Презентация разработана для урока МХК в 10 классе в рамках темы «Культура Древнего Рима».
Скульптурный портрет в римской пластике - жанр, уже совершенно непохожий на греческие образцы, совершенно самобытный. У римских статуй вся сила как будто собрана в лице. Тело выполняет роль «подставки». Когда римлянам нужно было заменять статуи своих правителей, они порой меняли только статуям головы. Характерность древнеримского портрета во многом объясняется связью этого пластического искусства с погребальным обрядом снятия масок-слепков с лиц умерших.
Но скульптурный римский портрет стремился не только к точному копированию, но и отражению жизненного пути человека. Портрет обнаруживал в облике самое важное из пережитого прошлого. Подобно римским историкам, стремившимся донести до потомков самое ценное и существенное из прошлого государственной жизни, римские бюсты удерживали в самих себе биографию. И тем самым, раскрывалась душа умершего человека, его психологические особенности.
Скульптуру лучше всего изучать, имея перед глазами наглядные примеры. Благодаря этой презентации Вы сможете составить необходимое представление об основных особенностях римского скульптурного портрета, в этом Вам помогут различные иллюстрации, примеры и комментарии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Искусство римского скульптурного портрета »
Искусство римскогоскульптурного портрета
Вдохновляясь традициями своих предшественников, римские мастера всегда умели сохранить свой оригинальный стиль и свою творческую индивидуальность
Б.И.Ривкин
Павлова Т.Г., учитель МХК
МКОУ СОШ № 20
го Первоуральск
Чисто римская доля, внесённая в сокровищницу мирового искусства, прекрасно определена, как раз в связи с римским скульптурным портретом:
«Рим существует как индивидуальность; Рим существует в тех строгих формах, в которых возродились под его владычеством древние образы; Рим существует в том великом организме, который разнёс семена античной культуры, давая им возможность оплодотворить новые, ещё варварские народы, и, наконец, Рим существует в создании цивилизованного мира на основании культурных эллинских элементов и, видоизменяя их сообразно с новыми задачами, только Рим и мог создать великую эпоху портретной скульптуры...»
(О. Ф. Вальгауэр)
Римский скульптурный портрет - один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до н. э. - IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого
Август
Тит
Римский
скульптурный портрет
Точно передает портретное сходство
Передает сложность соотношения между физическим и духовным миром человека
Каракалла
Скульптурный портрет – одно из главных достижений римской художественной культуры
История создания
История создания скульптурного портрета восходит к древнейшему обычаю этрусков: снимать восковую или гипсовую маску с лица умершего и хранить её в специальных нишах и шкафах. Позднее, у римлян, эти маски стали заменятся скульптурными портретами из камня. Заказчик стремился к правдоподобности изображения
Важный вклад в развитие римского портрета оказало искусство их ближайших соседей и предшественников. Скорее всего, как и египтяне, они придерживались идеи сохранения внешнего облика умершего, может быть, как залога его потустороннего бессмертия.
Самыми знаменитыми подобными произведениями являются терракотовые этрусские саркофаги; с VII в. до н. э. канопы, чьи навершия выполнялись в форме человеческой головы, а ручки выполнялись в форме человеческих рук.
Уже в VIII-VII веках до н. э. крышки урн украшались масками, которые схематично и примитивно передавали человеческое лицо. Волосы передаются прямыми линиями, прочерченными в глине, черты лица крупные и грубоватые, большой нос и плотно сжатый рот с узкими губами.
Этрусская канопа, Лувр
Попробуйте дать характеристику этому человеку: возраст, социальное положение, настроение, характер, род занятий
Это суровый, утомленный прожитыми годами человек с высоким морщинистым лбом, нависшими над глазами бровями, большим крючковатым носом и презрительно оттопыренной нижней губой. На старческих щеках – глубокие складки. Вероятно, он не относится к знатному роду, и испытал за свою жизнь много тягот и лишений.
Голова старика
Римляне портретом начинают считать изображение одной лишь головы, тогда как у греков это все тело – портретная статуя
Скульптурный портрет:
страницы истории
Римский портрет имеет сложную предысторию. Его связь с этрусским портретом очевидна, равно как и с эллинистическим. Здесь нет идеала, который можно повторять и с которым можно соотноситься, как в греческом искусстве портрета. Есть только отдельные индивидуальности, совершенно законченные в своей неповторимости.
В портретах республиканской эпохи нашли отражения гражданские идеалы этого времени. Детали в них не всегда приведены к единству, моделировка суха, им свойственны упрощение форм, жёсткость линий.
Скульптурный портрет:
страницы истории
В скульптуре начала Римской империи складывается особый официальный стиль, ярко проявившийся в портрете и рельефе. В его основе лежит греческое искусство V - IV веков до н.э. Скульптурные портреты Августа и членов его семьи значительно отличаются от портретов республиканского периода.
Для периода Римской республики характерны небольшие бюсты видных общественных деятелей. Их фигуры были задрапированы в широкие покрывала - плащи – тоги, перекинутые через плечо и образовавшие красивые складки. Тога надевалась поверх туники – длинной рубашки с короткими рукавами.
Август
Каков же он, человек той эпохи?Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.) в тракте
«Об обязанностях»:
« Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»
Цицерон
Скульптурный портрет:
страницы истории
Идеализированы и многочисленные портреты преемника Августа - Тиберия. Облагороженный образ. И в то же время, безусловно, индивидуальный. Что-то несимпатичное, брюзгливо-замкнутое проглядывается в портрете этого императора, обладавшего неограниченной властью, жестокого и в то же время испытывавшего животный страх за свою жизнь.
Тиберий
Скульптурный портрет:
страницы истории
Большая динамичность, реалистичность, живописность, эмоциональность, театральная приподнятость характеризуют искусство середины и второй половины I века н.э. Уже полностью разоблачителен при всей своей благородной сдержанности портрет преемника Тиберия - Калигулы, убийцы и истязателя, в конце концов заколотого своим приближённым.
Жуток его пристальный взгляд, и чувствуешь, что не может быть пощады от этого совсем молодого властителя (он закончил в двадцать девять лет свою страшную жизнь), с наглухо сжатыми губами, любившего напоминать, что он может сделать всё, что угодно и с кем угодно.
Тиберий
«Когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, он велел бросить им на растерзание преступников; и, обходя для этого тюрьмы, он не смотрел, кто в чём виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех...» Светоний
Скульптурный портрет:
страницы истории
Одну из важнейших страниц римского портретного искусства представляет собой портрет времён Антонина Пия и Марка Аврелия. Совершенное владение техникой обработки мрамора позволяет мастерам добиваться тончайшей моделировки форм лица, фактурности волос, одежды.
В портретах этого периода всегда строго соблюдается портретное сходство, но самое главное - в них отражён дух эпохи переоценки ценностей, новых романтических настроений. В них появляются черты одухотворённости, самоуглубления, и вместе с тем утончённости, усталости и грусти. Созерцательное настроение подчёркнуто трактовкой глаз с резко врезанными зрачками, полуприкрытыми мягкими тяжёлыми веками.
Сириянка
Задумчивая мечтательность глубоко индивидуальна, и сама она кажется нам давно знакомой, так жизненно резец ваятеля изощрённой работой извлёк из белого мрамора с нежным голубоватым отливом её чарующие и одухотворённые черты.
Скульптурный портрет:
страницы истории
III век н.э. - эпоха расцвета римского портрета, всё более освобождающегося от традиций прошлого. Возникают исполненные чрезвычайной энергии, властолюбия, грубой силы образы людей, рождённые жестокой борьбой, захватившей в то время общество.
Глубина психологической характеристики достигается теперь не детализацией пластической формы, а, наоборот, лаконичностью, скупостью отбора наиболее важных определяющих черт личности. Приверженность к бураву, врезающегося в мрамор, рождает сложные светотеневые эффекты.
Нерон
«Время человеческой жизни - миг, - писал Марк Аврелий, - её сущность - вечное течение; ощущение смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна».
Скульптурный портрет:
страницы истории
В портретах второй половины III века воля к жизни исчезает, начинает доминировать покорность судьбе - человек осознаёт себя слабым существом. В IV веке появляются портреты, выполненные в различном стиле, и наряду с существованием традиции римского реалистического портрета появляются грубость и упрощённость или обобщённость образа.
Новый стиль, по-новому достигаемая монументальная выразительность. В общем стиле римского скульптурного портрета этого времени уже можно распознать черты, которые получат полное развитие в средневековых скульптурных портретах французских и германских соборов...
Филипп Араб
«Техника упрощена до крайности... Черты лица выработаны глубокими, почти грубыми линиями с полным отказом от моделировки поверхности. Личность, как таковая, охарактеризована беспощадно с выделением самых важных черт» Вальдгауэр
Римский скульптурный портрет , во многом заложивший основы западноевропейского портретного искусства, представляет собой одну из лучших страниц в истории мировой пластики