Появление широкого течения критического реализма в русской живописи было подготовлено в 1840-1850-х годах частью российского общества, впитавшего прозу Н.В.Гоголя, поэзию Н.А.Некрасова, эстетические взгляды Н.Г.Чернышевского. Изобразительному искусству был необходим толчок, чтобы живописание быта обездоленных соотечественников было реализовано на полотнах. Таким толчком явилось творчество Василия Григорьевича Перова. Творчество Перова явилось толчком для развития критического реализма в русской живописи. В его произведениях ярко проявились особенности русского критического реализма этой поры. Зрелый мастер бытового жанра и глубокий психолог, Перов выступает в ряде случаев и как тонкий пейзажист, и как автор выдающихся портретов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер жанровой живописи »
Мастер жанровой
живописи
Постовалова Г.М., МБОУ СОШ № 12 г.Ноябрьск ЯНАО,
учитель русского языка, литературы, МХК
Перов Василий Григорьевич
1834 - 1882
Василий Григорьевич Перов - живописец, один из родоначальников жанровой картины.
- русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
"Постоянное стремление к жизненной правде, полная мучительных сомнений, трудная внутренняя ломка, иногда тяжелое разочарование не покидало Перова до последнего времени. В этом заключается тайна обаяния, которое имел он..." (Ботин Б.Н.)
Критический реализм в русской живописи
Появление широкого течения критического реализма в русской живописи было подготовлено в 1840— 1850-х годах частью российского общества, впитавшего прозу Н.В. Гоголя, поэзию Н.А. Некрасова, эстетические взгляды Н.Г. Чернышевского. Изобразительному искусству был необходим толчок, чтобы живописание быта обездоленных соотечественников было реализовано на полотнах. Таким толчком явилось творчество Василия Григорьевича Перова.
Крити́ческий реали́зм— художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность — изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.
Детство
Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. сын барона Г. К. Криденера. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе).
Василий Перов.
Автопортрет. 1870.
Василий Перов.
Автопортрет. 1851.
Учёба. Награды
В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко.
В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика. Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды:
большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858),
малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин» (1860),
большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (1861).
Золотая медаль
В 1861 г. за картину «Проповедь в селе» Перов получает большую золотую медаль и право на зарубежную поездку за казенный счет, в 1862 г. отправляется в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж. К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Парижская шарманщица», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», "Парижские тряпичники").
Парижские тряпичники
Проповедь в селе. 1861.
Европейские сцены уличной жизни
К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники»).
Шарманщик
Парижские тряпичники. 1864.
Великие картины
Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 год создал картины «Очередная у фонтана», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале».
Христианская тема
В 1878 году пишет картину «Христос в гефсиманском саду», в 1880 «Первые христиане Киева». Православные по духу картины, возможно, были покаянными работами художника.
Товарищество передвижных художественных выставок
В 1866 году он получил степень академика, а в 1871 году — место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примерно в это же время он примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.
Картинная галерея
Гитарист-бобыль, 1865
«Сцена у железной дороги»
Утопленница
«Охотники на привале», 1871
«Портрет А.Н. Островского», 1871
«Портрет Достоевского», 1872
«Приезд гувернантки в купеческий дом»
Странник
1870
Блаженный 1875-1879
Трапеза (Монастырская трапеза). 1865-1876.
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
Старики-родители на могиле сына
Последний кабак у заставы
Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-1881
Чистый понедельник. 1866.
Портрет художника А.К.Саврасова
Портрет писателя Владимира Ивановича Даля
Крестный ход
Рыболов
Детские образы в творчестве
Птицелов, 1870
Дети-сироты на кладбище, 1864
Спящие дети, 1870
Мальчик-мастеровой, засмотревшийся на попугая, 1865
Девочка с кувшином, 1869
Парижская шарманщица. 1864.
Савояр. 1863-1864 .
Проводы покойника, 1865
"Тройка. Ученики мастеровые везут воду". 1866.
Тройка
В картине "Тройка" главенствует драматическая тема. На фоне монастырской стены, по занесенной снегом дороге трое бедно одетых детей, напрягая свои последние силенки, тащат огромную обледенелую бочку с водой. Сердобольный прохожий помогает им преодолеть неровность дороги, подталкивая бочку сзади.Мрачный городской пейзаж, вихри снежной метели вызывают ощущение холода и беспросветной тоски. Дальний план картины растворяется в сгущающихся сумерках, из которых зловеще появляются очертания птиц. Динамизм всей сцене сообщает диагональная композиция.
Тройка
Известно, что Перов изначально хотел подчеркнуть в героях признаки уродства и крайнего истощения, тем самым, вызвать у зрителей чувство жалости к детям низших сословий, чей удел был холод, голод и непосильный труд. Об этом свидетельствуют его этюды и зарисовки к картине. Позже художник отказался от своего замысла и придал детским лицам выражение миловидности и безысходности, что сделало их образы одухотворенными.
Смерть художника
Художник скончался от чахотки 29 мая 1882 г. в селе Кузьминки (ныне это территория г. Москвы). Похоронен на Донском кладбище.
Иван Крамской.
Портрет художника Василия Перова. 1881.
Психолог, портретист
Творчество Перова явилось толчком для развития критического реализма в русской живописи. В его произведениях ярко проявились особенности русского критического реализма этой поры. Зрелый мастер бытового жанра и глубокий психолог, Перов выступает в ряде случаев и как тонкий пейзажист, и как автор выдающихся портретов.