АРХИТЕКТУРА БАРОККО
Характерные черты архитектуры барокко
Обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно создавали особый, неповторимый облик архитектурных сооружений барокко. Желание удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя становилось главной задачей архитекторов.
Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. Размеры дверей, окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности не осталось и следа.
Излюбленная форма барокко – овал, дающие некоторую неопределенность общей форме.
Характерные особенности становления и развития барокко:
В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце 16 – начале 17 в.
В Бельгии, Австрии и на юге Германии – в 18 в.
В России – ближе к середине 18 в.
Голландия, страны Скандинавии, Северная Германия остались равнодушными к барокко.
Во Франции барокко присутствовало во внутреннем убранстве сооружений.
В Англии этот стиль появился в смешанной форме («обароченный классицизм»).
В Испании и Португалии мавританский и готический стили удивительным образом сочетались с барокко.
Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини
Родиной архитектурного барокко по праву считается Италия, а столицей – Рим.
Характерные черты итальянского барокко нашли яркое воплощение в творчестве Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.
а) Франческо Борромини (1599-1667): в создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний он не знал равных. Экспрессивность архитектурных форм, стремление к парадности и театральности, контрастность масштабов, игра света и тени – отличало его творческую манеру архитектора. Церковь Сант Аньезе на площади Навона В Риме – одно из лучших творений архитектора.
б) Лоренцо Бернини (1598-1680): по праву называют «гением барокко». Талантливый архитектор, скульптор, живописец, комедиограф, режиссер феерических спектаклей, актер, создатель сложнейших театральных декораций, стал знаменитым уже в 25 лет, работал над формированием архитектурного облика Рима, поражали грандиозность замыслов и смелость их осуществления, необычная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера.
Главное архитектурное строение - оформление площади перед собором Святого Петра (стр.30).
Задачи:
- создать торжественный подход к главному храму католического мира;
- добиться впечатления единства площади и собора;
- принимать в свои объятия город и весь мир;
- превращаться в колоссальную сцену для проведения торжественных церемоний.
Получилось:
- пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей (1 – в форме трапеции, 2 – в форме овала);
- в центре огромной площади возведен обклиск, по обеим сторонам которого расположены два фонтана;
- колонны расположены в 4 ряда, все они объединены изгибающейся лентой балюстрады, на которой установлены 96 статуй с изображениями святых.