля. У Шумана очень важна сфера ритмоинтонации. Миниатюры: «Смелый наездник», «Охотничья песенка» и «Веселый крестьянин». По интонации они похожи: мелодия движется по звукам трезвучия в восходящем направлении, характерны квартовые ходы, но образное содержание различно. В «Смелом наезднике» Шуман создает образ удалой скачки (может быть верхом на палочке), музыка раскрывает характер героя – шалуна, его детскую отвагу. «Скачущая» мелодия как бы в порыве, она устремлена вверх, легкость и остроту придает ей штрих стаккато. В «Охотничьей песенке» Шуман создает атмосферу праздника, в музыкальных интонациях слышен зов охотничьего рога, резкая смена динамики создаёт настроение опасности, риска. «Крестьянин» солиднее по образному содержанию. Это портрет простого и добродушного человека, который возвращается домой после работы и поет свою песенку. Остановки на сильных долях рождают ощущение, будто мелодия шагает вместе с ним. Однако эти остановки заполняются пульсацией аккомпанирующих аккордов, поэтому в целом ритм пьесы приобретает живость и размеренность. Одна из особенностей Шумановского стиля – умение как бы обновить выразительные средства, заставить их звучать по-разному в разных образных «ситуациях». Так квартовые хода в «Веселом крестьянине» и дополняющие аккорды имели относительно простое значение (гармоническое и ритмическое заполнение «остановок» в мелодии), то в пьесах № 21 C-dur и №26 F-dur пульсация аккомпанирующих голосов усиливает выразительность интонации, придает ей выпуклость. Прием комплектарной (заполняющей) ритмики – излюбленный Шумановский прием, он придает музыке активность, рождает ощущение пульсации музыкальной ткани. Одна из особенностей Шумановского стиля – умение как бы обновить выразительные средства, заставить их звучать по разному в разных образных «ситуациях». Так возникают первые представления юного музыканта о том, как содержательная сторона музыки Шумана влияет на выразительные средства, обновляет их, придавая им разные оттенки.

Новаторский характер фортепианных пьес Шумана определил своеобразие их музыкальной формы. Крупные произведения образуются не путем сонатного развития, а последовательным чередованием отдельных законченных пьес. На основе метода циклизации миниатюр Шуман создает типичную для него крупную форму в фортепианной музыке.

От шубертовских циклов и от сюиты XVIII века произведения Шумана отличаются подчеркнутой драматичностью композиции, использованием предельных контрастов. Дерзкий и ироничный Флорестан неизменно сталкивается с нежным мечтателем Эвсебием. Последовательное противопоставление крайних эмоциональных «регистров» – от страстной экзальтации до глубокой задумчивости или острой шутки – создает ощущение неожиданности и драматизма.

Современникам Шумана творчество его казалось загадочным и недоступным: своеобразный музыкальный язык, новые образы, новые формы – всё это требовало слишком углублённого вслушивания и напряжения, непривычных для публики концертных залов (не так давно умер Бетховен, да и музыка Моцарта была популярна).

Основная тема Шумана - мир внутренних состояний человека, его психологической жизни. Художественно-поэтические образы Шумана более хрупкие и утончённые, рождались в сознании, остро воспринимающем всё возрастающие противоречия времени. Именно эта повышенная острота реакции на явления жизни создавала необычайную напряжённость и силу «воздействия пламенности чувств» (Асафьев).

Фортепиано – основа музыки Шумана. У Шумана – фортепианного композитора – немало предшественников, в творчестве которых разрабатываются те или иные элементы нового романтического фортепианного стиля. Несомненное влияние оказали на него поздние бетховенские сонаты. Но Шуман, как и Шопен, принадлежал к числу художников, являющимися создателями нового стиля. К формированию его они шли своими особыми путями.

При рассмотрении фортепианных пьес Шумана просматривается программность – характернейшая черта романтической эпохи.

Известно, что помимо музыки Шуман увлекался ещё и публицистикой, критической деятельностью. В 1834 году Шуман с несколькими единомышленниками основал еженедельный журнал «Новая музыкальная газета». Журнал ставил перед собой конкретные актуальные цели: вернуть идейному, содержательному искусству его значение, всемерно бороться против модной, внешне блестящей, но пустой музыки, чутко поддерживать и ободрять молодые таланты, прокладывающие искусству пути будущего. Этими идеями пропитано всё зрелое творчество и в музыке.

Таким образом, литература проникает в творчество музыкальное, в виде программности его произведений. У Листа произведения навеянные образами мировой литературы принимали их же названия. Например «Фауст- симфония», «Сонет Петрарки». Шопен ограничивался определением жанра: ноктюрн (ночная песнь), баллада (повествовательная пьеса), полонез (танец, переводится «польский») и т.д. Шуман придумывал характерное для данной пьесы название, указывающее на конкретное содержание, или выражал в заголовке общую поэтическую идею, замысел, настроение произведения. Таковы, например, заголовки «Порыв», «Отчего?», «Вещая птица» и т.д.

