1 группа – провести анализ специфических черт архитектурного конструктивизма Шарля Эдуара Ле Корбюзье на примере виллы Савой в Пуасси (учебник, с.195-196, илл.93). соотнести характерные признаки архитектуры виллы Савой, описанные в учебнике, с пятью основами новой архитектуры, сформулированными Ле Корбюзье:
Столбы-опоры – дом поднимается над землей на сваях;
Свободная планировка – применение каркаса обеспечивает свободную планировку интерьера;
Ненесущая фасадная стена – опоры каркаса отступают вглубь от плоскости фасада, что делает возможным любое его оформление;
2 группа – исследовать грандиозный проект советского конструктивизма – башню 3 Интернационала В.Е.Татлина (с.196 – 197, илл.94).
Структурировать информацию о башне снизу вверх.
Первый уровень башни: форма – куб, помещение предназначалось для заседания съездов (законодательная власть), скорость вращения – один оборот в год.
Второй уровень: форма – пирамида, помещение предназначалось для секретариата и администрации (исполнительная власть), скорость вращения – один оборот в месяц.
Третий уровень: форма – цилиндр, помещение предназначалось для типографии и информационного бюро, скорость вращения – один оборот в сутки.
Четвертый уровень: форма – полусфера, помещение предназначалось для размещения телеграфа и радио, скорость вращения – один оборот в час.
Творческое задание (приложение).
Группа 3 – исследовать признаки «органической» архитектуры Фрэнка Ллойда Райта на примере «Дома над водопадом» (учебник, с.197-198, илл.95, 96, рис.80-81 на цв.вкл.; рабочая тетрадь, задание № 30, с.38).
Группа 4 – находит отличительные признаки функционализма, изучая градостроительный проект Ле Корбюзье «Современный город на 3 млн жителей» и архитекторский проект города Бразилия Оскара Нимейера (с.198; СД).
Коллективное обсуждение вопроса из творческого задания 2 в учебнике (с.198).
Закрепление нового материала. Вопрос 1 в учебнике (с.198).
Рефлексия. Итоги урока.
Домашнее задание. Выучить урок № 31. Вопросы 1-2.
Приложение 1
Творческая работа ученицы 11 класса
Символическая интерпретация подвесных помещений башни 3 Интернационала, спроектированной В.Е.Татлиным
В соответствии с проектом башни 3 Интернационала В.Е.Татлина нижнее помещение, предназначенное для заседаний коммунистических съездов, располагалось в кубическом объеме, вращающемся со скоростью один оборот в год. Куб – это всегда основание, базис, устойчивость. Он символизирует нерушимость. В Древнем Египте фараонов изображали сидящими на кубических тронах – символе стабильности власти. Один оборот в год совершает Земля вокруг Солнца. Солнце – главный объект нашей Вселенной, источник жизни, а в Древнем мире и главное божество. Таким способом архитектор подчеркивал значение коммунистических съездов.
Второй уровень – пирамида. Она является символом единения многих форм (квадрата основания сторон и треугольников) в единое целое. В Древнем Египте – символ вечности и символ иерархии. Один оборот в месяц напоминает о лунном календаре. Так архитектор обозначил исполнительную власть. Исполнительная и законодательная власть идут рука об руку, как Солнце и Луна, и каждая из них играет важную роль в жизни общества.
Третий уровень – цилиндр, который является символом технического обеспечения работы съезда и СМИ. Вращается со скоростью один раз в день, намекает на динамику повседневной жизни, регулярное поступление информации, необходимое для быстрого реагирования и формирования глобальных решений.
Четвертый уровень – полусфера, символизирующая земной шар. Она находится выше всех остальных помещений, движется быстрее всех и как бы постоянно «держит руку на пульсе». Расположенные в ней телефон и телеграф позволяют получать вести со всех концов мира, а один оборот в час должен подчеркивать динамику мира.
Вся башня наполнена движением – спирали, направленные навстречу друг другу, готовые начать двигаться, вращаться, ввинчиваться в небо. Сама форма здания – будто падающая Вавилонская башня. Это рождает ассоциации с коммунистическим строем – мощной структурой, четко отлаженной в проекте, но подгнивающей в основах, не могущей выдержать собственного веса, начавшей падать до завершения. Очень символично.
Приложение 2
Задание 30.
Найдите на иллюстрациях фрагменты «органической архитектуры». В чем состоит особенность организации внутреннего пространства в зданиях, принадлежащих по стилю к «органической архитектуре», барокко, модерну?