kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Идеи Просвещения в зарубежной литературе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день! Проблема формирования целостной, духовно развитой личности, воспитанной на принципах общечеловеческой морали, испокон веков волновала человечество и по сей день сохраняет свою актуальность.Коллеги, размещаю презентацию по теме "Идеи Просвещения в зарубежной литературе", урок Мировой художественной культуры в девятом классе. Работала по учебнику Солодовникова, сейчас перешла на Критскую "Искусство". Может быть, кому-то пригодится.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Идеи Просвещения в зарубежной литературе.»

Идеи эпохи Просвещения в зарубежной литературе

Идеи эпохи Просвещения в зарубежной литературе

Многое меняется в жизни. Уже в конце 17 века феодализм изжил себя. Кризис существующего строя проявился во всех областях: в экономике, общественной жизни, идеологии, культуре. Это был период брожения умов. Учёные, писатели, художники, композиторы - все передовые люди разных стран испытывали ненависть к феодальным порядкам. И в то же время, представители господствующего класса использовали все возможности для того, чтобы укрепить всё своё могущество.

Многое меняется в жизни. Уже в конце 17 века феодализм изжил себя. Кризис существующего строя проявился во всех областях: в экономике, общественной жизни, идеологии, культуре. Это был период брожения умов. Учёные, писатели, художники, композиторы - все передовые люди разных стран испытывали ненависть к феодальным порядкам. И в то же время, представители господствующего класса использовали все возможности для того, чтобы укрепить всё своё могущество.

В восемнадцатом столетии начинается новый этап развития общественного сознания – Эпоха Просвещения . Разрушается старый общественный порядок; первостепенное значение приобретают идеи уважения человеческого достоинства, свободы и счастья; личность обретает независимость и зрелость, использует свой разум и критическое мышление. На смену идеалам эпохи Барокко с ее пышностью, высокопарностью и торжественностью приходит новый стиль жизни, основанный на естественности и простоте. Наступает время идеалистических взглядов Жан-Жака Руссо, призывающего вернуться к природе, к естественной добродетели и свободе. Наряду с природой идеализируется Античность, поскольку считалось, что именно во времена Античности людям удалось воплотить все человеческие устремления. Античное искусство получает название классического, его признают образцовым, наиболее правдивым, совершенным, гармоничным и, в отличие от искусства эпохи Барокко, считают простым и понятным. В центре внимания, наряду с другими важными аспектами, находятся образование, положение простого народа в общественном устройстве, гениальность как свойство человека.

Жан-Жак Руссо

Разум царит и в искусстве. Желая подчеркнуть высокое назначение искусства, его общественную и гражданскую роль, французский философ-просветитель Дени Дидро писал:
  • Разум царит и в искусстве. Желая подчеркнуть высокое назначение искусства, его общественную и гражданскую роль, французский философ-просветитель Дени Дидро писал: "Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собой какое-либо великое правило жизни, должно поучать".

Дени Дидро

Что же заставило деятелей культуры дать такую высокую оценку восемнадцатому веку - как величайшей эпохе развития человечества? Просветителями

Что же заставило деятелей культуры дать такую высокую оценку восемнадцатому веку - как величайшей эпохе развития человечества?

Просветителями

Оставим итальянцам Пустую мишуру с её фальшивым глянцем, Всего важнее смысл, но чтоб к нему прийти, Придётся одолеть преграды и пути. Намеченной тропы придерживаться строго Порой у Разума всего одна дорога... Обдумать надо смысл и лишь потом писать.  Так поучал своих современников один из главных идеологов эпохи Просвещения поэт Буало.

Оставим итальянцам Пустую мишуру с её фальшивым глянцем, Всего важнее смысл, но чтоб к нему прийти, Придётся одолеть преграды и пути. Намеченной тропы придерживаться строго Порой у Разума всего одна дорога... Обдумать надо смысл и лишь потом писать.

Так поучал своих современников один из главных идеологов эпохи Просвещения поэт Буало.

Просвещение – это идеология (система политических взглядов, идей). Свои идеи просветители проводили через искусство, наиболее ярко они проявились в литературе. Просветителями или идеологами называли писателей или философов, выступавших со смелой критикой феодализма в своих произведениях. Литература была оружием в борьбе с феодальным строем. Она несла в себе воспитательную миссию и основывалась на принципах Свободы, Равенства и Братства. Просвещение способствовало следующим жанрам: Реалистический роман; Философская повесть; Философский трактат; Памфлет.
  • Просвещение – это идеология (система политических взглядов, идей). Свои идеи просветители проводили через искусство, наиболее ярко они проявились в литературе. Просветителями или идеологами называли писателей или философов, выступавших со смелой критикой феодализма в своих произведениях.
  • Литература была оружием в борьбе с феодальным строем. Она несла в себе воспитательную миссию и основывалась на принципах Свободы, Равенства и Братства.
  • Просвещение способствовало следующим жанрам:
  • Реалистический роман;
  • Философская повесть;
  • Философский трактат;
  • Памфлет.
В рамках Просвещения развивались и другие литературные направления: сентиментализм; просветительский классицизм; просветительский реализм,
  • В рамках Просвещения развивались и другие литературные направления:
  • сентиментализм;
  • просветительский классицизм;
  • просветительский реализм,

т.е. авторы пользовались различными художественными методами .

Просветители Франция Англия Даниэль Дефо; Вольтер; Ж.Ж. Руссо, Дени Дидро Германия Фильдинг; Д.Мильтон; Дж. Свифт Россия И. Гёте; Лессинг; Шиллер; Гердерг Фонвизин; И.Крылов; Державин

Просветители

Франция

Англия

Даниэль Дефо;

Вольтер;

Ж.Ж. Руссо,

Дени Дидро

Германия

Фильдинг;

Д.Мильтон;

Дж. Свифт

Россия

И. Гёте;

Лессинг;

Шиллер;

Гердерг

Фонвизин;

И.Крылов;

Державин

Литература первой половины 18 века

Литература первой половины 18 века

Вольтер. Философская повесть «Кандид или оптимизм».    Герой – юноша Кандид, изгнанный из замка барона, становится жертвой превратностей судьбы: его насильственно забирают в армию, прогоняют сквозь строй, попадает в землетрясение, становится жертвой инквизиции. Кандид сталкивается с разными людьми: представителями аристократии, церкви, властей, через общение с которыми Вольтер обличает сословные предрассудки, захватнические войны. В повести Вольтер рисует счастливую страну Эльдорадо, где правит просвещённый монарх, все заняты трудом, сыты и добродетельны. Конец повести показывает всех героев на ферме, в окрестностях Константинополя, где все трудятся.  Особенности творческого метода Вольтера:

Вольтер. Философская повесть «Кандид или оптимизм».

Герой – юноша Кандид, изгнанный из замка барона, становится жертвой превратностей судьбы: его насильственно забирают в армию, прогоняют сквозь строй, попадает в землетрясение, становится жертвой инквизиции. Кандид сталкивается с разными людьми: представителями аристократии, церкви, властей, через общение с которыми Вольтер обличает сословные предрассудки, захватнические войны. В повести Вольтер рисует счастливую страну Эльдорадо, где правит просвещённый монарх, все заняты трудом, сыты и добродетельны. Конец повести показывает всех героев на ферме, в окрестностях Константинополя, где все трудятся.

Особенности творческого метода Вольтера:

  • обличение феодальных предрассудков
  • критика на междоусобные войны;
  • критика на церковных служителей.
Даниэль Дефо. Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, написанные им самим » (1717г.) В основу романа легла подлинная история моряка Александра Селькирка, одичавшего в результате 4-х летнего пребывания на необитаемом острове. Дефо Робинзона «заставил» прожить на острове 28 лет. История жизни Робинзона – это гимн созидательному труду человека, мужеству, воле, изобретательности. Своего героя Дефо наделяет чертами буржуазного человека. Он стремится утвердить идеал человека

Даниэль Дефо. Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, написанные им самим » (1717г.)

В основу романа легла подлинная история моряка Александра Селькирка, одичавшего в результате 4-х летнего пребывания на необитаемом острове. Дефо Робинзона «заставил» прожить на острове 28 лет.

История жизни Робинзона – это гимн созидательному труду человека, мужеству, воле, изобретательности. Своего героя Дефо наделяет чертами буржуазного человека. Он стремится утвердить идеал человека

Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера»  (сатира на английское общество) Гулливер попадает в страну великанов, Дробдингнек и в Лапуту, страну лилипутов. Страна лилипутов – это страна мелких душой людишек, они мелкие и пакостные . Это глава – сатира на английское общество. - Лилипуты прыгают на канатах для получения должности.  - Ритуал с разноцветными лентами – сановники ценятся не по уму, а по изворотливости.  - высмеивает двупартийность (высококаблучники, низкокаблучники)  - Письмо пишут по диагонали.  - Хоронят умерших вниз головой, говоря, что пройдёт 11 тысяч лет и умершие воскреснут, а Земля перевернётся, так, что они очнутся на ногах.

Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера» (сатира на английское общество)

  • Гулливер попадает в страну великанов, Дробдингнек и в Лапуту, страну лилипутов. Страна лилипутов – это страна мелких душой людишек, они мелкие и пакостные . Это глава – сатира на английское общество. - Лилипуты прыгают на канатах для получения должности.

- Ритуал с разноцветными лентами – сановники ценятся не по уму, а по изворотливости.

- высмеивает двупартийность (высококаблучники, низкокаблучники)

- Письмо пишут по диагонали.

- Хоронят умерших вниз головой, говоря, что пройдёт 11 тысяч лет и умершие воскреснут, а Земля перевернётся, так, что они очнутся на ногах.

Особое место в формировании общественного сознания эпохи Просвещения сыграла немецкая литература – Лессинг, Гердерг, Шиллер («Коварство и любовь»), Гёте («Фауст»).
  • Особое место в формировании общественного сознания эпохи Просвещения сыграла немецкая литература – Лессинг, Гердерг, Шиллер («Коварство и любовь»), Гёте («Фауст»).
Вывод:

Вывод:

  • Идеи эпохи Просвещения в тврчестве писателей Европы:
  • Выступали против абсолютизма, призывали к борьбе с ним.
  • Критиковали сословные предрассудки.
  • Боролись против церкви, провозглашали культ Разума.
  • Выдвинули задачу Просвещения народа, широко раскрытых научных знаний в борьбе с феодализмом.
  • Героем произведений становится человек третьего сословия, он – воплощение Разума, просветительского идеала.
  • Искали пути идеального общества, основанного на Свободе, Равенстве и Братстве.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Идеи Просвещения в зарубежной литературе.

Автор: Бушмакина Ольга Леонидовна

Дата: 23.01.2016

Номер свидетельства: 281390

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа по литературе для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "106571"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403032229"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа по литературе по ФГОС, 5класс "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-po-fgos-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "245242"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446102773"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Тема: Иоганн Вольфганг Гете. Трагедия «Фауст» - спор о человеке, спор за душу человека». Словосочетание. Нормы согласования, управления и  примыкания. "
    ["seo_title"] => string(162) "tiema-ioghann-vol-fghangh-gietie-traghiediia-faust-spor-o-chieloviekie-spor-za-dushu-chielovieka-slovosochietaniie-normy-soghlasovaniia-upravlieniia-i-primykaniia"
    ["file_id"] => string(6) "212314"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431802953"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Пояснительная записка по литературному чтению 2 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "poiasnitiel-naia-zapiska-po-litieraturnomu-chtieniiu-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402940050"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства