Просмотр содержимого документа
«Беседа «Художник в театре и кино»»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
Республика Мордовия, город Саранск
Беседа
«Художник в театре и кино»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Калиниченко Анжелика Николаевна
Саранск 2022 г
Художник в театре — это, в первую очередь, сценограф, дизайнер сцены. Он создает внешний облик спектакля, заведует созданием декораций, оформлением сцены.
В то же время театральный художник — широкое понятие. Профессия эта состоит из множества граней. Такие специалисты, как дизайнер сцены, декоратор, художник, не выполняют того набора функций, которые присущи театральному художнику.
Художник в театре рука об руку взаимодействует с режиссером, он должен всегда учитывать его творческий замысел и реализовывать его задумку. Но чтобы называться театральным художником, пассивного воплощения идеи режиссера в жизнь зачастую бывает мало. Если художнику хватает опыта и многогранности таланта, он может расширить, обогатить режиссерскую идею, стать его соавтором. Объединяя усилия, согласовывая режиссерский и художественный замысел, можно достичь невероятного по силе результата.
Художник - это своего рода архитектор сцены, он должен знать ее устройство изнутри. Художник обязан знать, как собственноручно изготовить декорации и костюмы хотя бы для того, чтобы контролировать процесс работы и видеть, воплощается ли его творческий замысел.
Находчивость, пространственное мышление, изобретательность, богатая фантазия — все это должно быть присуще театральному художнику. Ведь часто приходиться реализовывать идеи буквально на ходу. Такова театральная жизнь.
В какой-то степени художник театра - это еще и культуролог, который хорошо знает историю театра, культуры, архитектуры, в особенности костюма. Художник театра — личность достаточно эрудированная, всесторонне образованная, очень многогранная. Это одна из самых творческих профессий.
Художник в кино
Обычно режиссер дает художнику общее направление изобразительной трактовки сценария. Художник должен превратить его в видимую реальность. Герои фильма всегда действуют в определенной обстановке - в квартире, в степи, на заводе и других площадках. Под руководством художника и при его личном участии эта обстановка реализуется в декорациях или натурных объектах, то есть художник создает образ материальной среды, в которой происходит действие фильма.
Работа художника кино многим напоминает работу художника театра, но между ними есть и существенные различия. В театре зритель видит декорации, выполненные по эскизам художника. В кино - их изображения, снятые на пленку. В театре действие может происходить только в реальном пространстве сценической коробки. В кино - где угодно: не только в павильонной декорации, но и на улице, в лесу, в цехе настоящего предприятия и т. д. В театре зритель видит декорацию с одной неподвижной точки. В кино эта точка может постоянно меняться. Отдельные элементы материальной среды могут быть приближены к зрителю, подробно ему показаны.
Самые первые киносъемки были произведены на натуре без участия художника. На ранних павильонных съемках использовали обычные театральные декорации. Постепенно определилась специфика декорационного оформления фильма, требующая особой естественности, жизненной убедительности и аккуратности исполнения (беспощадный реализм киноизображения, возможность укрупнения разоблачают на экране малейшие неточности в работе художника).
Большое значение для развития искусства художника кино имело изобретение: взамен театральных декораций, написанных на холсте, декорации стали собирать из готовых строительных и архитектурных элементов, которые могли использоваться многократно.
Успехи советской кинематографии 20- 30-х годов внесли принципиальные изменения в сущность профессии художника кино. Из строителя декораций и украшателя фильма он стал одним из его соавторов. Большое воздействие на становление искусства художника кино, определение содержания и форм его работы, уточнение места художника в коллективе фильма имело творчество замечательных художников советского кино. Работа современного художника кино начинается с глубокого освоения сценария будущего фильма и его режиссерской трактовки, с изучения жизненного материала. Художник выполняет серию эскизов, изображающих важнейшие эпизоды фильма, различные места его действия. Создавая образ окружающей человека среды (его жилища, места работы и т. д.), художник принимает активное участие в создании человеческих образов.