kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку МХК 11 класс "Русское барокко"

Нажмите, чтобы узнать подробности

д

Описание презентации.

Данная презентация представляет собой дополнительный материал к уроку МХК по программе Л.Г. Емохоновой (базовый уровень) в 11 классе. В презентации содержаться иллюстрации к уроку, задание  для повторения и обобщения знаний, полученных на уроке, информация об особенностях русского барокко.

В ходе презентации учащиеся знакомятся с эволюцией  русского барокко. Искусствоведы  выделяют такие стадии,  как : «московское барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицинский стили)

«петровское барокко» первой четверти XVIII в.,

«зрелое русское барокко» елизаветинского времени.

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский).

Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».

 Данная разработка может быть полезна для учителей искусства, МХК, истории, учеников 11 классов.

Цели: познакомить учащихся с особенностями стиля – барокко в России.

 Задачи:

  • выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.
  • систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;
  • способствовать развитию творческих навыков;
  • стимулировать развитие способностей к самообразованию.
  • развивать умения анализировать произведения архитектуры.
  •  воспитывать интерес к русской культуре.

Тип урока : Комбинированный

Вид урока: Исследование.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация.

 

Ход урока

Сообщение цели и задач урока

Сегодня у нас на уроке - нам предстоит познакомиться с художественным стилем  барокко и познакомиться с этапами развития этого стиля в России

Повторение. Фронтальный опрос

Учитель просит вспомнить: какие художественные стили, и в какой последовательности существовали в Европе?

(после обсуждений и ответов учитель еще раз озвучивает порядок стилей: романский, готика, возрождение, барокко)

Сообщение нового материала.

Барокко искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. Зарождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Рассмотрим особенности Русского барокко.

Характеристика стиля барокко:

Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Преобладающие и модные цвета

Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом

Линии

Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение

Форма

Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры

Характерные элементы интерьера

Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления

Конструкции

Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые

Окна

Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру

Двери

Арочные проемы с колоннами; растительный декор

Работа с презентацией:

 Заключение

Сегодня созерцая архитектурные ансамбли в стиле барокко, размышляя над ними и исследуя их, мы совместными усилиями провели анализ этих произведений, в которых отразились важнейшие черты уникального стиля — русского барокко.

Задание на дом

Заполнить таблицу.

Архитектор

Стиль,год

Произведение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку МХК 11 класс "Русское барокко" »

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА  11 класс

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

11 класс

РУССКОЕ БАРОККО Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко,  которые сформировались в Московском государстве  и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках

РУССКОЕ БАРОККО

Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко,

которые сформировались в Московском государстве 

и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного:

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века.

Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного:

  • структурной ясностью и простотой плановых построений,
  • тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов,
  • мажорным характером, активным использованием ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.
Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах.  Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной   практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678).

Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах.

Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной   практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678).

В эволюции русского барокко выделяют стадии « московского барокко » конца XVII века (различают  нарышкинский ,  строгановский ,  голицынский стили ) « петровское барокко » первой четверти XVIII в., « зрелое русское барокко » елизаветинского времени. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский). Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как « уральское барокко » и « сибирское барокко ».

В эволюции русского барокко выделяют стадии « московского барокко » конца XVII века (различают  нарышкинский ,  строгановский ,  голицынский стили )

« петровское барокко » первой четверти XVIII в.,

« зрелое русское барокко » елизаветинского времени.

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский).

Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как « уральское барокко » и « сибирское барокко ».

Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье)  — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории  Московской Руси , характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта Церковь Рождества Богородицы в Путинках, фото конца XIX в.

Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье)  — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории 

Московской Руси , характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта

Церковь Рождества Богородицы

в Путинках, фото конца XIX в.

Церковь Троицы в Никитниках

Церковь Троицы в Никитниках

Ансамбль  Новодевичьего Монастыря в Москве Московское барокко  (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось « нарышкинское барокко ») — переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры.

Ансамбль 

Новодевичьего

Монастыря

в Москве

Московское барокко  (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось « нарышкинское барокко ») — переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры.

Основным периодом развития архитектуры «московского барокко» можно считать период с начала 1680-х до первых лет 1700-х гг. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система оформления прослеживается вплоть до конца XVIII в. Постепенное затухание столичного направления «московского барокко» можно связать с постепенным переходом столичной жизни в Петербург и ориентацию на западноевропейскую архитектуру и её мастеров, открыто провозглашенную Петром I.

Основным периодом развития архитектуры «московского барокко» можно считать период с начала 1680-х до первых лет 1700-х гг. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система оформления прослеживается вплоть до конца XVIII в. Постепенное затухание столичного направления «московского барокко» можно связать с постепенным переходом столичной жизни в Петербург и ориентацию на западноевропейскую архитектуру и её мастеров, открыто провозглашенную Петром I.

Сухарева башня  — пример гражданской архитектуры московского барокко
  • Сухарева башня  — пример гражданской архитектуры московского барокко
Сдвоенный наличник Сухаревой башни в стене Донского монастыря

Сдвоенный наличник Сухаревой

башни в стене Донского монастыря

В первую очередь это относится к постройкам, возводимым по заказу крупного промышленника  Строганова в Приуралье. Для построек этой группы характерна их относительная локальность. В художественном плане архитектура строгановских зданий сравнительно с московскими памятниками более насыщена декоративным оформлением, элементы ордера имеют иногда даже более классический облик, чем в Москве, что позволяет выделить это направление как «строгановский стиль».

В первую очередь это относится к постройкам, возводимым по заказу крупного промышленника  Строганова в Приуралье. Для построек этой группы характерна их относительная локальность. В художественном плане архитектура строгановских зданий сравнительно с московскими памятниками более насыщена декоративным оформлением, элементы ордера имеют иногда даже более классический облик, чем в Москве, что позволяет выделить это направление как «строгановский стиль».

Собор  Введенского монастыря в Сольвычегодске

Собор  Введенского монастыря в Сольвычегодске

В нарышкинскую группу входит группа церквей конца 1680-х — начала 1690-х гг., появление которых с большой степенью вероятности можно связать с воцарением Петра I. Церкви этой группы были выстроены по заказу одного из ближайших родственников Петра I по материнской линии — боярина Льва Кирилловича Нарышкина. В более широком смысле под нарышкинским стилем подразумеваются все здания «московского барокко», построенные по заказу Нарышкиных . Нарышкинские церкви типа «восьмерик на четверике» созданы первоклассным мастером (мастерами), сооружавшим ранее по заказу царевны Софьи колокольню Новодевичьего монастыря (1690), мастерски выполненные аттики и гребни восходят к оформлению церкви Воскресения в Кадашах (1687). В то же время палаты Нарышкиных в Высокопетровском монастыре, задуманные незаурядным мастером, имеют оформление гораздо грубее, используются иные художественные приемы.
  • В нарышкинскую группу входит группа церквей конца 1680-х — начала 1690-х гг., появление которых с большой степенью вероятности можно связать с воцарением Петра I. Церкви этой группы были выстроены по заказу одного из ближайших родственников Петра I по материнской линии — боярина

Льва Кирилловича Нарышкина.

  • В более широком смысле под нарышкинским стилем подразумеваются все здания «московского барокко», построенные по заказу Нарышкиных . Нарышкинские церкви типа «восьмерик на четверике» созданы первоклассным мастером (мастерами), сооружавшим ранее по заказу царевны Софьи колокольню Новодевичьего монастыря (1690), мастерски выполненные аттики и гребни восходят к оформлению церкви Воскресения в Кадашах (1687). В то же время палаты Нарышкиных в Высокопетровском монастыре, задуманные незаурядным мастером, имеют оформление гораздо грубее, используются иные художественные приемы.
Церковь Покрова в Филях

Церковь Покрова в Филях

Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами — прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, отделанных белым камнем или гипсом, было характерно для зданий Нидерландов, Англии и Северной Германии. Надвратная церковь  Предтеченская Троицкой лавры

Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами — прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, отделанных белым камнем или гипсом, было характерно для зданий Нидерландов, Англии и Северной Германии.

Надвратная церковь

Предтеченская Троицкой лавры

Церковь Иоанна Воина   на Якиманке (1706-13) намечает переход от нарышкинского барокко к петровскому

Церковь Иоанна Воина

  на Якиманке (1706-13) намечает переход от нарышкинского барокко к петровскому

Совсем небольшую группу составляют две церкви, построенные по заказу князей П. А. и Б. А. Голицыных. Большое участие в строительстве и оформлении принимали итальянские мастера, поэтому облик этих зданий достаточно сильно выделяется из классических образцов «московского барокко». Однако об отдельном стиле говорить не приходится (всего два здания), скорее о «памятниках голицинского круга». Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово   (1714-22) заказана князем Долгоруковым,  однако продолжает традиции голицынского барокко

Совсем небольшую группу составляют две церкви, построенные по заказу князей П. А. и Б. А. Голицыных. Большое участие в строительстве и оформлении принимали итальянские мастера, поэтому облик этих зданий достаточно сильно выделяется из классических образцов «московского барокко». Однако об отдельном стиле говорить не приходится (всего два здания), скорее о «памятниках голицинского круга».

Церковь

Рождества Богородицы в Подмоклово

  (1714-22)

заказана князем Долгоруковым,

однако продолжает традиции

голицынского барокко

Церковь Знамения в Дубровицах

Церковь Знамения в Дубровицах

Термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге. Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры . Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины.

Термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.

Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры . Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины.

Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. К числу первых строителей Петербурга принадлежат   Жан-Батист Леблон ,   Доменико Трезини,  Андреас Шлютер,  Дж. М. Фонтана,  Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.

К числу первых строителей Петербурга принадлежат

  Жан-Батист Леблон ,

  Доменико Трезини, 

Андреас Шлютер, 

Дж. М. Фонтана, 

Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Петропавловская церковь в Ярославле — редкий пример петровского барокко в провинции

Петропавловская церковь в Ярославле — редкий пример петровского барокко в провинции

Елизаветинское барокко  — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия). Елизаветинское барокко тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

Елизаветинское барокко  — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Елизаветинское барокко тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным . В Петербурге приЕлизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию. После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным . В Петербурге приЕлизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.

Домашнее задание:  Заполнить таблицу «Петровское и Елизаветинское барокко» Архитектор Стиль , год Произведение

Домашнее задание:

Заполнить таблицу «Петровское и Елизаветинское барокко»

Архитектор

Стиль , год

Произведение


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Презентация к уроку МХК 11 класс "Русское барокко"

Автор: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Дата: 05.09.2015

Номер свидетельства: 228685


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства