kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литература раннего средневековья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Музыка и литература раннего Средневековья"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литература раннего средневековья»

МХК 10 класс


Музыка и литература раннего Средневековья

 Словарная работа.

- Во время урока вы услышите слова – специальные термины, которые употребляются в архитектуре. И чтобы вам было понятно,  чем идет речь, я бы хотела прокомментировать  эти термины.

  1. Свод – выпуклая архитектурная конструкция; используется как покрытие или перекрытие сооружений.

  2. Капитель – венчающая часть колонны или столба.

  3. Рельеф – полуобъемное скульптурное изображение.

  4. Портал – архитектурно оформленный вход в здание

  5. Тимпан –  углубленная часть арки над входом.

  6. Арка – перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами.

  7. Фасад – в архитектуре наружная, главная сторона здания.

  8. Фронтон –  верхняя треугольная часть фасада храма

- У нас работали две поисковые группы учащихся, которые подготовили информацию по данным стилям.

I часть

4. Сообщение  1 ученика о происхождении термина «романское искусство»

Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X-XII веков. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романского» зодчества  (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» сохранилось.

Становление романского искусства в различных странах  и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII  столетии.

5. Работа в тетради.

Термин «романское искусство» возник в XIX веке, так обозначают стиль европейского искусства X-XII веков.

6. Сообщение 2 ученика «Краткая характеристика романской архитектуры»

В суровую, тревожную, но созидательную эпоху XI-XII веков утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который присущ в первую очередь ведущему искусству этой эпохи – архитектуре. Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером – имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением

7. Слово учителя.

- Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм – крепость, замок-крепость. Основным типом культового здания был собор. Романский храм, вытянутый в плане в виде латинского креста, олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею «крестного пути» страдания и искупления грехов.

- В романской архитектуре получили распространение башни: узкие, высокие с шатровыми вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны. 

                                                                           

- Важным элементом романской архитектуры была колонна, ее  капитель украшена скульптурным орнаментом.

- Но ведущим началом романского зодчества была стена.

- Если есть гладкие стены, то их можно украсить. Каким образом? (росписью)

- Стены романских храмов были украшены фресками  и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась.

- В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались,  как правило,  на  порталах (архитектурно оформленных входах).

- Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.

8. Сообщение 3 ученика об одном из памятников романской архитектуры

Собор и башня в Пизе. Начало строительства – 1063 г. Италия.

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии, впитавшей античные традиции,  относится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный ансамбль, включавший в себя собор и башню, создавался в течение долгого времени: строительство было начато в 1063 году, а закончилось лишь в XII веке. В XI веке здесь работал архитектор Бускетто, в XII веке – архитектор Райнальдо. Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская «падающая» башня. Некоторые исследователи полагают, что башня наклонилась в результате  оседания фундамента в самом начале работ, и тогда было решено сделать ее наклонной.

9. Микроитог.

- Именно в романской архитектуре впервые появились огромные здания,  целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.   

IIчасть

1. Сообщение 1 ученика о происхождении термина «готическое искусство».

Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico – «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит,  не представляло интереса для современников.

Представления о том, что готическое искусство бесформенно и не заслуживает внимания, изменились лишь в XIX веке, когда эпоху Средневековья перестали считать «темными веками» в истории человечества. Однако название «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. В различных европейских странах готика имела свои характерные  особенности и хронологические рамки, но её расцвет приходится на XIII –XIV века.

2. Работа в тетради.

-  Термин «готическое искусство» возник в эпоху Возрождения. Так обозначают стиль европейского искусства XII – XV веков.

3. Сообщение 2 ученика «Краткая характеристика романской архитектуры»

Трудно найти подходящие слова и сравнения, чтобы описать впечатление от готического собора. Кто знает об этих соборах понаслышке, считает главным признаком готики высотность. Действительно, соборы высоки и тянутся к небу бесчисленными стрелами башен и башенок, заостренных арок. Готические соборы не только высоки, но и очень протяженны. Например, Шартрский собор имеет длину 130 метров. Чтобы его обойти, нужно преодолеть путь в полкилометра.

В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен, неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

Главным строительным материалом оставался камень, даже архитекторов и строителей в ту пору называли каменщиками. Они собирались в артели и строили, переезжая из города в город, обмениваясь навыками и знаниями. Наверное, поэтому готическая архитектура отличается большим стилистическим единством, и в ней нет такого обилия школ, как в романской.

4.  Слово учителя.

- Готические соборы значительно отличались от церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор легок и устремлен ввысь. Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те  в свою очередь – на столбы. Такая конструкция  дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок.

- В готическом соборе  исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна.  Громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшими переплетением рам.

- Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.

                                                               

5. Сообщение 3 ученика об одном из выдающихся произведений готики

Слайд № 31

Нотр-Дам де Пари. 1163 г. –XIV в.   Париж. Франция.  

           

Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции – Нотр-Дам де Пари (собор Парижской Богоматери). Величественный Норт-Дам де Пари был заложен в 1163 году (первый камень будущего собора заложил папа Александр III) , но его строительство продолжалось втечение нескольких столетий – до XIV века. В храм ведут три входа – портала, обрамленных уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей.

Много лет собор стоял полуразрушенным, пока в 1831 году не появился знаменитый роман Виктора Гюго, ознаменовавший собой возрождение интереса к историческому наследию, и готическому искусству в частности, и привлекший внимание к плачевному состоянию великого памятника архитектуры. Король своим указом поручил восстановить храм.  С тех пор постоянной заботой властей является сохранение собора в его подлинном виде.

6. Микроитог.

Готический собор – это бесконечно сложная, изменчивая  игра ажурных форм. Арки, галереи, башни, громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшим переплетом рам. Собор внутри и снаружи населен массой скульптур (например, в Шартрском соборе около 9 тысяч одних только статуй). Словом готический собор – это целый мир.

III Обобщение  полученных знаний

- Как вы понимаете такой термин как  «синтез искусств»?

- Синтез искусств – органичное единство, взаимосвязь различных видов искусства в рамках единого художественного произведения.

- О взаимосвязи, каких видов искусств можно сказать относительно романского и готического стилей? (архитектура, живопись, скульптура).

- Главным их них является …? (архитектура)

-Верно. Живопись и скульптура подчинены архитектуре.

На основе полученных знаний учащиеся под руководством учителя проводят сравнительно-сопоставительный анализ романского и готического стилей.

Результатом работы является сравнительная таблица

«Особенности стилей средневекового искусства»



РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Церковная архитектура

Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т.к. их главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений. Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности. 

Готический собор имеет легкую конструкцию, устремлен ввысь. Новшество архитектуры готического периода – система арок. Стены перестали выполнять несущую роль, а значит их не нужно было делать толстыми и массивными

Светская

архитектура

В романский период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в неприступные крепости. За крепостной стеной замка находилось многочисленные хозяйственные постройки. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали входные ворота башни.

Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуша представляла собой большое здание с залом для собраний.  Соборы должны были вмещать  многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты.

Живопись

Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер.

В готическом соборе стеная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой стекол, которое помещали в проем окна.

Скульптура

В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались на порталах  церквей.  Рельефы обычно раскрашивали -  это придавало им большую выразительность и убедительность.

Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.

Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.

IV Итог урока

- Сегодня на уроке мы  продолжили знакомство с художественной культурой Средних веков и на основе сравнительно-сопоставительного анализа архитектуры того времени получили представление о стилях средневековья.

 Формирование музыкальной культуры раннего Средневековья, так же как и изобразительного искусства и архитектуры, теснейшим образом связано с утверждением христианства. Ее истоки лежат в античных трактатах «последних римлян» Боэция, Кассиодора и раннехристианского ученого Аврелия Августина, благодаря которым музыку рассматривали как помощницу слову Божьему.

Боэций в «Пяти книгах о музыке» выделяет три вида музыки:

1)  музыка всемирная, или  «гармония сфер» - звучащая гармония космоса (небесных светил);

2)  музыка человеческая  - внутренняя гармония разума, души и тела;

3)  музыка инструментальная – созерцание числовых пропорций.

   Музыкальная культура V – X вв. представлена главным образом церковной музыкой, основными жанрами которой были гимны, псалмы, антифоны. Жизнь средневекового человека была связана с церковными службами, которые он должен был посещать не менее трех раз в день. Приходя в церковь, прихожанин попадал в другой мир, о котором ему рассказывали мозаики, фрески, скульптурные рельефы. На него также воздействовало светлое и спокойное внутреннее пространство храма. И завершающую точку в создании образа Божьего мира ставила музыка.

   Церковное пение раннего Средневековья  -  это одноголосные мелодии, исполняемые небольшим мужским хором в унисон, когда одновременно звучат два или несколько звуков одной и той же высоты.

   Папа римский Григорий Великий, находившийся на престоле с 590 г. по 604 г., отобрал 200 хоровых напевов. Этот свод католических песнопений спустя 300 лет после смерти Григория I получил название «григорианский антифонарий», а позднее – «григорианский хорал». Григорианский хорал  исполнялся на латинском языке, а тексты были заимствованы из Библии. Таким образом, григорианский хорал – это одноголосное, унисонное пение мужского хора на латинском языке без музыкального сопровождения, которое способствовало созданию возвышенного, отрешенного состояния. Слушая григорианский хорал, человек забывал все обыденное , мелочное и погружался в состояние высокой сосредоточенности духа. Григорианские хоралы легли в основу католической мессы (воскресного богослужения, литургии).

   К концу IX века вся католическая церковь была объединена общими формами богослужебного пения. К этому времени в Западной Европе получил распространение пришедший из Византии орган. 

Литература раннего западного Средневековья создавалась новыми народами: населяющими западную часть Европы кельтами (бритты, галлы, белги, гельветы) и древними германцами.  Эти народы поклонялись сначала языческим племенным богам, а позже приняли христианство и уверовали в единого Бога. Литература этих народов представлена следующими произведениями:

1) рассказы о жизни святых – агиографии. «Жития святых», видения и заклинания;

2) энциклопедические, научные и историографические труды;

3) мифология и героико-эпические поэмы, саги и песни кельтских и германских народов.

Героический эпос  - это самое значительное наследие литературы раннего Средневековья. Самый древний – ирландский эпос. Он формируется с III в. по VIII в. Созданные народом еще в языческий период эпические поэмы о героях – воинах сначала существовали в устной форме и передавались из уст в уста. Позднее, в VII и VIII вв., уже после христианизации, они были переработаны и записаны учеными – поэтами, имена которых остались неизвестными.

Героический эпос – это:

1)  воспевание подвигов богатырей;

2)  переплетение исторического фона и вымысла;

3)  прославление богатырской силы и подвигов главных героев;

4)  идеализация феодального государства.

Часто эпос и мифы настолько связаны и переплетаются между собой, что провести границу между ними довольно трудно. Эта связь особенно заметна в сагах -  древнеисландских прозаических повествованиях (исландское слово «сага» происходит от глагола «сказать»). Складывали саги поэты IX – XII веков – скальды.

Собрание древнеисландских саг дошло до нас в виде двух Эдд: «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды». «Младшая Эдда» - это прозаический пересказ древнегерманских  мифов и сказаний, выполненный исландским историком и поэтом Снорри Стурлусоном в 1222 -1223 гг. «Старшая Эдда» - это сборник двенадцати стихотворных песен о богах и героях. Сжатые и динамичные песни «Старшей Эдды» делятся на две группы: сказания о богах и сказания о героях. Главный из богов – одноглазый Один, который первоначально был богом войны. Второй по значению после Одина – бог грозы и плодородия Тор. Третий – зловредный бог Локи. А самый значительный герой – богатырь Сигурд. В основе героических песен «Старшей Эдды» лежат общегерманские эпические сказания о золоте нибелунгов, на котором лежит проклятие и которое всем приносит несчастье.

