Данная презентация содержит информацию о великом испанском живописце,графике,скульпторе,режиссере,писателе - Сальвадоре Дали и позволяет окунуться в мир его грез,видений и иллюзий.
Творчество Дали знаково для 20 века."Сюрреализм - это Я"- слова самого Дали, который шокировал, удивлял, вдохновлял мир искусства, да и весь мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Сюрреализм - это Я"»
Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пуболь; 11 мая 1904 – 23 января 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель.
Один из самых известных представителей сюрреализма.
Сальвадор Дали. 1939 год.
Сальвадор Дали. 1972 год.
Краткая биография
Трудно назвать другого художника, о котором слагалось бы такое количество мифов, как о Дали. Пожалуй, сам он считал существование на публике ещё одной гранью творчества и потому постоянно провоцировал скандальный интерес к своей особе. Но сегодня ясно, что этот универсальный мастер — живописец, график, скульптор, писатель, поэт, сценарист — действительно занимает уникальное место в художественной культуре ХХ в.
Сальвадор Дали родился в городе Фигерас, на северо-востоке Испании, в семье нотариуса. В возрасте 17 лет становится студентом Академии изобразительных искусств в Мадриде, где он подружился с поэтом Федерико Гарсия Лоркой и Луисом Буньюэлем — в будущем знаменитым кинорежиссёром. Эта юношеская дружба трех выдающихся художников Испании в будущем сильно повлияла на их творчество.
Сальвадор Дали. 1908 год.
В 1926 году был изгнан из Академии за дерзкое поведение (в частности, за то, что ставил себя в один ряд с такими художниками, как Леонардо Да Винчи и Рафаэль).
Совместно со своим другом Луисом Бунюэлем работает над фильмом "Андалузский пес«, после чего на молодого художника обращает внимание лидер сюрреализма Андре Бретон. Примыкает к этому течению.
В отличие от большинства сюрреалистов не отвергал работы классиков и не собирался никого из них «ниспровергать», как выражались некоторые его коллеги.
В 1929 году начинается бурный роман с женой поэта Поля Элюара, Галой Элюар (настоящее имя – Елена Дмитриевна Дьяконова). Она станет его спутницей и музой на всю жизнь.В 1934-м Проходят шесть персональных выставок Дали в Европе и США.
В 1937-м впервые посещает Италию, где очаровывается работами художников Возрождения.
Сальвадор Дали и Гала в Париже. 1937 год.
В 39-м году был изгнан Андре Бретоном из рядов сюрреалистов за нежелание протестовать против действий генерала Франко во время гражданской войны в Испании (когда Бретон прогонял его, Сальвадор рассмеялся и сказал: «Сюрреализм – это я»). Переезжает вместе с Галой в США, где пользуется шумным успехом.
В 1948-м возвращается в Европу и обосновывается в Порт-Льигате (Испания).
После смерти Галы в 1982-м он покидает Порт-Льигат и переезжает сначала в замок Пуболь, а затем, после пожара, в Фигерас.Умирает в Фигерасе в возрасте 84 лет.
Похоронен на территории местного музея Дали.
Сальвадор Дали и Гала в день венчания. 1958 год.
Стоит также заметить, что Сальвадор Дали – один из очень немногих художников, сколотивших себе огромное состояние при жизни.
Сальвадор Дали и Гала во внутреннем дворике своего дома
в Поль-Льигате. 1981 год.
Общая концепция творчества
Сальвадор Дали сам признавался, что: «Многое из того, что я сделал после, я задумал и даже испробовал в той первой мастерской». Этой мастерской ему служила бывшая прачечная на чердаке в доме его родителей.
Современные исследователи полагают, что было два основных этапа формирования стиля и концепции творчества этого великого художника.
В первую очередь, на его работы повлияло его детство: в этот период его психика была безнадежно повреждена. Он ненавидел и одновременно любил свою мать, своего отца с самого начала своей творческой деятельности он изображал в виде костей, насекомых, разлагавшихся животных…
Еще до поступления в Академию Изящных Искусств те черты, которые определяли концепцию его картин (а значит, и его восприятия мира) уже сформировались.
Сальвадор был очень умным и проницательным юношей, но в то же время его вряд ли можно было признать психически нормальным.
Мелкие останки. 1927-28
В настоящее время считается, что он страдал гипоманиакальным синдромом и что картину «Загадка Гитлера» он написал, почувствовав в нем родственную душу. Основная разница между этим художником и «великим мазохистом» (как называл Гитлера Дали) в том, что Дали для успокоения своей психики брался за кисть, а Гитлер для этого утопил Европу в крови (по мнению психотерапевтов).
Определенным переломом в творчестве Сальвадора стало начало его совместной жизни с Галой. Именно в этот период его стиль окончательно оформился. Примерно с 1933-1934 годов в его работах просматриваются две основные темы: его детские страхи и комплексы, и любовь к жене.
Загадка Гитлера. 1937
Направление поисков (1914-1926)
Голландский интерьер. 1914
Лодка. 1918
Картина была написана, когда Дали было всего семнадцать лет, хотя он и постарался сделать себя старше и придать своему облику нехарактерную для него твердость.
Этот напряженный, как бы бросающий вызов автопортрет имеет претензию на несокрушимую мужественность, которая, вероятно, призвана была скрыть чрезвычайную застенчивость Дали.
Автопортрет с рафаэлевской шеей. 1921
Техника живописи здесь достаточно грамотна, но подражательна, – мазок и палитра выдают влияние импрессионизма, пуантилизма и прочих «современных» течений, которые Дали вскоре оставит ради отточенной «академической» манеры.
На заднем плане — море, берег Коста Брава и маленький рыбачий поселок Кадак, который будет играть столь важную роль и в жизни, и в искусстве Дали.
Портрет Луиса Буньюэля. 1924
Купальщик. 1924
Натюрморт с двумя лимонами. 1926
Корзинка с хлебом. 1926
Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методамикубизмаидадаизма.
Пуристический натюрморт. 1924
Натюрморт. 1924
Пьеро, играющий на гитаре. 1925
Кубистический автопортрет. 1923
От неокубизма к пресюрреализму: литературный и художественный каннибализм (1926-1929)
Эта картина была написана Дали в 1933 году, через несколько лет после того, как он начал встречаться с Галой.
В первую очередь следует рассмотреть эмоциональное содержание портрета. Этот художник обладал потрясающим чувством цвета – именно на цвет в первую очередь обращаешь внимание, когда смотришь на его работы.
Картина исполнена в мягких, светлых, теплых тонах.
Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на её плече. 1933
Она наполнена любовью Сальвадора к этой женщине. Мазки мягкие, минимум острых углов, Гала изображена улыбающейся, умиротворенной, с закрытыми глазами. На полотне нет шипов, острых форм, символизирующих агрессивность, которые так часто встречаются в работах этого художника.
Теперь о символическом и философском смыслах картины. В первую очередь бросаются в глаза ребрышки ягненка. По поводу их значения у современных искусствоведов есть два мнения: во-первых сам Сальвадор насчет этой картины говорил:«Я сам себя рисовал в детстве с сырым ребрышком на голове, пытаясь при помощи этого символа растолковать моему отцу, что ему лучше бы грызть ребрышко, чем собственного сына».С другой стороны, сырое мясо в работах Дали олицетворяет женское начало – в его понимании оно является символом плодородия.
На заднем плане изображена часть разрушенного города.
Сейчас считают, что эта картина олицетворяет напрасно растраченное плодородие. По мнению некоторых исследователей картина использует написанный в 1919 г. Портрет Матери. Определенное сходство между ними есть. Образ матери присутствует практически во всех без исключения работах Дали, но все же большинство считает, что на этой конкретной картине мать представлена не образом Галы, а образом руин города на заднем плане.
Эта картина занимает важное место в творчестве художника и на ее примере можно легко видеть характерные приемы, которыми художник пользовался в своих работах: настроение Галы передается не только выражением ее лица, но и при помощи цвета, повсюду используются сюрреалистические предметы (полностью утратившие свою первоначальную функцию и теперь использующиеся в качестве символов, обозначающих какой-то аспект реальности – например, ребрышки ягненка в данной картине), также используется техника «стекающих» изображений (те же ребрышки).
Гала и «Анжелюс» Милле, возвещающий очень скорое появление загадочной картины конической формы. 1933
Архитектонический «Анжелюс» Милле. 1933
Атавизм сумерек. 1933-34
Параноидально-критический метод (1934-1937)
Отнятие от груди, питающей мебелью-кормом. 1934
Женщина с головой из роз. 1935
Всадник по имени смерть. 1935
Атавистические останки дождя. 1934
Большой параноик. 1936
Софа конфетно-розового цвета нарисована в форме губ американской актрисы Мэй Уэст. Волосы выполнены в виде штор, обрамляющих вход в комнату, глаза в виде картин, а нос — камина, на котором стоят часы. Оттенок губ стал очень популярен в своё время, приобрёл «скандальную» известность и этот цвет начала использовать в своих работах модельер Эльза Скиапарелли.
Замысел в виде комнаты-иллюзии реализовал в театре-музее Дали в городе Фигерас Оскар Тускетс под руководством самого Дали. Экспозиция была открыта 28 сентября 1974 года.
Картина входит в цикл работ Дали под названием «Паранойя и война».
Лицо Мэй Уэст (сюрреалистическая комната). 1934—1935
Антропоморфный шкафчик. 1936
Параноико-кретическое одиночество. 1934
Пылающий жираф
(Жираф в огне). 1936-37
Археологический отголосок «Анжелюса» Милле. 1935
Всю центральную часть полотна занимает странная конструкция из человеческих рук и ног, своей формой напоминающая очертание Испании.
Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. Внизу на земле рассыпаны варёные бобы.
Сочетание этих предметов создаёт абсурдное, болезненно-фантастическое сочетание, передающее впечатление Дали от событий, происходивших в те годы в Испании.
Мягкая конструкция с варёными бобами(предчувствие гражданской войны). 1936
Сон. 1937
Осенний каннибализм. 1936
Образы-галлюцинации, порождаемые «параноидально-критическим методом» Дали, делятся на два основных типа: самостоятельный образ, который изменяется в соответствии с таинственными законами зрительного восприятия и группы из двух или более непохожих друг на друга объектов, в которых художник выявляет неожиданное сходство.
Однако здесь Дали комбинирует оба типа в виртуозном иллюзионисти-ческом спектакле.
Лебеди и три засохших дерева, отражаясь в воде, принимают облик слонов, причем, если повернуть картину вверх ногами, слоны превращаются в лебедей, и наоборот.
Мягкие, скользкие поверхности предметов и их корчащиеся формы (даже облака кажутся живыми существами) созда-ют неуютную атмосферу, странно контрастирующую с прозаической фигурой праздно стоящего человека.
Лебеди, отражающиеся в слонах, 1937
Суть метаморфозы — в превращении фигуры нарцисса в огромную каменную руку, а головы — в яйцо (или луковицу). Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначала навязчивые идеи и комплексы.
Самовлюблённость юноши — и есть подобный комплекс. Золотистая кожа Нарцисса — отсылка к Овидию, чьей поэмой «Метаморфозы», рассказывавшей в том числе о Нарциссе, и была навеяна идея картины.
Метаморфозы Нарцисса, 1937
Одна из самых искренних картин Дали: на это прямо наводят последние строки поэмы о Нарциссе, написанной художником к своей картине:
«Знаешь, Гала (а впрочем, конечно знаешь) это — я. Да, Нарцисс — это я.»
Чтобы достичь нужных цветов и создать необходимый визуальный эффект, Дали пришлось работать с экзотическими, редкими красками: чёрной слоновой костью, синим кобальтом, титановыми белилами, прусской синькой, жжёной умброй и другими.
Американская мечта. Большой стиль (1938-1949)
Явление лица и вазы с Фруктами на берегу моря. 1938
Бесконечная загадка. 1938
Исчезающие образы. 1938
Поэзия Америки. 1943
Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера. 1938
Вечерний паук...надежда. 1940
Три возраста. 1940
Овцы. 1942
Тристан и Изольда. 1944
Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового человека. 1943
Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой,тремя позвонками колонны, небом и архитектурой. 1945
Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения. 1943
Искушение святого Антония. 1946
Портрет Пикассо. 1947
Расщепление атома. 1947
Ядерный мистицизм (1949-1962)
Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в карпускулы, из которых неожиданно сотворяются Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала. 1950
Атомная Леда (Leda Atomica). 1949
Мадонна Порт-Льигата. 1950
Портрет Катарины Корнель. 1948-51
Известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сих пор спорят о ценности так называемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь», «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» и «Вселенский собор» (на которой Дали запечатлел и себя самого) — яркие представители полотен того времени.
Тайная вечеря. 1955
Гвадалупская Богоматерь. 1959
Распятие или Гиперкубическое тело. 1954
Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба. 1958-59
Вселенский собор. 1960
Живой натюрморт. 1956
Последняя роль (1963-1983)
Галлюциногенный тореро. 1968-70
Жемчужина. 1980
Рука Дали похищает золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Гала-зарю, совершенно обнажённую, — там,далеко, очень далеко, по ту сторону солнца. 1977
В поисках четвертого измерения. 1979
Агонизирующий Веласкес слева за окном, в точке, из которой исходит половник. 1982
Три знаменитые загадки Гала. 1982
Пьета. 1982
Пьета. 1982
Инфанта Маргарита, проявляющаяся на силуэтах некоторых кавалеров во внутреннем дворе Эскориала. 1982
Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа. 1981
Скульптуры Сальвадора Дали
Носорог в шипах. 1956
Лошадь со всадником спотыкаясь
Космический слон
Gala Gradiva
Гала в окне
Персей
Cидячий Дон Кихот
Ювелирные украшения Сальвадора Дали
Хищный цветок
Брошь
Знаменитый «Глаз». Слезинка в уголке
Не менее знаменитое «Сердце».
Интерес даже не в самом изделии, — оно не самое стильное, — а в задумке. Оно бьется и дышит.
Броши
Любимое «животное» Сальвадора
Дали – слоник на комариных ножках
Ощущение от этой броши –
«медуза Горгона»
Колье
Подобие «Яйца Фаберже»
Брошь
Брошь «Губы»
В целом, художник Сальвадор Дали оказал влияние не только на живопись, но и на всю культуру ХХ века: в его честь по всему миру устраивали выставки и костюмированные сюрреалистические балы; он читал лекции в Америке и в Европе, стоимость его работ оценивается астрономическими цифрами…
Сумасшедший или нет, но он был одним из величайших художников за всю историю человечества.
Колода карт Таро,
нарисованная
Сальвадором Дали
Работу над собственной версией колоды Таро можно считать одним из самых необычных проектов Сальвадора Дали: художник был далек от оккультизма и магии, считая себя единственным творцом собственной жизни.
За основу своей колоды Дали взял Универсальное Таро. Каждая карта представляет собой замысловатый «коллаж», созданный по мотивам классических Таро под влиянием собственного видения художника основ мироздания и тайн сознания. Позолоченная кайма, обрамляющая каждую карту, словно подчеркивает исключительность колоды и ее роскошь. Большинство карт отмечены «фирменной» подписью Dali.
Дали не смог отказать себе в удовольствии увековечить свой образ. Вы найдете Дали на Старшем Аркане - Маг, а его возлюбленную Галу - на карте Императрица.
«Карты Таро Лайла Стюарта» — шесть литографий создавались художником специально для восьмого фильма о приключения Джеймса Бонда, «Live and let die». Однако Сальвадор Дали пропустил все возможные сроки сдачи своей работы, и карты для фильма были созданы Фергюсом Холлом.
Мир ароматных иллюзий Сальвадора Дали
«Из всех пяти чувств именно обоняние, бесспорно, лучше всего передает ощущение бессмертия». Сальвадор Дали
В числе его творений множество экстравагантных изобретений: накладные ногти с крошечными зеркальцами, чтобы смотреться, пружинящие туфли, накладные детали женской одежды и многое другое. Тонко чувствуя эротичность, Сальвадор Дали любил «подглядывать» за женщинами и был активным участником их жизни. Рисунки маэстро часто появлялись на страницах дамских журналов Harper’s Bazaar и Vogue. В 1946 году его «Рождество стало «лицом» Vogue, украсив собой обложку .
Флакон духов «Король-солнце» от
Эльзы Скиапарелли
Shocking (Schiaparelli), Франция, 1937
АксессуарыВеликий художник придумал для итальянки сумку в виде телефона и главное украшение бутика Скиапарелли – розовый диван в виде губ актрисы Мэй Уэст.
«Телефон-омар», хранящийся в National Gallery of Australia, в Канберре
1.Сумочка и пудреница2. Знаменитый диван
Дали вдохновил Эльзу Скиапарелли на создание ряда необыкновенных аксессуаров – сумочек в виде яблока или воздушного шара, перчаток с кармашками для спичек или с приклеенными ногтями.
Пиджак-афродизиак (Aphrodisiac Dinner Jacket)
Сальвадор Дали придумал в 1936 году. К смокингу на тоненьких соломинках были подвешены 83 стаканчика с мятным ликером.
Чтобы сделать этот пиджак еще более ирреальным, в каждый стакан Дали поместил мертвую муху. Бюстгальтер вместо манишки подчеркивает сексуальность выбранного образа.
Сальвадор Дали в рекламе
БРЕНД CHUPA-CHUPS БЫЛ ОСНОВАН В ИСПАНИИ В 50-Х ГОДАХ ПРОШЛОГО ВЕКА В РАМКАХ КОМПАНИИ «ГРАНХА АСТУРИАС». ДИЗАЙН ЛОГОТИПА БРЕНДА ВЛАДЕЛЬЦУ КОМПАНИИ ЭНРИКЕ БЕРНАТУ «ПО ЗНАКОМСТВУ» НАРИСОВАЛ ЗНАМЕНИТЫЙ ЗЕМЛЯК САЛЬВАДОР ДАЛИ.
Винная этикетка
Chateau Mouton Rothschild
Логотип «Евровидения»и статуя на сцене.
Вклад маэстро в рекламу не ограничился леденцами, в тот же год он активно поучаствовал в Евровидении — европейском музыкальном конкурсе.
Логотип «Евровидения», 1969 г.
Плакат для «Евровидения» 1969 г.
Участие великого сюрреалиста не могло не отразиться на результатах конкурса: в тот год победителями оказались целых 4 страны, в том числе и родная для Дали Испания.
Статуя на сцене «Евровидения», 1969 г.
Сюрреализм в фотографии:
Филипп Халсман и Сальвадор Дали
Dali Atomicus. Когда не было Photoshop'а.
Халсман познакомился с Сальвадором Дали в 1941 году. Они поддерживали творческие и дружеские отношения в течение 30 лет. К этому периоду относится его знаменитая фотография Dali Atomicus.
Dali Atomicus, 1948 год, Нью-Йорк
Сальвадор Дали и Хальсман создали немало совместных работ. Дали писал в своем «Дневнике гения»:«…я решаю сфотографировать волосяную историю марксизма. И вешаю себе на усы шесть белых бумажных кружочков. На каждый из них Хальсман накладывает портреты Карла Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Маленкова. Последний кружочек я оставляю для Хрущева…».
Плоды совместного творчества дали материал для двух книг — «Дали Атомикус» (Dali Atomicus) и «Усы Дали» (Dali's Mustache).
Шедевры графики Сальвадора Дали
Сальвадор Дали познакомился с Пьером Аржилле (Pierre Argillet) в 1934 году. Новый знакомый известного сюрреалиста оказался заядлым коллекционером футуристических, дадаистических и сюрреалистических работ. В 1959 Пьер и его жена Женевьева заказали у Дали первую серию иллюстраций для совместного издания.
Темы для работ предлагал Аржилле, он же занимался продажами. В отличие от других издателей, он добивался максимально плотного участия Дали в создании гравюр.
В 1974 году пути Сальвадора Дали и Пьера Аржилле разошлись. Пьер настаивал на том, что нужно работать по традиционной технологии, и не разделил новую идею Дали —литографии на основе фотографий. Но, используя новую технику, Дали создал еще больше работ, к которым привлек еще более широкую публику, и на которую обрушилась еще более мощная волна критики.
Дали не был собой, если бы не экспериментировал с привычными техниками. В «Песнях Мальдорора» он использует только один инструмент —стальную иглу, в следующих сериях используетрубиновое и алмазное острие,комбинируя их с иглойи резцом, он травил работы кислотой, работал втехнике акватинты, размывая кистью асфальтовое покрытие листа меди.
С каждым годом его приемы усложнялись: он расписывал готовые оттискиметаллической пудрой и акварелью, совмещал в одной работе несколько техник гравировки. Эксперименты привели его к идее делать литографии наосновефото.Сложные техники позволяли добиваться реалистичных эффектов, с их помощью он глубоко прорабатывал тени и уточнял линии.
ГРАФИКА САЛЬВАДОРА ДАЛИ
Иллюстрации Сальвадора Дали к Библии
Иллюстрации к Священному писанию — одна из наиболее масштабных работ художника.
Работа была выполнена по заказу итальянского миллиардера Джузеппе Альбаретто, с которым Дали познакомился в 1956 году, когда семья Альбаретто отдыхала на Коста-Браве, неподалеку от дома художника. Джузеппе Альбаретто, ревностный католик, надеялся, что работа над иллюстрациями к Библии заставит Дали обратиться к религии. Художник взялся за смелый проект с энтузиазмом. Как ни странно, иерархи католической церкви благословили неожиданный выбор иллюстратора нового издания Библии. В интерпретации великого сюрреалиста Книга Книг открывает иные смыслы и грани.
Литографии Сальвадора Дали:
иллюстрации к «Дону Кихоту» Сервантеса
В 1957 году именитый издатель Жозеф Форе пришел к Сальвадору Дали с внушительным грузом литографических камней и идеей создания необыкновенных иллюстраций к известнейшей после Библии книге — «Дону Кихоту». Дали, который в тот период прохладно относился к излишне, по его мнению, либеральной гравюре, принял предложение лишь потому, что оно давало возможность продолжить эксперименты с камнями и методами нанесения на них изображения. Вместо кисти и карандаша художник использовал пневматический пистолет, расстреливая основу будущей литографии специально изготовленной дробью, начиненной тушью.
Работая над этой серией, сюрреалист изобрел собственный метод нанесения литографической краски на камни — «булетизм» (от французского «буль» — шар).
Все оттиски сделаны с натурального камня. Сальвадор Дали подписал каждый камень, оставив росчерк, повторяющий основные линии рисунка. 12 литографий изначально вошли в книгу «Страницы исканий Дона Кихота из Ламанчи». Еще одна литография, Exploding Head («Взрывающаяся голова») в книгу не вошла и была выпущена отдельно.
Гравюры Сальвадора Дали:
иллюстрации к рассказам Джакомо Казановы
Досконально изучив творчество Фрейда и испытывая страстное и вместе с тем странное влечение к женщинам (смесь страха, отвращения, любопытства и восхищения), Сальвадор Дали не мог не заинтересоваться новеллами Джакомо Казановы — известного авантюриста и покорителя женщин. Казанова и Дали — своеобразные антиподы: один изучал женщин, сближаясь с ними физически, второй постигал тайны женской плоти и натуры скорее в воображении.
Вдохновленный чувственными откровениями Казановы и заинтригованный необычной личностью скандального автора, Дали создал иллюстрации, которые добавили новеллам знаменитого итальянца пикантности и словно высвободили всё то запретное, о чем читатели прежде могли лишь догадываться.
Литографии Сальвадора Дали:иллюстрации к «Алисе в Стране чудес»
« Алиса в стране чудес» с иллюстрациями Сальвадора Дали входит в число самых необычных и ярких книг. И это неудивительно, ведь на ее страницах встретились два великих сюрреалиста: мастер словесных фантазий, Льюис Кэрролл и художник, заявивший, что он и есть сюрреализм .
Эта необычная книга с фронтисписом-гравюрой Дали была выпущена в 1969 году нью-йоркским издательским домом Press-Random House. К каждой из 12-ти глав художник нарисовал гуашевый рисунок. На основе этих рисунков затем были созданы 12 необыкновенно красочных и экзотичных гелиогравюр. Девочка Алиса, занесшая над головой скакалку, «прыгает» с рисунка на рисунок, уносясь все дальше, вглубь фантастической страны или своих фантазий.
Офорты Сальвадора Дали: иллюстрации к «Фаусту»
Серия офортов, иллюстрирующих «Фауста» Гёте, по праву входит в золотой фонд гравюры двадцатого столетия. Великий разрушитель стандартов, Дали остается верен себе и в офортах. Внимательно изучивший существующие техники гравировки, Дали приручает их с непринужденной легкостью и трансформирует в нечто своеобразное и, тем не менее, узнаваемое. Сложнейшие наслоения цвета, для каждого из которых требуется отдельная прорисовка, отдельное травление металлической пластины мастер заменил гениально простым действием: он просто взял акварель, и раскрасил ею гравюры, а некоторые украсил и распыленной серебряной или золотой красками.
Художник пробует разные техники, нанося изображение на металл рубиновым и алмазным острием, добавляя тени и уточняя линии с помощью стальной иглы и резца. Инструменты, изготовленные из материалов с разной твердостью, дают возможность получать штрихи различной глубины и резкости.
Литографии Сальвадора Дали: иллюстрации к «Ромео и Джульетте»
Иллюстрации к одной из самых известных трагедий Шекспира удивительно эмоциональны. Настроение поэта нашло отражение в каждом стремительном штрихе художника и необыкновенно насыщенных цветах. Красочность и безукоризненная проработка всех деталей обеспечили литографиям такой же высокий уровень качества, каким отличаются гравюры, сделанные маэстро к Библии.
« Двенадцать апостолов» («Рыцари круглого стола»)
Комплект Лиможского фарфора по гравюрам Сальвадора Дали
4 тарелки с иллюстрациями к «Фаусту» и 2 тарелки с иллюстрациями к «Венере в мехах». Вне серии 1 тарелка с иллюстрацией к «Фаусту» (Гретхен). Коллекция вышла в двух тысячах экземпляров.
Ласточкин хвост (1983 )
Поверхность ласточкин хвост была подробно изучена Кронекером в 1878 году, она встречается также в работах Кэли того же времени, посвящённых особенностям распространяющихся волновых фронтов и каустик .
.
Последние годы своей жизни художник провел в полном одиночестве в замке Галы в Пуболе, куда Дали переехал после ее смерти, а позже в своей комнате в Театре-Музее Дали.Последнюю свою работу - "Ласточкин хвост", Дали закончил в 1983 году. Это простая каллиграфическая композиция на белом листе, навеянная теорией катастроф французского математика Рене Тома,на которой можно видеть также кубическую параболу,стилизованные знаки интеграла и фрагменты музыкальных инструментов
Вся жизнь Сальвадора Дали была сплошной мистификацией,и даже последней его картиной стала загадка,которую будут пытаться разгадать все новые и новые поколения.
Умер Сальвадор Дали 23 января 1989 года в возрасте 84 лет.
Он завещал похоронить себя не рядом со своей сюрреалистической Мадонной , в усыпальнице Пуболь, а в городе, где он появился на свет, в Фигерасе.
Забальзамированное тело Сальвадора Дали, облаченное в белую тунику, похоронили в Театре-музее Фигераса, под геодезическим куполом. Тысячи людей приезжали, что бы простится с великим гением.Сальвадора Дали похоронили в центре его музея. Он оставил свое состояние и свои работы Испании.
Сообщение о смерти художника в советской прессе:
Я – живое воплощение поднадзорного бреда. Это я сам держу его под надзором. Я брежу, следовательно, я существую. И более того: я существую, потому что брежу.
Безумие для меня весьма питательно, а произрастает оно из шутовства.
У меня был девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец, пусть говорят хорошо.
Ошибка — от Бога. Поэтому не старайтесь исправить ошибку. Напротив, попробуйте понять её, проникнуться её смыслом, притерпеться к ней. И наступит освобождение.
Сюрреализм — не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм — полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я — сюрреализм.
Да, я действительно считаю себя спасителем современного искусства, ибо я один способен возвысить, объединить и с царственной пышностью и красотою примирить с разумом все революционные эксперименты современности, следуя великой классической традиции реализма и мистицизма, этой высочайшей и почетнейшей миссии, выпавшей на долю Испании.