kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Искусство Большого театра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подобран к музыкальной гостиной в школе искусств. В материале рассказывается об истории Большого театра.

Просмотр содержимого документа
«Искусство Большого театра»

Искусство Большого театра.

В начале 60-х годов XIX века Большой был арендован итальянской оперной труппой. Итальянцы выступали несколько раз в неделю, в то время как для русских постановок остался всего один день. Конкуренция двух театральных коллективов пошла на пользу русским вокалистам, вынужденным оттачивать и улучшать своё мастерство, но невнимание администрации к национальному репертуару мешало русскому искусству добиться популярности у зрителей. Через несколько лет дирекции пришлось прислушаться к требованиям публики и возобновить оперы «Руслан и Людмила» и «Русалка». 1969 год ознаменовался постановкой «Воеводы» — первой оперы Петра Чайковского, для которого Большой стал основной профессиональной площадкой. В 1981 году репертуар театра обогатился оперой «Евгений Онегин».

В 1895 году в театре был проведён капитальный ремонт, окончание которого ознаменовалось такими постановками, как «Борис Годунов» Мусоргского и «Псковитянка» Римского-Корсакова с Фёдором Шаляпиным в роли Ивана Грозного.

В конце 19-го века и в начале 20-го века происходит становление Большого как одного из ведущих центров театрально-музыкальной мировой культуры. В репертуаре театра — лучшие мировые произведения («Валькирия», «Тангейзер», «Паяцы», «Богема») и выдающиеся русские оперы («Садко», «Золотой петушок», «Каменный гость», «Сказание о невидимом граде Китеже»). На сцене театра блещут своим талантом великие русские певцы и певицы: Шаляпин, Собинов, Грызунов, Савранский, Нежданова, Балановская, Азерская; над декорациями трудятся знаменитые русские художники Васнецов, Коровин и Головин.

Большому удалось полностью сохранить свою труппу во время революционных событий и Гражданской войны. На протяжении сезона 1917-1918 годов публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. А в 1919 году театру было присвоено звание «Академический».

20-е и 30-е годы прошлого века становятся временем возникновения и развития советского оперного искусства. На сцене Большого впервые ставятся «Любовь к трём апельсинам», «Трильби», «Иван-солдат», «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Тихий Дон», «Броненосец «Потёмкин»».

Во время Великой Отечественной войны часть труппы Большого была эвакуирована в Куйбышев, где продолжались создаваться новые спектакли. Многие артисты театра выезжали с концертами на фронт. Послевоенные годы отмечены талантливыми постановками выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича, каждый спектакль которого был заметным событием в культурной жизни страны.

С 2005 по 2011 год в театре была осуществлена грандиозная реконструкция, благодаря которой под зданием Большого появился новый фундамент, были воссозданы легендарные исторические интерьеры, значительно улучшилось техническое оснащение театра, увеличилась репетиционная база.

На сцене Большого родилось более 800 спектаклей, в театре проходили премьеры опер Рахманинова, Прокофьева, Аренского, Чайковского. Балетная труппа всегда была и остаётся желанным гостем в любой стране. Артисты, режиссёры, художники и дирижёры Большого много раз удостаивались самых престижных государственных и международных премий.

Вид на сцену и зрительный зал перед реконструкцией Вид на зрительный зал во время торжественного открытия Большого театра после реконструкции. 2011 г.

Описание

В Большом театре для публики открыты три зрительных зала:

  • Историческая (основная) сцена, вмещающая 2500 человек;

  • Новая сцена, открытая в 2002 году и рассчитанная на 1000 зрителей;

  • Бетховенский зал на 320 мест, знаменитый своей уникальной акустикой.

Историческая сцена предстаёт перед посетителями в том виде, в каком она была во второй половине позапрошлого века и представляет собой полукруглый зал с четырьмя ярусами, украшенный золотом и красным бархатом. Над головами зрителей — легендарная люстра с 26000 хрусталиков, появившаяся в театре в 1863 году и освещающая зал 120 лампами.

Новая сцена открыта по адресу: улица Большая Димитровка, дом 4, строение 2. Во время масштабной реконструкции здесь шли все репертуарные спектакли Большого, а в настоящее время на Новой сцене проходят гастроли зарубежных и российских театров.

Бетховенский зал был открыт в 1921 году. Зрителей приводит в восхищение его интерьер в стиле Людовика XV: стены, обитые шёлком, великолепные хрустальные люстры, итальянская лепнина, ореховые полы. Зал предназначен для проведения камерных и сольных концертов.