Роберт Шуман посвятил фортепианный цикл Фантастические пьесы, Анне Робене Лэдлоу, британской пианистке. Лэдлоу исполняла его произведения в различных городах Германии.

Творческая задача «Фантастических пьес» - раскрыть мир внутренней жизни человека, мир его чувств. Сложнейшая область человеческой психологии показана с максимальной правдивостью и художественной убедительностью.

Порыв души

Шуман создал свой тип контрастной рондообразности (основанной на двойной трехчастной форме). В ее основе (начиная с мельчайших построений) лежит прием резких «флорестано-эвсебиевских» противопоставлений.

Каждая из восьми пьес – выражение глубоко сосредоточенного лиризма. Он проявляется в бурно драматических вспышках («Порыв», «Ночью»); в просветлённой созерцательности («Вечером»); в фантастических видениях («Сновидения»); и в тонком остроумии сказочных образов («Причуды», «Басня»); в лирико-филосовском раздумье («Отчего?»); или в обращении к песенности («Последняя песня»).

Здесь нет вариационности (как в «Симфонических этюдах»). Каждая из пьес абсолютно законченное произведение, нередко исполняемое от других. Однако композиция цикла, стройная и закономерная, строится на излюбленных шумановских контрастах.

Названия пьес дают основания группировать их по некоторым общим признакам. Например, «Вечером», «Ночью» указывают на связь с картинами или явлениями природы; «Порыв», «Сновидения», «Причуды», «Отчего?» передают различные психологические состояния; «Басня», «Последняя песня» вносят элемент эпичности и повествовательности.

Бурный драматизм «Порыва» близок к такому же его проявлению в пьесе «Ночью». Это лишь разное выражение одного сильного чувства, принимающего характер напряжённой страстности в «Порыве», смятения, взволнованности в «Ночи».

Стоит поговорить о шумановском ритме. Ритм Шумана ярко характерен и энергичен. В основу его музыки часто положен ритмический принцип организованного движения. У Шумана на протяжении всей пьесы или раздела настойчиво пульсирует какой-нибудь один краткий ритмический мотив. Этот приём служит стержнем объединения разнокачественных музыкальных образов (пунктирный ритм в пьесе «Порыв»). При её исполнении пунктирный ритм стоит мыслить ещё острее, тогда образ будет передан полностью.

Порыв ветра

Шуман говорил, что если его «произведения пропускать через себя, а не только играть сухо, выполняя все правила игры, то тогда можно приблизиться к его мыслям».

Шумановские ритмы новы, необычайны, бесконечно разнообразны. Энергичный облик, порывистость его музыки подчёркивается остротой и сложностью акцентов, нередко быстротой темпов. Шуману свойственны пунктирные ритмы, синкопы, полиритмические эффекты. Выдержанный ритмический фон оттеняет выразительные детали гармонии, капризной мелодии, полимелодической фактуры. Сочетание простоты с изысканностью, неизменности с неожиданностью – важнейшие элементы фортепианного стиля Шумана в целом.

Новым в ритмах Шумана представляется и прихотливостью темпа, отражающего колебания душевных состояний.

Самое же «шумановское» заключается, пожалуй, в теснейшем взаимодействии всех пластов музыкальной ткани, насквозь пронизанной мелодическими голосами. Фактура насыщена интонационной выразительностью, и из самого фона словно рождается мелодия. Она нередко «прячется» в волнах общего движения. Эта чисто романтическая фактура таит в себе своеобразную полифоничность.

Многие произведения Шумана для рояля требуют огромного исполнительского темперамента, звукового блеска и технической виртуозности. Но при этом в музыке Шумана нет и отдаленного следа ненавистного ему эстрадно-бравурного стиля. Борясь с виртуозной музыкой ее собственным оружием, он поставил исполнительскую технику на службу поэзии и широко раздвинул границы фортепианного искусства.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Лирик кратких мгновений

Автор: Садова Елена Вячеславовна

Дата: 25.12.2014

Номер свидетельства: 147900

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Литературная композиция "Адресаты лирики Пушкина" "
    ["seo_title"] => string(53) "litieraturnaia-kompozitsiia-adriesaty-liriki-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "109854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1405150771"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока литературы. Лирика Б.Л. Пастернака. "Плачущий сад". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-litieratury-lirika-b-l-pastiernaka-plachushchii-sad"
    ["file_id"] => string(6) "109800"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405062767"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему "Чувства добрые" в лирике А.С. Пушкина. "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chuvstva-dobryie-v-lirikie-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "235484"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443717312"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Я помню чудное мгновенье (интимная лирика А.С.Пушкина)"
    ["seo_title"] => string(61) "ia-pomniu-chudnoie-mghnovien-ie-intimnaia-lirika-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "255621"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447953322"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Мероприятие посвященное "Дню языков РК" "
    ["seo_title"] => string(48) "mieropriiatiie-posviashchiennoie-dniu-iazykov-rk"
    ["file_id"] => string(6) "115811"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412140413"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства