На вершине Олимпа, самой высокой горы Греции, в великолепных чертогах живут Боги и…. музы. Они являются, дочерями самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями.
Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Музы изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить их вдохновения.
(На музыкальном фоне звучат стихи, выходят Музы в танце)
Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, Жестами все выражая, Полимния славит героев.
Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,
Эвтерпа- Добрый вечер, дорогие друзья! Я Эвтерпа-покровительница лирической поэзии и музыки!
Эрато- А я муза Эрато- покровительница любовной поэзии! Сегодня мы будем говорить с вами о чуде. О чуде, которое живёт рядом с нами. Его нельзя потрогать руками, но можно увидеть и услышать. Оно способно заставить нас плакать и смеяться…. Оно имеет душу и сердце. Эвтерпа-Это чудо рождается здесь и сейчас, в этом зале …. и имя ему – музыка!!! (Обращаясь к Эрато) Я думаю ты согласишься со мной - нет такого поэта, который не задумывался бы над тем, как звучат его стихи. Многие из них не возражали бы против переложения своих поэтических произведений на музыку, ведь мелодия стихотворения в сердце поэта всегда созвучна его настроению и переживаниям.
Эрато- Абсолютно согласна! «Музыкант должен быть поэтом, а поэт музыкантом»
Вероятно, поэзия, музыка и душа поэта связаны воедино, и такое единение может вдохновлять на создание интересных поэтических образов. Таким образом-вдохновителем очень часто выступает образ любви. Не остался равнодушным к любовной поэзии и композитор Оффенбах, сочинивший оперу «Сказки Гофмана». Звучит дуэт из этой оперы «Баркаролла»
1.Номер : «Баркаролла» исполняет Оксана Антонова и Дина Кожагулова , концертмейстер Ольга Шараева
Эрато- Ветер чуть слышно поёт Липа вздыхает у сада…. Чуткая музыка всюду живёт – В шелесте трав, в шуме дубрав – Только прислушаться надо.
(обращаясь к Эвтерпе)- Какие музыкальные стихи! Не правда ли?!
Эвтерпа – Действительно-стихи и музыку многое объединяет. Но самое важное, что объединяет музыку и поэзию – это душа. Поэт Райский настолько образно передал красоту природы в своем стихотворении, что композитор Векерлен восхищенный красотой его поэтического языка написал на его произведение музыку и назвал свое произведение «Песня бабочки»
2.Номер «Песня бабочки» (анимация с бабочками) Звучит песня в исполнении Ваксовой Алины. Концертмейстер Ольга Шараева
Эвтерпа-(прогуливаясь по сцене с листом бумаги и пером)
Чистый лист бумаги, нотная строка…
звуки всей Вселенной в мыслях у меня…
Дай мне силы, Боже, это удержать.
Красоту созвучий людям передать!
«Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой» Музыка проясняет и открывает ее. Делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию.
Эрато(подходя к Эвтерпе)- И когда поэзия достигает наивысшей красоты, она приближается к музыке. И, наоборот, под воздействием музыки могут быть созданы сильнейшие поэтические произведения. О эти рыцари,......
3.Номер «Серенада Дон Кихота» в исполнении Дмитрия Логунова. Концертмейстер Е. Зинченко
Эрато- Песни могут быть самые различные по характеру и исполняться где угодно. Это самый демократический жанр музыки. Музыка звучит всюду: на праздниках, сопровождает театральные представления, и даже в кинофильмах. Послушай «Песню юности» композитора Бабаева из кинофильма «Хитрость старого Ашира»
4.Номер «Песня юности» » из кинофильма «Хитрость старого Ашира» К-р А Бабаев сл. Кара Сейтлиева рус. Текст Г. Регистана . исп. Айганым Жусупбекова конц. О. Шараева
Эрато- Но ведь Андрей Аванесович Бабаев писал музыку не только к кинофильмам , он работал во многих вокальных жанрах, и как многие композиторы считал вальс высоким образцом музыки.
Эвтерпа- О Вальсе сказано не мало! За два столетия подряд На вечерах и карнавалах Не потускнел его наряд!
О вальсе казано не мало! Он в песнях и стихах воспет! И столько б танцев не бывало, А лучше вальса, право нет!
Эрато-Давай пригласим на сцену юную Музу, которая исполнит нам
«Звездный вальс» Андрея Бабаева на стихи Харитонова
5.Номер «Звездный вальс» В исполнении Кожагуловой Дины .Концертмейстер Ю Ермакова
Дина - Я вам исполнила песню, но к вокальной музыке так же относятся: и романс, и произведения для хора, оперы, оперетты….
Эрато- (перебивая) Например- оперетта…В переводе с итальянского означает «Маленькая опера». Много оперетт, или, как их у нас чаще называют, музыкальных комедий, создано советскими композиторами.
Под музыку выходят Логунов Д. и Кахарманов С.- (движения в танце)
Логунов -Хотите ли послушать куплеты из оперетты?!
Кахарманов -Фомы
Логунов – и Филипа
Музы- Просим!!! (хлопая в ладоши)
6. Номер «Куплеты Фомы и Филипа» из оперетты « Вольный ветер» в исполнении Логунова Д. и Кахарманова Ст. Концертмейстер Е. Зинченко.
Кахарманов- Мы уходим, но музыка оперетты остаётся
(на сцену со словами выходят на встречу друг другу А. Акимов и Р. Логинова)
Р. Логинова- Они уносят дух - властительные звуки, В них упоение мучительных страстей, В них голос плачущей разлуки, В них радость юности моей.
А. Акимов- Взволнованное сердце замирает, Но я тоски не властен утолить. Душа безумная томится и желает... И петь, и плакать, и любить..
7.Номер «Помнишь ли ты» А. Акимов и Р. Логинова. Концертмейстер Е. Зинченко
Эрато- Если оперетта это маленькая опера, то какая же большая опера?!
Эвтерпа- Это самый монументальный жанр вокальной музыки. Сюжет зачастую композиторы черпают в литературе, поэзии. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог).
Сейчас мы услышим прекрасное «Ариозо Наташи» из оперы Даргомыжского «Русалка».
8.Номер «Ариозо Наташи» в исполнении Анны Фоминой. Концертмейстер Ю. Ермакова
Эвтерпа- А ты знаешь, что сценическому диалогу в опере соответствует музыкальный ансамбль. А ансамбли бывают…….. дуэт, трио, квартет, квинтет (выходят по очереди).
А. Садвокасова и Б. Ибраева)
Б.Ибраева - Когда простую песню слышишь, Когда ты сам ее поешь, Одним дыханьем с нею дышишь И в ногу вместе с ней идешь.
А. Садвокасова - Послушай, как щебечут птицы. Послушай, как поет волна. Как дождь в окно твое стучится, Повсюду музыка слышна
Эрато- Хор мальчиков-колокольчиков из оперы «Волшебная флейта В. А. Моцарта
9.Номер «Послушай, как звуки хрустально чисты» . Исполняют Анара Садвокасова и Байаргуль Ибраева. Концертмейстер Ю. Ермакова
Эвтерпа-(стоя у рояля)Коснусь я клавишей рукою - наполнив музыкой сердца…(садится за рояль, играет)
Эрато- дуэт Ольги и Татьяны «Слыхали ль вы» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» на стихи гениального поэта А. С. Пушкина.
11.Номер «Слыхали ль вы»О. Антонова и Г. Прямосудова
Г. Прямосудова- Два великих творца! Гениальный поэт А. С. Пушкин и великий композитор П. И. Чайковский…и их бессмертное творение – опера «Евгений Онегин» . Каждый номер этой оперы-шедевр .
О. Антонова-И еще один яркий пример тому- «Ариозо Онегина»
12.Номер «Ариозо Онегина» в исполнении Акимова А. Концертмейстер Е. Зинченко.
Эрато- Песня – самый древний и самый распространенный в наши дни музыкальный жанр. О песне говорят, что она родилась вместе с человеком. Песня в отличие от других художественных сочинений звучит не долго.
Эвтерпа- Но за этот короткий миг она выполняет миссию, которая выпадает на долю произведения искусства.
(выходят по очереди участники концерта)
А. Фомина-Без музыки не проживу и дня! Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов, В молчанье трав и в радуге цветов,
А .Садвокасова-И в зареве рассвета над землей... Она везде и вечно спутник мой.
Ей всё подвластно: радость и тоска, В ней - просто миг и долгие века.
Б. Ибраева-И воскресить умеет и убить, заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас? Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Г. Прямосудова- Без наших дум и радостей земных, без мелочей смешных и не смешных?..
Мы ей за всё – «спасибо!» говорим, и, веря в торжество ее, - творим!
Эвтерпа-Наш концерт завершается…. Скоро смолкнут звуки музыки…Мы разойдёмся. Но… Прислушайтесь…Ведь в каждом из нас звучит музыка… порой радостная или печальная, быстрая или неторопливая, как ручеёк тихая или как океан шумная…У каждого из нас она своя, неповторимая…
Эрато-И пусть всегда в вашей душе поют ангелы! А в этом зале звучит хорошая, добрая песня
13. Финал «Застольная» из оп. «Травиата» Исполняют все участники концерта.
Без свирели, без флейты ,без скрипки, Без певучести соловья. Чтобы значили эти улыбки, Что везде караулят меня? Всё пронизано музыкой, песней, Откровенностью, радостью птиц. Тёплым вечером в роще чудесной Светлый месяц под музыку спит. Всюду музыка, в шуме под клёном, В соловьиных коленах в саду. И в твоём поцелуе влюблённом, И в твоём обещании: «Приду…»
…Звезда за звездою летела…
Заснуть бы, да только невмочь.
Вдруг девушка рядом запела,
И песни наполнили ночь.
О, как они нежно звучали,
От первой строки до конца!
О, сколько в них было печали,
О, как в них любили сердца!...
Ветер чуть слышно поет, Липа вздыхает у сада Чуткая музыка всюду живет,- В шелесте трав, В шуме дубрав,- Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей, Падает гром с небосвода – Это мелодией вечной своей Мир наполняет природа.
Тихие слезы свои Ива роняет у брода, Трелью приветствуют ночь соловьи, Звоном ветвей, песней дождей, Мир наполняет природа.