Презентация содержит материал, рассказывающий о происхождении мифов, их функцией и классификациями. Подробно рассматриваются космогонические мифы о сотворении мира. Учащиеся познакомятся с возникновением универсальных мифологических моделей мира:вертикальной (Мировое Древо, Мировая Гора) и горизонтальной, их воплощением в современном мире в архитектуре и предметах окружающего быта, символикой цифр 3 и 4. В презентации есть материал о возникновении магии и обрядов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Художественная культура первобытного мира »
Художественная культурапервобытного мира.Миф – основа ранних представлений о мире.Магия и обряд.
Письменность
Религиозно-мифологические концепции мироздания
Эпическая поэзия
Основные жанры художественной литературы
Искусство театра
Математика
Астрономия
Медицина
География
Искусство древнего мира делится
Железный
Бронзовый
Каменный
Палеолит –
древний каменный век (X тыс. лет до н.э.);
Мезолит –
средний каменный век (X-V тыс. лет до н.э.);
Неолит –
новый каменный век (V-III тыс. лет до н.э.)
1. В первобытности человек воспринимал природу … 2. Основой ранних представлений человека о мире, базисом всех древних первообразов и художественной культуры выступают мифы (греч.mithos – предание, сказание)3. Мифы выполняли функцию, связанную с обеспечением социального и мирового порядка – космоса (греч.kosmos – порядок)
Стремление понять происхождение жизни, упорядочить для себя все ее проявления выдвигало на первый план космогонические мифы.Обобщенное представление о космогонических мифах
Цепь рождения богов. Упорядочивание стихийных сил природы
Творение бога – демиурга.
Материал для создания космоса в мифах
Универсальные
мифологические модели мира
Художественная культура первобытного общества
Миф – основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Древние образы.
Миф и его функции.
Базис всех древних первообразов
Миф
(греч.mithos – предание, сказание)
Базис художественной культуры
Основа ранних представлений о мире
Функции:
Обеспечение социального и мирового порядка - космоса;
Поддержание традиций и непрерывности культурного развития;
Обобщенное представление о космогонических мифах
Космогонические мифы о сотворении мира
Цепь рождения богов. Упорядочивание стихийных сил природы
Творение бога – демиурга.
Материал для создания космоса в мифах
Общая логика движения:
От внешнего и далекого к внутреннему и близкому;
От божественного к человеческому;
От стихийного к социальному;
Космогоническое отделение неба от земли повлекло за собой возникновение универсальных мифологических моделей мира. Вертикальная модель мира. Три членения по вертикали соотносились с понятием времени и генеалогии.
Небо Орел
Будущее Потомки
Земля Олени
Настоящее Живущее поколение
Подземный мир Змей
Прошлое Предки
Число 3 –
Символ динамического процесса (рождение, жизнь, смерть)
Символ абсолютного совершенства (небо, Бог, Абсолют)
Эквивалентом Мирового Древа являлась Мировая Гора, которая не только соединяла землю с небом, но и поддерживала его.
Образ Мирового Древа (Горы) в вертикальной модели получил множество воплощений.
Горизонтальная модель мира
Выстраивание космоса по горизонтали предполагало наличие «центра мира» – центральной точки, где произошел акт творения и и от нее распределение пространства:
- 4 стороны света,
- 4 направления (вперед, назад, вправо, влево),
- годичный цикл,
- 4 части суток,
- 4 первоэлемента (земля, вода, огонь, воздух).
Число 4 расценивается как символ статической целостности и лежит в основе культовых сооружений. Горизонтальная модель противопоставляет освоенную людьми часть земли неупорядоченному миру, находящемуся за ее пределами.«Культура» – «природа».
Для закрепления своей победы над хаосом люди использовали магию – колдовство, осуществляемое посредством игр, заклинаний, танцев, своеобразных театрализованных представлений.Охотничья магия
Совокупность магических действий, осуществляемых в определенной последовательности и в определенное время, составляла обряд (ритуал). Обряд воспроизводил первичный миф как действие, совершенное якобы в начале времен и необходимое «здесь» и «сейчас» для поддержания мирового порядка.Ритуал – единственный способ иллюзорного овладения миром.