Просмотр содержимого документа
«Литература раннего средневековья»
МХК 10 класс
Музыка и литература раннего Средневековья
Словарная работа.
- Во время урока вы услышите слова – специальные термины, которые употребляются в архитектуре. И чтобы вам было понятно, чем идет речь, я бы хотела прокомментировать эти термины.
Свод – выпуклая архитектурная конструкция; используется как покрытие или перекрытие сооружений.
Капитель – венчающая часть колонны или столба.
Рельеф – полуобъемное скульптурное изображение.
Портал – архитектурно оформленный вход в здание
Тимпан – углубленная часть арки над входом.
Арка – перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами.
Фасад – в архитектуре наружная, главная сторона здания.
Фронтон – верхняя треугольная часть фасада храма
- У нас работали две поисковые группы учащихся, которые подготовили информацию по данным стилям.
I часть
4. Сообщение 1 ученика о происхождении термина «романское искусство»
Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X-XII веков. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романского» зодчества (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» сохранилось.
Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.
5. Работа в тетради.
Термин «романское искусство» возник в XIX веке, так обозначают стиль европейского искусства X-XII веков.
6. Сообщение 2 ученика «Краткая характеристика романской архитектуры»
В суровую, тревожную, но созидательную эпоху XI-XII веков утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который присущ в первую очередь ведущему искусству этой эпохи – архитектуре. Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером – имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением
7. Слово учителя.
- Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм – крепость, замок-крепость. Основным типом культового здания был собор. Романский храм, вытянутый в плане в виде латинского креста, олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею «крестного пути» страдания и искупления грехов.
- В романской архитектуре получили распространение башни: узкие, высокие с шатровыми вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны.
- Важным элементом романской архитектуры была колонна, ее капитель украшена скульптурным орнаментом.
- Но ведущим началом романского зодчества была стена.
- Если есть гладкие стены, то их можно украсить. Каким образом? (росписью)
- Стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась.
- В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах).
- Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.
8. Сообщение 3 ученика об одном из памятников романской архитектуры
Собор и башня в Пизе. Начало строительства – 1063 г. Италия.
К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии, впитавшей античные традиции, относится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный ансамбль, включавший в себя собор и башню, создавался в течение долгого времени: строительство было начато в 1063 году, а закончилось лишь в XII веке. В XI веке здесь работал архитектор Бускетто, в XII веке – архитектор Райнальдо. Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская «падающая» башня. Некоторые исследователи полагают, что башня наклонилась в результате оседания фундамента в самом начале работ, и тогда было решено сделать ее наклонной.
9. Микроитог.
- Именно в романской архитектуре впервые появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.
IIчасть
1. Сообщение 1 ученика о происхождении термина «готическое искусство».
Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico – «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников.
Представления о том, что готическое искусство бесформенно и не заслуживает внимания, изменились лишь в XIX веке, когда эпоху Средневековья перестали считать «темными веками» в истории человечества. Однако название «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. В различных европейских странах готика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, но её расцвет приходится на XIII –XIV века.
2. Работа в тетради.
- Термин «готическое искусство» возник в эпоху Возрождения. Так обозначают стиль европейского искусства XII – XV веков.
3. Сообщение 2 ученика «Краткая характеристика романской архитектуры»
Трудно найти подходящие слова и сравнения, чтобы описать впечатление от готического собора. Кто знает об этих соборах понаслышке, считает главным признаком готики высотность. Действительно, соборы высоки и тянутся к небу бесчисленными стрелами башен и башенок, заостренных арок. Готические соборы не только высоки, но и очень протяженны. Например, Шартрский собор имеет длину 130 метров. Чтобы его обойти, нужно преодолеть путь в полкилометра.
В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен, неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.
Главным строительным материалом оставался камень, даже архитекторов и строителей в ту пору называли каменщиками. Они собирались в артели и строили, переезжая из города в город, обмениваясь навыками и знаниями. Наверное, поэтому готическая архитектура отличается большим стилистическим единством, и в ней нет такого обилия школ, как в романской.
4. Слово учителя.
- Готические соборы значительно отличались от церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор легок и устремлен ввысь. Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь – на столбы. Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок.
- В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна. Громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшими переплетением рам.
- Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.
5. Сообщение 3 ученика об одном из выдающихся произведений готики
Слайд № 31
Нотр-Дам де Пари. 1163 г. –XIV в. Париж. Франция.
Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции – Нотр-Дам де Пари (собор Парижской Богоматери). Величественный Норт-Дам де Пари был заложен в 1163 году (первый камень будущего собора заложил папа Александр III) , но его строительство продолжалось втечение нескольких столетий – до XIV века. В храм ведут три входа – портала, обрамленных уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей.
Много лет собор стоял полуразрушенным, пока в 1831 году не появился знаменитый роман Виктора Гюго, ознаменовавший собой возрождение интереса к историческому наследию, и готическому искусству в частности, и привлекший внимание к плачевному состоянию великого памятника архитектуры. Король своим указом поручил восстановить храм. С тех пор постоянной заботой властей является сохранение собора в его подлинном виде.
6. Микроитог.
Готический собор – это бесконечно сложная, изменчивая игра ажурных форм. Арки, галереи, башни, громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшим переплетом рам. Собор внутри и снаружи населен массой скульптур (например, в Шартрском соборе около 9 тысяч одних только статуй). Словом готический собор – это целый мир.
III Обобщение полученных знаний
- Как вы понимаете такой термин как «синтез искусств»?
- Синтез искусств – органичное единство, взаимосвязь различных видов искусства в рамках единого художественного произведения.
- О взаимосвязи, каких видов искусств можно сказать относительно романского и готического стилей? (архитектура, живопись, скульптура).
- Главным их них является …? (архитектура)
-Верно. Живопись и скульптура подчинены архитектуре.
На основе полученных знаний учащиеся под руководством учителя проводят сравнительно-сопоставительный анализ романского и готического стилей.
Результатом работы является сравнительная таблица
«Особенности стилей средневекового искусства»
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Церковная архитектура
Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т.к. их главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений. Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности.
Готический собор имеет легкую конструкцию, устремлен ввысь. Новшество архитектуры готического периода – система арок. Стены перестали выполнять несущую роль, а значит их не нужно было делать толстыми и массивными
Светская
архитектура
В романский период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в неприступные крепости. За крепостной стеной замка находилось многочисленные хозяйственные постройки. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали входные ворота башни.
Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуша представляла собой большое здание с залом для собраний. Соборы должны были вмещать многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты.
Живопись
Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер.
В готическом соборе стеная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой стекол, которое помещали в проем окна.
Скульптура
В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались на порталах церквей. Рельефы обычно раскрашивали - это придавало им большую выразительность и убедительность.
Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.
Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.
IV Итог урока
- Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с художественной культурой Средних веков и на основе сравнительно-сопоставительного анализа архитектуры того времени получили представление о стилях средневековья.
Формирование музыкальной культуры раннего Средневековья, так же как и изобразительного искусства и архитектуры, теснейшим образом связано с утверждением христианства. Ее истоки лежат в античных трактатах «последних римлян» Боэция, Кассиодора и раннехристианского ученого Аврелия Августина, благодаря которым музыку рассматривали как помощницу слову Божьему.
Боэций в «Пяти книгах о музыке» выделяет три вида музыки:
1) музыка всемирная, или «гармония сфер» - звучащая гармония космоса (небесных светил);
2) музыка человеческая - внутренняя гармония разума, души и тела;
3) музыка инструментальная – созерцание числовых пропорций.
Музыкальная культура V – X вв. представлена главным образом церковной музыкой, основными жанрами которой были гимны, псалмы, антифоны. Жизнь средневекового человека была связана с церковными службами, которые он должен был посещать не менее трех раз в день. Приходя в церковь, прихожанин попадал в другой мир, о котором ему рассказывали мозаики, фрески, скульптурные рельефы. На него также воздействовало светлое и спокойное внутреннее пространство храма. И завершающую точку в создании образа Божьего мира ставила музыка.
Церковное пение раннего Средневековья - это одноголосные мелодии, исполняемые небольшим мужским хором в унисон, когда одновременно звучат два или несколько звуков одной и той же высоты.
Папа римский Григорий Великий, находившийся на престоле с 590 г. по 604 г., отобрал 200 хоровых напевов. Этот свод католических песнопений спустя 300 лет после смерти Григория I получил название «григорианский антифонарий», а позднее – «григорианский хорал». Григорианский хорал исполнялся на латинском языке, а тексты были заимствованы из Библии. Таким образом, григорианский хорал – это одноголосное, унисонное пение мужского хора на латинском языке без музыкального сопровождения, которое способствовало созданию возвышенного, отрешенного состояния. Слушая григорианский хорал, человек забывал все обыденное , мелочное и погружался в состояние высокой сосредоточенности духа. Григорианские хоралы легли в основу католической мессы (воскресного богослужения, литургии).
К концу IX века вся католическая церковь была объединена общими формами богослужебного пения. К этому времени в Западной Европе получил распространение пришедший из Византии орган.
Литература раннего западного Средневековья создавалась новыми народами: населяющими западную часть Европы кельтами (бритты, галлы, белги, гельветы) и древними германцами. Эти народы поклонялись сначала языческим племенным богам, а позже приняли христианство и уверовали в единого Бога. Литература этих народов представлена следующими произведениями:
1) рассказы о жизни святых – агиографии. «Жития святых», видения и заклинания;
2) энциклопедические, научные и историографические труды;
3) мифология и героико-эпические поэмы, саги и песни кельтских и германских народов.
Героический эпос - это самое значительное наследие литературы раннего Средневековья. Самый древний – ирландский эпос. Он формируется с III в. по VIII в. Созданные народом еще в языческий период эпические поэмы о героях – воинах сначала существовали в устной форме и передавались из уст в уста. Позднее, в VII и VIII вв., уже после христианизации, они были переработаны и записаны учеными – поэтами, имена которых остались неизвестными.
Героический эпос – это:
1) воспевание подвигов богатырей;
2) переплетение исторического фона и вымысла;
3) прославление богатырской силы и подвигов главных героев;
4) идеализация феодального государства.
Часто эпос и мифы настолько связаны и переплетаются между собой, что провести границу между ними довольно трудно. Эта связь особенно заметна в сагах - древнеисландских прозаических повествованиях (исландское слово «сага» происходит от глагола «сказать»). Складывали саги поэты IX – XII веков – скальды.
Собрание древнеисландских саг дошло до нас в виде двух Эдд: «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды». «Младшая Эдда» - это прозаический пересказ древнегерманских мифов и сказаний, выполненный исландским историком и поэтом Снорри Стурлусоном в 1222 -1223 гг. «Старшая Эдда» - это сборник двенадцати стихотворных песен о богах и героях. Сжатые и динамичные песни «Старшей Эдды» делятся на две группы: сказания о богах и сказания о героях. Главный из богов – одноглазый Один, который первоначально был богом войны. Второй по значению после Одина – бог грозы и плодородия Тор. Третий – зловредный бог Локи. А самый значительный герой – богатырь Сигурд. В основе героических песен «Старшей Эдды» лежат общегерманские эпические сказания о золоте нибелунгов, на котором лежит проклятие и которое всем приносит несчастье.
Саги получили распространение и в Ирландии – самом крупном очаге кельтской культуры в средние века. Это была единственная страна Западной Европы, куда не ступала нога римского легионера. Ирландские сказания создавали и передавали потомкам друиды (жрецы), барды (певцы-поэты), фелиды (предсказатели). Четкий и сжатый ирландский эпос сложился не в стихах, а в прозе. Его можно разделить на саги героические и саги фантастические. Главным героем героических саг был благородный, смелый и справедливый Кухулин. Его мать – сестра короля, а отец – бог света. Три недостатка было у Кухулина: он был слишком молод, слишком смел и слишком прекрасен. В образе Кухулина древняя Ирландия воплотила свой идеал доблести и нравственного совершенства.
В поэме «Беовульф» - героическом эпосе англосаксов, дошедшем до нас в рукописях начала Х в., фантастические приключения героев также происходят на фоне исторических событий. Мир «Беовульфа» - это мир королей и дружинников, мир пиров, битв, поединков. Герой поэмы - храбрый и великодушный воин из народа Беовульф, который совершает подвиги и всегда готов прийти на помощь людям. Беовульф щедр, милостив, верен вождю и жаден до славы и наград. Он совершил много подвигов: выступил против чудовища по имени Грендель и уничтожил его; победил в подводном жилище другое чудовище – мать Гренделя; вступил в бой с огнедышащим драконом, который опустошал страну. Ценой собственной жизни Беовульфу удалось победить дракона. Завершается песнь сценой торжественного сожжения на погребальном костре тела героя и сооружения кургана над его прахом.
Бессмертным памятником народного творчества является «Калевала» - карело-финский эпос о подвигах и приключениях героев сказочной страны Калева. «Калевала» составлена из народных песен (рун). Вся «Калевала» - это неустанное восхваление человеческого труда, в ней нет и намека на «придворную» поэзию. По словам М. Шагинян: «Мощные образы людей, навсегда вам запоминающиеся, грандиозные картины природы, точное описание процессов труда, одежды, крестьянского быта – все это воплощало в рунах «Калевалы» высокую поэзию».