Просмотр содержимого документа
«"Игровой фольклор"»
Игровой фольклор
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой , своего рода моральный кодекс, который усваивается в детстве «играючи».
Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. Знакомство с играми других народов, где отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки является и неотъемлемой частью интернационального воспитания.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство социализации, является подготовкой, репетицией к будущей взрослой жизни детей, вхождением в социальную среду, которая формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Огромное воспитательное значение уже заложено в правилах народной игры. Детский игровой коллектив – это группа совместно действующих детей с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля, обеспечивающими одинаковые для каждого ребенка права на активную роль и творчество, детей, умеющих договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорные вопросы, конфликты. Коллективные действия объединяют детей общими переживаниями и помогают формировать правильные отношения, умения жить с людьми.
Народная игра как средство обучения, теория и практика игры включают в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов, основными из которых является классификация детских игр и методика руководства ими.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения часто сопровождается неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, что положительно сказывается на психическом здоровье детей.
Использование русских народных игр в воспитании детей как дошкольного так и младшего школьного возраста направлены на духовное совершенствование личности ребенка, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.
Игра позволяет развить индивидуальные творческие способности школьников, их игровые навыки, артистизм, научить анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров. Кроме того, программа позволяет детям получать и дополнительную информацию.
Народные игры, хороводы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки.
Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игры предшествуют трудовую деятельность ребенка. Он начинает играть до того, как научится выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Она формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Правильно организованные подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков.
Детская игра выполняет множество функций: развивает мышление и речь, наблюдательность и память, воображение и коммуникативные навыки; учит управлять эмоциями, контролировать и позитивно использовать агрессивность; позволяет усвоить социальный опыт взрослых, овладеть многими навыками этнического происхождения; приобщает к доступным формам трудовой деятельности; воспитывает дружелюбие и чувство справедливости; тренирует физическую выносливость и самообладание, настойчивость и терпение; закаляет волю. По мнению С.А. Шмакова, игра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобный для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей: это сфера сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых. В контексте здоровья нации игра и детство приобретают важную роль, поскольку вектор их развития обращен в будущее. Здоровьесообразны народные подвижные игры, отвечающие потребности ребенка в движении, поз.
Очень важной и плодотворной формой работы являетсяфольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора.
Игра является одной из составляющих форм работы в фольклорном коллективе. Существование множества традиционных фольклорных игр практически на все случаи жизни позволяет значительно активизировать процесс усвоения народного творчества. Обучающие методики (рассказ, беседа, непосредственное подражание взрослому, выступающему как образец, и другие) дополняют игровой метод там, где необходимы полезные знания и навыки, расширяющие возможности детей в окружающем мире.
Приложение
Бояре – старинная русская народная игра.
Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15. Первая команда идет вперед со словами: -Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место: -Дорогие, а мы к вам пришли! Другая повторяет этот маневр со словами: -Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли? Начинается диалог: -Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? Первая команда совещается и выбирает кого-то: -Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного). Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается: -Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас. -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится. -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит. Первая команда завершает: - Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда! Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.
Дударь
Все встают взявшись за руки в круг. В середине – «Дударь».
Участники игры держатся за руки, идут по кругу и поют:
Дударь-дударь-дударище, Старый-старый старичище, Его во колоду, его во сырую, его во гнилую. Затем круг хором спрашивает у «Дударя»: – Дударь, дударь, что болит?
«Дударь» отвечает, одновременно показывая, на какую-либо часть своего тела, лица, что у него болит. Например: «Нога болит!» (при этом он берется за ногу там, где она «болит») В кругу повторяют с сожалением: – Ой, нога болит! После этого играющие, стоящие кругом, держась, как и «Дударь» за ту же ногу и в том же месте, где и он, начинают ходить по кругу вокруг «Дударя» и снова поют ту же песню. Игра продолжается до тех пор, пока «Дударю» не надоест. Тогда в тот момент, когда его спрашивают, что у него болит, он отвечает: – Всё болит! И после этих слов все бросаются врассыпную, а «Дударь» ловит кого-нибудь – тот и становится новым «Дударем».
Русская народная хороводная песня-игра «В хороводе были мы» (дважды проигрывается с девочкой и мальчиком)