Добрый день! Проблема формирования целостной, духовно развитой личности, воспитанной на принципах общечеловеческой морали, испокон веков волновала человечество и по сей день сохраняет свою актуальность.Коллеги, размещаю презентацию по теме "Идеи Просвещения в зарубежной литературе", урок Мировой художественной культуры в девятом классе. Работала по учебнику Солодовникова, сейчас перешла на Критскую "Искусство". Может быть, кому-то пригодится.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Идеи Просвещения в зарубежной литературе.»
Идеи эпохи Просвещения в зарубежной литературе
Многое меняется в жизни. Уже в конце 17 века феодализм изжил себя. Кризис существующего строя проявился во всех областях: в экономике, общественной жизни, идеологии, культуре. Это был период брожения умов. Учёные, писатели, художники, композиторы - все передовые люди разных стран испытывали ненависть к феодальным порядкам. И в то же время, представители господствующего класса использовали все возможности для того, чтобы укрепить всё своё могущество.
В восемнадцатом столетии начинается новый этап развития общественного сознания –Эпоха Просвещения. Разрушается старый общественный порядок; первостепенное значение приобретают идеи уважения человеческого достоинства, свободы и счастья; личность обретает независимость и зрелость, использует свой разум и критическое мышление. На смену идеалам эпохи Барокко с ее пышностью, высокопарностью и торжественностью приходит новый стиль жизни, основанный на естественности и простоте. Наступает время идеалистических взглядов Жан-Жака Руссо, призывающего вернуться к природе, к естественной добродетели и свободе. Наряду с природой идеализируется Античность, поскольку считалось, что именно во времена Античности людям удалось воплотить все человеческие устремления. Античное искусство получает название классического, его признают образцовым, наиболее правдивым, совершенным, гармоничным и, в отличие от искусства эпохи Барокко, считают простым и понятным. В центре внимания, наряду с другими важными аспектами, находятся образование, положение простого народа в общественном устройстве, гениальность как свойство человека.
Жан-Жак Руссо
Разум царит и в искусстве. Желая подчеркнуть высокое назначение искусства, его общественную и гражданскую роль, французский философ-просветитель Дени Дидро писал: "Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собой какое-либо великое правило жизни, должно поучать".
Дени Дидро
Что же заставило деятелей культуры дать такую высокую оценку восемнадцатому веку - как величайшей эпохе развития человечества?
Просветителями
Оставим итальянцам Пустую мишуру с её фальшивым глянцем, Всего важнее смысл, но чтоб к нему прийти, Придётся одолеть преграды и пути. Намеченной тропы придерживаться строго Порой у Разума всего одна дорога... Обдумать надо смысл и лишь потом писать.
Так поучал своих современников один из главных идеологов эпохи Просвещения поэт Буало.
Просвещение – это идеология (система политических взглядов, идей). Свои идеи просветители проводили через искусство, наиболее ярко они проявились в литературе. Просветителями или идеологами называли писателей или философов, выступавших со смелой критикой феодализма в своих произведениях.
Литература была оружием в борьбе с феодальным строем. Она несла в себе воспитательную миссию и основывалась на принципах Свободы, Равенства и Братства.
Просвещение способствовало следующим жанрам:
Реалистический роман;
Философская повесть;
Философский трактат;
Памфлет.
В рамках Просвещения развивались и другие литературные направления:
сентиментализм;
просветительский классицизм;
просветительский реализм,
т.е. авторы пользовались различными художественными методами .
Просветители
Франция
Англия
Даниэль Дефо;
Вольтер;
Ж.Ж. Руссо,
Дени Дидро
Германия
Фильдинг;
Д.Мильтон;
Дж. Свифт
Россия
И. Гёте;
Лессинг;
Шиллер;
Гердерг
Фонвизин;
И.Крылов;
Державин
Литература первой половины 18 века
Вольтер. Философская повесть «Кандид или оптимизм».
Герой – юноша Кандид, изгнанный из замка барона, становится жертвой превратностей судьбы: его насильственно забирают в армию, прогоняют сквозь строй, попадает в землетрясение, становится жертвой инквизиции. Кандид сталкивается с разными людьми: представителями аристократии, церкви, властей, через общение с которыми Вольтер обличает сословные предрассудки, захватнические войны. В повести Вольтер рисует счастливую страну Эльдорадо, где правит просвещённый монарх, все заняты трудом, сыты и добродетельны. Конец повести показывает всех героев на ферме, в окрестностях Константинополя, где все трудятся.
Особенности творческого метода Вольтера:
обличение феодальных предрассудков
критика на междоусобные войны;
критика на церковных служителей.
Даниэль Дефо. Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, написанные им самим » (1717г.)
В основу романа легла подлинная история моряка Александра Селькирка, одичавшего в результате 4-х летнего пребывания на необитаемом острове. Дефо Робинзона «заставил» прожить на острове 28 лет.
История жизни Робинзона – это гимн созидательному труду человека, мужеству, воле, изобретательности. Своего героя Дефо наделяет чертами буржуазного человека. Он стремится утвердить идеал человека
Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера»(сатира на английское общество)
Гулливер попадает в страну великанов, Дробдингнек и в Лапуту, страну лилипутов. Страна лилипутов – это страна мелких душой людишек, они мелкие и пакостные . Это глава – сатира на английское общество. - Лилипуты прыгают на канатах для получения должности.
- Ритуал с разноцветными лентами – сановники ценятся не по уму, а по изворотливости.
- Хоронят умерших вниз головой, говоря, что пройдёт 11 тысяч лет и умершие воскреснут, а Земля перевернётся, так, что они очнутся на ногах.
Особое место в формировании общественного сознания эпохи Просвещения сыграла немецкая литература – Лессинг, Гердерг, Шиллер («Коварство и любовь»), Гёте («Фауст»).
Вывод:
Идеи эпохи Просвещения в тврчестве писателей Европы:
Выступали против абсолютизма, призывали к борьбе с ним.
Критиковали сословные предрассудки.
Боролись против церкви, провозглашали культ Разума.
Выдвинули задачу Просвещения народа, широко раскрытых научных знаний в борьбе с феодализмом.
Героем произведений становится человек третьего сословия, он – воплощение Разума, просветительского идеала.
Искали пути идеального общества, основанного на Свободе, Равенстве и Братстве.