Описание проекта |
Название проекта |
Серебряный век русской поэзии и живописи |
Краткое содержание проекта |
Предлагаемый проект рассчитан на учащихся 11 класса. В результате самостоятельных исследований, направленных на выявление особенностей поэзии и живописи Серебряного века, учащиеся узнают о разнообразии литературных течений; познакомятся с особенностями творчества поэтов и художников Серебряного века, анализируя, сопоставляя и интерпретируя конкретные произведения, выявляя в них приметы творческой оригинальности, определяя основные черты индивидуального стиля; ответят на вопрос, каково значение творчества поэтов и художников Серебряного века для культуры России. В ходе работы у учащихся сформируется личное отношение к творчеству того или иного поэта. В проекте учащиеся попробуют себя в роли критиков, литературоведов, мастеров художественного слова. Проект ориентирован на действующие образовательные программы по литературе и МХК. |
Предмет(ы) |
Литература, МХК |
Классы |
11 |
Приблизительная продолжительность проекта |
3 недели (8-9 часов) |
Основания проекта |
Целевые образовательные стандарты |
Согласно ФГОС изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением; воспитание любви к русской литературе и культуре; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских поэтов, их жизни и творчестве; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание. |
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения |
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения: - Личностные: 1) умение принимать решения и прогнозировать их последствия; 2) навыки толерантного поведения, сотрудничества; 3) навыки анализа собственной деятельности. - Метапредметные: 1) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; 2) навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности; 3) умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. - Предметные: 1) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка); 2) навыки литературоведческого исследования; 3) навыки комплексного филологического анализа художественного текста. |
Вопросы, направляющие процесс обучения |
Основополагающий вопрос Обширный, всеобъемлющий вопрос, который может охватить несколько учебных тем или предметных областей. |
Что есть искусство? |
Проблемные вопросы Направляющие вопросы, относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в ходе проекта. |
Серебряный век: декаданс или русский ренессанс? Чем творчество поэтов Серебряного века интересно современному читателю? Какую роль произведение живописи играет в раскрытии поэтического образа? Какую роль сыграл Серебряный век в развитии современного искусства? |
Учебные вопросы Вопросы по содержанию учебной темы. |
О каком периоде в русском искусстве идёт речь? Каковы его хронологические рамки? Какие художественные направления возникли в это время? Что лежит в основе русского символизма? К чему стремились поэты-акмеисты? Какое искусство стремились создать футуристы? Какова тематика и проблематика художественных произведений данного периода? К каким жанрам обращались чаще всего поэты и живописцы? |
План оценивания |
График оценивания |
До работы над проектом
| Ученики работают над проектами и выполняют задания | После завершения работы над проектом
| презентация учителя для выявления первоначального опыта и интересов учащихся | Листы планирования работы в группах Листы самооценки и взаимооценки Журнал участников проекта Журналы наблюдений Рефлексия в блоге проекта | Итоговая самооценка и взаимооценка Представление результатов исследования в виде презентаций, вики-статей, карт знаний и др Итоговое оценивание продуктов проектной деятельности Отбор лучших работ для участия в НОУ Итоговая рефлексия учеников и учителя | |
Описание методов оценивания |
В начале проектной деятельности проводится оценка первоначального опыта и интересов учащихся. Во время стартовой презентации педагога учащиеся обсуждают план проведения проекта, критерии оценивания работы групп. Для организации работы внутри группы, учащиеся создают дневники, журналы, где отражается ход работы, организация исследования. Учащиеся заполняют листы планирования работы в группе, выполняют самооценивание своей работы. При этом они руководствуются листами самооценки и листами оценки взаимодействия в группе. Выполняется рефлексия в блоге проекта. Преподаватель проводит встречи в ходе проекта, ведется обсуждение предварительных результатов исследований в каждой группе. Для того чтобы направить размышления учащихся на процессы своего мышления, преподаватель готовит структурированные интервью. Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в виде карт знаний, презентаций, вики-статей, и др. После завершения работы над проектом проводится конференция, на которой учащиеся демонстрируют результаты своих исследований в группе, а также обсуждают работы других групп. Здесь оценивается глубина проведенного исследования, логичность представления материала, творческий подход, умение аргументировано выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, задавать вопросы. В конце проекта проводится внутригрупповая и индивидуальная рефлексия, выполняется итоговое самооценивание работы в группах. Лучшие исследования рекомендуются для продолжения в рамках научно-исследовательской деятельности учащихся. Учащиеся заполняют проверочный лист, который им предлагался в начале проекта, выявляют свои приращения. |
Сведения о проекте |
Необходимые начальные знания, умения, навыки |
Знание базового курса литературы и МХК. Умение работать с различными источниками информации. Пользовательские навыки работы на ПК ( текстовый, графический редактор, табличный процессор, создание презентаций, публикаций, умение работать в вики - среде, в блоге). |
Учебные мероприятия |
Вводное занятие (1 неделя, 1 час) Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого используется презентация учителя). Для учеников и их родителей учитель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы и содержащий проблемные вопросы, на которые ученики будут искать ответы. Учащиеся делятся на 4 группы по 5-7 человек. Учитель знакомит учащихся с темами исследований. Ученики обдумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы, формы представления результатов. Ученики знакомятся с критериями оценивания их работ. Перед началом проведения исследований необходимо обсудить с учениками, как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права. 1 неделя (2 часа) Обсуждение с каждой группой учащихся целей и планов проведения исследований. Выполнение заданий по теме проекта. 2 неделя (3 часа уроков и 5-6 часов самостоятельной работы над исследовательскими заданиями в группах) Учащиеся проводят исследования, уточняются критерии оценивания ученических работ, проводится их корректировка. Учитель консультирует группы, оказывает помощь в анализе полученных результатов. Выполнение творческих заданий по теме проекта. 3 неделя (2-3 часа уроков и 4-5 часов самостоятельной работы над исследовательскими заданиями в группах) Учащиеся оформляют результаты исследований, готовятся к итоговой конференции. На конференцию приглашаются учителя и родители. Учащиеся защищают свои работы, пытаются ответить на основополагающий вопрос. Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить или раскрыть в будущих работах. Ученикам и их родителям предлагается высказать свое мнение в блоге. |
Материалы для дифференцированного обучения |
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) |
В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с учителем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными. |
Одаренный ученик |
Темы работ в каждой группе позволяют учащимся провести исследование достаточно глубоко, проявив навыки критического и системного мышления. Выполненные работы могут быть представлены на школьной и городской научно-практической конференции. |
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта |
Технологии - цифровые устройства: (Отметьте флажками необходимые элементы) |
|
Программное обеспечение: |
| Обработка изображений Мультимедиа | | | |
Печатные материалы Словари, руководства, справочные материалы и т.д. |
Поэзия Серебряного века. Стихотворения. – М.: Эксмо, 2004. Поэзия Серебряного века: сборник. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. Мандельштам О. Стихотворения. – СПб.: Амфора, 2011. Гумилев Н.С. Твои серебряные крылья: Стихотворения. – М.: Эксмо, 2011. Великие художники. М.: Директ-Медия, 2010. Русская литература XX века. – Просвещение, 1996. |
Интернет-ресурсы Ссылки (URLs) на нужные для проекта ресурсы |
Серебряный век русской поэзии http://ru....D%E7%E8%E8 Поэты Серебряного века http://slova.org.ru/ Русская культура рубежа XIX-XX веков. Серебряный век русской культуры http://kul...serebr_vek Русское искусство серебряного века http://www...paint2.php |