Саги получили распространение и в Ирландии – самом крупном очаге кельтской культуры в средние века. Это была единственная страна Западной Европы, куда не ступала нога римского легионера. Ирландские сказания создавали и передавали потомкам друиды (жрецы), барды (певцы-поэты), фелиды  (предсказатели). Четкий и сжатый ирландский эпос сложился не в стихах, а в прозе. Его можно разделить на саги героические и саги фантастические. Главным героем героических саг был благородный, смелый и справедливый Кухулин. Его мать – сестра короля, а отец – бог света. Три недостатка было у Кухулина: он был слишком  молод, слишком смел и слишком  прекрасен. В образе Кухулина древняя Ирландия воплотила свой идеал доблести и нравственного совершенства.

В поэме «Беовульф» - героическом эпосе англосаксов, дошедшем до нас в рукописях начала Х в., фантастические приключения героев также происходят на фоне исторических событий. Мир «Беовульфа» -  это мир королей и дружинников, мир пиров, битв, поединков. Герой поэмы  - храбрый и великодушный воин из народа Беовульф, который совершает подвиги и всегда готов прийти на помощь людям. Беовульф щедр, милостив, верен вождю и жаден до славы и наград. Он совершил много подвигов: выступил против чудовища по имени Грендель и уничтожил его; победил в подводном жилище другое чудовище – мать Гренделя; вступил в бой с огнедышащим драконом, который опустошал страну. Ценой собственной жизни Беовульфу удалось победить дракона. Завершается песнь сценой торжественного сожжения на погребальном костре тела героя и сооружения кургана над его прахом.

Бессмертным памятником народного творчества является «Калевала» - карело-финский эпос о подвигах и приключениях героев сказочной страны Калева.  «Калевала» составлена из народных песен (рун). Вся «Калевала» - это неустанное восхваление человеческого труда, в ней нет и намека на «придворную» поэзию. По словам М. Шагинян: «Мощные образы людей, навсегда вам запоминающиеся, грандиозные картины природы, точное описание процессов труда, одежды, крестьянского быта – все это воплощало в рунах «Калевалы» высокую поэзию».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Литература раннего средневековья

Автор: Валентеева Ольга Александровна

Дата: 05.02.2025

Номер свидетельства: 664730

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Культура Западной Европы в раннее Средневековье»"
    ["seo_title"] => string(45) "kultura_zapadnoi_evropy_v_rannee_srednevekove"
    ["file_id"] => string(6) "573551"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613647758"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв.)  Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв.)"
    ["seo_title"] => string(111) "sriednieviekovyie-ghoroda-kazakhstana-x-nachalo-xiii-vv-sriednieviekovyie-ghoroda-kazakhstana-x-nachalo-xiii-vv"
    ["file_id"] => string(6) "283183"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453801807"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Интегрированный урок "Путешествие в средневековый замок" "
    ["seo_title"] => string(63) "intieghrirovannyi-urok-putieshiestviie-v-sriednieviekovyi-zamok"
    ["file_id"] => string(6) "246899"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446473767"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Доклат наТема:"Зарождения и развитие кумыкской литературы ""
    ["seo_title"] => string(62) "doklat_natiema_zarozhdieniia_i_razvitiie_kumykskoi_litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "354894"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478160834"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Доклат наТема:"Зарождения и развитие кумыкской литературы ""
    ["seo_title"] => string(64) "doklat_natiema_zarozhdieniia_i_razvitiie_kumykskoi_litieratury_1"
    ["file_id"] => string(6) "354895"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478160835"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства