kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Авангардное искусство XX века. Сальвадор Дали - король сюрреализма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Авангардное искусство XX века.

Сальвадор Дали – король сюрреализма».

 Цель занятия: расширить представление учащихся о сложных духовных поисках в искусстве;

дать представление о художественном стиле сюрреализма, художниках этого направления;

 познакомить учащихся с творчеством и личностью испанского художника С. Дали.

Тема урока, его место в целом программы: «Авангардное искусство XX века. Сальвадор Дали – король сюрреализма» - урок в курсе культурологии по теме «Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма» раздела «Развитие мировой культуры».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Авангардное искусство XX века. Сальвадор Дали - король сюрреализма" »

Тема урока: «Авангардное искусство XX века.

Сальвадор Дали – король сюрреализма».

Цель занятия:

    • расширить представление учащихся о сложных духовных поисках в искусстве;

    • углубить знания о стилях модернизма, их характерных особенностях;

    • дать представление о художественном стиле сюрреализма, художниках этого направления;

    • познакомить учащихся с творчеством и личностью испанского художника С. Дали.


Задачи занятия:

    • эстетическое развитие;

    • расширение рамок познания;

    • формирование интереса к изучению культуры XX века;

    • осмысление особенностей стилей модернизма как части культуры;

    • формирование интереса к окружающей жизни через увлечение искусством, потребности в эмоциональном напряжении посредством живописи.


Оборудование: Портреты А. Бретона,С. Дали, Р.Магритта, А. Массона, М.Эрнста. Слайды или репродукции картин М.Эрнста – «Пейзаж с озером и химерами»; Р. Магритт – «Путь в Дамаск», «Память», «Двойной секрет»; С.Дали – «Девушка у окна», «Предчувствие гражданской войны» и др. Электронная музыка В. Майер-Эппера, Х. Эймерта.


Предварительная подготовка: запись темы, цитаты; подготовка видеоматериала к воспроизведению.


Тема урока, его место в целом программы: «Авангардное искусство XX века. Сальвадор Дали – король сюрреализма» - урок в курсе культурологии по теме «Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма» раздела «Развитие мировой культуры».


План урока:

  1. Повторение изученного.

  2. Знакомство с новым материалом

    1. Сюрреализм как направление модернизма.

    2. Сюрреализм в живописи.

    3. С.Дали – владыка сюрреалистической вселенной.

Работа с иллюстрациями.

3. Подведение итогов урока.



Возможная личностно-значимая проблема: уметь сопоставлять внутренний мир художника с его произведениями искусства.


Планируемые результаты изучения материала: учащиеся выявляют уровень знаний, полученных на предыдущих уроках, углубляют познания по направлениям, сложившихся в искусстве XX века.


Методы обучения и формы организации учебной деятельности: Иллюстративно-репродуктивный. Форма урока: лекция с элементами беседы.


Развитие умений учащихся: Близкое знакомство с миром искусства способствует общему интеллектуальному развитию. Изучение стилей и направлений в искусстве XX века позволяет выработать собственное мнение и отношение к многообразному миру художественной культуры данного времени. Развиваются способности к эмоциональному восприятию произведений искусства.


Основные понятия и термины: авангардизм,

дадаизм,

модернизм,

сюрреализм


Ход урока.

Повторение изученного:

Учитель: Значительные изменения произошли в 20-30-е годы XX веке в модернистском движении. Многие его представители, став свидетелями войны и социальных потрясений, стремились уйти от действительности, спрятаться в собственном мире.

После первой мировой войны во Франции стало оформляться новое направление – сюрреализм.

Но прежде, чем познакомиться с сюрреализмом и его представителями, давайте вспомним каковы причины появления модернизма?

Ученики:

  • утрата перспективы исторического развития, растерянность и пессимизм как результат отказа от гуманистических иллюзий и идеалов;

  • в первые десятилетия XX века в среде европейской интеллигенции возникли ощущения кризиса и распада окружающего мира, предчувствие близких перемен;

  • XX век ознаменовался множеством нововведений в искусстве и литературе, связанных с катастрофическими изменениями в общественном сознании в период революций и мировых войн;

Учитель: Итак, новые условия социальной действительности оказали воздействие на всю художественную культуру в целом, с одной стороны, дав новое дыхание классическим традициям, а с другой – породив новое искусство – авангардизм (от фр. Avant – передовой и gard - отряд) или модернизм (от лат. Modernus – новый, современный), наиболее полно отражавшее лицо времени.

Что обозначают термином «модернизм»?

Ученики: Этим термином обозначаются художественные тенденции, течения, школы и деятельность отдельных мастеров XX века, отказавшихся от прежней изобразительной формы, порвавших с понятием стиля как целостности формы, пространства, плоскости, цвета и провозгласивших свободы выражения основой своего творческого метода.

Учитель: Каковы особенности модернизма как явления культуры?

Ученики:

  • Кризисный характер. Модернизм возникает тогда, когда в философию приходит осознание кризиса культуры как переломного момента в развитии человечества. Отсюда – отсутствие единого стабильного начала.

  • Теоретичность и постоянное обращение к философским основам. Теоретической базой для модернизма стали такие философские направления , как философия жизни, неокантианство, фрейдизм.

  • Поиск новых изобразительных форм. Искусство отказывается подражать природе и изображать видимую действительность, желая, подобно науке, проникнуть в скрытое, невидимое.

  • Элитарный характер, сочетающийся со стремлением переделать общество и с желанием массовости. Но в отличие от массовой культуры, ориентированной на стандарт, норму, модернизм не признаёт и постоянно пересматривает границы между «нормальным» и «ненормальным».

Учитель: С какими самостоятельными идейно-художественными направлениями и течениями модернизма вы уже знакомы?

Ученики: экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, фовизм и т.д.

Учитель: Вы перечислили основные художественные течения. В чём состоит их сходство?

Ученики:

  • стремление к эктетизации окружающей человека среды,

  • подчёркнутая активность воздействия на жизненные процессы,

  • зрелищность и декоративность,

  • акцент на индивидуальность художника.


Рассказ учителя:

Сюрреализм (от фр. Surealite, т.е. искусство «сверхреального», «сверхчувствительного») возник первоначально как литературное течение на почве дадаизма. Термин «сюрреализм» ввёл французский поэт Гийом Аполлинер. (Это название появилось в 1917 г. в предисловии к одному из его произведений).

Датой начала сюрреализма считается1924 год – год появления «Манифеста Сюрреализма» его автор, французский поэт Андре Бретон (1896-1966), дал каноническое определение новому направлению:

“Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений... Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере во всемогущество грез, в бескорыстную игру мысли. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психические механизмы и занять их место при решении главных проблем жизни”.


Андре Бретон разработал теорию сюрреализма, художественного направления, которое "делает людей свободными", пытается открыть "реальное функционирование мысли".

Бретон утверждал, что современное общество лишает свободы отдельную личность. В глубине каждого из нас существует мир потаенных желаний, неведомая вселенная, которую искусство может раскрыть, если художник полностью отдастся своему вдохновению.

С 1920-х до 1960-х гг. сюрреалисты выпускали журналы, организовывали выставки и ставили спектакли. Они искали подтверждение своих теорий в произведениях прошлого или вне европейской художественной традиции. Этот новый взгляд сюрреалистов на историю искусств в широком смысле объясняет их влияние на развитие изобразительного искусства в целом.

Не последняя роль в возникновении сюрреализма принадлежит учению З. Фрейда.

Обращение Фрейда к бессознательному давало богатый материал художникам-сюрреалистам: можно было изображать не только реальный мир, но и сны, глюцинации, фантазии. Во-вторых, их привлекала идея Фрейда об искусстве как одном из средств сублимации, носящем субъективный характер.

Господствующий метод творчества сюрреалистов – принцип «чистого психологического автоматизма»: поэты, переживавшие «эпоху снов», пытались в стихах воспроизвести поток мыслей и впечатлений, теснящихся в мозгу, и создавали беспорядочный набор фраз, обладавших якобы таинственной многозначительностью.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение В.Хлебникова «Бобэоби…»)


Возникнув в литературе, сюрреализм перешёл в живопись, театр и кино.

Наибольшее распространение это направление получило в живописи, поскольку наглядность, броская эффектность сочленения противоположных предметов давали живописи преимущество по сравнению с другими видами культуры.

Художники сюрреалисты в своих картинах запечатлевали смутные, обрывочные изображения самых различных то реальных, то воображаемых предметов, сливающихся воедино, продолжающих друг друга в самых неожиданных сопоставлениях.


Звучит эпиграф урока: «Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям». Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку мы выбрали именно эти слова Л.Н.Толстого?


  • Тайны души одного художника могут перекликаться и быть понятны сотням.

  • В создаваемых произведениях искусства отражается внутренний мир творческой личности.


Учитель: Стилевые очертания сюрреализма напрямую связаны с персональными наклонностями художника, поэтому искусство сюрреализма развивалось по двум направлениям. Художники первого направления импровизировали и свои "экспедиции в бессознательное" выражали с помощью абстрактных знаков и символов, как испанец Хоан Миро, американец Ив Танги, француз Андре Массой.

Ко второму направлению принадлежат художники, использующие реальные формы и предметы, но в деформированном виде и невероятных сочетаниях. К представителям второго направления следует отнести испанца Сальвадора Дали, немца Макса Эрнста, бельгийца Рене Магритта, француза Поля Дельво.

Давайте рассмотрим личности и творчество некоторых видных представителей сюрреализма.


(Заслушиваются заранее подготовленные сообщения учеников с демонстрацией портретов и репродукций)

Ученики:

Андре Массон (1896-1987) – французский художник, одним из первых включившийся в движение сюрреалистов. Он работал методом графического автоматизма: водил индийской тушью по бумаге. Случайно возникающие линии и пятна напоминали некие образы, которые при следующем движении руки изменялись. Например, птица могла превратиться в женщину. Экспериментировал Массон и с другими техниками ( напр., создал во второй половине 1920-х годов целую серию картин, которые возникли в результате последовательного выплёскивания, бросания на холст клея, песка и краски, с минимальной доработкой кистью. При этом, как он верил, определяет результат не сознание художника, а некое Мировое Бессознательное. Впрочем, сама последовательность приемов выплескивания и бросания (клея, песка, краски) была строго определенной и вполне рациональной: сначала следовало получить на холсте случайные пятна клея, а потом уже пускать в ход песок, чтобы он прилипал к клейким местам.)

Некоторое время он иллюстрировал сюрреалистический журнал «Обезглавленный», но в дальнейшем потерял интерес к сюрреализму и стал театральным художником.


Макс Эрнст (1891-1976) изучал философию в Боннском университете. Вначале Эрнст становится дадаистом и издает журнал «Личинка стыда», в котором пропагандировались идеи этого движения. В 1922 году Эрнст переезжает в Париж и через пару лет становится видным сюрреалистом. Эрнст изобрел технику фроттажа: однажды он положил бумагу на пол и натер ее графитом. Рельеф растрескавшегося паркета создал на листе выразительную фактуру. Впоследствии фроттажи делали, используя любую негладкую поверхность.

Он стал подкладывать под бумагу или холст какие-нибудь неровные поверхности или предметы (кору деревьев, гравий и т. д. ). Затем, хорошенько нажимая на поверхность, натирал ее сухими или полусухими красками. Получались фантастические конфигурации, напоминавшие то заросли фантастического леса, то таинственные города. В 30-е годы, в тревожное время для немецких художников, Эрнст создает в этой технике фантасмагорические пейзажи (его любимым художником был Каспар Давид Фридрих). Кроме того он экспериментирует и с граттажем, то есть счищает краску с поверхности холста, задавая тем самым новую тему. В этой технике написан «Пейзаж с озером и химерами» - картина, проникнутая мрачным предчувствием.
В годы, непосредственно предшествовавшие второй мировой войне, Эрнст пишет серию городских пейзажей с использованием техники гравировки. На первый взгляд эти произведения напоминают призрачные изображения городов, которые слово вырисовываются на горизонте, однако, присмотревшись, мы замечаем, что это не более чем мираж. Критики рассматривали эти работы как отражение ощущения мрачности и безысходности, охватившего европейцев. Рассудочное начало было при этом отодвигаемо в сторону. Впрочем, не до конца. Все-таки те случайные эффекты, которые получались у Массона и Эрнста, до известной степени направлялись разумной созидательной волей.


Рене Магритт (1898-1967) – один из самых загадочных художников. На картине «Шедевр, или Мистерия горизонта» (1955 г.) лунной ночью на городском пустыре стоят три человека в одинаковых черных котелках. Их фигуры четко вырисованы. Они повернулись в разные стороны, и не один не смотрит на зрителя. Над головой каждого светит ранний месяц. Этот загадочный господин в котелке часто встречается на картинах великого бельгийского художника.

В работе «Путь в Дамаск» (1966 г.) тоже изображен котелок. Но он находится не на голове человека, а висит в воздухе над костюмом клерка. Рядом стоит обнаженный мужчина, которому, вероятно и принадлежит одежда. Магритт представляет человека существом, у которого отсутствует мозг.

На картине «Память» (1948 г.) нарисован окровавленный гипсовый слепок женской головы. Но этот образ не вызывает отвращения, ибо картина носит отвлеченный характер и воспринимается как сон. Память играла в творчестве Магритта существенную роль, художник считал необходимым как можно более точно изображать предметы, которые его вдохновляли.

Картины Магритта – жесткие интеллектуальные игры, посредством которых художник пытался заставить зрителя заметить странности, скрытые в обыденном укладе жизни.


РЕНЕ МАГРИТТ Двойной секрет,
1927 г., холст, масло, 114 х 162 см,
Национальный музей современного искусства, Париж

Учитель:

Мы с вами увидели, что в разные годы модернистское течение – сюрреализм в разные годы объединяло художников из разных стран.

Однако всё, что складывалось и назревало в искусстве сюрреализма, нашло наиболее концентрированное выражение в творчестве знаменитого испанского живописца, скульптора и графика Сальвадора Дали (полное имя Сальвадор Филипе Хасинто Дали).


С. Дали родился 11 мая 1904 года в городке Фигерас в Каталонии, в семье адвоката. Творческие способности проявились у него в раннем детстве. Дома всемерно поощряли увлечения мальчика искусством. В семнадцатилетнем возрасте он был принят в Мадридскую академию искусств Сан Фернандо, где судьба счастливо свела его с Гарсиа Лоркой, Рафаэлем Альберти.

Замечательный поэт Альберти так вспоминал те годы: «Я испытавал огромную любовь к Сальвадору Дали. Его талант от бога подкреплялся удивительной работоспособностью».

Учась в академии, Дали увлечённо и одержимо изучает произведения старых мастеров, шедевры Веласкеса, Эль Греко, Гойи…Он соприкасается с архитектурно-пластическими фантазиями своего соотечественника Антонио Гауди, серьёзно интересуется наследием Иеронима Босха, творчеству которого впоследствии будет во многом привержен.

Многоликий гений, с присущей ему чисто каталонской изменчивостью (столь заметной также у Пикассо и Миро), Дали очень рано проявил себя как человек необычайно живого ума.

В 1920-1925 он испытал искушение писать в духе академизма, голландского и испанского реализма, футуризма, кубизма и кубизирующего реализма послевоенного времени (Девушка у окна, 1925. Мадрид, Испанский музей современного искусства). Его пристрастие к изображению подсознательного было инспирировано чтением Фрейда.

Его первая выставка прошла в ноябре 1925 в Барселоне. В это время он пишет композиции, в которых неустанно изображает морские пейзажи, отпечатавшиеся в памяти с детства (Женщина перед скалами, 1926, Милан, частное собрание).

Приезжая в Париж в 1927, а затем в 1928, он знакомится с Пикассо и Бретоном и с готовностью присоединяется к группе сюрреалистов, разрабатывавшей идеи, близкие его собственным, и, по словам Бретона, уже в 1929 полностью внедряется в нее.

Дали создал сюрреализму шумную и блестящую рекламу. В 1929 на выставке в галерее. Геманс экспонировались его сюрреалистические произведения (Загадка желания. Моя мать, моя мать, моя мать, 1929, Цюрих, частное собрание).

Дали увлекся изображением на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями по поводу случайно избранных форм, имеющих какое-либо значение или нет. Отсюда - его картины, на которых, под видимостью тонкой оптической иллюзии, предметы растягиваются (мягкие часы), растворяются, разлагаются, превращаются в другие предметы

Несмотря на разрыв с Бретоном в 1934, искусство Дали вырастает именно из сюрреалистической эстетики, в которой он нашел столь близкие ему мотивы: чувство потерянности человека в огромном мире. чувство юмора, и самое главное - полная свобода воображения (Стойкость воспоминания, 1931, Нью-Йорк, Музей современного искусства, Предчувствие гражданской войны, 1936, Филадельфия, Музей искусства).

Для сюрреализма, в том виде, как его исповедовал Дали, нет ни политики, ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники и ничего другого. Есть только Сюрреалистическое Творчество, которое превращает в нечто новое все то, к чему оно прикасается.

Многие сюрреалисты не предавали большого значения технике написания картин. Среди молодых художников в то время образовался всплеск нигилизма. Не веря ни во что, они и рисовали «это самое НИЧТО». Дили же напротив, был приверженцем идеальной техники, Традиции. В своей книге «50 секретов магии мастерства» он напишет 10 заповедей для того, кто собирается стать художником:

  1. Художник предпочитает быть богатым, а не бедным; поэтому научись делать так, чтобы кисть твоя рождала золото и драгоценные камни.

  2. Не бойся совершенства – ты никогда его не достигнешь.

  3. Сначала выучись рисовать и писать красками, как старые мастера, затем можешь делать что хочешь – все будут тебя уважать.

  4. Не отказывайся от собственного видения, своей манеры и своих представлений: они тебе пригодятся, если ты станешь художником.

  5. Если ты из тех, кто считает, будто современное искусство превзошло Вермеера и Рафаэля, отложи эту книгу в сторону и продолжай пребывать в блаженном идиотизме.

  6. Не плюй на собственную живопись – ведь она сможет плюнуть на тебя, когда ты умрёшь

  7. Шедевр и праздность несовместимы.

  8. Живописец, пиши!

  9. Живописец, не бери в рот алкоголя…

  10. Если живопись тебя не любит, вся твоя любовь к ней ничего не даст.


Учитель: Дали интригуют проблемы времени и пространства, бесконечно малого и бесконечно великого, бренного и вечного.

Это нашло воплощение в картине «Настойчивость (постоянство) памяти» (1931). Маленькое полотно, наделено удивительной монументальной выразительностью.

Давайте рассмотрим его. Ваши мысли и чувства?


Ученики:

  • Три часовых циферблата точно плавятся, становятся мягкими, обтекая объекты, на которых они словно небрежно наброшены.

  • В этой работе использован минимум деталей. Кроме отмеченного здесь мы видим: карманные золотые часы с закрытой крышкой, на которой, подобно россыпи рубинов, изображены муравьи. У линии горизонта – что-то напоминающее широкую доску с тёмно-голубым верхом и пейзаж, куда все объекты вписаны.

  • Здесь высоко поднят горизонт, а верх картины контрастирует с нижней частью живописной поверхности и по плотности цвета, и по массе.

  • Картина навевает мысли о текучести, условности, относительности времени, которое фиксируется часами – изобретением ума и рук человеческих.

  • Дали противопоставляет сиюминутное и вечное: расплывающиеся циферблаты, в сочетании изображений горной гряды в незыблемом, тысячелетнем покое.


(Рассматривая картину С.Дали «Настойчивость (постоянство) памяти», уместно вспомнить произведение одного из крупнейших представителей поп-арта, американца Класа Олденбурга «Мягкая пишущая машинка», выполненное более 30 лет спустя в 1963 году. Возможно, идея, реализованная Олденбургом, была навеяна именно этой картиной Дали. Это позволяет говорить о генезисе поп-арта, ставшего логическим продолжением дадаизма и сюрреализма, наследующего их художественно-эстетические установки и изобразительные приёмы.)


Учитель: С.Дали не замечает мнимые границы сюрреализма, обогащая его достижениями великих мастеров прошлого, привнося фантастическое видение действительности. Шедевры великих предшественников служат для художника источником новых идей. Вместе с тем, он стремится превзойти своих кумиров в виртуозности, оригинальности художественных решений. При этом использует, как правило, те же материалы – масляные краски и дерево. Один из самых замечательных примеров подобного рода – «Портрет Гала» (1935).

Творчество мастера изобилует портретами его супруги, она для него одна из немногих реальных моделей, воплощением второго «Я» художника.

Гала – личность яркая, обладавшая удивительным артистизмом. Русская по происхождению, аристократка Елена Дмитриевна Дьяконова была вначале женой поэта Поля Элюара, который и назвал её Гала, что во французском языке означает «праздничный», «праздник».

По словам самого Дали, появление Гала придало его искусству новый смысл. Она стала для него тем, кем была Беатриче для Данте:

Единственная ты, кем смертный род

Возвышенней, чем всякое творенье,

Вмещаемое в малый небосвод…

«Портрет Гала» примечателен во многих отношениях. Немецкий историк искусства Уве Шниде в книге «Сюрреализм. Движение и мастера» назвал это произведение наименее загадочным среди работ Дали, дав интереснейший анализ портрета в сопоставлении с творчеством таких живописцев прошлых эпох как Жан Милле и Леонардо да Винчи.

В своей работе С.Дили решает задачу создания картины в картине. Вероятно, он вспоминал при этом самые различные образы, в том числе и произведение Яна ван Эйка «Портрет супругов Арнольфини», в котором впервые в мировом искусстве использован приём двойного изображения при помощи введения в композицию зеркала.


В «Портрете Гала» Дали достигает выразительного оптического эффекта, благодаря которому рождается присущая его картинам ирреальная пространственная среда.

Учитель: Дали часто настаивает на своем абсолютном превосходстве над всеми лучшими художниками, писателями, мыслителями всех времен и народов. В этом плане он старается быть как можно менее скромным, и надо отдать ему должное - тут он на высоте. Пожалуй, лишь к Рафаэлю и Веласкесу он относится сравнительно снисходительно, то есть позволяет им занять место где-то рядом с собой.

Андре Бретон написал:



Свифт – сюрреалист в язвительности.

Шатобриан – сюрреалист в экзотике.

Бертран – сюрреалист в изображении прошлого.

Бодлер – сюрреалист в морали.

Сен-Поль Ру – сюрреалист в символе. и т.д.


Когда же один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такое сюрреализм, художник ответил: «Сюрреализм – это Я», и с полным на то основанием.

Парадоксальный талант, гениальные «видения» Дали как бы затмевают собой творчество и славу многих других выдающихся художников. Он становится несомненным лидером сюрреализма. Его фантазии кажутся беспредельными, им трудно что-либо противопоставить.

Вместе с тем, оставаясь в пределах сюрреалистической концепции, он разрушает весьма условные её каноны, вырываясь из плена чужих теорий.

Образы, рождённые воображением художника, становятся всё более мрачными, трагичными, напряжёнными. Его живопись приобретает новые, нерукотворные качества, она как будто живёт сама по себе, таинственно мерцая или накаляясь воспалёнными вспышками красок.

Дали создаёт новую мифологию – не мифологию прошлого, а драматичную мифологию будущего. Цвет, причудливые формы, само движение линий имеют у него особое символическое значение. Он сочиняет чудовищные, устрашающие и озаряющие предвидением композиции.

Образность картин С.Дали просто ошеломляет зрителей, и они надолго запоминают их.

Знаменитое полотно «Мягкая композиция с варёными бобами: предчувствие гражданской войны» было написано художником в 1936 году – во время его программного сюрреалистического искусства. Когда началась гражданская война в Испании, С.Дали принял сторону фалангистов, видел в генерале Франко политика, который мог бы сделать для страны гораздо больше, чем любое другое правительство.

Но бесчисленные комментарии С.Дали обо всём и ни о чём не всегда следует принимать дословно. Поэтому его противоречивость особенно очевидна, когда он одной рукой как бы прославляет диктаторскую власть, а другой в то же время создаёт одну из самых впечатляющих и устрашающих своих работ.

И действительно, два огромных существа, напоминающие деформированные случайно сросшиеся части человеческого тела устрашают возможными последствиями своих мутаций. Одно существо образовано из искажённого болью лица, человеческой груди и ноги; другое – из двух рук, исковерканных как бы самой природой, и уподоблённой тазобедренной части формы.


Внимательно пронаблюдайте, посмотрите на репродукцию картины, С.Дали «Предчувствие гражданской войны», а затем сформулируйте 1-2 вопроса, который вы зададите классу. Вопросы задавайте любые, используйте понятие: колорит, сюжет, цветовой фон, симметрия, композиция. (Время 4 мин).

(Работают учащиеся при музыкальном сопровождении).

Хотелось бы, чтобы вы замечали второстепенные детали, то, что скрыто от беглого взгляда.

А теперь вглядитесь в неё повнимательнее. Выразите своё ощущение одним-двумя словами.


Совершенно верно, существа изображены на фоне пейзажа, написанного С.Дали в блестящей реалистической манере. Вдоль линии горизонта, на фоне невысокой горной гряды, расположены миниатюрные изображения неких старинных по виду городков.

Низкая линия горизонта гиперболизирует действие фантастических существ на первом плане, одновременно она подчёркивает необъятность небосвода, заслоняемого огромными облаками. И сами облака своим тревожным движением ещё больше усиливают трагический накал нечеловеческих страстей.

Картина «Предчувствие гражданской войны» небольшая, но она обладает подлинной монументальной выразительностью, которая рождается из эмоционального контраста, из масштабного противопоставления безгранично живой природы и сокрушающей тяжеловесности ирреальных фигур-мутантов.

Это произведение открывает антивоенную тему в творчестве С.Дали, она звучит пугающе, предупреждает разум и взывает к нему.

Сам художник говорил, что «это не просто монстры – призраки испанской гражданской войны, а войны как таковой вообще».


Андре Бретон о Сальвадоре Дали: «Дали подарил сюрреализму инструмент первого порядка, в данном случае параноидно-критический метод, который, как он показал, можно применять одинаково в живописи, поэзии, кино, конструировании сюрреалистических объектов, моде, скульптуре, истории искусств…»


Сальвадор Дали о себе: «С помощью параноидно-критического метода я стремился постичь мир, желая понять природу вещей, их скрытых сил и законов, которыми они управляются, для того, чтобы подчинить их себе и властвовать над ними. Блистательное озарение – и я понял, что в моём распоряжении имеется необычное оружие, благодаря ему я и проникну в самое средоточие реальности. Это оружие – мистицизм, то есть глубокое, интуитивное понимание сути, прямая связь со всем, абсолютное видение, дарованное благодатью истины и Божьей милостью».


Выводы. Подведение итогов.


Сюрреализм, действительно, есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и, соответственно, стиль жизни. Сюрреализм стремился по-новому поставить и решить коренные вопросы бытия и экзистенции человека. На меньшее он не соглашался.

Главным в сюрреализме считается понятие tromp – loeil (обман зрения), предполагавшее изображение знакомых предметов, но либо деформированных, либо в парадоксальных сочетаниях.

Стилистические эксперименты, где делается попытка выразить действительное движение мысли рисунком, сделали Сальвадора Дали одной из самых популярных и спорных фигур среди художников XX века.

Но какими бы разными не были миры Р.Магритта, Х.Миро, М.Эрнста, С.Дали – это только разные образы единого мирозданья, держащего привычные ориентиры и параметры, переставшего совпадать с обжитым и понятным пространством человеческого бытия.

Всякого рода «измы» и «арты» модернистской живописи являют нам образ расколотого, вздыбленного мира, чья фрагментарность и есть его порядок.


Итог урока: Что на уроке показалось вам важным? Интересным? Как изменился ваш взгляд на культуру I половины XX века?


Домашнее задание:


Предлагается домашнее задание по выбору в зависимости от творческих наклонностей:

  1. Представьте, вы составитель сборника о новых направлениях в европейской живописи XX века. Статьи о каких художниках вы включите в него и почему?

  2. Сочинение: «Моё восприятие живописи Сальвадора Дали».

  3. Заполните таблицу:


Направления модернизма

Понятие термина

Представители в живописи

Представители в литературе








Используемая литература:

  1. Андреев Л.Г. Сюрреализм. М., 1972;

  2. Вирмо А., Вирмо О. Мэтры мирового сюрреализма. СПб., 1996;

  3. Грушевицкая, Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 408 c.

  4. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.

  5. Культурология в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1997.

  6. Культурология: учеб. пособие /сост. и ответств. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2003.

  7. Самин, Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2005. – 480с.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока "Авангардное искусство XX века. Сальвадор Дали - король сюрреализма"

Автор: Красюкова Таисия Ивановна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121539


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства