kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Храмовый синтез искусств. Урок 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация создана в помощь учителю при подготовке к уроку Искусство по теме: "Храмовый синтез искусств. Урок 2".

Просмотр содержимого документа
«Храмовый синтез искусств. Урок 2»

ХРАМОВЫЙ СИНТЕЗ ИСКУССТВ УРОК 2

ХРАМОВЫЙ СИНТЕЗ ИСКУССТВ

УРОК 2

ТЕСТ

ТЕСТ

  • 1. Что такое синтез искусств?
  • А) соединение видов искусств в художественное целое
  • Б) противопоставление видов искусств
  • В) сравнение видов искусств
  • 2. Что такое храм?
  • А) жилище мирского человека
  • Б) культовая постройка
  • В) светская постройка
  • 3. Какие виды искусства встречаются в православии?
  • ______________________________________________
  • 4.Какие чувства пробуждает религиозное искусство?
  • ______________________________________________
Певучесть Слова

Певучесть Слова

Строгие лики древних икон

Строгие лики древних икон

Величественная архитектура церквей  и  храмов Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей  и  храмов, монументальность фресок ,  сдержанная  пластика  скульптур,  звучащая  церковная  музыка  с ее строгими  и  возвышенными  мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие  нравственные  чувства,  раздумья  о жизни  и  смерти,  грехе  и  раскаянии, рождает  стремление  к  истине  и  идеалу.  Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

Величественная архитектура церквей  и  храмов

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей  и  храмов, монументальность фресок ,  сдержанная  пластика  скульптур,  звучащая  церковная  музыка  с ее строгими  и  возвышенными  мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие  нравственные  чувства,  раздумья  о жизни  и  смерти,  грехе  и  раскаянии, рождает  стремление  к  истине  и  идеалу.  Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного . От этого образа исходит традиция благо -украшения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.
  • Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного . От этого образа исходит традиция благо -украшения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.

Сегодня рассмотрим храмы основных конфессий – православный храм, католический собор, мусульманская мечеть и буддийский храм.

Устройство православного храма . Православный храм родом из Византии. По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы – землю. Храм всегда ставили алтарем на восток — на­встречу солнцу — не случайно: Бог ассоциируется со светом.

Устройство православного храма .

Православный храм родом из Византии.

По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы – землю.

Храм всегда ставили алтарем на восток — на­встречу солнцу — не случайно: Бог ассоциируется со светом.

Всякий храм венчает купол с крестом.

Купол символизирует собой небо, поэтому его нередко окрашивали в синий цвет и покрывали изображением звезд.

Количеству куполов придавалось символическое значение. Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал в Христе, три – как три ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух), пять – как Христос и четыре евангелиста, тринадцать – как Христос и двенадцать апостолов.

Купол опирается на цилиндрический барабан , прорезанный окнами. Барабаны с куполами и своды поддерживаются арками на мощных столпах. Снаружи стены завершают полукруглые закомары , повторяющие очертания сводов. Это название произошло от древнего слова «комара», что значит свод.

Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды , в которых размещается алтарь. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам — полуцилиндрическим высту­пам, в которых размещается алтарь. Их количество (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Купола с крестами и апсиды, пожалуй, са­мые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки.

Художественно оформленный вход в храм называется портал , а открытое крыльцо перед ним –  паперть . Иногда храмы обносили открытыми или закрытыми галереями , которые на Руси называли гульбищами – от слова «гулять». Нередко к храму пристраивались приделы – небольшие храмики, имеющие собственный алтарь с престолом и главку с крестом. Наличие в церкви одного и более приделов позволяло совершать в течение дня несколько богослужений.

Художественно оформленный вход в храм называется портал , а открытое крыльцо перед ним –  паперть . Иногда храмы обносили открытыми или закрытыми галереями , которые на Руси называли гульбищами – от слова «гулять». Нередко к храму пристраивались приделы – небольшие храмики, имеющие собственный алтарь с престолом и главку с крестом. Наличие в церкви одного и более приделов позволяло совершать в течение дня несколько богослужений.

Интерьер храма .

Интерьер храма .

Заглянем внутрь храма. Притвор. С западной стороны к нему пристроен притвор , отделенный глухой стеной с дверью. В притворе во время богослужения находились те, кому за грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только еще готовился принять крещение.

Заглянем внутрь храма. Притвор.

С западной стороны к нему пристроен притвор , отделенный глухой стеной с дверью. В притворе во время богослужения находились те, кому за грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только еще готовился принять крещение.

Хоры Из притвора дверь ведет в среднюю, самую просторную часть храма, где во время богослужения располагались верующие. Здесь над западным входом нередко устраивали хоры – подобие балкона. Там, отдельно от рядовых прихожан, молился князь со своей семьей и приближенными.

Хоры

Из притвора дверь ведет в среднюю, самую просторную часть храма, где во время богослужения располагались верующие. Здесь над западным входом нередко устраивали хоры – подобие балкона. Там, отдельно от рядовых прихожан, молился князь со своей семьей и приближенными.

В восточной части храма располагается святилище –  алтарь . Он отделен преградой, уставленной иконами – иконостасом . В глубине алтаря находится главная принадлежность храма – престол, который представляет собой каменный стол, символизирующий «гроб Господень». В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство.  Алтарная часть —  для божественной сверхреальности.

В восточной части храма располагается святилище – алтарь . Он отделен преградой, уставленной иконами – иконостасом . В глубине алтаря находится главная принадлежность храма – престол, который представляет собой каменный стол, символизирующий «гроб Господень». В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство.  Алтарная часть —  для божественной сверхреальности.

В южной части алтаря имеется особое помещение – диаконник .  В нем перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника – ризница .

В южной части алтаря имеется особое помещение – диаконник .  В нем перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника – ризница .

В северной части алтаря есть еще одно помещение – жертвенник , по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного православного богослужения – литургии – на нем готовят для причащения святые дары – хлеб и вино.

В северной части алтаря есть еще одно помещение – жертвенник , по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного православного богослужения – литургии – на нем готовят для причащения святые дары – хлеб и вино.

Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона.  Строгие  одноголосные  напевы  в  древности  были созвучны  ликам  святых,  представленным  на  иконах ,  в  мозаиках,  фресках. В XVIII в.  их  сменили  многоголосные концертные  композиции,  символизирующие  могущество  и  единение  светского и церковного начал,  как основы государственности  России . Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся  сферы.  Интенсивные  красочные пятна  в  мозаиках  придают  выразительность образам святых и реальных людей.  Сияние  огромного  количества  лампад  и  свечей,  пение  искусных и  подготовленных  певцов  усиливают благолепие  службы.  Архитектура,  скульптура,  живопись, таинство литургического действа в православном  храме соотносятся  с  хоровым  пением  без  сопровождения  (акапелла). 

Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. 

Строгие  одноголосные  напевы  в  древности  были созвучны  ликам  святых,  представленным  на  иконах ,  в  мозаиках,  фресках. В XVIII в.  их  сменили  многоголосные концертные  композиции,  символизирующие  могущество  и  единение  светского и церковного начал,  как основы государственности  России .

Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся  сферы.  Интенсивные  красочные пятна  в  мозаиках  придают  выразительность образам святых и реальных людей.  Сияние  огромного  количества  лампад  и  свечей,  пение  искусных и  подготовленных  певцов  усиливают благолепие  службы. 

Архитектура,  скульптура,  живопись, таинство литургического действа в православном  храме соотносятся  с  хоровым  пением  без  сопровождения  (акапелла). 

Католический храм Католические храмы, безусловно, бывают очень разные. В основу планировки большинства из них положена идея римской базилики. К XII в. эта планировка усложнилась и приобрела следующую структуру. Храм всегда ориентировался по сторонам света. На запад всегда ориентировался портал (вход). Перед порталом находился двор, иногда огороженный галереями.

Католический храм

Католические храмы, безусловно, бывают очень разные. В основу планировки большинства из них положена идея римской базилики. К XII в. эта планировка усложнилась и приобрела следующую структуру.

Храм всегда ориентировался по сторонам света.

На запад всегда ориентировался портал (вход). Перед порталом находился двор, иногда огороженный галереями.

Готический собор при всем богатстве составляющих его элементов поражает необычайным единством как архитектурного плана, так и всей системы декора (экстерьера и интерьера). Более того, это единство характеризует готический стиль в целом. Грандиозность  и  величественность архитектурного образа католического собора  звучит  особенно  возвышенно в  светлом,  взлетающем  пространстве интерьера .  Мощным  потоком  вверх устремляются  все  элементы  декора: тонкие,  изящные  столбы,  колонны, стрельчатые арки. Огромные  ажурные окна  с  цветными  стеклами  —  витражами  —  делают  прозрачной  и  легкой преграду  между  интерьером  собора и  внешним  миром.  Льющийся  через стекла  витражей  цветной  таинственный  свет ,  создавая  в  храме  необычную  цветовую  среду,  отличную  от внешнего  мира,  символизирует  свет христианского  познания.

Готический собор при всем богатстве составляющих его элементов поражает необычайным единством как архитектурного плана, так и всей системы декора (экстерьера и интерьера). Более того, это единство характеризует готический стиль в целом.

Грандиозность  и  величественность архитектурного образа католического собора  звучит  особенно  возвышенно в  светлом,  взлетающем  пространстве интерьера .  Мощным  потоком  вверх устремляются  все  элементы  декора: тонкие,  изящные  столбы,  колонны, стрельчатые арки. Огромные  ажурные окна  с  цветными  стеклами  —  витражами  —  делают  прозрачной  и  легкой преграду  между  интерьером  собора и  внешним  миром.  Льющийся  через стекла  витражей  цветной  таинственный  свет ,  создавая  в  храме  необычную  цветовую  среду,  отличную  от внешнего  мира,  символизирует  свет христианского  познания.

Мы не почти увидим в католическом храме икон, но порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей (химерами).

Мы не почти увидим в католическом храме икон, но порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей (химерами).

Первостепенное значение придавалось декору главного — западного — портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой — представить христианскую концепцию мира. Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора с его знаменитым “Благословляющим Христом” на колонне простенка, воспетым множеством поколений как “Прекрасный Бог” (Le Beau Dieu).

Первостепенное значение придавалось декору главного — западного — портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой — представить христианскую концепцию мира.

Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора с его знаменитым “Благословляющим Христом” на колонне простенка, воспетым множеством поколений как “Прекрасный Бог” (Le Beau Dieu).

Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания. В разработке сюжетов витражей , как и в детальной проработке иконографии порталов и всего скульптурного декора, нет ничего случайного. Продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь мы наблюдаем ту же всеохватность, о которой уже говорили в связи с концепцией готического собора в целом.

Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.

В разработке сюжетов витражей , как и в детальной проработке иконографии порталов и всего скульптурного декора, нет ничего случайного. Продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь мы наблюдаем ту же всеохватность, о которой уже говорили в связи с концепцией готического собора в целом.

Это место называлось атрием (или нартексом). От нартекса к порталу вела паперть - возвышенное место. В нартексе и на паперти обычно находились отлученные от церкви, и оглашенные, т.е. готовящиеся к обряду крещения (им не разрешалось входить в храм во время службы. Главный портал и боковые порталы вели в главный и боковые нефы храма. В основе плана католического храма средневековья лежал латинский вытянутый крест. Вытянутая часть храма призвана, не только вместить большое количество верующих, но и быть символом длинного пути, по которому должен пройти человек в своем совершенствовании. Недаром на боковых стенах часто помещали сцены так называемого Крестного пути - изображение страданий Христа.

Это место называлось атрием (или нартексом).

От нартекса к порталу вела паперть - возвышенное место. В нартексе и на паперти обычно находились отлученные от церкви, и оглашенные, т.е. готовящиеся к обряду крещения (им не разрешалось входить в храм во время службы. Главный портал и боковые порталы вели в главный и боковые нефы храма.

В основе плана католического храма средневековья лежал латинский вытянутый крест. Вытянутая часть храма призвана, не только вместить большое количество верующих, но и быть символом длинного пути, по которому должен пройти человек в своем совершенствовании. Недаром на боковых стенах часто помещали сцены так называемого Крестного пути - изображение страданий Христа.

Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Основной неф пересекался поперечным нефом идущим с юга на север. Пересечение главного и поперечного нефа носит название средокрестия. Обычно это место обозначается шпилем или куполом (подобно куполу в православных храмах). За средокрестием обычно находится хор - место для присутствующего при богослужении духовенства. Эта часть символизирует образ рая.

Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Основной неф пересекался поперечным нефом идущим с юга на север. Пересечение главного и поперечного нефа носит название средокрестия. Обычно это место обозначается шпилем или куполом (подобно куполу в православных храмах). За средокрестием обычно находится хор - место для присутствующего при богослужении духовенства. Эта часть символизирует образ рая.

Главными смысловыми элементами храма и самыми священными его местами являются, находящиеся в пресвитерии, - алтарь и дарохранительница - табернакула (от лат. Taberna`culum - шатер) т.е. Святая Святых, где находился Ковчег Завета во время похода из Египта. Алтарь соответствует престолу православного храма. Это накрытый покрывалом стол, на котором стоит богослужебная утварь, и лежат богослужебные книги. Он всегда открыт и таинства причащения видят все верующие. У алтаря совершаются основные священнодействия.

Главными смысловыми элементами храма и самыми священными его местами являются, находящиеся в пресвитерии, - алтарь и дарохранительница - табернакула (от лат. Taberna`culum - шатер) т.е. Святая Святых, где находился Ковчег Завета во время похода из Египта. Алтарь соответствует престолу православного храма. Это накрытый покрывалом стол, на котором стоит богослужебная утварь, и лежат богослужебные книги. Он всегда открыт и таинства причащения видят все верующие. У алтаря совершаются основные священнодействия.

Важным элементом больших католических храмов всегда была кафедра, с которой священник произносил проповедь. Если в храме вел постоянно службу епископ, храм назывался кафедральным собором (собор - церковь, в которой находится кафедра епископа - главы церкви на определенной территории -

Важным элементом больших католических храмов всегда была кафедра, с которой священник произносил проповедь. Если в храме вел постоянно службу епископ, храм назывался кафедральным собором (собор - церковь, в которой находится кафедра епископа - главы церкви на определенной территории - "епархии").

В каждом католическом храме обязательно отводится место для исповеди, которое называется исповедальней или конфессионалом.

В каждом католическом храме обязательно отводится место для исповеди, которое называется исповедальней или конфессионалом.

Под хорами, ниже уровня пола находится крипта (

Под хорами, ниже уровня пола находится крипта ("тайное место"), склеп, где находится захоронение святого, которому посвящен храм.

Католицизм и православие - Основные расхождения в догматике

Католицизм и православие - Основные расхождения в догматике

  • Православие не принимает латинскую формулировку Никео-Константинопольского Символа Веры с филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (Filioque).
  • Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.
  • В католицизме, в отличие от православия, существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а также Её телесном вознесении.
  • В католицизме, в отличие от православия, существует догматическое понятие о чистилище, а также учение о сверхдолжных заслугах святых.

Мечеть

Мечеть — не храм, где во время богослужения свершаются таинства, а место для коллективной молитвы, указывающее верующим киблу, то есть направление на Каабу — главную святыню мусульманского мира, кубическое строение во внутреннем дворе Запретной Мечети в Мекке, где хранится «Черный камень».

Внутри мечети, если молитвы нет, можно ходить где угодно и мужчинам, и женщинам, и детям: никаких «священных мест» и «заповедных зон» нет.

Мусульманский  храм  ( мечеть )  своим  великим  куполом  символизирует единого  Бога  (Аллаха)  и  минаретом (башня  около  мечети)  —  его  пророка  (Магомета). 

Главные  архитектурные  элементы мечети  послужили  основой  для  формирования  мусульманских  понятий  о красоте.  Огромный  купол,  парящий над  мечетью,  так же  как  и  архитектурные  «сталактиты» —  ниши,  нависающие  друг над  другом,  создают иллюзию  бесконечного  и  непостижимого неба  и  символизируют  божественную совершенную  красоту ,  а  минарет  — божественное  величие.  На  стенах  мечети  размещаются  декоративно  оформленные  изречения  из  Корана.

Мусульманская мечеть включает  в  себя  два  соразмерных пространства   —  открытый  двор  и  затененный  молитвенный  зал.

Мусульманская мечеть включает  в  себя  два  соразмерных пространства   —  открытый  двор  и  затененный  молитвенный  зал.

Часть мечети, которая направлена к священной для мусульман Мекке, имеет в конструкции михраб (пустое углубление). Справа от которой находится минбар (специальная кафедра, с которой проповедник, имам, на пятничной молитве верующим читает молитву).

Часть мечети, которая направлена к священной для мусульман Мекке, имеет в конструкции михраб (пустое углубление). Справа от которой находится минбар (специальная кафедра, с которой проповедник, имам, на пятничной молитве верующим читает молитву).

Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, ажурными решетками и балконами, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром. Стены толстые, но их тяжесть не видна. Почему? Эффект от керамической мозаики, росписей, резьбы. Все это, подобно цветистому ковру, покрывает здания, заставляя забыть о массивности конструкций. Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой, лазурными узорчатыми изразцами.   Все в простой форме, но поверхность сплошь покрыта сложным орнаментом. Листья, цветы, ромбы, звезды, надписи. Эти узоры переплетаются. От них трудно оторвать взгляд. Стены облицованы – изразцами – керамическими плитками, покрытыми мозаикой.

Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, ажурными решетками и балконами, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром. Стены толстые, но их тяжесть не видна. Почему? Эффект от керамической мозаики, росписей, резьбы. Все это, подобно цветистому ковру, покрывает здания, заставляя забыть о массивности конструкций. Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой, лазурными узорчатыми изразцами.

Все в простой форме, но поверхность сплошь покрыта сложным орнаментом. Листья, цветы, ромбы, звезды, надписи. Эти узоры переплетаются. От них трудно оторвать взгляд. Стены облицованы – изразцами – керамическими плитками, покрытыми мозаикой.

В  религиозной  культуре   ислама  из всех видов искусств преимущество получили  архитектура  (дворцы,  мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества  и  любого  живого  существа считалось святотатством.  Поэтому  художественный  стиль  ислама  —  декоративный,  орнаментальный. Бесконечный  по  своей  природе орнамент  служит  способом  художественного  выражения  исламского  мироощущения.  Именно  орнамент  строится  на  ритмическом  повторении  основных  мотивов.  А  в  мусульманстве повторение  считается  одним  из  надежных  способов  постижения истины и  выражения  преданности  Аллаху.

В  религиозной  культуре   ислама  из всех видов искусств преимущество получили  архитектура  (дворцы,  мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества  и  любого  живого  существа считалось святотатством.  Поэтому  художественный  стиль  ислама  —  декоративный,  орнаментальный.

Бесконечный  по  своей  природе орнамент  служит  способом  художественного  выражения  исламского  мироощущения.  Именно  орнамент  строится  на  ритмическом  повторении  основных  мотивов.  А  в  мусульманстве повторение  считается  одним  из  надежных  способов  постижения истины и  выражения  преданности  Аллаху.

Буддийский  храм

Буддийский  храм

Древний  буддийский  храм,  сооруженный  из  мощных  обтесанных  камней и плит, был основой для пышного и  тяжелого  орнаментального  скульптурного  декора ,  охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием  этого  является  отсутствие арки и  свода.

Древний  буддийский  храм,  сооруженный  из  мощных  обтесанных  камней и плит, был основой для пышного и  тяжелого  орнаментального  скульптурного  декора ,  охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием  этого  является  отсутствие арки и  свода.

Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Пагода - предназначена для хранения останков земного тела Будды Шакьямуни. Почти в каждом храме есть предание, как эти останки попали в Японию: перенеслись на острова чудесным путем или же их прислали в дар правители материковых держав. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или по центральным столбом, или на его верхушке   Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.

Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Пагода - предназначена для хранения останков земного тела Будды Шакьямуни. Почти в каждом храме есть предание, как эти останки попали в Японию: перенеслись на острова чудесным путем или же их прислали в дар правители материковых держав. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или по центральным столбом, или на его верхушке

Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.

Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.

Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.

Таким образом, буддийский храм представляет собой не отдельное здание, а целую систему специальных культовых сооружений, тем самым напоминая по своему строению старинные русские монастыри. Их строение зависело от их назначения: они могли входить в комплекс учебных зданий – например, в состав школы. Имело значение и место постройки – буддийские храмы всегда очень гармонично вписаны в природный ландшафт, зачастую рядом с водопадами и реками.

Таким образом, буддийский храм представляет собой не отдельное здание, а целую систему специальных культовых сооружений, тем самым напоминая по своему строению старинные русские монастыри. Их строение зависело от их назначения: они могли входить в комплекс учебных зданий – например, в состав школы.

Имело значение и место постройки – буддийские храмы всегда очень гармонично вписаны в природный ландшафт, зачастую рядом с водопадами и реками.

В буддийских храмах на кровлях  висят  многочисленные  колокольчики. Они раскачиваются при малейшем  порыве  ветра,  наполняя  окружающее  пространство  нежным  мелодичным  звоном.  Одновременно  колокольчики были защитой святилища от проникновения  злых  духов,  входили  в состав ритуальных предметов, которые использовались  в  церковных обрядах. Буддийские  религиозные  праздники сопровождаются  обычно шествиями  с театрализованными  представлениями, музыкой  и  ритуальными  танцами  на открытом  воздухе .

В буддийских храмах на кровлях  висят  многочисленные  колокольчики. Они раскачиваются при малейшем  порыве  ветра,  наполняя  окружающее  пространство  нежным  мелодичным  звоном.  Одновременно  колокольчики были защитой святилища от проникновения  злых  духов,  входили  в состав ритуальных предметов, которые использовались  в  церковных обрядах. Буддийские  религиозные  праздники сопровождаются  обычно шествиями  с театрализованными  представлениями, музыкой  и  ритуальными  танцами  на открытом  воздухе .

  • Быть буддистом означает «искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» — у Будды, его учения и общины. Обычно буддийский храм устроен так, что все «Три Сокровища» собраны и наглядно представлены в одном месте. Это место должно быть защищено от внешнего мира, от посторонних зрелищ, звуков, запахов и прочих влияний. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.
  • В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае — одно и то же. В любом храме живут монахи.
  • Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале» - кондо. Здесь же могут находиться изображения бодхисаттв и других почитаемых существ.
  • Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений». Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило эти помещения обустроены в галереях.
СПАСИБО ЗА УРОК

СПАСИБО ЗА УРОК


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Храмовый синтез искусств. Урок 2

Автор: Степаненко Анжела Сергеевна

Дата: 08.10.2017

Номер свидетельства: 431285

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Храмовый синтез искусств "
    ["seo_title"] => string(28) "khramovyi-sintiez-iskusstv-1"
    ["file_id"] => string(6) "156958"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421510791"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Храмовый  синтез  искусств "
    ["seo_title"] => string(26) "khramovyi-sintiez-iskusstv"
    ["file_id"] => string(6) "138551"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417547757"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация к уроку искусства в 9 классе "Храмовый синтез искусств" "
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-k-uroku-iskusstva-v-9-klassie-khramovyi-sintiez-iskusstv"
    ["file_id"] => string(6) "247117"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446490408"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока в 9 классе "Храмовый синтез искусств" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-v-9-klassie-khramovyi-sintiez-iskusstv"
    ["file_id"] => string(6) "120379"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413710798"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Архитектура Кубани и Екатеринодара. Храмовое строительство"
    ["seo_title"] => string(64) "arkhitiektura_kubani_i_iekatierinodara_khramovoie_stroitiel_stvo"
    ["file_id"] => string(6) "448869"
    ["category_seo"] => string(14) "estestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515521633"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства