Просмотр содержимого документа
«Основные направления современного искусства в России»
Современное искусство в России
Автор: Туманина Елена Ивановна
Введение
Понятие «искусство» - это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание чувственное выражение сверхчувственного и тому подобное.
Эстетика рассматривает искусство как форму общественного сознания, специфический род духовно-практического усвоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого общения, в узком смысле – изобразительное искусство, высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.
Основные виды современного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, литература, кино, театр.
Современное искусство (англ. contemporary art; в 1990-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») - совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине XX века.
Живопись
В конце XX века развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым
Различные реалистические и модернистские течения завоевывают себе право на существование
Появляется абстрактная живопись (авангардизм, абстракционизм, андеграунд),
Авангардизм
Авангардизм - (от фр. avant - передовой, garde - отряд) - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эпоху возникали новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин "авангардизм" утвердился только в начале XX в.
Абстракционизм
Абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) или нефигуративное искусство – направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.
Одна из целей абстракционизма – достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции.
Выдающиеся деятели: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов.
Василий Кандинский
Василий Кандинский - русский художник и теоретик искусства, оказавший глубокое влияние на развитие современного изобразительного искусства. Он был тем, кто освободил картину от ограничивающего представления и создал основу для эволюции абстракционизма. Его огромное влияние на мир искусства навсегда изменило способ восприятия живописи. Работы художника основывались на философских положениях, которые неуклонно прогрессировали в картинные образы
«Первая абстрактная акварель»
Эта работа имеет историческую ценность, как первая полностью абстрактная акварель Кандинского
«Квадраты с концентрическими кругами»
Уже настоящая глубокая абстракция, таким образом, Кандинский проводил исследование в области цвета и геометрии
Казимир Малевич
Российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ
Основоположник супрематизма - одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени
Супрематизм
Супрематизм (от. лат. supremus — высший) — разновидность геометрического абстракционизма. Название течению дано его основоположником художником К. С. Малевичем в 1913 г. на выставке футуристов. С. оперирует комбинацией простейших геометрических элементов (квадратом, прямоугольником, крестом, кругом), среди к-рых квадрат считался наиболее чистым, т. .е. полностью очищенным от всех содержательных ассоциаций, элементом. Опираясь на опыт кубизма, С. абсолютизировал в качестве первичных элементов геометрические планы аналитически рассмотренного предмета по аналогии со стандартными машинными узлами и деталями. Отдавая дань возросшему в нач. XX в. значению космоса, С. считал, что взаимодействие элементов на холсте соответствует неким космическим закономерностям (полотна Малевича «Белое на белом», 1918—19). В совр. исследованиях С. рассматривается как первоначальная стадия развития конструктивизма
Квадрат Малевича
Знаменитое полотно Казимира Малевича — это шарлатанство или зашифрованное философское послание?
Знаменитая картина поделила на два периода не только жизнь художника, но и историю художественного искусства.
С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» - самая знаменитая картина в мире. Уже 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.
Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича?
Особенности творчества художника Казимира Малевича
Исупрематизма, вошедший в историю искусства как автор «Черного квадрата», Малевич в собственном творчестве не ограничивался беспредметной живописью и испытал на себе едва ли не все модернистские направления и стили, возникшие на рубеже XIX-XX веков (от импрессионизма и фовизма до кубизма и футуризма)
Андерграунд
Андерграунд (англ. underground - подполье, подземелье) - понятие, означающее "подпольную" культуру, противопоставившую себя условностям и ограничениям традиционной культуры. Выставки художников рассматриваемого направления часто проходили не в салонах и галереях, а прямо на земле, а также в подземных переходах или метро, которое в ряде стран называют андеграундом (подземкой)
Графика
Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.
Жанры графики
Пейзаж
Портрет
Натюрморт
Компьютерная графика
Скульптура
Скульптура - один из самых древних видов искусства. В XX в. возникают новые возможности развития скульптуры. Так, в абстрактной скульптуре используются нетрадиционные методы и материалы (проволока, надувные фигуры, зеркала и др.). Художники многих модернистских течений провозглашают обыденные предметыпроизведениями скульптуры.
Архитектура
Основные выразительные средства, применяемые в архитектуре - пластика объемов, масштабность, ритм, пропорциональность, а также фактура и цвет поверхностей. Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Своей художественно-образной стороной архитектура отличается от простого строительства.
Полихромия
Полихромия (от греч. polys - многочисленный и chroma - цвет) - многоцветная раскраска или многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве.
Дом-яйцо (ул. Машкова, Москва)
Местные называют этот необычный особняк, привлекающий внимание многих туристов, "яйцом Фаберже". Несмотря на свою оригинальную форму, это здание является обычным жилым домом. Авторами проекта, изначально предназначавшегося для Вифлеема, где планировалось строительство родильного дома, являются Сергей Ткаченко и Олег Дубровский. Однако израильские градостроители от этой смелой идеи отказались, и проект был реализован в центре Москвы.
Магазин "Фура" (Кострома)
Первый, единственный и крупнейший универмаг автозапчастей оригинального дизайна в России занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Костромской автоуниверсам в форме фуры выполнен в масштабе более чем 1:20
Новосибирский технопарк
Здание необычной формы украшает собой новосибирский Академгородок. Из трёх заявленных корпусов работают уже два. Технопарк является центром притяжения представителей IT-сообщества столицы Сибири, а также обладателем премии "Дом года" в номинации "Информационные технологии"
Музыкальный театр "Белый рояль" (Ростов-на-Дону)
Архитектура здания, по праву считающегося памятником культуры, напоминает открытый рояль. Старожилы называют его памятником советскому долгострою, так как строительство здания растянулось аж на 22 года. Впрочем, это нисколько не мешает храму искусств являться одним из крупнейших театров юга России.
Бизнес-центр "Тверь"
Изначально здание строилось в Олимпиаде 1980-го года как гостиница "Тверская". 22-этажный небоскрёб является одним из самых высоких зданий в городе и выглядит очень уж неустойчиво, за что местные окрестили его "Рюмкой". Впрочем, владельцы уверяют, что слухи о шатком фундаменте и недопустимом наклоне являются не более чем досужими вымыслами .
Абстрагирование
Абстрагирование- один из основных способов нашего мышления. Его результат - образование наиболее общих понятий и суждений (абстракций). В декоративном искусстве абстрагирование - это процесс стилизации природных форм. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно; в своем крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведет к абстракционизму, особому направлению в изобразительном искусстве XX в., для которого характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы
Реализм
Реализм (от фр. realisme, от лат. realis - вещественный) - в искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества.
Общими признаками метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности.
Модернизм
Модернизм (фр. modernisme, от лат. modernus - новый, современный) - собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, peaлизмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.). Модернизм близок по значению авангардизму и противоположен академизму. Модернизм негативно оценивался советскими искусствоведами как кризисное явление буржуазной культуры. Искусство обладает свободой выбора своих исторических путей. Противоречия модернизма, как такового, необходимо рассматривать не статично, а в исторической динамике.
Поп - арт
Поп - арт - направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм.
В России наиболее популярен поп-арт с изображением политиков.
Оп-арт
Оп-арт (англ. ор art, сокращ. от optical art - оптическое искусство) - направление в искусстве XX в., получившее широкое распространение в 1960-х годах.
Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур.
Кинетическое искусство
Кинетическое искусство (от гр. kinetikos - приводящий в движение) - направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и других элементов динамики. Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х годов, однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме (В. Татлин, К. Мельников, А. Родченко), дадаизме.
Раньше народное искусство также демонстрировало нам образцы движущихся объектов и игрушек, например деревянные птицы счастья из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые процессы, из села Богородское и др.
Инсталляция
Инсталляция (от англ. installation - установка) - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации.
Заключение
Искусство всегда созвучно своему времени, оно современно и отражает мировоззрение общества в целом. В свою очередь, искусство оказывает сильное влияние на массы, поэтому так важно, отношение самого художника к жизни. Развитие многообразных искаженных направлений в искусстве, так называемого псевдоискусства, созвучно своей эпохе.
Вся история искусств и архитектуры представляет собой живую ткань, постоянно развивающуюся и изменяющуюся. В любую из эпох, будь то классическое искусство Греции, итальянский Ренессанс или древнерусское искусство, происходила борьба тенденций, влияний, борьба старых представлений с возникающими качественно новыми проявлениями.
Однако при всей изменчивости форм искусства в пределах того или иного периода всегда имелись относительно устойчивые художественные признаки – композиционные, пластические, колористические, ритмические и другие, определяющие стиль того или иного времени.
Лучшие представители культуры: художники, графики, скульпторы, архитекторы, кинематографисты, актеры, писатели вчера и сегодня стремятся в своем творчестве отражать лучшие мысли и чувства человечества, бережно относиться к шедеврам мировой культуры.