Урок искусства 8 класс - Есть ли у красоты свои законы
Урок искусства 8 класс - Есть ли у красоты свои законы
Урок искусства в 8 классе по программе «Искусство 8 – 9 класс» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашекова. Тема раздела: «Красота в искусстве и жизни» Тема урока: «Есть ли у красоты свои законы»
Архитектурное сооружение (храм или просто дом, изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, церковное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам. И это законы красоты. Каковы же они?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок искусства 8 класс - Есть ли у красоты свои законы »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п.Нарышкино Урицкого района Орловской области
Урок искусства в 8 классе по программе «Искусство 8 – 9 класс» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашекова.
Тема раздела: «Красота в искусстве и жизни» Тема урока: «Есть ли у красоты свои законы»
Автор: Новикова Карина Муратовна
Должность: учитель искусства, МХК
Предмет «Искусство», 8 класс.
Тема урока: «Есть ли у красоты свои законы»
Конспект урока:
Вступление (слово учителя, завязка сюжета)
- Архитектурное сооружение (храм или просто дом, изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, церковное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам. И это законы красоты. Каковы же они?
Основная часть (развитие сюжета)
- Первый закон попробуем найти в высказываниях различных людей.
Цитаты
«Вера в себя и поиски истины образуют …» (Николай Рерих, художник, писатель, философ).
«Все хорошо и прекрасно в …, в соответствии с самим собой» (В. Белинский, русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ).
«Из разнообразия возникает совершенная ...» (Гераклит, древнегреческий философ).
- Предлагаю вам найти слово (понятие), встречающееся во всех высказываниях. (У детей это могут быть слова «порядок», «стройность», «сочетание», «согласие», «равновесие». Я выписываю эти слова на доске. Называем искомое слово - гармония.Следует отметить, что все авторы вкладывают несколько разный смысл в понятие “гармония”.)
- Что же есть гармония? (ответы детей) Даю определение. Гармония (греч. harmonia) — это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого. В древнегреческой философии — организованность космоса, в противоположность хаосу. Итак, главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии.
- Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры. «Меру во всем соблюдай», — советовали мудрецы Эллады.
«Музыка ужасна, когда ни такта в ней, ни меры нет», - говорил Уильям Шекспир. Послушаем же одного из самых гармоничных композиторов. Как вы думаете, кто это будет? (Ответы детей) В. А. Моцарт!
- Найдём ещё один закон красоты. Посмотрим несколько изображений.
- Что интересного вы заметили? Симметрия! Действительно симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон, мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Симметрия (от греческого symmetria - "соразмерность") - противостоит хаосу, беспорядку. Получается, что симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, совершенство, красота. “Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”, говорил немецкий математик и физик Герман Вейль.
- Кто знает, что такое палиндром? Это перевертень, симметричное слово или фраза, одинаково читающиеся как слева направо, так и справа налево. Например: Анна, казак и др. Попробуйте собрать фразу-палиндром из нескольких слов (слова на слайде по отдельности):
суток скоро сорок коту (коту скоро сорок суток)
молоко около Миши (около Миши молоко)
давно он в аду (он в аду давно)
- Весь мир можно рассматривать как проявление единства симметрии и асимметрии, но даже асимметричное в целом сооружение может являть собой гармоничную композицию из симметричных элементов.
- Попробуем найти ещё один закон красоты. Повторите за мной (прохлопываю несколько ритмов). Что мы делали? Отстукивали различные ритмы. Ритм в искусстве определяет характер композиции. Но ритм является и характерным свойством любого живого организма. Биоритмы — условие его существования. Ритм передает движение. Это своего рода мера времени. Назовите, что в природе подчинено ритму (смена дня и ночи, времен года, фаз луны и т. д.) Типичный признак ритма — определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов. В музыке, например, пунктирный ритм характерен для марша, под него удобно шагать, а мерное чередование ровных длительностей удобно для пения колыбельной песни. А какие инструменты лучше всего передают ритм? Да, ударные.
Послушаем мелодию. Как вы думаете, с какого континента она пришла, почему? (Африка)
- Мы наш сегодняшний урок тоже строим в определённой последовательности: введение в тему, постановка проблемы, раскрытие основных понятий, подведение итогов и заключение. То есть, мы выстраиваем композицию урока. Что же такое – композиция и где она встречается? (Ответы детей)
- Композиция (от лат. composito — сочинение, составление, соединение, примирение) в искусстве — построение, внутренняя структура произведения, его целостность и соразмерность составляющих частей.
- Построение подчиняется опять же мере, пропорции. Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция — пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен Античности. Кто из вас знает, в чём её смысл?
a : b = b : c
- Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части таким образом, что меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей длине отрезка. Золотое сечение вселяет одновременно чувства покоя и жизненной силы и потому воспринимается как прекрасное. Считается, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик в VI веке до н. э. Леонардо да Винчи ввёл термин «золотое сечение».
Раковина (спираль Архимеда)
Золотое сечение в природе
И тело человека подчинено этому закону!
И архитектура.
И живопись …
- Согласно современным представлениям золотое деление – это асимметричная симметрия. Лучшие произведения искусства — архитектуры, музыки, живописи, литературы — построены по правилам золотого сечения. Просмотр видеофильма «Число Фибоначчи. Золотое сечение».
Закрепление (развязка сюжета)
- Итак, назовите законы красоты. (Ответы детей) Да, это гармония, симметрия, ритм, пропорции, композиция. Они — базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.
- Древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что все прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие Космоса. И так думали не только древние. "Даже в ничтожнейших музыкальных элементах мы ощущаем проявление тех же сил, которые приводят в движение самые отдаленные звездные туманности», - говорил композитор Пауль Хиндемит. Композиция нашего урока завершается …
Заключением
- Но всегда ли люди одинаково понимали красоту? (Ответы детей) Мы поговорим об этом на следующем уроке. Обязательно прочитайте статью в учебнике. И чтобы разобраться в этом вопросе, напишите дома мини-сочинение на тему «Красота для меня – это…».
Итог и рефлексия
Оценивание учителем работы каждой группы (принимают участие члены группы).
Карта урока
Урок искусства в 8 классе по программе «Искусство»
Авторов Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Раздел. «Красота в искусстве и жизни»
Тема урока: «Есть ли у красоты свои законы».
Цель: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как форме освоения мира
Задачи:
расширять сферу познавательных интересов в области искусства и формировать у учащихся целостный взгляд на мир во всём его многообразии и единстве;
дать общее представление о специфике выразительных средств различных искусств;
формировать опыт эмоционально-образного восприятия;
углубить понятия выразительности и изобразительности в музыке, живописи, архитектуре, литературе;
выявить и закрепить у учеников понимание терминов «гармония», «симметрия», «ритм», «композиция», «золотая пропорция (золотое сечение)».
создать условия для развития у учащихся культуры устной речи, расширение словарного запаса;
активизация творческих способностей учащихся;
воспитание уважительного отношения к товарищам по классу, умение работать в малой группе.
УМК к программе «Искусство. 8 класс» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой;
1.Нелинейнаяпрезентация на ресурсе Prezzi «Есть ли у красоты свои законы»
Музыкальный центр, компьютер, телевизор, текст цитат
Организационные формы: фронтальная и групповая
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
1. Вступление (завязка сюжета)
Приветствует учащихся, говорит вступительное слово и приглашает их разделиться на группы по 3(4) человека.
Делятся на группы сообразно посадке в классе.
3 мин.
2. Основная часть (развитие сюжета)
Предлагает найти общее слово (понятие), объединяющее три цитаты.
Организует ответы учеников и, выслушивая их доводы, называет искомое слово. Предлагает учащимся найти определение «гармонии». Даёт определение из словаря. Предлагает послушать музыку В. А. Моцарта
Предлагает рассмотреть изображения и найти общее в них. Совместно с детьми находит определение симметрии.
Предлагает в группах составить палиндром.
Предлагает прохлопать в ладоши несколько ритмов. Организует беседу о ритме в искусстве и природе.
Предлагает послушать африканские ритмы.
Организует беседу о композиции, даёт определение и подводит разговор к «золотой пропорции».
Работают в группах и ищут общее слово (понятие).
Аргументированно называют найденное группой слово. Дают своё определение «гармонии».
Слушают музыку (релаксация + завершение раздела)
Рассматривают изображения и отыскивают общее – симметричность. Участвуют в создании определения симметрии.
Работают в группах, составляя палиндром.
Повторяют за учителем ритмы. Принимают активное участие в беседе.
Слушают музыку и высказываются о её принадлежности.
Принимают активное участие в беседе.
Смотрят видеофильм.
30 мин.
3. Закрепление (развязка сюжета)
Подводит итоги работы на уроке и с помощью учащихся называет базовые законы красоты.
Называют базовые законы красоты.
5 мин.
4. Заключение.
Домашнее задание
Задаёт проблемный вопрос для следующего урока. Даёт домашнее задание: прочитать статью в учебнике и написать дома мини-сочинение на тему «Красота для меня – это…».
Записывают домашнего задания.
5 мин.
5. Итог урока.
Подводит итоги, оценивает работу каждой команды, выставляет оценки группам.