.Тема | «Через пение к свободе и добру» |
Группа | учащиеся 5-6 классов |
Цель: | приобщение школьников к музыкальному искусству через пение как способу выразить свои внутренние душевные переживания |
Задачи | формировать собственное представление о классической и эстрадной манере пения; развивать вокально-хоровые навыки (дыхание, звуковедение, звукоизвлечение); приобщать к разным видам искусства, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, расширять кругозор . |
Формирование предпосылок УУД: |
Формирование интегративных качеств (развивающие и воспитательные задачи) | гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала; раскрытие воздействия музыки и ее влияние на настроение; овладение некоторыми приемами при пении на основе музыкально-теоретических знаний и навыков; восприятие музыкальных произведений во взаимосвязи со смежными видами искусства; восприятие драматургии музыкальных произведений через различные формы музицирования: соло, вокал, хор |
коммуникативные | выражение своего индивидуального восприятия музыкального; участие в совместной деятельности (ансамбль, хоровое пение) |
регулятивные | умениеудерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания |
познавательные | умение оценивать результат самостоятельно и с помощью взрослого в составе ансамбля, хора |
личностные | умение осознавать свои возможности, умения, качество звука при исполнении вокального произведения |
Оборудование | музыкальный центр, диски, фортепьяно, мультимедийная установка. |
Музыкальный материал | А. Рыбников. Мелодия из кинофильма «Вам и не снилось». Е. Сокольская «Дарите музыку». Песни новогодней тематики. |
Этапызанятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
Этап мотивации к учебной деятельности (организационный момент и мотивация) Задачи этапа: организовать и ввести учащихся в вокальную деятельность, опираясь на определения по певческой установке, певческому дыханию | Музыкальное приветствие. А. Рыбников. Мелодия из кинофильма «Вам и не снилось» Работа с основным мотивом (вокализ). Формирование навыков легато (снятие внутреннего напряжения, ощущение психологической и физической раскованности, подготовка голосового аппарата к пению). | Соблюдение правил певческой установки: выработка внешнего поведения певцов основное положение корпуса и головы Исполнение «вокализа». Звуковедениелегато | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и со сверстниками Познавательные: владение словарем некоторых музыкальных терминов и понятий в процессе размышлений о голосе как о даре, данном при рождении. Регулятивные: проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий) в процессе работы над голосом при исполнении вокализа |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в индивидуальной деятельности Задачи этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия музыкального материала. | Беседа о нравственных ценностях в мире людей- единстве красоты, истины и добра. О высоком достоинстве музыки и пения вообще и о их благотворном влиянии на людей. Знакомство с понятием «певческий голос». Разговор о красоте человеческого голоса, как музыкальном инструменте, позволяющем дарить приятные эмоции окружающим, слушающим нас людям. Е. Сокольская «Дарите музыку» Беседа о красоте произведения, опираясь на историю создания, стиль, жанровые особенности. Рекомендации перед исполнением эстрадного произведения с элементами академического стиля. Разучивание произведения с текстом и «впевание» произведения на вокальных слогах | Выявление кульминации произведения, главных эмоционально-ярких моментов. Исполнение произведения с текстом и вокальными слогами. | Личностные: выявление характерных свойств композиторской музыки Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Этап выявления места и причины затруднения Задачи этапа: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности. | Выявление сложных фрагментов совместно с учащимися. Определение удобных упражнений с определенными штрихами при отработке фрагментов Раскрытие понятия «артикуляция» в музыке, как определенного способа «пропевания» мелодии, в основе которого связанность или расчлененность нот.
| Выбор сложных фрагментов совместно с учителем. | Коммуникативные: нахождениеспособа исправить неудавшиеся фрагменты Познавательные: рассуждение, анализ собственного исполнения и исполнения всех участников; выявление причины неточного интонирования |
Этап построения проекта выхода из затруднения Задачи этапа: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения. | Контроль за чистотой унисонного звучания | Исполнение мелодии на определенные звуки с различными штрихами. Исполнение отдельных определенных фрагментов произведения, вызывающих особые затруднения. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Личностные: самоопределение уровня владения терминологией Регулятивные: постижение драматургии музыкального произведения при исполнении; осуществление взаимного контроля при исполнении произведения |
Этап закрепления Задачи этапа: зафиксировать изученное учебное содержание при повторном исполнении произведения, включающего два разных стиля | Контроль за исполнительским развитием (чистотой интонирования, кульминационным развитием) | Исполнение произведения с кульминационным развитием, непрерывным и напевным движением мелодии. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Личностные: индивидуальное восприятие музыкального образа, собственное представление сюжета Регулятивные: постижение драматургии музыкального произведения при исполнении; коррекция своего восприятия |
Этап творческого применения и добывания знаний в новой ситуации Задачи этапа: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого раскрывается образность музыкальных произведений, различные грани душевного состояния | Песни новогодней тематики. Контроль за эмоциональным состоянием исполнителей во время исполнения произведений. | Исполнение популярных вокальных произведений совместно с учителем и присутствующими на занятии. | Личностные: передача в собственном исполнении различныхэмоциональных состояний. Познавательные: умение использования общих приемов сравнительного анализа произведений; Регулятивные: исполнение произведенияи отражение в исполнениисобственных музыкальных образов |
Рефлексия | Предложение выразить участникам собственное личное отношение к возможностям своего голоса, ориентируясь на высказывания известных людей, связанных с искусством и наукой (литература, музыка, философия). Уильям Шекспир: И я умолк подобно соловью: Своё пропел и больше не пою.
Эдит Пиаф: Я пою не для всех — я пою для каждого ЧакХиллиг: Ты поешь песню не для того, чтобы добраться до последней ноты. Радость доставляет само пение. То же самое касается жизни. Радость в том, чтобы жить. | Выбор определенной цитаты известных людей, близкой к своему собственному эмоциональному ощущению от звучания своего голоса. | Личностные: индивидуальное восприятие музыкальных образов Регулятивные: выделение главных свойств человеческого голоса, необходимых для извлечения красивых, тембрально приятных звуков Коммуникативные: Анализ собственного исполнения, звучания голоса Познавательные: умение пользоваться голосом как музыкальным инструментом и как даром природы. |