Интересные факты

Большой театр на банкноте в 100 рублей

Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны двух сортов — насыщенно-розовый «Галина Уланова» и ярко-красный «Большой театр», выведенные голландским селекционером Лефебером. В начале прошлого века цветовод увидел Уланову на сцене Большого. Лефебер был так впечатлён талантом русской балерины, что специально в честь её и театра, в котором она блистала, вывел новые сорта тюльпанов. Изображение здания Большого театра можно увидеть на многих почтовых марках и на банкнотах сторублёвого достоинства.

Слайд1

Искусство Большого театра. 

В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра.

Сегодня, в нашей музыкальной гостиной, пойдет речь о самом главном театре нашей страны - Большом театре.

Слайд 2

История его величественна и многогранна. Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Именно на сцене Большого театра были поставлены первые русские оперы и балеты. Благодаря постановкам Большого театра русская вокальная и балетная школы заслужили признание во всем мире.

Трудно себе представить, что там, где ныне возвышается здание Большого театра, была когда-то полупустынная местность, затопляемая рекой Неглинкой, по правому берегу которой шла дорога из Новопетровского монастыря в Кремль. Эта дорога со временем превратилась в улицу Петровку…

28 марта 1776 года столичный губернский прокурор П. Урусов получил соизволение, подписанное Екатериной II, на содержание спектаклей, маскарадов, балов и иных мероприятий сроком на 10 лет. Эту дату принято считать днем основания российского Большого театра. В качестве компаньона Урусов пригласил предпринимателя, влюбленного в искусство театра, англичанина Майкла Медокса.

В первое время коллектив не располагал собственным помещением, поэтому арендовал для выступлений дом Воронцовых на Знаменке.

10 января 1781 года в Москве открылся 1-й общественный музыкальный театр: просторный каменный дом, расположившийся рядом с Кузнецким мостом выходил фасадом на Петровскую улицу, которая дала театру первое название – Петровский. Архитектором  сооружения, поражающего своей красотой и размахом, стал немецкий архитектор Христиан Розберг, реализовавший свой проект всего за полгода. Петровский театр вмещал по разным сведениям от 800 до 1500 зрителей.

Слайд 3

Репертуар театра того времени включал в себя постановки в различных жанрах – и драматические, и балетные, и оперные, однако именно оперы полюбились публике больше всего и Петровский театр в народе стали называть Оперным домом. В те времена одни и те же исполнители играли в оперных, драматических и балетных постановках, а спектакли давались два-три раза в неделю – в целом за год набиралось до восьмидесяти спектаклей.

8 октября 1805 года, в третьем часу дня, здание Петровского театра сгорело “по причине неосторожности гардеробмейстера, бывшего с двумя свечами в гардеробе, вышедшего оттуда и оставившего оные там с огнем”. Отныне коллектив был вынужден выступать на различных сценах, таких как, например, новый Арбатский театр, дом Апраксина на Знаменке и дом Пашкова, что на Моховой.

Слайд 4

Дом Пашкова

В 1806 году театр приобрел статус Государственного и начались разработки нового проекта здания. В результате на месте Петровского театра выросло еще более грандиозное здания театра – второе по своим размерам после миланского «Ла-Скала». Авторами проекта были Алексей Михайлов и Осип Бове.

Слайд 5

Акварель неизвестного автора: Большой театр 1830-е

Торжественное открытие нового здания театра, которое уже является прообразом ныне существующего театра, состоялось 18 января 1825 года представлением «Торжество муз»: сюжет в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого Петровского театра создал новый. После антракта был показан балет «Сандрильона» (Золушка) на музыку Ф. Сора. Об этом открытии сохранились воспоминания С. Аксакова: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение».

Большой театр. Архитектор Бове


Слайд 6

11 марта 1853 года в здании по неизвестной причине вспыхнул пожар, который в считанные минуты охватил все без исключения помещения театра – пожар сохранил только каменные внешние стены и колоннаду главного входа. “Страшно было смотреть на этого объятого огнем гиганта, – описывал пожар очевидец. – Когда он горел, нам казалось, что перед глазами нашими погибал милый нам человек, наделявший нас прекраснейшими мыслями и чувствами…” В огне безвозвратно погибли театральные костюмы, собиравшиеся с конца XVIII века, превосходные декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты.

Снова было принято решение возвести новое здание на месте сгоревшего, а пока труппа выступала на сцене Малого театра. Был организован конкурсу на восстановление театра – победил проект русского архитектора итальянского происхождения Альберта Кавоса.

Слайд 7,8

Большой театр, около 1856, архитектор Кавос

Театр был восстановлен за три года: объём здания и планировка были сохранены, при этом несколько изменились пропорции и полностью был переработан архитектурный декор фасадов.  Зал, выполненный в красном цвете и декорированный золотом, поистине стал роскошен! Пять ярусов, освещенных хрустальной люстрой, вмещали одновременно более 2000 зрителей. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта, покорившую весь мир. На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл – государственный герб Российской империи. Еще одним шедевром в результате восстановлений здания театра после пожара стал занавес, для создания которого был приглашен венецианский профессор живописи Козрое-Дузи. Традиционно на занавесах театров Италии было принято изображать тот, или иной исторический факт из жизни города. Для Большого театра это стал эпизод встречи в 1612 году хлебом-солью воинов-освободителей во главе с Мининым и Пожарским.

Садовников: зрительный зал и сцена Большого театра около 1856 г.


Слайд 9

20 августа 1856 года восстановленный А.Кавосом Большой театр был открыт в присутствии царской семьи оперой В.Беллини “Пуритане” в исполнении итальянской труппы. В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением перестроек, связанных с реставрациями и современным техническим оснащением.

М. Зичи. Зрительный зал в день открытия Большого театра во время визита императора Александра II. 1856 г

Во время Великой Отечественной войны архитектурные памятники маскировали, чтобы во время бомбежек у немцев не было ориентиров. Замаскировали и Большой театр, причем не чем-нибудь, а декорациями из художественного цеха самого театра. Возможно, именно это спасло театр от разрушения, бомба лишь однажды взорвалась совсем рядом с ним, задев взрывной волной только вестибюль.

Слайд 10

Знаменитые хрустальные люстры Большого театра в ходе войны уцелели лишь чудом. За день до того, как упомянутая выше бомба повредила здание, люстры были сняты и увезены на реставрацию.

Кавос, восстанавливая театр, изменил геометрию зрительного зала, превратив все пространство в гигантский музыкальный инструмент, в т.ч. для улучшения акустики по кривой была перестроена стена зрительного зала, увеличилась портальная арка сцены, а в конструкциях и в отделке использовалось дерево – специально отобранная ель. Таких искривленных лож нет в других исторических театрах, привычная для залов европейских опер форма – колокол. В советское время многие деревянные конструкции были залиты бетоном, геометрия зала и здания менялась, сильно нарушив акустические возможности театра. Кроме акустических проблем, здание практически разрушалось от грунтовых вод и не было способно обеспечить соответствующих условий для жизни труппы. Долгие годы театр ждал реставрации, которая состоялась в начале уже нашего 21 века.

Слайд 11,12

Масштабная реконструкция театра длилась 6 лет (с 1 июля 2005 года). Торжественное открытие  исторической сцены состоялось 28 октября 2011 года, а 2 ноября состоялась первая премьера: «Руслан и Людмила» Глинки.

Слайд 13

Теперь Большой стал в два раза больше: шесть этажей над сценой, шесть этажей под сценой, бесконечные лестницы и переходы из здания в здание, огромная гидравлическая машина, оркестровая яма на 130 человек. Репетиционный зал под крышей, зал-трансформер под землей, в Бетховенском фойе. Сегодня театр оборудован согласно новейшим стандартам, в том числе акустические возможности и новая механическая сцена, которая обеспечивает возможность использовать звуковые и визуальные эффекты по максимуму. Сама сцена увеличилась – она дает возможность воплотить самые дерзкие проекты. Все компьютеризировано и напоминает Центр управления полетами.

Слайд 14

Зрительское фойе, которое в советское время всегда называли Белым залом, потому что красили стены белой краской, теперь называется «Императорским». Здесь даже восстановлен императорский вензель и двенадцать уникальных гобеленов. В советское время на месте двуглавых орлов были дыры, так как ножницами вырезали царскую символику. Сами гобелены сдавали в химчистку, поэтому ткань начала осыпаться. Реставраторам пришлось поломать голову над тем, как восстановить уникальные произведения искусства.

