kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК – СЕМИНАР «ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА ДЕТСТВА» (поэтика детского фольклора-7 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. сформировать целостное представление о поэтике детского игрового фольклора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРОК – СЕМИНАР «ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА ДЕТСТВА» (поэтика детского фольклора-7 класс).»

УРОК – СЕМИНАР

«ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА ДЕТСТВА»

(поэтика детского фольклора-7 класс).

ЦЕЛЬ: - сформировать целостное представление о поэтике детского игрового фольклора.

ЗАДАЧИ:

  1. Способствовать формированию умений обощать знания полученные из разных источников, продолжать формирование навыков самостоятельной работы в группах, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.

  2. Развивать умение творчески применять полученные знания, умение вести рассказ, умение выступать перед товарищами.

  3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение и любовь к устному народному творчеству.

ОБОРУДОВАНИЕ: применение ТСО, раздаточный материал, книжная выставка.

ЗВУЧИТ: _______________________________

УЧИТЕЛЬ –здравствуйте ребята! Тема сегодняшнего урока – семинара «Игровая культура детства». На прошлом уроке вам было предложено разделиться на группы, выбрать задание, подготовить сообщения по темам и при помощи вспомогательного материала, в творческой форме проиллюстрировать малые жанры детского игрового фольклора.

И сегодня на уроке мы с вами узнаем, послушаем и посмотрим что же такое: колыбельные песни, пестушки – потешки, считалки, скороговорки, дразнилки, частушки.

Мы приступаем к работе. Что же такое игровая культура детства? Это поэтика детского игрового фольклора. С фольклором вы уже встречались и на уроках литературы и на наших уроках в пятом классе и конечно же в жизни. А кто мне скажет, сколько лет, и в какой форме существуют фольклорные произведения?

Ученики - сотни и тысячи лет в устной форме.

Учитель – Действительно. Устно-поэтические произведения передавались устным путем. С возникновением письменности люди стали передавать свои мысли на далекие расстояния и из поколения к поколению. И сегодня мы с вами поближе познакомимся с жанрами детского игрового фольклора. Но сначала давайте вспомним и запишем что же называется фольклором.

ФОЛЬКЛОР- устное народное творчество, которое соединяет в себе все виды искусства.

А что означает слово «жанр» - род, вид.

Все записали, молодцы. Теперь давайте посмотрим, какие песенки, потешки, считалки, дразнилки, игры жили и живут на деревенских улицах, в городских дворах, школах, в детских садах. И вы увидите, что не так уж мало знаете сами.

Я предоставляю слово нашей первой творческой группе, которая расскажет нам о колыбельных песнях.

1-й ученик- Существует множество колыбельных песен, баек, люлюшек. Есть большие тексты с развитыми сюжетами. В этих песнях действуют и котенька-коток и люлюшки, и петушок и собачка. Они оберегают ребенка, появляются и первые сказочные герои: Сон, Дрема. Если действующие лица колыбельной песни тревожат ребенка, пуга.т его, он старается избавиться от них в спокойном ласковом сне. Ведь колыбельные песни поют тем детям, которые долго не могут заснуть.

(учащиеся по очереди зачитывают текст)

1-й – Спи, дитя, спи мое,

Спи до белого дня;

Еще будет пора –

Мы разбудим тебя.

2-1 – Сон да Дрема

По качульку брела,

По качульку брела,

К дочке в люльку забрела.

3-й – Люли, люли,люли

Прилетели гули.

Стали гули ворковать,

У меня дочка – засыпать.

4-й – Люшеньки, люли,

Спи, дитя, усни,

До утренней зари,

До свежей росы.

Учитель – А кто мне скажет, как принято петь колыбельные песни?

Ученик – Колыбельные песни принято петь вполголоса, неторопливо.

Учитель – А как вы думаете, что помогает ребенку уснуть во время колыбельной песни?

Ученик – Однообразие напева, спокойная манера исполнения.

Учитель – Давайте запишем в тетрадь. Колыбельная песня – маленькое музыкально-поэтическое переживание ребенка, который прежде чем уснуть, наслаждается любовью матери и лирической игрой чистой красоты пения.

А теперь вспомните, как вам в детстве ваши мамы пели колыбельные песни.

(Учитель поет колыбельную, дети поют песни – театрализованный кусочек)

Учитель – Ребята, а кто еще вспомнил колыбельные песенки? Пропойте нам. А вспомните, что каждый вечер звучит с экранов телевизора в детской передаче «Спокойной ночи малыши»?

Учащиеся – колыбельная.

Учитель – давайте все вместе ее споем.

