Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Готический храм - образ мира". (10 класс)»
МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговский район Курская область
Урок 27
«Живой камень вечного Града».
Готический храм – образ мира
(10 класс, программа Емохоновой Л.Г.)
Учитель русского языка, литературы, МХК
Курбатова Г.Н.
2017 год
Информационно-методическая карта урока
Цель: развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей готического стиля, воплощенных в архитектуре храма.
Художественно-педагогическая идея урока: через звучание готических архитектурных форм и деталей, витражных сюжетов и красок прийти к открытию личностного смысла, развить у детей собственное отношение к храму как образу мира.
Задачи урока:
Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве со спецификой и образной системой готической архитектуры;
Развитие у учащихся способности к личностному проживанию изучаемого произведения искусства, а также умения анализировать, систематизировать и критически осмысливать материал;
Постижение мировоззренческих акцентов готического искусства, воплощенных в архитектурных памятниках.
Образно-смысловая модель урока: готическое окно-роза (8 лепестков вокруг композиционного центра) (рис.17).
Зрительный ряд: общий вид, интерьеры и витражи собора Нотр-Дам в Париже (иллюстрации на СД), иллюстрации братьев Лимбургов из «Роскошного часослова герцога Беррийского», «Бог измеряет мир циркулем» (иллюстрация из «Морализованной Библии» 13 век), страница с изображением невменной нотации.
Музыкальный ряд: Георг Бём «Хоральная прелюдия для органа», григорианский гимн и григорианский хорал.
Материалы: план Парижа, план собора Нотр-Дам, схема окна-розы, карточки с терминами, готический храм (архитектурные детали – рисунок в разрезе, схема фасада), карточки с сюжетами витражей (групповая работа), карточки-цвета (значение цвета в христианской символике), чистые листы бумаги, канцелярские принадлежности.
Оборудование (ТСО): музыкальный центр, магниты, свеча-шар.
Ход урока.
Пролог. Готическое искусство – личностные смыслы. Определение стиля, временные и пространственные границы эпохи.
Нотр-Дам – сердце Парижа. Строительство собора. Готический храм – каменная знциклопедия средневековой жизни.
Архитектурные особенности готического храма. Основные архитектурные элементы (работа с понятиями и схемами).
Вертикаль как воплощение идеи Вознесения. Эмоционально-образное погружение в атмосферу готического храма.
Свет и цвет как средство для создания таинственной атмосферы готического храма. Метафизика света (свет как символ божественной благодати). Три основных цвета и их значение в христианской символике.
Красота как единство пропорциональности, целостности и сияния. Гармония – «порядок всех вещей», основа музыки и архитектуры. Архитектор как композитор храма. Готический храм – «каменная симфония».
Готический храм как синтез иллюзорного и рационального. Храм как пространство, где соперничают земная тяжесть и божественный дух. Обобщение материала урока.
Активизация восприятия, воображения и творческого мышления;
Создание ситуаций творческого поиска.
Формы обучения: сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности.
Сценарий урока.
Художественно-педагогическая мизансцена
Парты и стулья расставлены так, чтобы посадить 3 творческие группы учащихся. Стол учителя сдвинут вправо, на нем – музыкальный центр и методические материалы к уроку. На доске размещены иллюстрации из СД (общий вид, интерьеры и витражи собора Нотр-Дам в Париже), крупная схема архитектурных деталей готического храма, но до начала урока створки доски закрыты. Окна затемнены, неяркое освещение около доски.
Пролог.
Звучит «Хоральная прелюдия для органа» Георга Бёма. Учитель медленно открывает створки доски, зажигает свечу-шар и, держа ее в руках, произносит слова пролога:
«Горит свеча: крохотная световая точка. Чтобы добраться до нее, надо преодолеть грузные массы тени. Всё освещено наполовину, но здание насыщено мыслью! Здесь запечатлены века, тысячелетия. Это лик самой человеческой бесконечности. Странно! Мы живем рядом с такими прекрасными вещами, а большинство из нас их не видит! Наше незнание шедевров – это забвение истины. Проникая в глаза, красота пробуждает сердце к любви, а без любви ничто не имеет ценности».
Так в конце 19 века писал скульптор Огюст Роден о готических соборах Франции. Тема сегодняшнего урока «Готический храм – образ мира».
Актуализация личностных смыслов, прежних знаний, сложившихся представлений, выявление эмоционального отношения к готическому искусству.
Какие смыслы звучат для вас в словах «готика», «готическое искусство»?
Какие ассоциации, символы возникают у вас, какое эмоциональное отношение вызывают эти слова?
Учитель: пользуясь текстом учебника (с.158), дайте краткие ответы на следующие вопросы:
Откуда произошло название готика и когда оно закрепилось за искусством этого периода?
Обозначьте временные границы готического искусства.
Дайте краткую характеристику этой эпохи.
Нотр-Дам – сердце Парижа.
Учитель: Еще во времена Римской империи вокруг острова Сите, что находится в судоходной части Сены, вырастает столица. Населенный кельтскими племенами паризиев, этот клочок земли впоследствии станет известен миру как… Париж (отвечают учащиеся).
Учащиеся рассматривают старинную карту Парижа и находят на ней остров Сите и обозначение собора Нотр-Дам.
В 1163 году было заложено основание храма. Начиная с этого времени вплоть до середины 14 века несколько поколений парижан были заняты на строительстве собора.
Учитель демонстрирует иллюстрации, изображающие строительство собора Нотр-Дам, в частности механизм «белка».
Распоряжались строительством епископ и его капитул, король и благодетели, которые вели переговоры с мастером-каменщиком и его помощниками – мастером-стекольщиком и мастером-плотником. Мастер-каменщик руководил бригадой работников-специалистов, в которую входили плотники, каменотесы, скульпторы, кузнецы, художники. Строительство храма в те времена было делом нелегким. Для поднятия тяжестей на высоту использовалась сила рычагов и «белки», приводимые в движение бегущим человеком.
Учащиеся самостоятельно изучают материал учебника и дают ответ на вопрос.
Учитель: Найдите на с.159 учебника ответ на вопрос: «Почему готический собор называют каменной энциклопедией средневековой жизни?»
Обратите внимание на иллюстрации. Перед вами западный фасад Нотр-Дам. Давайте войдем внутрь собора.
Учащиеся рассматривают западный фасад (СД) и план-схему собора Нотр-Дам, размышляют, делают выводы.
Что вы можете сказать о плане собора Нотр-Дам? В чем вы видите сходство и отличие от романских храмов?
Архитектурные особенности готического храма.
Учитель: В архитектуре Средневековья был совершен прорыв, можно сказать, революция. Преодолевая тяжесть каменной толщи, каркас здания разросся ввысь. А стена, прорезанная огромными окнами ярких многоцветных витражей, будто растворилась в потоках света.
Учащиеся в группах рассматривают разрез готического храма (учебник, с.159), используя в работе Словарь основных понятий.
На доске учитель размещает карточки с терминами. Приглушенным фоном звучит «Хоральная прелюдия для органа» Георга Бёма.
Представление работы групп, объяснение и показ архитектурных элементов готического храма у доски (участники творческих групп, учащиеся, желающие ответить).
Найдите на схеме и подпишите основные архитектурные элементы готического храма: нервюра, контрфорс, аркбутан, стрельчатая арка, роза.
Учитель: Готический храм – это целый мир, со своей жизнью и своими обитателями. Вот послушайте, что пишет об этом автор учебника: «Храм – каменное кружево, где самым невероятным образом сочетаются реальные и фантастические твари, фрагменты человеческого тела и звериного туловища.
На крыше, в декоративных беседках, ангелы распахнутыми крыльями осеняют окрестности, ниспосылая им благодать. На башнях уродливые химеры демонстрируют человеческие пороки. На галереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. Притворившись водостоками, свешиваются вниз причудливые твари с глазами на груди, лицом на животе, двумя головами. На порталах святые ведут неслышную беседу. На консолях, под ногами святых, таятся лукавые демоны… и все это многообразие фигур оплетает узор из местных растений – плюща, хмеля. Земляники, чертополоха, боярышника, винограда» (учебник, с.160)
Учитель: Выполните задание № 22 в рабочей тетради. Подберите эпитеты, ассоциации, образные аналогии к архитектурным элементам готического храма и впишите их в лепестки условной схемы-розетки, предложенной вам для работы (приложение 1).
Групповая работа с отрывками из сочинения Анны Чугуновой. Каждая группа делится результатами своих наблюдений и впечатлений от прочитанного и осмысленного текста.
Какие архитектурные особенности готического храма вызвали эмоционально-образные ассоциации, описанные в творческой работе вашей сверстницы? (приложение 2).
Вертикаль как воплощение идеи Вознесения.
Учитель: Давайте вообразим на мгновение, что мы находимся внутри готического храма. Представьте свое состояние в данный момент. Какие впечатления, какие мысли посещают вас в эту минуту?
Представителю каждой группы учитель дает иллюстрацию готического свода и просит поднять ее над головой. Подняв голову вверх, учащиеся созерцают эти своды под звучание григорианского гимна.
Поймайте свои ощущения, мысли, образы, возникающие сейчас, почувствуйте атмосферу храма…
Нам сегодня, спустя восемь веков, наверное, довольно сложно почувствовать и понять, как именно видели и ощущали образ окружающего мира люди, входившие в Нотр-Дам тогда – в Средние века. Но мы вполне можем доверять тому, что чувствуем сами…
После погружения в атмосферу храма учащиеся делятся своими наблюдениями, ощущениями, мыслями.
Учитель: Храм воплощает образ мира, где все создано по велению Божьему, гармонично соединяет и взаимодействует. «Преобладание в его конструкции вертикальных линий отвечает идее Вознесения как стремления человеческой души к Богу» (учебник, с.159-160).
Окно-роза. Витражи Нотр-Дам
Учитель: Стена освободилась от тяжести. Прочный каркас не нуждался в ней как в опоре. Появилась возможность сделать огромные оконные проемы.
Их называют «окно-роза, «готическая роза», «каменная розетка». «Я вдыхаю божественное благоухание, аромат этого каменного цветка», - писал Огюст Роден об этом готическом чуде.
- Почему роза? Как вы думаете?
Учитель: В мифологии и символике различных культур роза имеет разные значения. В христианстве красная роза – символ пролитой крови распятого Христа, белая роза – символ небесной любви. Роза – «королева цветов», символ Царицы Небесной Марии. «Розарий» - так называется венок из молитв, приносимых в дар Матери Божьей. Розетки-витражи – дар, «венок из роз». Лепесток за лепестком роза-витраж повествует о судьбах человечества.
Учащиеся рассматривают план-схему готического собора (рабочая тетрадь, с.31) и находят северное, западное и южное окна-розы.
Учитель демонстрирует иллюстрацию северного окна-розы с центральным изображением Марии с Младенцем Иисусом (СД).
Найдите на плане-схеме готического собора в рабочей тетради (с.31) расположение окон-витражей.
Учитель: Северное окно-роза отражает события, произошедшие в ожидании Спасителя. Прочитайте об этом окне на с.161 учебника.
Один из учащихся выразительно читает фрагмент текста учебника, а остальные следят по книге.
Творческое задание «Название сюжета»
Учащиеся в группах рассматривают 6 витражных сюжетов (на карточках), придумывают им названия.
Рассмотрите предложенные вам витражные сюжеты западного окна-розетки. Подберите к ним названия.
Творческую работу можно организовать по-разному. Например, группа после обсуждения предлагает свои варианты названий или каждый отдельный сюжет обсуждается всеми группами совместно. В результате учащиеся приходят к выводу, что витражи западного окна-розы изображают будничную жизнь людей (сезонные работы, пороки и добродетели). В подтверждение этих мыслей учитель просит одного из учащихся зачитать фрагмент текста учебника на с.161-162.
Учитель демонстрирует иллюстрацию южного окна-розетки с центральным изображением Христа-Судии (СД).
Учитель: Это окно посвящено Страшному суду. В центре на престоле – Христос-Судия оценивает добро и зло по делам, совершенным человеком в жизни.
Свет и цвет как средство для создания таинственной атмосферы готического храма.
Звучит григорианский хорал.
Учитель демонстрирует небольшой опыт: под изображение, выполненное на темной пленке, медленно помещает лист белой бумаги. Создается эффект залитого светом темного окна.
Учитель: Магия цветного стекла раскрывается только на просвет: снаружи витражи «слепые», почти бесцветные. Но когда пучок внешнего света пробивается сквозь витражные стекла в интерьер храма, раскрашенные окна начинают излучать особый, «нематериальный свет».
Через витраж свет проникает в пространство храма уже расцвеченным. Это игра света и цвета: то торжественная, сверкающая, то приглушенная в таинственном полумраке от тучи или в час заката.
Свет, льющийся с неба, согласно средневековым представлениям, означал свет, идущий от Бога.
Учитель демонстрирует иллюстрацию «Апрель» из «Роскошного часослова герцога Беррийского» братьев Лимбургов.
Учащиеся определяют основные цвета средневековой витражной живописи: красный, синий и зеленый.
Рассмотрите цветовую гамму витражей и иллюстрацию из «Роскошного часослова герцога Беррийского братьев Лимбургов и назовите 3 основных цвета, которые использовались в живописи Средневековья.
Каждая группа получает макет из 3 лепестков с надписями значений цветов в христианской символике. Параллельно учитель вывешивает на доску карточки «Цветовая символика Средневековья» (приложение 3).
Учитель: Неутомимая фантазия мастеров стекла привела их к замечательному открытию – оттенок свинцового крепления, соединяющего кусочки стекла, изменял оттенок и самого стекла, рождая многообразие и причудливость оттенков света. За этим стояла средневековая метафизика света, желание познать его, приблизиться к нему. Кроме того, освещение и свет вызывали чувство защищенности, освобождали от страха темноты. Красота воспринималась как свет, который успокаивал и ободрял!
Учащиеся знакомятся с фрагментом текста учебника и отвечают на вопрос.
Прочитайте в тексте учебника (с.163) об атмосфере, создаваемой в храме витражными окнами.
Что делалось для того, чтобы избежать отсветов от зыбкого мерцания витражей?
Красота как единство пропорциональности, целостности и сияния.
Учитель: Что есть красота? Фома Аквинский, философ и богослов 13 века, считал красоту суммой, сочетанием трех свойств:
Целостности (единства формы);
Пропорциональности (гармони частей);
Сияния (ясности света и цвета).
Учитель демонстрирует иллюстрацию из «Морализованной Библии» 13 век «Бог измеряет мир циркулем».
Ответы, размышления учащихся.
Красота – это божественная гармония, «порядок всех вещей». Огюст Роден писал о готическом храме: «Гармоничная лесная чаща, упорядоченная человеческой гармонией».
Гармония рождает мир:
Части Вселенной, согласуясь друг с другом, образуют мироздание;
Камни, соответствуя друг другу, рождают здание (дом);
Звуки, согласуясь, рождают музыку.
Это общие законы, объясняющие существование мира.
А вам близко такое понимание мира, красоты, гармонии?
Учитель: Такое понимание Космоса и его гармонии находит отражение в архитектуре и музыке, что позволяет увидеть много общего между ними. Мы вполне можем назвать архитектора композитором храма, а композитора – архитектором музыкального произведения.
Учитель показывает классу страницу с изображением невменной нотации.
Звучит григорианский хорал.
Не правда ли, движение звуков, записанных невменной нотацией, напоминает очертания архитектурных форм?
Какое впечатление производит на вас звучание этой музыки?
Готический храм как синтез иллюзорного и рационального.
Ответы, рассуждения, размышления учащихся.
Учитель: Храм будто возносится ввысь, преодолевая земное притяжение. В нем словно соперничают земная тяжесть и божественный дух. Вы уже отмечали в ходе урока некоторую противоречивость в восприятии и понимании готического храма. Найдите подтверждение мысли о синтезе иллюзорного и рационального в нем, просмотрев текст урока 27.
Эпилог.
Учитель: мы сегодня прикоснулись к «живому камню», который сквозь века способен зажечь в нас искру восхищения великим творением Средневековья. Каждый из вас по-своему воспринял, почувствовал и пережил то, что происходило здесь. Попробуйте выразить свое собственное отношение к готическому храму. Вы можете сделать это в любой форме (прозаический или поэтический текст, графический или живописный образ, высказывание-афоризм и т.д.). ваша домашняя творческая работа называется «Мой готический храм» (приложение 4).
Звучит «Хоральная прелюдия для органа» Георга Бёма. Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока.
Приложение 1.
Индивидуальная карта исследования архитектурных особенностей готического храма (эпитеты, ассоциации, образные аналогии).
Приложение 2.
Фрагменты творческой работы ученицы 11 класса лингвистического лицея № 1555 г.Москвы Чугуновой Анны на тему: «Ваш образ готики».
Календарь камня и демонов. Составитель: Жан Юг Ирондей.
Апрель. Овен (Aries)
После зимы камень, как птица. Ему хочется к небу. Апрельский камень лучше всего подходит для башен-пинаклей. Птицам нравится сидеть на пинаклях и наблюдать, как крестьяне окучивают свои виноградники.
Украшу пинаклями как можно больше внешних элементов, чтобы придать храму устремленность ввысь. Башни и пики должны напоминать одновременно и распускающиеся почки деревьев, которые я видел недавно в нашем лесу, и кости диковинных тварей, которые никто не видел, но о чьем внешнем облике можно догадаться по скелетам, иссушенным французскими ветрами.
Если на такую башенку сядет скопа, жди, что тебя угостят вином и заморскими орехами, но только не в четверг, потому что в четверг ведьмы чаще оборачиваются скопами, чем другими птицами. Если же над северным трансептом пролетят два ворона подряд, к вечеру точно будет буря с градом, и этого можно избежать, только обежав 4 раза вокруг каштана с гнездом сороки.
Люди, я строю этот храм для вас. Мне ничего не надо взамен, у меня есть гораздо больше, чем вы в состоянии себе представить. Я хочу подарить вам часть того, чем владею сам. Это огромная привилегия – делать подарки. Моим даром будет откровение, одетое в камень, дерево и стекло.
Июль. Рак (Cancer)
В июле властвует солнце. Я пущу его в свой храм, разделив на тысячи разноцветных лучей, чтобы они дали жизнь святым мученикам, порокам и добродетелям. Я поселю у себя свет, дневной и ночной. Сей храм будет подобен облаку дыма из печей ремесленников, только наоборот. Облако само рождает танец терракотового города с золотыми лилиями, деревянными ступенями, глиняными крышами, узкими грязными дорогами, где грязь – прах дождя, песка и человеческой плоти. В этом городе вместо воды в лошадиных поилках пиво, пахнущее летним хмелем и медом. Здесь тебе сделают часы, которые каждый день будут показывать время твоей смерти и которые могут служить гробом, когда эта смерть придет. А пока смотри на разноцветных шутов и рыцарей на пурпурных конях и слушай звон колоколов.
Август. Лев (Leo)
Входя в эти двери, ты обретешь единственно возможную реальность, оставляя все несуществующее позади. Есть только ты и эти каменные сады, потому что в них ты становишься светом мира, неповторимым Lux Mundi, ибо обретаешь Господа в своем сердце, а с ним и его благословенный свет. Как ты сюда попадаешь? А каким путем в наше сердце попадает свет? С помощью глаз, или нюха, или слуха, которые Господь нам дал? Это хорошие вопросы, которые можно задать даже вслух, проходя под мировым судебным процессом на тимпане портала. Если каждый раз, посещая храм, задавать по вопросу, то, я думаю, после смерти на твоем персональном Страшном суде момент окончательного приговора настанет не так скоро, потому что Господь будет отвечать на все заданные тобой когда-то вопросы. В жизни все взаимосвязано: чем чаще ты будешь посещать дом Бога на земле, тем дольше будешь слышать божественную музыку Его голоса, когда само небо будет с тобой говорить.
Сентябрь. Дева (Virgo)
Вот она, та самая дева, которая помогает году надеть поверх нежно-зеленой сорочки цвета молодых виноградных листьев жесткий плащ цвета спелых виноградин. Сентябрь похож на апрель чем-то. Я думаю, тем, что как в апреле жаль уходящей зимы, жаль ее разрушающейся, тающей красоты, как чувство обиды от того, что за всю зиму не сходил на замерзшую реку на рыбалку, не отпускает впечатлительного сердца, так и в сентябре жаль уходящего лета. Погода еще теплая, солнце вроде греет, паутинка липнет к ресницам, а в душе уже начинаешь ненавидеть сентябрь за то, что он тайком подсовывает тебе вместе кукушки, папоротника и светлого всю ночь северного горизонта золотую солому, холодное звездное небо и мертвую тишину в садах по утрам. Зимой хорошо узнавать себя, летом же приятней узнавать других. А в промежутках не узнаешь ничего, кроме тумана и сырости, Пасхи и дня Поминовения всех святых. Из года в год всю жизнь так.
Если идти вдоль южного или северного трифория и смотреть в сторону окон, то так и получится: покрашенный камень, отражение в мертвом золоте света свечей снизу, и вдруг – игра света! Переливы форм, лиц, цвета!.. опять темно-красная стена, потом на какие-то мгновения снова блеск, разноцветные стекла, камень…
Я не могу остановить смену времен года, не я ее создал, но я подарю вам храм, чтобы каждый мог выбрать себе окно для того, чтобы не проходить мимо него, а встать напротив и наслаждаться желто-синей зимой или зеленым с огненными крыльями летом. Вы, мои горожане, будете жить в них и заниматься своими благословенными делами, а над вашими головами будут летать ангелы и передавать вам Его волю, видимые всем, а не только тем, кто хочет их увидеть.
Приложение 3.
Зелёный – символ надежды и спасения, покоя и созерцательности.
Красный – цвет жертвенной крови Христа, символ его победы над смертью и тленом.
Синий – цвет правды и вечности Бога, символ всего духовного.
Приложение 4.
Фрагменты мини-сочинений «Мой готический храм» учащихся 10 класса школы № 156 г.Новосибирска.
«Готика для меня – это что-то необыкновенное, то, что я не могу описать обычными, банальными словами. Моя мечта – оказаться в готическом храме посреди могущественных стен, внимая прекрасную готическую музыку. Кажется, что моя душа наполняется чем-то святым и возвышенным». (Н.Гаглоева).
«Возникает ощущение бесконечности и безграничности. Ощущаю на себе ветер, таинственность веков и краткость жизни.. Как будто выходишь из реальной жизни и переходишь в нереальное состояние божественности». (И.Леонова).
Литература:
Мировая художественная культура (базовый уровень). 10 класс: книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие: среднее общее образование / Л.Г.Емохонова, Н.Н.Малахова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224 с.