Просмотр содержимого документа
«История резной иконы в россии»
Резные иконы россии.
Учитель ИЗО и МХК Ярлычева А.А
МБОУ Сош№3 г. Осташков.
История русской резной иконы.
Традиция изготовления резных икон пришла на Русь в XI веке вместе с православием из Византии, где подобные изображения датируются еще первыми веками христианства. На новом месте традиция не только прижилась, но и получила развитие. Для этого были все условия: обилие высококачественной древесины, большое количество мастеров, умеющих обращаться с этим капризным материалом, быстро растущая паства новой для русичей религии обеспечивала спрос на предметы культа.
Способствовала распространению церковной резьбы также дороговизна и редкость настоящих писаных икон, малое количество местных иконописцев. Все это делало резную икону все более популярной. Появились именные образа, кресты, складни, нательные образки , мощевики. Рельефные иконы расписывали красками и покрывали сусальным и творёным золотом, серебром, тонировали природными пигментами, обжигали, украшали тиснением, драгоценными камнями и прекрасными поделочными минералами, речным жемчугом, янтарем, металлическими вставками с чеканкой, дорогими и богато украшенными тканями. Для защиты от влаги, плесени и паразитов наносили специальным образом очищенные масла, пчелиный воск, сложные лаки, натуральные олифы.
Нет лишних, ненужных деталей. А какая роспись: и гармоничные цвета, и декоративность. Время добавило художественности этим произведениям: потертости, цвета стерлись и обобщились, и фактура дерева просвечивает сквозь краски. Черные стали менее контрастными, синие и зеленые стали теплыми. И ещё в них есть главное — душа!
Великомученица Параскева Пятница 18 в.
Согласно новым правилам, введенным патриархом Никоном, категорически запрещалось изготавливать и держать в домах и церквях объемные иконы и скульптуры (исключение делалось только для крестов и панагий). Именно в это время была уничтожена большая часть русской православной : её рубили топорами, жгли в синодальных кострах. Лишь немногое удалось спасти в старообрядческих семьях и тайных молельных домах раскольников. Кое-что уцелело на далеком от столичных новшеств и независимом в своих суждениях Русском Севере и чтящей древние заветы Сибири. Здесь на значительном расстоянии от общественных и политических катаклизмов в условиях патриархального жизненного уклада и непрерывности художественных устоев бережно и ревностно хранились традиции русского христианского резного искусства. На архангельской, поморской, соловецкой, пермской, каргопольской, уральской земле продолжали работать мастерские резьбы по дереву, обучались новые резчики.
В качестве образцов широко использовали иллюстрации из отечественных и зарубежных Библий и других священных текстов, прориси икон, подлинные писаные образа. К XVI - XVII векам относится период наивысшего расцвета русской .Однако были в истории резной иконы и черные дни, когда в ней видели то пережитки языческого прошлого, то влияние . Не щадили её ни войны, ни городские пожары, ни восстания. Но самый страшный удар по этому виду искусства был нанесен никонианской церковной реформой 1650-1660 годов.
Доморощенные и пришлые мастера подолгу жили в местных монастырях, выполняя их заказы на резные киоты, иконостасы, иконы. Нередко они принимали постриг и оставались в обители, трудясь на благо братии и обучая послушников, монахов и местных мальчишек художественной обработке дерева. Помимо удаленности от центральной духовной и светской власти, её карательных запретов на трехмерное изображение в церквях, развитию деревянной пластики на Севере и в Сибири способствовала многонациональность здешних поселений
Новообращенным христианам из числа коренных народов деревянные идолы были хорошо знакомы, их они воспринимали и чтили, как богов, а вот обычные плоские образа уважения у них не вызывали. Бывали случаи, когда местные племена соглашались креститься только вместе со своим тотемом. Ну и что прикажете делать православному священнику, исполняющему свой миссионерский долг в таких условиях? Приходилось считаться.
Так тихо, негласно появились в православных храмах скуластые деревянные Богородицы, Иисусы в финно-угорских охотничьих костюмах, Николы Можайские с раскосыми глазами. Местные священники чтобы удержать в своем приходе капризных и своевольных неофитов, совсем недавно бывших язычниками, в ответ на высочайшие циркуляры и запреты отмалчивались, уклонялись от прямых ответов на запросы, лишь задвигая подальше от глаз проверяющих в темные ниши, на колокольни и плохо доступные приделы эти удивительные произведения деревянной рези. Так побеги русской православной резьбы была привиты на крепкий ствол обычаев, традиций и фольклора коренных северных и сибирских народов, дав жизнь новым поколениям уникальных и самобытных мастеров резьбы по дереву. Доказательством тому, что некоторые из них были не просто хорошими ремесленниками, а настоящие художниками, может служить тот факт, что почти все сохранившиеся работы хранятся не только в храмах, но и в лучших музеях страны. Есть резные иконы и деревянные церковные скульптуры в музеях московского Кремля, в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковке, реставрационном центре Грабаря.
Потрясающая коллекция культовой деревянной пластики находится в Пермской художественной галерее, богатейшие собрания резьбы выставляются в городских, областных и районных музеях Архангельска, Каргополя, Северодвинска, Вельска, Сольвычегодска, Шенкурска, Яренска, Красноборска. Там есть удивительные работы XIII -XVI, XVII, XVII,XIX веков. Но войны и революции начала XX века вновь сделали церковную резьбу недоступной роскошью.
По стилю резьбы представленные в музейных собраниях резные иконы делятся на два типа – пластический, со стремлением к реалистичности и естественности в передаче изображения деталей анатомии, одежды, и архитектурного окружения; и плоско-графический, в нём контуры изображений обрабатываются прямым обрезом, а детали наведены орнаментально-графическими линиями. В обоих случаях рельеф остаётся низким и ограничен высотой пластины, из которой нарезан. Кроме того, делятся иконы и по способу обработки фона – есть иконы с выбранным фоном, и есть со сплошным, глухим. Некоторые иконы расписывались поверх резьбы темперными красками, а некоторые имели оклады, что говорит об их равном почитании с иконами живописными.