ПЕСНЯ

Учитель – Спасибо первой группе. И я предоставляю слово группе 2.

1-й –ученик – У нас тема пестушки-потешки. Слово «Пестушка» - происходит от глагола «пестовать – нянчить», заботливо с любовью растить ребенка. (на экране высвечивается определение)

2-й – Пестушки – это короткие песенки. Пестушки вызывают у ребенка радость,улыбку, веселый лепет, эмоциональное возбуждение. Исполняя их, мать или отец изливает на ребенка всю свою нежность,радость, любовь, теплоту, и в результате рождаются ответные чувства.

3-й – Слово «потешка» происходит от глагола потешать – забавлять, развлекать, веселить. Пестушка обусловлена каким-либо действием ребенка, потягиванием, болезнью.

Учитель – Давайте послушаем пестушки – потешки.

Девочка – Тяги,тяги, потягушеньки

На доченьку порастушеньки.

Ты расти здоровая – во все времечко,

Как пшенично тестечко.

2-я – У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли,

Улетите за горы.

У пчелки хвори,

У ласточки хвори,

А Ваничкины хвори

Уйдите березке в корни.

(мальчик берет куклу сажает на колени и приговаривает..)

Мальчик –

Ехали мы, ехали

В город за орехами,

По кочкам. По кочкам.

По маленьким пенечкам-

Да в ямку – бух

Раздавили сорок мух

2-й – (постукивает деревянными ложками)

- Услыхали калачи –

Попрыгали с печи

Давай подпевать,

Подпевать да танцевать;

Та-та-та, та-та-та

3-я –

Сорока –сорока

Где была? – далеко

В лесу на опушке,

В новой избушке,

Кашку варила,

На пороге становила,

Деток кормила.

И Этому давала…

А этот мал,

Круп не драл

В лес не ходил

Дрова не рубил.

Печь не топил,

Воду не носил

Кашку не варил.

Вот он ходит,

Воду носит.

Дрова рубит.

Баньку топит

Гостей моет.

Учитель – Спасибо ребятам. А мы с вами еще раз вспомним, что такое пестушки-потешки. А теперь поговорим о считалках и слово следующей творческой группе.

Ученик – Происхождение считалок восходит к глубокой старине. Сочиняли считалки сами ребята в разные времена. Так они передавались из поколения в поколение. Всем известно, что считалки нужны для того, чтобы по справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре. А в некоторых играх при помощи считалок можно определить порядок, в котором каждый должен вступать в игру.

Учитель –Сейчас мы с вами запишем в тетради что такое считалки. Считалки – рифмованное стихотворение. И сейчас ребята продемонстрируют нам считалки. А кто начнет я сейчас определю. Станьте, пожалуйста, в круг:


Собрались мы поиграть.

А кому же начинать.

Раз, два, три,

Начинаешь ты!

1-й –

Заяц белый.

Куда бегал?

В лес дубовый.

Что там делал?

Лыко драл.

Куда клал?

Под колоду.

Кто украл?

Родион.

Выйди вон!

2-й -

Катилась торба

С великого горба,

Что в той торбе?

Хлеб – поляница.

Кому доведется.

Тому и водиться.

3-й –

Есть считалки « с выбором», например, такая:

Дора, дора, помидора,

Мы в саду поймали вора,

Стали думать и гадать,

Как бы вора наказать?

Мы связали руки, ноги

И пустили по дороге

Вор шел. Шел, шел

И корзиночку нашел.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Ленты, кружева, ботинки.

Что угодно для души.

(Тот на кого пришлось последнее слово, не выходит из круга, а должен выбрать что-нибудь из корзинки. Например, он выбрал кружево. Тогда считалку начинает снова тот, кто выбирал. На кого придется слово «кружева» - выходит . И так до тех пор. Пока не выйдут все- кроме одного).

1-й –

Аты – баты – шли солдаты,

Аты – баты – на базар.

Аты-баты – что купили?

Аты-баты – самовар.

Аты-баты – сколько стоит?

Аты-баты – 3 рубля.

Аты-баты – кто выходит?

Аты-баты – ты и я.

Учитель - ребята все время сочиняли и сочиняют новые считалки. Иногда даже из книг их берут, из каких-то стихотворений:

- Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон,

Кто не верит – выйди вон.

(дети читают считалки)

Учитель - Спасибо группе за работу. Я надеюсь что некоторые из вас узнали сегодня новые считалки и смогут их применять. А теперь слушаем следующую группу.

Ученик – Один из любимейших жанров фольклора у детей – это скороговорки. Употребление скороговорок развивало у детей чувство языка, содействовало преодолению косноязычия. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки. Но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Особой популярностью пользуются произведения со сложным и богатым звуковым оформлением (частые повторы, внутренние рифмы).

1-й –

У ежа в гостях ужата,

У ужа в гостях ежата.

Учит бегать еж ужат,

Учит ползать уж ежат.

2-й – уплотненность труднопроизносимых согласных в скороговорках объясняется стремлением к развитию артикуляции речевого аппарата:

Пошел Ипат

Лопаты покупать.

Купил Ипат

Пять лопат.

Шел через пруд,

Зацепился за прут.

Упал в пруд Ипат.

Пропали пять лопат.

3-й – Есть скороговорки, слова которых в основном складываются на одну из букв алфавита. Это позволяет детям запомнить каждую букву алфавита.

Петр петрович

По имени Перепелович

Поймал перепелку,

Пошел продавать,

Понес на рынке,

Просил полтинку,

Подали пятак,

Он и продал так.

4-й - Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами.

- Дели с дружком

Пирожки с творожком.

Хорош пирожок-

Внутри творожок.

- По росе босой Сысой

Сено косит косой.

- Тянется Тимошка к Трошке,

Крошит в окрошку крошки.

1-й – А теперь я прошу выйти по 1 человеку от каждой группы. Сейчас небольшой конкурс. Вы должны по очереди повторить скороговорку. Сначала медленно, потом быстрее, и быстро. Задание понятно? Вот скороговорка:

У Сени и Сани

В сетях сом с усами.

Учитель - спасибо группе4. И давайте запишем в тетрадь формулировку-

Скороговорка - Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

И продолжает наш урок группа №5. Они расскажут о дразнилках.

1-й – Мы часто слышим во дворах. Что кричат наши сверстники.

Бабка-ежка,

Костяная ножка.

Вышла на улицу,

Раздавила курицу.

Курица плачет.

Бабка-ежка скачет.

Хоть и не водятся теперь бабы-яги, а дразнилка живет во дворах.

2-й – конечно , не хорошо и некрасиво высмеивать какие-то физические недостатки человека, вообще все качества, которые зависят не от него. В некоторых стишках - их очень удачно назвал один ученый поддевками- поддеваются, поддразниваются ребята по своим именам:

- Сергей, воробей,

Не гоняй голубей

Голуби бояться.

На крышу садяться.

Гоняй галочек

Из-под палочек!


- Коля, Коля, Николай,

Бросил шубу на сарай,

Шуба вертится.

Коля сердится!

3-й – А вот выйдет человек в новом костюме, в матросском, например. Если скромно держит себя, то вдруг и обойдется без шуток. Ну а если уж хвастает обновкой, то сразу слышит:

- Моряк

С печки бряк

Растянулся как червяк!

Или

Воображуля первый сорт,

Куда едешь-

На курорт?


Шапочка с помпончиком.

Едешь под вагончиком!

4-й – Раньше завидев самолет в небе дети кричали:

Аэроплан, аэроплан

Посади меня в карман,

А в кармане пусто,

Выросла капуста.

Учитель – А кто из вас знает дразнилки?

1-й – Маланька - маленька.

Чуть повыше валенка,

В лапти обуется,

Как пузырь надуется.

2-й – Савка на лавке

Перебил склянки;

Полез в кадушку.

Прищемил ушки;

Полез на печку,

Отшиб плечики.

Учитель – Спасибо всем. Теперь записываем в тетрадь определение дразнилок.

Учитель – И последняя творческая группа. Что же они нам поведаю?

(выходит 6-я творческая группа)

1-я –

Ставьте ушки на макушке.

Слушайте внимательно

Пропоем мы вам частушки

Очень замечательно.




2-й –

Балалаечка – гудок

Свое дело знает.

Она в Васиных руках

Хорошо играет.

3-й –

В кухне веник я нашел

И квартиру всю подмел,

И остались от него –

3 соломинки всего.

4-я –

Коля ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки,

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

5-я –

В поезд входят три юнната:

Ох, народу сколько тут!

Занимай места. Ребята,

А то бабушки займут.

1-й – Говорит лентяке мать:

Убери свою кровать.

Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала.

2-й –

Утром рано малышок

В школу к нам стучится.

Открывайте шире дверь –

Я пришел учиться.

3-й –

Ветер дует. Ветер дует,

Ветер дует и шумит.

На уроках надо слушать,

Что учитель говорит.

4-й –

Как бежим по коридору,

Пол трясется с потолком.

Малыши, давай дорогу,

А НЕ ТО ВАС С НОГ СШИБЕМ.


5-й –

Ох. Довольно, мы напелись

Дайте смену новую.

Ой, спасибо гармонисту –

За игру веселую.

Учитель - И вам большое спасибо. И все мы конечно поняли, что у нашей шестой группы были частушки. И давайте запишем в тетради –

Частушка – короткая 4-х строчная рифмованная песенка – припевка. Все записали?

Все творческие группы показали и рассказали нам о малых жанрах детского игрового фольклора. Давайте еще раз вспомним, с какими жанрами детского игрового фольклора мы сегодня познакомились? Колыбельные песни, пестушки-потешки, считалки, скороговорки, дразнилки, частушки.

Учитель – А что такое фольклор- устное народное творчество.

Колыбельные песни?

Пестушки – потешки?

Учитель – я сечас раздам вам мини-билеты на которых находится текст. Ваша задача определить к какому жанру относится этот текст?

(учащиеся работают с билетами)

Учитель – Молодцы! А я вам хочу рассказать о еще одном жанре – это небылицы – произведения, в которых развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здорового смысла. Вся система их образов противоречит жизненным реальным наблюдениям.

Небылицы способствуют активизации рассудочной деятельности ребенка, дают обильный материал. Требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. Сущность небыли сводится к тому, что необходимые функции одного предмета приписываются другому. Вот послушайте:

-рано утром, вечерком

Поздно на рассвете,

Ехал дяденька верхом

В ситцевой карете.

А за ним во всю прыть.

Прыгая шагами,

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

Заяц на небо взглянул,

Там землятресенье

И из тучи на него

Капало варенье.

Интерес ребенка к небылицам поддерживается их редкой эстетической действительностью. Она достигается за счет перестановки объектов и обратной координацией действия послушайте:

Ехала деревня

Мимо мужика

Вдруг из – под собаки

Лают ворота

Выскочила палка

С бабкою в руке

И давай дубасить

Коня на мужике.

Крыши не пугались

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

Деревня закричала:

Озеро горит!

Сено на соломине

Тушить пожар спешит.

Вот еще такой жанр как небылицы существует в детском игровом фольклоре.

А наш урок подошел к концу и сейчас я поставлю оценки.

А домашним заданием будет найти новые жанры детского игрового фольклора.

Урок окончен. Прошу всех выйти из класса.


















Приложение

МИНИ – БИЛЕТЫ




(колыбельные)


Баю дитятку мою!

Придет старый старичок.

Хворостинкой посечет,

Он за то посечет,

Что ты мало ночью спишь

По ночам всегда кричишь.


Баю, баю,баю, бай,

Иди, бука под сарай!

Буке некуда легчи:

Под сараем кирпичи.


Баю, баю, баиньки,

Купим Тане валенки,

Наденем на ножки.

Пустим по дорожке.


(пестушки-потешки)

Не плачь, не плачь, детка.

Прискачет к тебе белка.

Принесет орешки –

Для маленькой потешки.


Дыбочек – дыбок,

Скоро Васеньке годок,

Вырастай с дубок,

Достанешь потолок;


Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки,

На окно поставили,

Остывать оставили.

Остынут, поедим

И воробышкам дадим.


(скороговорки)

Крот нору рыл

Рыл и не дорыл.


Баран буян

Залез в бурьян.


Шесть мышат

В камыше шуршат.


Лиса в лесу

Лисята – в лазу.


Оса боса и без пояса.


Скакала сорока

По сосне и осоке.


(дразнилки)

Антошка-картошка,

Нос – лепешка,

Сам с ладошку,

Скачет по окошкам.


Аннушка- невеста,

Съела горшок теста!


Алка – копалка

Сзади скакалка,

Поскакала на парад

Растрепала весь наряд.


Ванька – встань-ка карапуз,

Надевай большой картуз,

Каравай съешь хлеба

Вырастешь до неба.



(считалки)

Ехала машина

Темным лесом

За каким-то

Интересом –

Инте, Инте, интерес

Выходи на букву С.


Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон

Кто не верит – выйди вон.



(частушки)

Я под краном руки мыла,

А лицо умыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Закричал: «Какой позор!»


Меня мама так любила

Как иголку берегла.

Коромыслом отлупила

И в сарае заперла.


Маша, ела хохоча

Гречневую кашу,

Отмывали целый час-

Гречневую Машу.


23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
УРОК – СЕМИНАР «ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА ДЕТСТВА» (поэтика детского фольклора-7 класс).

Автор: Безручкина татьяна Викторовна

Дата: 24.01.2017

Номер свидетельства: 383431


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства