Просмотр содержимого документа
«Образовательная область «Искусство» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По культуре Древнего Мира и Древней Руси для 5 – 6 класса»
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области Общеобразовательное отделение
ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж»
Образовательная область «Искусство»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По культуре Древнего Мира и Древней Руси для
5 – 6 класса
Составитель: Кулькова В.А.,
учитель технологии
высшей квалификационной
категории
г. Красноуфимск,
2014 г.
Содержание
1.
Пояснительная записка
3
2.
Учебно – тематический план
10
3.
Содержание программы
12
4.
Календарно-тематическое планирование
17
5.
Требования к уровню подготовки учащихся
27
6.
Материально-техническое обеспечение
29
7.
Средства обучения (оборудование, таблицы, раздаточный материал, инструменты и др.)
30
8.
Список учебников, методической литературы
31
9.
Список литературы для учащихся
32
10.
Темы проектов, рефератов
32
11.
Инструктажи по технике безопасности
32
12.
Приложение
33
Раздел 1. Пояснительная записка
Актуальность разработки курса «Культура Древнего Мира и Древней Руси» велика. В последнее время встает вопрос о воспитании у учащихся культурно-исторических ценностей, развития художественного мышления, формирования гражданской позиции.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с быстро изменяющимся социально-экономическим развитием в стране, связанными с новой образовательной политикой в стране. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования «Мировой художественной культуры» относятся приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры. В связи с повышением уровня художественного развития большое значение приобрела проблема формирования представлений о художественной культуре, как части духовной культуры.
Интерес к вопросам обучения «Культуре Древнего Мира и Древней Руси» обусловлен тем, что он позволит сформировать у учащихся представления о культуре и цивилизации во всем их многообразии, понять межкультурные связи, объединяющие, а не разъединяющие человечество, научить их лучше ориентироваться в сложном и многообразном мире современной художественной культуры.
Основными методическими принципами программы являются: творческая учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, выполнение творческих работ. Специфика данной учебной дисциплины обусловлена сочетанием двух подходов: исторического и тематического. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география, краеведение, граждане ведение и т. п.).
Особенность изучаемого курса состоит в том, что программа охватывает широкий спектр явлений мировой художественной культуры Древнего Мира. Одна из ведущих идей данного курса, его принципиальное отличие от других заключается в том, чтобы через мифологические и библейские сказания в которых сложились в течение тысячелетия представления об исходных понятиях нравственности. Это позволит учащимся решать сиюминутные и вечные общечеловеческие проблемы.
Данная рабочая программа адресована учителям искусства, МХК, работающим на ступени основного общего образования. Реализуется за счет факультативных занятий. Интегративный характер содержания обучения курса «Культура Древнего Мира и Древней Руси» предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Обучение по данной рабочей программе базируется на знаниях полученных в начальной школе в курсах изо, музыка, история, литература, углубленное изучение этого курса в 5 - 6 классах поможет достичь обучающимся необходимого уровня художественного развития обозначенного в программе.
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена сочетанием двух подходов: исторического и тематического. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла.
Отличительными чертами данной программы являются то, что учащиеся изучают художественную культуру в хронологической последовательности и представлены в разделах по художественной культуре античной мифологии, древнеславянской мифологии, библейским сюжетам старого и нового заветам. Учащиеся на конкретных примерах поймут многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой. Это обусловлено рядом причин, в частности сложностью языка культурного наследия искусства, которое оказало влияние на современное искусство, в котором взрослеет и приобретает жизненные ориентиры и ценности подрастающее поколение, что соответствует подростковому возрасту.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как история, литература, музыка, изобразительное искусство, география.
Срок реализации рабочей программы 2 года. В школе «Культура Древнего Мира и Древней Руси» изучается в 5 и 6 классе. Учебный план составляет 70 учебных часов. В 5 классе-35 учебных часов, 6 классе -35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Цель – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития.
Задачи:
выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры; раскрыть его закономерности;
показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли;
формировать систему ценностного отношения к наследию художественной культуры;
упорядочить и систематизировать этапы культурно-исторического развития и его закономерностей;
показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли.
При отборе и выстраивании материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся, содержания предмета в рамках направления «Искусство» основного среднего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного среднего образования. Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Конкретизирует содержание сюжетных линий образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности изучения блоков, разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа включает в себя: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование, требования к уровню образованности учащихся, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса, приложения к программе.
Для оценки достижений учащихся используется четырёх бальная система и выставляется один раз в полугодие. Инструментариями для оценки результатов являются самостоятельная работа, практическая работа, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих работ с элементами проектной деятельности. Соответствующая тема по учебному плану программы может даваться с опережением изучаемого материала и выполняется учащимся самостоятельно.
Для творческих работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему творческой работы для учащихся, чтобы охватить всю совокупность рекомендуемого в программе теоретического материала. При этом он должен учитывать посильность материала для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную значимость.
Критерии оценивания устного ответа, творческой работы.
Отметка «2» - ответ или работа не соответствует заданиям.
Отметка «3» - знания слабые, работа выполнена на недостаточном уровне, однако есть попытки их связать в единое целое.
Отметка «4» - знания фактов на достояно высоком уровне, присутствуют попытки анализа и интерпретации фактов.
Отметка «5» - высокий уровень знаний, выполнения с использованием различных методов познания, используется дополнительный материал.
Предлагаемая программа является компилятивной. Переработаны авторские материалы О.Н. Маминой «История мировой культуры» - рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования, Екатеринбург. 2009 г.; Г. А. Мосеевой, Н.М. Семеновой «Изобразительное искусство» ИРРО, Екатеринбург. 2003 г.
Базой данного курса является программа Г. И. Даниловой («Мировая художественная культура»), издательство М.: 2007 г. Для 5-6 класса программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Мировая художественная культура» под редакцией Н.И. Киященко, Л.А. Рапацкой, Н.М. Сокольникова, Е.Н. Шапинская – рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования, издательство «Дрофа» М.: 2005 г.; Л.А. Рапацкая «Мировая художественная культура», гуманитарный издательский центр «Владос», М.: 2008 г.
Необходимым условием реализации рабочей программы является кабинет соответствующий современным нормативным требованиям. Особый акцент в программе сделан на использование мультимедийного проектора, компьютерных презентаций, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Реализация данной рабочей программы предполагает использование элементов технологий критического мышления, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающего, проблемного обучения, ИКТ технологии. Реализация программы опирается на следующие методы эстетического образования: метод художественного, нравственно-эстетического познания произведения; метод эмоциональной драматургии;; метод художественного контекста; метод создания «композиций»; метод перспективы и ретроспективы.
Основным видом организации учебных занятий по курсу «Культура Древнего Мира и Древней Руси» является урок, продолжительностью 40 минут. Программа предусматривает проведение таких типов уроков как: организационный урок, урок изучения нового материала, практических знаний, урок повторения, контрольный урок традиционных уроков, интегрированных уроков, семинаров, экскурсий, обобщающих уроков, уроков игр.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной и творческой работы (подготовка учащимся сообщения по теме, выполнение компьютерной презентации, рисование по представлению, написание эссе, отзыва).
. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: индивидуальная, групповая, коллективная работа с учащимися.
Раздел 2. Учебно-тематический план 5 класс
Наименование
Количество часов
Формы
контроля
разделов и тем
Всего
Теория
Практика
Раздел 1. Введение
1
1
Творческое задание
Раздел 2. Античная мифология.
17
5
6
т Творческая работа ест
Раздел 3. Древнеславянская мифология.
17
5
3
Творческая работа
Всего:
35
25
10
Раздел 2. Учебно-тематический план 6 класс
Наименование
Количество часов
Формы
контроля
разделов и тем
Всего
Теория
Практика
Раздел 1. Древнеславянская мифология.
15
10
5
Компьютерная презентация, сообщение по теме, проектные работы.
Раздел 2. Библейские сюжеты и образы.
20
15
5
Сообщение по теме, тесты, проектные работы.
Всего
35
26
9
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ 5 класс
№
Наименование раздела
Срок изучения
Форма ОП
оснащённость
Форма контроля
Предметно-информационная
Деятельностно-коммуникативная
Ценностно-ориентационная
оснащённость
Форма контроля
Ценностно-ориентационная
1.
Раздел 1. Введение
1-2 –неделя
УВНТ
Знать
направление в художественной культуре: народное, религиозное, светское, наиболее важные
закономерности сложного процесса развития МХК, распознать особенность образного языка различных видов искусства.
Уметь
разбираться в составляющих художественной культуры: архитектура, изобразительное искусство, литература, музыка и т.д., интегрировать виды искусства, устанавливать идейно-нравственную и эстетическую связь,
обусловленные жизнью эпохи и общими
закономерностям и развития МХК
Оценивать актуальность
современного
культурного
социума,
высказывать свое мнение к
искусству,
способность
наслаждаться
красотой,
видеть себя как человека, который воспитывает в себе
нетерпимость безобразному во всех проявлениях жизни.
Компьютер,
проектор,
экран.
Творческая работа
Взаимооценка, понимание значения витамин в питании человека,
Кухонная утварь электрические плиты учебник, раб. тет.
Практическая работа по приготовлению блюда.
Дегустация блюд.
Знать мифологию, религию в культуре Древнего мира. Отражение в религиозных представлений в культе
Уметь
разбираться в особенностях архитектуры и изобразительного искусства. Изображение людей и животных.
Оценивать ценностное отношение к культуре Древнего мира, как колыбели мировой культуры. Высказывать свое мнение о ценностях религиозных верованиях древних.
Компьютер,
проектор,
экран.
Презентации. Тест
2.
Раздел 2. Античная мифология.
3-8я неделя
УИПЗЗ
Самопроверка
Альбом, коллекции тканей, волокон
Лабораторная работа
Солнца и культе Мёртвых.
Раздел 3. Древнеславянская мифология.
Знать мифологию, религию в культуре Древнеславянская мифология. Отражение в религиозных представлений в культе
Уметь
разбираться в особенностях архитектуры и изобразительного искусства. Изображение людей и животных.
Оценивать ценностное отношение к культуре Древнеславянской мифологии, как колыбели русской культуры. Высказывать свое мнение о ценностях религиозных верованиях древних славян.
Компьютер,
проектор,
экран.
Презентации. Тест
СОДЕРЖАНИЕ 6 класс.
Раздел 1. Древнеславянская мифология.
Знать мифологию, религию в культуре Древнеславянская мифология. Отражение в религиозных верованиях и их представлений в культе.
Уметь
разбираться в особенностях архитектуры и изобразительного искусства. Изображение людей и животных.
Оценивать ценностное отношение к культуре Древнеславянской мифологии, как колыбели русской культуры. Высказывать свое мнение о ценностях религиозных верованиях древних славян.
Компьютер,
проектор,
экран.
Презентации. Тест
Раздел 2. Библейские сюжеты и образы.
Знать библейские сюжеты и образы Отражение в религиозных представлений в культе.
Уметь
разбираться в особенностях архитектуры и изобразительного искусства. Изображение людей и животных.
Оценивать ценностное отношение к культуре в отображении библейских сюжетов и образов.
как колыбели русской культуры. Высказывать свое мнение о ценностях религиозных верованиях.
Компьютер,
проектор,
экран.
Презентации. Тест
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ 5 класс
№
Наименование раздела
Срок изучения
Форма ОП
оснащённость
Форма контроля
Предметно-информационная
Деятельностно-коммуникативная
Ценностно-ориентационная
оснащённость
Форма контроля оснащённость
1.
Раздел 1. Введение.
1 -неделя
УВНТ
Знать о новом мышлении человека в мире и обществе об Античном мировоззрении, о творчестве титанов Возрождения Микеланджело Леонардо да Винчи, Рафаэля.
Уметь выделять идеи и образы, выразительные средств Античности, в средневековой христианской культуры.
Взаимооценка, понимание значения культуры для человека,
Компьютер,
проектор,
экран.
Тест Презентациио художниках
Практическая работа по приготовлению блюда.
Дегустация блюд.
Раздел 2. Античная мифология.
2. Зевс и его окружение.
3.Посейдон-владыка морей.
4.Прометей.
5.Бог огня Гефест.
6.Афина-богиня мудрости.
7.Аполлон и музы Парнаса.
8.Триумф Диониса.
9.Афродита-«Смотрящая в вечность.
10.В сетях Эрота.
11.Марс-неукротимый бог войны.
12.Богиня цветов Флора.
13.На горе Олимпа.
14.Спор богов.
2-14я неделя
УИПЗЗ
Знать культурное наследие
восточных славян, о представлении строении мира и его
происхождении. Влияние христианской религии на развитие культуры
Уметь распознавать многообразие русских храмов
Фресковой иконостасной живописи,значение
Евангелия в русской культуре.
Взаимооценка, самооценка
Компьютер
,проектор
,экран.
Тест
Альбом, коллекции тканей, волокон
Лабораторная работа
Раздел 3. Древнеславянская мифология.
15-17.Язычество-культура древних славян.
18.Перун-бог грома и молнии.
19.Велес.
20.Дажьбог.
21.Световид.
22.Макошь.
23.Лада.
24.Куполо.
25.Ярило.
26.Кастрома.
27-28.Урок –путешествие.
30.Духи Дома-как часть языческой мифологии.
31.Домовой.
32.Луговой.
33.Банник.
34.Луговой,Болотник. Кудияр.
35.Итоговое занятие.
15-34я неделя
УИПЗЗ
Знать культурное наследие
восточных славян, о представлении строении мира и его
происхождении. Влияние христианской религии на развитие культуры
Уметь распознавать многообразие русских храмов
Фресковой иконостасной живописи,значение
Евангелия в русской культуре.
Взаимооценка, самооценка
Компьютер
,проектор
,экран.
Тест
Швейная машина, Оверлок, гладильная доска.
Практические работы по выполнению технологической операции.
Раздел 1. Древнеславянская мифология.
Древнеславянская мифология.
1-2.Язычество-культура древних славян.
3.Перун-бог грома и молнии.
4.Велес.
5.Дажьбог.
6.Световид.
7.Макошь.
8.Лада.
9.Куполо.
10.Ярило.
11.Кастрома.
12.Урок –путешествие.
13.Духи Дома-как часть языческой мифологии.
14.Домовой.
15.Луговой.
16.Банник.
17.Луговой,Болотник. Кудияр.
18.Итоговое занятие.
Раздел 5. Требования к уровню подготовки учащихся 5-6 классов по итогам изучения данного предмета.
в результате изучения курса «Культура Древнего мира и Древней Руси» учащиеся должны
знать:
выдающиеся достижениях культуры древних времен;
закономерности, основных этапах и периодах становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли;
понятия культуры духовной и культуры материальной;
основные стили и направления в мхк;
основные исторические этапы развития древней культуры;
актуализирует знания о культуре каждого периода;
ярких представителей каждого культурно-исторического этапа, сопоставляет произведения и эпохи.
уметь:
вступать в диалог, общаться по теме, анализировать свой опыт, рассуждать о культуре, как соединяющие части народов всей Земли, обосновывать суждения о культуре той или иной страны, находить преемственность эпох и исторических событий;
отличать основные стили и направления в мхк;
применять в практической деятельности знания полученные на уроках МХК:
расширение культурного кругозора учащихся; потребность в творческой деятельности;
сформулировать свое ценностные отношения к произведениям искусства;
пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать её.
В результате изучения курса МХК учащиеся 11 класса должны
знать:
выдающиеся достижениях культуры стран Западной Европы 9-19 века, Древней и средневековой Руси, России17-20 века;
закономерности, основных этапах и периодах становления систем художественно-образного видения эпохи средневековья;
понятия культуры духовной и культуры материальной стран Западной Европы;
основные стили и направления в Русском искусстве;
основные исторические этапы развития культуры стран Западной Европы 9-19 века, Древней и средневековой Руси, России17;
актуализирует знания о культуре каждого периода;
ярких представителей каждого культурно-исторического этапа, сопоставляет произведения и эпохи.
уметь:
вступать в диалог, общаться по теме, анализировать свой опыт, рассуждать о культуре, как соединяющие части народов всей Земли, обосновывать суждения о культуре той или иной страны, находить преемственность эпох и исторических событий;
отличать основные стили и направления в мхк;
применять в практической деятельности знания полученные на уроках МХК:
расширение культурного кругозора учащихся; потребность в творческой деятельности;
сформулировать свое ценностные отношения к произведениям искусства;
пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать её.
Раздел 6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- компьютер.
Наглядные пособия:
Каталог дидактических материалов на электронных носителях:
Экранно-звуковые пособия:
- видеофильмы;
записи музыкальных произведений;
- презентации к урокам.
Учебно-методическое обеспечение:
Программа построена на основе программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев под редакцией Н.И. Киященко, Л.А. Рапацкой, Н.М. Сокольникова, Е.Н. Шапинская – рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования, издательство «Дрофа» М.: 2005 г.
Переработаны авторские материалы О.Н. Маминой «История мировой культуры» - рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования, Екатеринбург. 2008 г.; Г. А. Мосеевой, Н.М. Семеновой «Изобразительное искусство» ИРРО, Екатеринбург. 2008 г.
Базой данного курса является программа И.Н. Даниловой («Мировая художественная культура»), издательство М.: 2005 г. Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru;
Список литературы для учащихся
1. М. А. Гузик «Учебный путеводитель по МХК» Просвещение Москва 1999г.
2. М. В. Рогинская «Кто есть кто в античном мире» Детская книга Москва 1993г.
3. И. Ю. Куберский «Древний мир» А.К.В. – Тимошка Санкт-Петербург 2006г.
4. В. Б. Григорович «Великие музыканты западной Европы» Просвещение Москва 1982г.
5. Д. К. Самин «Сто великих памятников» Вече Москва 2002г.
6. Н. М. Кожемякина «Греки» Росмен Москва 1997г.
7. А.Н. Куликов «Герои и боги греции» Панорама Москва 1992г.
8. Н.А. Дмитриева «Искусство Древнего мира» Детская Литература Москва 1986г.
9. В.А. Петров «Исаак Ильич Левитан» Художник России Санкт-Петербург 1992г.
10.Дамьен Мур «Художники» Слово Москва 2001г.
11. Т.Г. Грушевицкая «Словарь по мировой художественной культуре» Академия Москва 2001г.
12.А.М. Вачьянц «Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье» Издательство МХК Москва 2002г.
13. А.М. Вачьянц «Вариации прекрасного. Введение В мировую Художественную культуру» Издательство МХК Москва 2003г.
14. Н. Исмаилов «Исскуство»(№11(275)) Первое Сентября Москва 2003г.
Раздел 7. Темы проектов, рефератов
1.Виды искусства и их взаимосвязь;
2.Значение искусства Древнего Египта в МХК;
3. Значение искусства Древней Греции в МХК;
4. Значение искусства Древнего Рима в МХК;
5.Женские образы в искусстве Древнего Египта;
6. Женские образы в искусстве античного мира;
7. Женские образы в искусстве Эпохи Возрождения;
8. Женские образы в искусстве русской портретной живописи 18 века;
9.Исторический жанр и его роль в искусстве;
10.Гуманистические идеалы Эпохи Возрождения.
Раздел 8.Инструктажи по технике безопасности
1.Правила нахождения в учебном кабинете.
2.Правила техники безопасности при работе с компьютером.
3. Правила техники безопасности при проведении экскурсии.