Презентация к уроку МХК 11 класс "Русское барокко"
Презентация к уроку МХК 11 класс "Русское барокко"
д
Описание презентации.
Данная презентация представляет собой дополнительный материал к уроку МХК по программе Л.Г. Емохоновой (базовый уровень) в 11 классе. В презентации содержаться иллюстрации к уроку, задание для повторения и обобщения знаний, полученных на уроке, информация об особенностях русского барокко.
В ходе презентации учащиеся знакомятся с эволюцией русского барокко. Искусствоведы выделяют такие стадии, как : «московское барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицинский стили)
«петровское барокко» первой четверти XVIII в.,
«зрелое русское барокко» елизаветинского времени.
Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский).
Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».
Данная разработка может быть полезна для учителей искусства, МХК, истории, учеников 11 классов.
Цели: познакомить учащихся с особенностями стиля – барокко в России.
Задачи:
выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.
систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;
способствовать развитию творческих навыков;
стимулировать развитие способностей к самообразованию.
развивать умения анализировать произведения архитектуры.
воспитывать интерес к русской культуре.
Тип урока : Комбинированный
Вид урока: Исследование.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
Сообщение цели и задач урока
Сегодня у нас на уроке - нам предстоит познакомиться с художественным стилем барокко и познакомиться с этапами развития этого стиля в России
Повторение. Фронтальный опрос
Учитель просит вспомнить: какие художественные стили, и в какой последовательности существовали в Европе?
(после обсуждений и ответов учитель еще раз озвучивает порядок стилей: романский, готика, возрождение, барокко)
Сообщение нового материала.
Барокко искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. Зарождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Рассмотрим особенности Русского барокко.
Характеристика стиля барокко:
Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись,скульптура, окрашенные поверхности стен.
Преобладающие и модные цвета
Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом
Линии
Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение
Форма
Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры
Характерные элементы интерьера
Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления
Конструкции
Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые
Окна
Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру
Двери
Арочные проемы с колоннами; растительный декор
Работа с презентацией:
Заключение
Сегодня созерцая архитектурные ансамбли в стиле барокко, размышляя над ними и исследуя их, мы совместными усилиями провели анализ этих произведений, в которых отразились важнейшие черты уникального стиля — русского барокко.
Задание на дом
Заполнить таблицу.
Архитектор
Стиль,год
Произведение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку МХК 11 класс "Русское барокко" »
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
11 класс
РУССКОЕ БАРОККО
Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко,
которые сформировались в Московском государстве
и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках
В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века.
Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного:
структурной ясностью и простотой плановых построений,
тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов,
мажорным характером, активным использованием ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.
Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах.
Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678).
В эволюции русского барокко выделяют стадии « московского барокко » конца XVII века (различают нарышкинский , строгановский , голицынский стили )
« петровское барокко » первой четверти XVIII в.,
« зрелое русское барокко » елизаветинского времени.
Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский).
Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как « уральское барокко » и « сибирское барокко ».
Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории
Московской Руси , характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта
Церковь Рождества Богородицы
в Путинках, фото конца XIX в.
Церковь Троицы в Никитниках
Ансамбль
Новодевичьего
Монастыря
в Москве
Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось « нарышкинское барокко ») — переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры.
Основным периодом развития архитектуры «московского барокко» можно считать период с начала 1680-х до первых лет 1700-х гг. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система оформления прослеживается вплоть до конца XVIII в. Постепенное затухание столичного направления «московского барокко» можно связать с постепенным переходом столичной жизни в Петербург и ориентацию на западноевропейскую архитектуру и её мастеров, открыто провозглашенную Петром I.
Сухарева башня — пример гражданской архитектуры московского барокко
Сдвоенный наличник Сухаревой
башни в стене Донского монастыря
В первую очередь это относится к постройкам, возводимым по заказу крупного промышленника Строганова в Приуралье. Для построек этой группы характерна их относительная локальность. В художественном плане архитектура строгановских зданий сравнительно с московскими памятниками более насыщена декоративным оформлением, элементы ордера имеют иногда даже более классический облик, чем в Москве, что позволяет выделить это направление как «строгановский стиль».
Собор Введенского монастыря в Сольвычегодске
В нарышкинскую группу входит группа церквей конца 1680-х — начала 1690-х гг., появление которых с большой степенью вероятности можно связать с воцарением Петра I. Церкви этой группы были выстроены по заказу одного из ближайших родственников Петра I по материнской линии — боярина
Льва Кирилловича Нарышкина.
В более широком смысле под нарышкинским стилем подразумеваются все здания «московского барокко», построенные по заказу Нарышкиных . Нарышкинские церкви типа «восьмерик на четверике» созданы первоклассным мастером (мастерами), сооружавшим ранее по заказу царевны Софьи колокольню Новодевичьего монастыря (1690), мастерски выполненные аттики и гребни восходят к оформлению церкви Воскресения в Кадашах (1687). В то же время палаты Нарышкиных в Высокопетровском монастыре, задуманные незаурядным мастером, имеют оформление гораздо грубее, используются иные художественные приемы.
Церковь Покрова в Филях
Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами — прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, отделанных белым камнем или гипсом, было характерно для зданий Нидерландов, Англии и Северной Германии.
Надвратная церковь
Предтеченская Троицкой лавры
Церковь Иоанна Воина
на Якиманке (1706-13) намечает переход от нарышкинского барокко к петровскому
Совсем небольшую группу составляют две церкви, построенные по заказу князей П. А. и Б. А. Голицыных. Большое участие в строительстве и оформлении принимали итальянские мастера, поэтому облик этих зданий достаточно сильно выделяется из классических образцов «московского барокко». Однако об отдельном стиле говорить не приходится (всего два здания), скорее о «памятниках голицинского круга».
Церковь
Рождества Богородицы в Подмоклово
(1714-22)
заказана князем Долгоруковым,
однако продолжает традиции
голицынского барокко
Церковь Знамения в Дубровицах
Термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры . Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины.
Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.
К числу первых строителей Петербурга принадлежат
Жан-Батист Леблон ,
Доменико Трезини,
Андреас Шлютер,
Дж. М. Фонтана,
Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.
Петропавловская церковь в Ярославле — редкий пример петровского барокко в провинции
Елизаветинское барокко — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).
Елизаветинское барокко тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.
Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным . В Петербурге приЕлизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.
После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.
Домашнее задание:
Заполнить таблицу «Петровское и Елизаветинское барокко»