формирование музыкального творчества школьников на основе знакомства с циклом музыкальных пьес, изображающих разных животных. Познакомить учащихся с циклом произведений К.Сен-Санса «Карнавал животных», развивать творческие способности детей, раскрывать их таланты, создавать радостное настроение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кто в музыке живет? »
КТО «ЖИВЕТ» В МУЗЫКЕ
«Рисунок №1.1»
Ш. К. Сен – Санс (1835 – 1921)
Цель: формирование музыкального творчества школьников на основе знакомства с циклом музыкальных пьес, изображающих разных животных. Познакомить учащихся с циклом произведений К.Сен-Санса «Карнавал животных», развивать творческие способности детей, раскрывать их таланты, создавать радостное настроение.
Задачи: Научить видеть тесную взаимосвязь музыки, живописи, на примере различных музыкальных произведений, изображающих различных животных, акцентируя внимание учащихся сюите - фантазии «Карнавал животных» К. Сен - Санса. Развить навыки образного восприятия музыки, художественные, творческие и познавательные. Формировать умение целостно представить образ животного через услышанную музыку, рисунок и познавательную информацию.
Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, магнитофон, портрет Сен-Санса, иллюстрация к музыке, краски, альбомные листы, раскраски животных для самостоятельной работы. Слайды изображающие животных. Ожидаемый результат: Образно воспринимая музыку, нарисовать и представить образ того или иного животного.
Ход мероприятия
Звучит запись голосов птиц и животных.
Опрос учащихся об услышанных звуках.
-Что вы сейчас слышите? (голоса птиц и животных)
-Что воспроизводят эти голоса? (звуки)
- Издревле люди наблюдали за живой природой, прислушивались к различным звукам, голосам животных и птиц, пытаясь в своих музыкальных произведениях изобразить с помощью музыкальных звуков образы этих животных. Но и не только в народных произведениях мы можем увидеть образ животных, но и в композиторских. Многие композиторы, вслушиваясь в звучание голосов птиц и животных, наблюдая за их повадками, создавали свои произведения, которые изображают нам с помощью музыкальных звуков образы различных животных.
- Сегодня мы познакомимся с французским композитором - Камилем Сен - Сансом, который вошёл в историю как композитор, пианист, органист, педагог, дирижёр. (слайд 2) Сен - Санс был так же автором книг по философии, литературе, живописи, театру, сочинял стихи и пьесы. Рисовал карикатуры, был членом французского астрономического общества, ибо его познания в физике, астрологии, археологии истории не уступали эрудиции иных учёных. Сен-Санс родился в семье связанной с искусством (отец - поэт, мать - художница). Яркое музыкальное дарование композитора проявилось в столь раннем возрасте, что составило ему славу второго Моцарта. В 3 года обучался игре на фортепиано, в 5 лет сочинял музыку. В 10 выступал с концертами. В 1848г. Поступил в Парижскую консерваторию и закончил через 3 года по классу органа и композиции. Искусству Сен - Санса свойственны образы светлой лирики, созерцательности и настроения радости. Камиль Сен – Санс умел создавать произведения, изображающие животных. Сегодня мы познакомимся с сюитой - фантазией «Карнавал животных» К. Сен -Санса, которая поможет нам образно представить то или иное животное. Сюита - это форма музыкального произведения, которая состоит из 4-х частей и более, где каждая часть имеет своё название и все части объединены единственным сюжетом.
О чем же оно, догадайтесь сами: В этой сюите, – увидите сами! – Ноты живые: с хвостами, с усами. Бегать умеют они и летать, Ползать и плавать, кусать и хватать. Ноты мохнатые, ноты пернатые, Стройные ноты и даже горбатые, Добрые, злые, наземные, водные – Кто же они? Догадались? ЖИВОТНЫЕ
Да, произведение называется «Карнавал животных» (слайд 3) А что такое карнавал? Наши животные тоже будут в масках, но маски необычные – музыкальные. И так отправляемся на музыкальный карнавал, а открывает его животное, которое вы должны отгадать. Вам помогут звуки, изображающие голос, повадки, манеры этого животного. Мы познакомимся с некоторыми. А узнать, какие животные скрываются за этими произведениями, нам помогут интонации.
1. Я покажу вам только интонацию, а вы догадайтесь - каких птиц нарисовал Сен-Санс этой музыкой? (варианты детей)
- Слушание «Курицы и петух».
«Рисунок №1.2»
- Да, вы были правы. Это действительно курицы и петух.
- Какие инструменты использовал композитор? (фортепиано, скрипку и кларнет).
- В произведении юмористически показаны крики петуха и кудахтанье куриц. Главные интонации исполняются фортепиано и кларнетом. Назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья. «Куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Франсуа Куперена.
2.Слушание «Животное с длинными ушами».
«Рисунок №1.3»
- Что показывает нам интонация? (голос осла).
- Какой инструмент был выбран композитором? (скрипка)
Это, конечно, осел; его крики забавно переданы взвизгиваниями и тянущимися звуками скрипок, чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик.
- Почему именно скрипка, может быть можно было взять другой музыкальный инструмент, например, трубу ? (варианты детей)
3. Лебедь—Виолончель и два фортепиано. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней.
- Слушание «Лебедь».
- Посмотрите, как передан образ лебедя в танце. Как называется это искусство? (балет)
«Рисунок №1.4» «Рисунок №1.5»
4. Уж очень вид у них чудной У папы-локоны копной А мама ходит стриженой На что она обижена? (львы).
«Рисунок №1.6»
Вам надо их отгадать помогут вам средства музыкальной выразительности (регистр, темп, тембр, лад, динамика... И так слушаем… Вступление и Королевский марш льва — В короткой интродукции после тремоло двух фортепиано струнные вступают с основной темой, а после расходящихся глиссандо по всему диапазону у фортепиано начинается Марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано, и грубоватые хроматические ходы, изображающие рычание льва.Лев – царь зверей, поэтому «Карнавал животных» открывает «Королевский марш льва». Мы слышим царственную горделивую поступь.
5. Черепахи — Что за чудо? Вот так чудо Сверху блюдо, снизу блюдо Ходит чудо по дороге Голова торчит да ноги Отгадайте это кто Ходит в костяном пальто? (черепаха)
- Слушание «Черепахи».
«Рисунок №1.7»
Струнные и два фортепиано. Цитируется канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект.
Аквариум — В воде мы живём. Без воды пропадём. Вильнёт хвостом. Туда-сюда. И нет её. И нет следа. (рыбы)
«Рисунок №1.8»
Ребята, послушайте, какой музыкой рыбки нас встречают? (Звучит музыка «Аквариум» Сен-Санса).
Флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано. Звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума.
7. Кукушка в глубине леса — На ветке сидит своё имя кричит
Не ворона, не синица. Как зовётся эта птица? (кукушка)
«Рисунок №1.9»
Кларнет и два фортепиано. На фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука.
Самостоятельная работа.
- Перед вами лежат изображения животных, вы должны нарисовать того животного, которое вам больше всего понравилось.