Слайд 15

Символ Большого – Квадригу Аполлона – реставраторы собирали по кусочкам. На главный фасад вернулись музы – богиня танца Терпсихора и богиня лирической поэзии Эрато, а северный – модернизирован – стеклянные стены обрамляют колонны. В восстановленном доме Хомякова – нотная библиотека, хоровой репетиционный зал, костюмерные.

А над сценой Большого – звонница – тридцать пять колоколов с особым, малиновым звоном.. Самый большой колокол – шесть с половиной тонн весит. Теперь колокола зазвучат в исторических спектаклях Большого. (Впервые звонницу установили в Большом театре в начале 20-х гг XX века – звонарь А. Кусакин собирал ее по всей России. Именно он в течение многих лет был единственным исполнителем колокольного звона в постановках театра.)

Большие имена Большого театра

Звездный состав, освещающий театр на протяжении его истории, поистине бесконечен, отметить всех просто невозможно. Поэтому напомним лишь некоторые имена.

Слайд 16, 17

Хореографы: Мариус Петипа, Юрий Григорович.

Слайд 18, 19, 20

Танцовщики: Марис Лиепа, Владимир Васильев, Николай Цискаридзе.

Слайд 21, 22, 23, 24, 25,26

Балерины: Анна Павлова, Галина Уланова, Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Надежда Павлова.

Слайд 27,28,29,30,31

Солисты оперы: Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Иван Козловский, Галина Вишневская, Елена Образцова.

Слайд 32

Большое значение имело творчество П.Чайковского. Дебюты композитора в оперной музыке – “Воевода” (1869) и балетной – “Лебединое озеро” (1877) состоялись на сцене Большого театра. Здесь получила свое настоящее рождение опера “Евгений Онегин”. В Большом театре 19 января 1887 года сам Чайковский дебютировал за пультом оперного дирижера.

Слайд 33

Памятным спектаклем в летописи театра стало первое исполнение 16 декабря 1888 года народной драмы И.Мусоргского “Борис Годунов”. Первой из опер Н.Римского-Корсакова свет рампы Большого театра увидела “Снегурочка” (1893), а затем – “Ночь перед Рождеством” (1898). В том же 1898 году театр впервые показал зрителям оперу А.Бородина “Князь Игорь”, а через два года любители хореографического искусства познакомились с балетом А.Глазунова “Раймонда”.

Слацд 34

Слайд 35

С театром активно сотрудничает С.Рахманинов, проявивший себя не только как композитор, но и как выдающийся оперный дирижёр. Рахманинов совершенствует организацию работы дирижёра – благодаря ему разворачивается и переносится на свое современное место дирижёрский пульт, прежде находившийся за оркестром (лицом к сцене).

Слайд 36 , 37, 38, 39, 40

В качестве художников-постановщиков участвуют в создании спектаклей выдающиеся художники Коровин, Поленов, Иванов, Исаков, Рабинович.

За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры, дирижёры, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства.

Слайд 41

Интересен такой факт. На российской купюре в 100 рублей, выпущенной в 1997 году, было изображено здание Большого театра.

Слайд 42, 43

Начиная с момента рождения театра и до сегодняшних дней, в Большом театре было представлено более 1000 премьер! Старые спектакли сменяются новыми, репертуар театра постоянно расширяется и обновляется, труппа регулярно пополняется новыми именами. На момент создания театра труппа включала в себя всего 13 музыкантов и около 30 артистов, а сегодня численность коллектива более 2000 человек. Большой театр – это грандиозная совокупность величия прошлого и творческого и технического прогресса.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Искусство Большого театра

Автор: Русинова Вера Михайловна

Дата: 17.05.2020

Номер свидетельства: 550020

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Урок музыки по теме : «Большой театр». "
    ["seo_title"] => string(37) "urok-muzyki-po-tiemie-bol-shoi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "237411"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444310290"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Большой театр "
    ["seo_title"] => string(15) "bol-shoi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "237880"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444410603"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Художник в театре кукол. План-конспект урока ИЗО в 9 классе по программе Б.М.Неменского "
    ["seo_title"] => string(97) "khudozhnik-v-tieatrie-kukol-plan-konspiekt-uroka-izo-v-9-klassie-po-proghrammie-b-m-niemienskogho"
    ["file_id"] => string(6) "131851"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416238946"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "«Путешествие в театр» "
    ["seo_title"] => string(24) "putieshiestviie-v-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "110529"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406143638"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "«Художник в театре» "
    ["seo_title"] => string(21) "khudozhnik-v-tieatrie"
    ["file_id"] => string(6) "110557"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406195861"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства