Цель урока: формирование умения ориентироваться в системе нравственных, эстетических ценностей, представленных в произведениях искусства. Задачи: 1. расширение знаний и представлений учащихся об искусстве; 2. развитие умения понимать и интерпретировать художественные образы;
3. развитие умения применять критерии художественности, композиционной грамотности.
Зрительный ряд: (мультимедийная презентация «Храмовый синтез искусств»). План урока:
№ слайда | Содержа-ние | Действия |
1-9 | Песня со словами | Слушание, определение темы урока. |
10 -11 | Фрагменты из кинофильма | Просмотр, поиск ответа на вопрос «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму»? |
12-13 | Фото | Что такое синтез? Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в нечто качественно новое, целое |
| | или представляющее набор. Термин происходит от греч. σύνθεσις — совмещение, помещение вместе (σύν — с, вместе и θεσις — положение, помещение). |
| | Понятие «синтез искусств» подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общее участие в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать многоплановость, многогранность развитию художественной идеи, оказывать на человека многостороннее эмоциональное воздействие. |
14 | схема | Какие виды искусства соединяются в храме? |
15-21 | Храмы древнего мира | Египет(15), Греция(16), храмы майя(17), иерусалимские храмы(18-21). Что их объединяет? |
22-30 | Римско-католический храм непорочного зачатия Девы Марии | Для католического храма характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, |
| скульптура | богато украшенный фасад с резными деталями. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль. |
| схема | C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. |
| Интерьер Сент-Шапель | Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучат особенно возвышенно во взлетающем пространстве интерьера. |
| Окно-роза | Огромные ажурные окна с цветными стеклами – витражи – делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. |
| витражи | Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет создает в храме необычную цветовую среду, отличную от внешней, символизируя свет христианского познания. |
31-39 | Мечеть Джами Маджида | Великий купол мусульманского храма – мечети – символизирует единого Бога (Аллаха), |
| Минарет | а минарет (башня около мечети) – его пророка (Магомета). |
| Молитвенный зал | Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства – открытый двор и затененный молитвенный зал. |
| Архитек-турные сталакти-ты | Огромный купол, парящий над мечетью, архитектурные «сталактиты» - ниши, нависающие друг над другом – создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную красоту, а минарет – божественное величие. |
| Каллиграфический орнамент, мусульманская молитва | На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана. Изображение живого существа в культуре ислама считается святотатством, поэтому художественный стиль ислама – декоративный, орнаментальный. Бесконечный орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. |
40-45 | Буддийский храм | Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, |
| скульптура | был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. |
| Колокольчики | В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики, раскачивающиеся при каждом порыве ветра и наполняющие окружающее пространство мелодичным звоном. Одновременно колокольчики служили защитой святилища от проникновения злых духов и использовались в религиозных обрядах. |
| Мантра | Мантра представляет собой звуковой символ. Она символизирует божество. То есть она является как бы звуковым эквивалентом этого божества. Ом мани падме хум “Мани” означает драгоценность, “падме” – в лотосе, таким образом, “мани падме” означает “драгоценность в лотосе”, так что эту мантру, или, по крайней мере, часть этой мантры можно перевести, хотя начальный слог “ом” и заключительный “хум” не переводятся. |
46-47 | Православный храм | Храм Христа Спасителя. Пространство и убранство православного храма. Виртуальная экскурсия по храму. Особенным символом является купол храма, символизирующий, помимо всего прочего, свод небес. Четыре стены храма обозначают четыре стороны света, говорят о том, что духовная власть распространяется во все стороны, везде. Особенным направлением является восток. Так же душа должна хранить божественную тайну так, как храм хранит чудотворные иконы, святые мощи, священные предметы или пустоту, наполненную божественным присутствием, как в мечети. Алтарь – сердце храма, самая главная его часть. Также и у человека сердце должно быть главным советчиком во всех поступках. Не голова, не ум, а именно сердце, которое может быть и милосердным, и снисходительным, и смиренным. Такие уроки дает нам древняя архитектура. |
| | |
Храмы каких религий вы видите? Как определили? Что сближает все храмы? Графическая
Зарисовка храмов. Звучит «Тихая ночь», стихотворение и картина М.Чурлёниса «Сказка королей»
обсуждение работ.