Просмотр содержимого документа
«Разнообразие стилей в культуре 17-18 веков»
Урок по технологии смешанного обучения
Модуль «Смена рабочих зон»
Предмет - Мировая художественная культура 11 класс
Учитель МХК и музыки, высшей квалификационной категории - Очирова З.М., «Почётный работник общего образования»
Тема урока «Разнообразие стилей в культуре17-18 веков»
Так много новостей за 20 лет
и в сфере звёзд,
и в области планет,
на атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
всё стало относительным для нас.
Джон Донн (1572-1631)англ. поэт
Цель урока
Выявить характерные особенности многообразия стилей культуры 17-18 веков.
Задачи
Определить закономерность смены художественных стилей.
Развивать способность учащихся к отбору и анализу информации. Умение вербализировать свои ощущения и чувства
Воспитание у учащихся более осознанного восприятия произведений искусства.
Тип урока – обобщающий урок комплексного применения знаний/урок развивающего контроля/.
Форма обучения: фронтальная, групповая
Формируемые УУД
Коммуникативные – приобретение умений учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.
Познавательные
умение высказывание основной мысли и вычленять основной смысл.
умение анализировать задание с различных точек зрения и на основе разных параметров.
Личностные
умение слушать и слышать собеседника.
умение формулировать свою позицию в корректной и убедительной форме, проявляя уважение к позиции и мнениям других людей.
Регулятивные (рефлексивные)
Умение контролировать свою речь с учетом коммуникативной ситуации, этических и социокультурных норм.
Умение прогнозировать восприятие собеседника.
Оборудование урока: персональный компьютер(4 шт.), интерактивная доска, мультимедийный видеопроектор, аудиозаписи, магнитофон, презентация к уроку в формате программы Microsoft Office PowerPoint, раздаточный материал (репродукции произведений, карточки с текстами, тестовые задания).
План урока
1.Организационный момент 1-2 мин.
2. Введение в тему 2- 3 мин.
3.Фронтальный опрос 3- 5 мин.
4.Основной этап урока 25 -30 мин.
5.Подведение итогов урока 3-5 мин.
6.Рефлексия 1-2 мин.
7. Заключение 1-2 мин.
Ход урока
Организационный момент - приветствие.
/На слайде название темы урока, эпиграф. Учитель начинает урок на фоне звучания IV части цикла «Времена года» А. Вивальди - «Зима» /
2.Введение в тему
XVII-XVIII века — одна из самых ярких и блистательных эпох в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло иное ощущение жизни.
Каждое время несет в себе присущие ему законы и целесообразности. Известно, что произведения архитектуры, скульптуры, музыки, декоративно-прикладного искусства, живописи и др. являются своеобразным средством кодирования “культурных посланий”. Мы общаемся с прошедшими эпохами, используя нашу способность к абстрагирующему восприятию. Зная «коды», а в нашем случае это черты и признаки стилей искусства 17-18 вв., мы сможем более осознанно воспринимать произведения искусства.
Итак, сегодня наша задача - постараться выявить закономерность смены стилей и научиться видеть “код” того или иного стиля (слайд-понятие «стиль»). Стиль – это устойчивое единство выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие произведения или совокупности произведений.
3.Фронтальный опрос - Ребята, кто может назвать основные стили в искусстве 17-18веков? Учащиеся называют основные стили данного периода (маньеризм, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм).
В течение ряда уроков вы познакомились с каждым из них. Мы, конечно же, согласимся с высказыванием современного русского искусствоведа Виктора Власова: «Стиль - есть художественное переживание времени»
Давайте коротко охарактеризуем каждый из них. Дается словесное определение каждому стилю.
4.Основной этап урока. Итак, мы с вами сегодня работаем по модулю «Смена рабочих зон». Класс поделён на 4 группы, каждая из которых выполняет своё задание. Очень важно ваше умение работать сообща, советуясь друг с другом и приходить к общему мнению.
Группа «А» (слабые ученики) работает с раздаточным материалом, который надо распределить по 6-ти названным стилям. Здесь у вас и определение стиля, и черты каждого из них, репродукции картин, высказывания и поэтические строки известных людей.
Группа «В» (учащиеся средней обученности) работает с тестовыми заданиями по нашей теме.
Далее группа «С» (хорошие ученики) выполняют задание «Соотношение».
Вам необходимо соотнести название картин с фамилией автора, стиль – с названием картины, черты стиля с его названием и т.д.
И группа - «D» (отличники), она работает с презентацией «Стили в искусстве 17-18вв…» на ноутбуках с доступом в Интернет. Это практическая работа, в ней непростые задания, которые требуют глубоких знаний по предмету «МХК».
Ребята, задания вы выполняете в течение 10-12 мин., а затем меняете свои рабочие зоны: группа «А» перемещается на место группы «В» и наоборот; группа «С» меняется с рабочей зоной группы «D». Я – учитель, плотно работаю с группой «А», а с тремя остальными работают мои помощники – призёры олимпиад по МХК, назовём их тьюторами. На слайде - «Тьютор- от английского «tutor» – куратор, наставник, воспитатель. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, поддерживать стремление к выполнению заданий и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт между учениками, психологически настроить подопечного на продуктивную работу, является связующим звеном между учениками и учителем».
В течение урока вам предлагается выяснить причину смены стилей и попытаться выявить закономерности этого процесса. Это и будет итогом нашей сегодняшней работы.
Учащиеся работают в группах. Учитель ненавязчиво следит за процессом выполнения заданий, по возможности корректирует ответы внутри группы. Тьюторы координируют работу в каждой группе.
С группой «А» необходима более кропотливая и тщательно контролируемая работа. Для более высокой мотивации необходимо создание проблемных ситуаций и постановки отдельных задач. К примеру, при определении стиля картины обратить особое внимание учащихся на детали в репродукции, которые помогут более точно справиться с заданием. А в работе с поэтическим текстом найти ключевые слова или фразы, помогающие определить стиль и направление в искусстве.
5.Подведение итогов урока.
Ну, что ж, давайте выясним, как вы справились с заданием и какие сделали выводы? Представители каждой группы высказывают свою точку зрения…. Учитель опосредованно подводит учеников к правильной формулировке ответов: творческие люди всегда стремились к чему-то новому, неизведанному, что позволяло создавать новые шедевры; 17-18 века – время научных открытий, что повлекло за собой изменение во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве; изменение стилей – это закономерный процесс освоения мира по законам красоты, естественное отражение жизни человека….
Итоговое слово учителя - Таким образом, мы с вами пришли к выводу, среда, окружение и отражение мира в движении становится главным для искусства XVII – XVIII вв. Однако искусство отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства в самых разных социально-утилитарных целях — религиозных, политических, терапевтических, гносеологических, этических.
Искусство — это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержательно и несет в себе художественную концепцию мира и личности.
6.Рефлексия
А сейчас постарайтесь оценить сегодняшний урок и ваше отношение к нему. Анкета анонимная.
/ на фоне звучания пьесы Л. Бетховена «К Элизе»/
7. Заключение
А теперь нам осталось оценить вашу работу. Участники каждой группы получают одинаковые оценки. Итак, оценки таковы…. (группа «А» получает заслуженные «четвёрки», а остальные учащиеся, я думаю, вы с этим согласитесь, - оценку «пять»).
Всем спасибо за урок!
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Ванюшкина Л.М., Современный урок: Мировая художественная культура, Санкт-Петербург, КАРО, 2009.
Дмитриева Н.А., Краткая история искусств, Москва, «Искусство», 1990.
Данилова Г.И., Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс, Москва, Дрофа, 2010.
Данилова Г.И., Мировая художественная культура. 11 класс, Москва, «Интербук» 2002.