Мир в зеркале искусства.
Каждый из нас – Вселенная. Вселенная мыслей, чувств, воспоминаний, ожиданий. Я вижу мир таким, какой он есть: И облака, и небо надо мной, И мириады звезд, каких не счесть, Манящих тайн, сокрытых пеленой. Я вижу мир таким, какой он есть: Ранимый, хрупкий, очень уязвим, Он может вдруг обрушить боль и месть, Но все-таки прекрасен и любим. И в этом мире связывает нас Мостов духовных тоненькая нить. Ах, как легко порвать ее подчас, Куда сложнее вновь соединить. Читаем мы у Андрея Горбовского | www.baku.ru/frmpst-view.php?frmpst_id=14095361&id=14095362 слайд 1.Я вижу мир слайд 2Притча всё в твоих руках. Видео притча. |
Искусство дает возможность увидеть и понять тысячи других миров, принять или отвергнуть их. В китайской притче рассказывается о путниках, которые захотели понять, что такое океан. После того, как им удалось его увидеть, один из странников сказал, что океан похож на поле, другому он напомнил лесные чащи, а третьему бескрайнюю пустыню. И каждый был по – своему прав! | Слайд 3 Китайская гравюра с изображением океана |
Мы видим мир таким, каким ожидаем его увидеть: Моё окно – оно картины рама. Смотрю я сквозь него на мир. Он незнакомый и немного странный. Он, как роман, зачитанный до дыр. Возьму я в руки кисточки и краски И нарисую жизнь такой, как вижу я. Но сколько поэтов, художников, музыкантов уже создали в своих произведениях отражения своих миров? | Слайд 4 С. Дали «Женская фигура к окна» |
Тревожный, наполненный страхами языческий мир стучится к нам ритмами ритуальных обрядов, динамикой наскальных рисунков, магической глубиной мифологических образов. Не познав свои самые древние корни, человек не сможет достичь вершины. | Слайд 5 Рисунок – первобытные охотники в пещере |
Мир средневекового человека может на первый взгляд показаться мрачным и скучным. Но никогда люди не уходили так глубоко в поисках постижения божественного предназначения жизни, его истинного и вечного смысла. Нидерландский художник Иероним Босх изображает свою модель мироздания на створках алтаря, которое называет «Воз сена». Сюжет его был продиктован старой нидерландской пословицей: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». | Слайд 6 И. Босх «Стог сена» |
Наполнена радостной верой в человека, его почти божественное начало, картина мира эпохи, которую принято называть Возрождением. Микеланджело, создавший статуи и фрески, воспевшие красоту Человека, в одном из сонетов пишет: Высокий дух, чей образ отражает В прекрасных членах тела своего, Что могут сделать Бог и естество, Когда их труд свой лучший дар являет. | Слайд 7 Статуя Давида - Микеланджело |
Через пару столетий Джонатан Свифт в своих «Путешествиях Гулливера» наглядно показывает, насколько относительной может быть картина мира, и как она зависит от точки зрения. Лилипуты и великаны, прожектеры и йеху живут в своих замкнутых мирах, наблюдая их очертания со «своей колокольни». | Слайд 8 «Путешествия Гулливера» - иллюстрация |
Мир «Алисы в стране чудес» и «Зазеркалья» Льюиса Кэрролла - это другая реальность, живущая по законам теории относительности. В ней есть место Чеширскому коту, Мартовскому зайцу, появлениям, исчезновениям, фантазии. | Слайд 9 «Алиса в стране чудес» - иллюстрация |
Миры, созданные в произведениях искусства не похожи друг на друга. Загадочной поэзией зовет к себе романтическая страна героев Александра Грина: Лисс, Зурбаган. Там есть Бегущая по волнам и Ассоль ждет корабль с алыми парусами: Снова месяц висит ятаганом, На ветру догоняет лист, Утром рано из Зурбагана Корабли отплывают в Лисс. Кипарисами машет берег. Шкипер, верящий всем богам, Совершенно серьезно верит, Что на свете есть Зурбаган. Написал когда – то автор легендарной «Бригантины» поэт Павел Коган. | Слайд10 «Бегущая по волнам» - иллюстрация |
У братьев Стругацких в одной из повестей есть сюжет фантастической картины будущего. На ней по одну сторону Стены живет мир счастливых утопий, по другую мир, где нет гармонии, постоянные войны приводят к гибели цивилизации. Джордж Оруэлл в антиутопии «1984» создает вымышленную реальность: «Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги; и, хотя светило солнце, а небо было резко голубым, все в городе выглядело бесцветным – кроме расклеенных повсюду плакатов. С каждого заметного угла смотрело лицо черноусого. С дома напротив тоже. СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ, – говорила подпись». | Слайд 11 «1984» - иллюстрация |
Общаясь с произведениями мирового искусства, мы расширяем горизонты своей собственной жизни. Известный датский физик, один из создателей квантовой теории, Нильс Бор, один из создателей квантовой теории писал: «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». | Слайд 12 Нильс Бор - фото |
Проверить «алгеброй гармонию», научно обосновать тайны творчества пытались много раз. Ученые вычислили параметры и пропорции скрипок Страдивари, спектрально проанализировали составы лака, но есть недосягаемая черта, перед которой бессильны расчёты и компьютеры, и эта сила заставляет плакать и смеяться, грустить и мечтать вместе с музыкой, стихотворением, фильмом. | Слайд 13 Скрипка Страдивари |
«Начало знания — удивление», — говорили в древности. Человек может понять, как устроен атомный реактор, но о том, как случайное слово, взгляд превращаются в чувство, как из него вырастает картина, соната или поэма – остается тайной искусства, которое , если верить легенде, было даровано людям богами. Неповторимость, уникальность произведений подлинного искусства – ценнейшее его свойство. Многие научные открытия постепенно устаревают, а древнейшие произведения искусства - нет, потому что в них сохранены общечеловеческие проблемы. | Слайд 14 С. Боттичелли «Весна» |
Искусство часто сравнивают с зеркалом. Но это зеркало показывает лишь то, что показал автор, пропустив все через горнило своей души, ее чувства и переживания. Художественные образы рождаются из событий и явлений жизни. Анна Ахматова писала: «Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене... И стих уже звучит, задорен, нежен. На радость всем и мне». | Слайд15 Н. Альтман «Портрет А. Ахматовой» |
Пережив в своем сердце художественное произведение, человек не может остаться прежним. В своих дальнейших мыслях, чувствах, поступках он несет след прочитанного, услышанного, увиденного. «Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба»,- считал Борис Пастернак. | Слайд 16 Л. Пастернак « Портрет Б. Пастернака» |
Стать богаче духовно, выбрать свою дорогу в этом мире человек учится на примерах шедевров мирового искусства. Его опыт бесценен, ведь каждый из нас - это часть человеческого сообщества. Мы все, люди Земли, связаны между собой, независимо от расстояний и времени. «Красота спасет мир» - это не просто цитата. Только в гармонии с другими людьми, народами, природой, Вселенной можно сохранить нашу планету. | Слайд 17 «Красота спасет мир» - картинка |
«Я знаю Тайну… Веришь? Слушай! Наш Мир вокруг — как Белый лист… На нём рисуют наши Души, А вот и кисточка — Возьмись! Цвета… палитры — всё как знаешь… Твой мир такой…, как Хочешь ты! Каков Твой Мир — Тебе Решать! Цветными… Яркими мазками Раскрасит лист твоя Душа… Ты Веришь в Тайну? Знаю — Веришь… Пусть сложно…, но — пора начать…» | Слайд 18 «Всё в твоих руках» |