«__» ___________20_____ Приказ №______ от «__»_________20___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
ИСКУССТВУ
8-9 классы
на 2015-2016 учебный год
Составила учитель МХК, ИЗО и черчения
первой квалификационной категории
Смирнова Марина Валентиновна
2015 год
Паспорт рабочей программы
Тип программы
Программа общеобразовательных учреждений
Статус программы
Рабочая программа учебного курса
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа
Сергеева Г.П. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – 126 с.
Категория обучающихся
Учащиеся 8-9 классов МБОУ Либежевской СОШ
Сроки освоения программы
2 года
Объем учебного времени
68 часов (34 часа в год)
Форма обучения
очная
Режим занятий
1 час в неделю
Оглавление
Пояснительная записка 4
Общая характеристика учебного предмета (курса) 8
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане 13
Содержание учебного курса 14
Тематическое планирование 16
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 24
Планируемые результаты изучения учебного предмета 25
Приложения 27
Пояснительная записка
Интегрированный курс «Искусство» в основной школе (8-9 классы) ориентирован на развитие потребности в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Цель общего художественного образования и воспитания – развитие эстетической культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры – наиболее полно отражает внимание современного общества к возрождению духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, умения ориентироваться в современном информационном пространстве.
Создание программы по предмету «Искусство» вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и необходимостью введения подростка в современное информационное социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значение искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации и жизни отдельного человека, окажет позитивное воздействие на его духовный мир, формирование ценностных ориентаций.
В курсе рассматриваются разные виды искусства (музыка и литература, народное искусство, кино, театр и хореография, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн, мультимедийное искусство) как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, общего художественного развития школьников в художественно-творческой деятельности. Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учатся понимать роль традиций и новаторства в развитии искусства, размышлять об образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека.
Программа основана на идее полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – раскрытие функций искусства, которое осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными художественными средствами. Любое явление искусства может быть прочувствовано, познано, личностно присвоено школьником только через художественный образ – смысл и цель искусства.
Постижение искусства в основной школе направлено на эмоционально-ценностное освоение мира и происходящих в нем явлений в различных художественно-образных формах творческой деятельности человека. Эмоциональное восприятие художественного наследия, умение оценить произведение искусства с позиции эстетических идеалов и высказать собственное мнение о сущности различных явлений культуры включают подростка в процесс художественного познания и творческого освоения мира.
Методологической основой курса «Искусство» являются современные концепции в области эстетики (Ю.Б. Борев, Н.И. Киященко, Л.Н. Столович, Б.А. Эренгросс и др.), культурологии (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М. Лотман, А.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л.С. Выготский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г. Ражников, С.Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Л.М. Предтеченская, Б.П. Юсов).
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих взаимосвязи жизни и искусства. Примерный художественный материал, рекомендованный программой, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения. Структурно художественный материал программы подчиняется принципу концентричности (неоднократное обращение к значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство»). Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства. На конкретных художественных произведениях в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого их них.
Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме.
Особенностью освоения данной программы является преимущественно деятельностный характер, что обусловлено возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску, а также проникновением информационно-коммуникационных технологий в современные виды искусства (нет-арт, медиа-арт, видеоинсталляции и т.д).
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения искусства, которые определены стандартом.
В содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Реализация данного курса дает возможности для гармоничного, интеллектуально-творческого развития обучающихся и способствуют обеспечению непрерывности художественного образования.
Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Искусство. Основное общее образование (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
Примерная программа основного общего образования по искусству;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год.
Учебный план школы на 2015-2016 учебный год.
Основным учебным пособием для обучающихся является:
Сергеева Г. П. Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2016. – 191 с.: ил.
Учебник предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразовательных организаций. Он написан в соответствии с программой «Искусство. 8-9 классы» тех же авторов. Издание представляет собой учебник интегрированного типа, который знакомит учащихся с различными видами искусства, с функциями, которые они выполняют в жизни человека и общества. Он поможет школьникам приобщиться к художественно-творческой деятельности на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные явления искусства.
Цельюизучения предмета «Искусство» является развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Основные задачи курса:
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
воспитание художественного вкуса;
обобщение основных понятий в процессе актуализации имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства.
В программе используются педагогические технологии: технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности); технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов).
Методы:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ и др.); наглядный (репродукции, фотографии предметов искусства и др.); практический; исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;
методы стимулирования и мотивации интереса к учению; долга и ответственности в учении;
методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (самостоятельные работы, тестирование).
Формы текущего и итогового контроля: проверочные и контрольные работы, тестирования, кроссворды, защита творческих проектов.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Цели и задачи курса
Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;
присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;
ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;
формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах бытия искусства;
развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания;
формирование творческого отношения к проблемам, подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;
навыки проектирования индивидуальной художественно-творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.
2) в метапредметном направлении:
самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;
устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;
эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность; привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг;
применять методы познания через художественный образ для изучения различных сторон окружающей действительности;
активно использовать основные интеллектуальные операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;
уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
развивать критическое мышление, способности аргументировать свою точку зрения по поводу произведений искусства;
формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.
3) в предметном направлении:
в познавательной сфере:
расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;
присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;
развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;
осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;
умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);
воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;
формирование личностно-оценочных суждений о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.;
представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства, восприятие смысла (концепции) художественного образа, произведения искусства;
усвоение особенностей языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;
различение изученных видов и жанров искусств;
умение описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
умение классифицировать изученные объекты и явления культуры;
способность структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.
в ценностно-ориентационной сфере:
представлять систему общечеловеческих ценностей;
осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;
уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
понимать и оценивать художественные явления действительности во всем их многообразии.
в коммуникативной сфере:
формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов ее участников;
публичная презентация и защита творческого проекта.
в эстетической сфере:
развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;
определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.
в трудовой сфере:
применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях.
в физиолого-психологической сфере:
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Изучение искусства в 8-9 классах направлено на формирование следующих компетенций:
учебно-познавательной;
ценностно-ориентационной;
рефлексивной;
коммуникативной;
информационной;
социально-трудовой;
личностного саморазвития.
Обучение по курсу искусства в школе строится с учетом принципов непрерывности, преемственности (учет положительного опыта, накопленного в отечественном и зарубежном образовании), вариативности (возможность реализации одного и того же содержания на базе различных научно-методических подходов), дифференциации (возможность для учащихся получать искусствоведческую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями), интеграции с другими учебными предметами, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного подхода к решению поставленных задач.
Планируется использование таких педагогических технологий в преподавании предмета, как дифференцированное обучение, тестирование, ИКТ. Использование этих технологий позволит более точно реализовать потребности учащихся в художественном образовании и поможет приобщить учащихся к основам художественной культуры.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Искусство» относится к образовательной области «Искусство».
Данный предмет изучается в 8 и 9 классах. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, соответствует базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации. На изучение искусства в 8 классе отводится: 1 час в неделю, всего за год – 34 часа; в 9 классе: 1 час в неделю, всего в год – 34 часа.
Содержание учебного курса
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Искусство в жизни современного человека (3 часа)
Искусство вокруг нас. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
Искусство открывает новые грани мира (8 часов)
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка. Человека в зеркале искусства: жанр портрета. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея. Музыкальный портрет. Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино.
Искусство как универсальный способ общения (10 часов)
Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Искусство – проводник духовной энергии. Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы искусства. Художественные послания предков. Разговор с современником. Символы в жизни и искусстве. Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально-поэтическая символика огня.
Красота в искусстве и жизни (10 часов)
Что есть красота. Откровение вечной красоты. Застывшая музыка. Есть ли у красоты свои законы. Всегда ли люди одинаково понимали красоту. Великий дар творчества: радость и красота созидания. Как соотносятся красота и польза. Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве.
Искусство и власть. Какими средствами воздействует искусство. Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
Искусство предвосхищает будущее (7 часов)
Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Художник и ученый.
Дар созидания (14 часов)
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура исторического города. Архитектура современного города. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Декоративно-прикладное искусство. Музыка в быту. Массовые, общедоступные искусства. Изобразительная природа кино. Музыка в кино. Особенности киномузыки. Тайные смыслы образов искусства, или Знаки музыкальных хитов.
Искусство и открытие мира для себя (2 часа)
Вопрос к себе как первый шаг к творчеству. Литературные страницы.
Исследовательский проект (3 часа)
Пушкин – наше все.
Тематическое планирование первого года обучения – 8 класс
№ урока
Изучаемый материал
Кол-во часов
Дата
Вид контроля
Требования к уровню подготовки учащихся
Искусство в жизни современного человека
1
Искусство вокруг нас
1
УК
СК
Знать место и роль искусства в жизни человека и общества
Уметь различать виды, стили и жанры искусства
2
Художественный образ – стиль – язык
1
СК
ВК
Знать художественные произведения разных видов искусства
Уметь раскрывать специфику художественного образа разных видов искусства
3
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное
1
СК
ТК
Знать необходимые термины
Уметь разбираться в соотношении научного и художественного творчества
Итого
3
Искусство открывает новые грани мира
4
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы
1
СК
ВК
Знать особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи, музыки, литературы
Уметь сопоставлять жизненные явления с особенностями их художественного воплощения
5
Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка
1
УК
СК
Знать особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов музыки
Уметь подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников
6
Человек в зеркале искусства: жанр портрета
1
УК
СК
Знать особенности жанра портрета
Уметь сопоставлять язык различных направлений портретной живописи
7
Портрет в искусстве России
1
УК
СК
Знать особенности жанра портрета
Уметь сопоставлять язык различных направлений портретной живописи
8
Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея
1
УК
ВК
Знать художественные особенности русского портрета
Уметь определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции
9
Музыкальный портрет
1
СК
ВК
Знать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства
Уметь устанавливать ассоциативные связи между слуховыми и зрительными образами
10
Александр Невский
1
УК
СК
Знать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства
Уметь ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях искусства
11
Портрет композитора в литературе и кино
1
СК
ТК
Знать особенности воплощения художественного образа в разных видах искусства
Уметь ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях искусства
Итого
8
Искусство как универсальный способ общения
12-13
Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов
2
УК
СК
Знать роль и значение искусства в жизни человека и общества
Уметь рассуждать о роли искусства в жизни человека и общества
14
Искусство художественного перевода – искусство общения
1
СК
ВК
Знать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения
Уметь использовать коммуникативные свойства искусства
15
Искусство – проводник духовной энергии
1
СК
ВК
Знать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения
Уметь «считывать» информацию, содержащуюся в памятниках культуры
16
Как происходит передача сообщения в искусстве? Знаки и символы искусства
1
УК
СК
Знать особенности языка произведений разных видов искусства
Уметь «считывать» информацию, содержащуюся в памятниках культуры
17
Художественные послания предков
1
УК
ВК
Знать произведения разных видов искусства
Уметь анализировать особенности художественного языка разных видов искусства и соотносить их с эпохой
18
Разговор с современником
1
УК
ВК
Знать произведения разных видов искусства
Уметь использовать коммуникативные свойства искусства
19
Символы в жизни и искусстве. Звучащий цвет и зримый звук
1
УК
СК
Знать знаки и символы искусства
Уметь интерпретировать знаки и символы искусства
20
Музыкально-поэтическая символика огня
1
ТК
СК
Знать содержание и эмоциональный строй художественных переводов
Уметь интерпретировать содержание шедевров мирового искусства с позиций их эстетической и нравственной ценности
Итого
9
Красота в искусстве и жизни
21
Что есть красота?
1
СК
Знать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства
Уметь объяснить разницу между ними
22
Откровение вечной красоты
1
УК
СК
ВК
Знать об особой роли искусства в становлении идеалов красоты и добра
Уметь устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками изобразительного искусства, литературы и живописи
23
Застывшая музыка
1
УК
СК
Знать специфику архитектуры как вида искусства
Уметь отличать архитектурные стили
24-25
Есть ли у красоты свои законы
2
СК
ВК
Знать произведения различных видав искусства
Уметь раскрывать образно-смысловой строй произведения искусства
26
Всегда ли люди одинаково понимали красоту
1
УК
СК
Знать особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества
Уметь различать общее и особенное в произведениях разных видав искусства
27
Великий дар творчества: радость и красота созидания
1
УК
СК
ВК
Знать образные средства воплощения художественного произведения
Уметь анализировать и оценивать произведения различных видов искусства
28
Как соотносятся красота и польза
1
ТК
СК
Знать специфические особенности художественного языка
Уметь различать истинные и ложные ценности
29
Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве
1
УК
СК
Знать о специфике художественного творчества, о значении контраста в создании гармонии как выражения красоты
Уметь различать жанры искусства и их роль в жизни человека
Итого
9
Прекрасное пробуждает доброе
30
Преобразующая сила искусства
1
СК
ВК
Знать нравственно-эстетические, патриотические идеалы и ценности общества
Уметь выявлять важные, значимые жизненные проблемы в произведениях искусства
Исследовательский проект
31-32
Весенняя сказка «Снегурочка».
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа»
2
ТК
СК
ВК
Знать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности
Уметь взаимодействовать в процессе подготовки проекта, осуществлять его презентацию
33-34
Резерв
2
Итого
5
Итого за год
34
Тематическое планирование второго года обучения – 9 класс
№ урока
Изучаемый материал
Кол-во часов
Дата
Вид контроля
Требования к уровню подготовки учащихся
Воздействующая сила искусства
1-2
Искусство и власть
2
УК
СК
Знать художественные образы, символизирующие власть
Уметь выявлять их сходство и различия
3-4
Какими средствами воздействует искусство
2
УК
СК
Знать особенности влияния искусства на человека
Уметь оценивать произведения разных видов искусства с позиции позитивных/негативных влияний на чувства и сознание человека
5-6
Храмовый синтез искусств
2
УК
ВК
Знать и описывать специфику храмов
Уметь анализировать художественные особенности разных видов искусства
7-8
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении
2
УК
СК
Знать специфику различных видов искусства
Уметь определять роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении
Итого
8
Искусство предвосхищает будущее
9
Дар предвосхищения
1
УК
СК
Знать сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего
Уметь пользовать справочной литературой
10
Какие знания дает искусство
1
УК
СК
Знать об открытиях в искусстве, имеющих научное значение
Уметь приводить примеры научного значения художественного знания
11
Предсказания в искусстве
1
СК
ВК
Знать особенности иносказания языка искусства
Уметь выявлять иносказания, метафоры, аллегории в произведениях разных видах искусства
12
Художественное мышление в авангарде науки
1
УК
СК
Знать примеры произведений искусства, имеющих научное значение художественного знания
Уметь оценивать произведения искусства с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла
13-14
Художник и ученый
2
ТК
СК
Знать способы определения соотношения науки и искусства
Уметь определять значение симметрии и асимметрии в науке и искусстве
15
Обобщение по темам «Воздействующая сила искусства» и «Искусство предвосхищает будущее»
1
ТК
СК
Знать специфику видов искусства,различные факты, сведения о роли искусства в жизни человека и общества
Уметь ориентироваться в произведениях искусства различных жанров, стилей и направлений, осуществлять их анализ
Итого
7
Дар созидания
16
Эстетическое формирование искусством окружающей среды
1
СК
ВК
Знать необходимые термины и понятия
Уметь прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудия труда
17
Архитектура исторического города
1
УК
СК
Знать исторический облик средневекового города
Уметь объяснять значение терминов, связанных с градостроительством
18
Архитектура современного города
1
СК
ВК
Знать специфику современной архитектуры
Уметь выявлять архитектурные особенности с позиций традиций и новаторства
19
Специфика изображений в полиграфии
1
СК
Знать и понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала
Уметь анализировать средства выразительности художника-графика
20
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества
1
ВК
Знать стили дизайна (классицизм, модерн, минимализм, хай-тек и др.)
Уметь анализировать элементы художественного языка дизайнерского искусства
21
Декоративно-прикладное искусство
1
СК
ВК
Знать историю одного из художественных промыслов
Уметь соотносить народные песни с произведениями ДПИ
22
Музыка в быту
1
УК
СК
Знать значение музыки в жизни современного человека
Уметь отличать классическую, народную, современную музыку
23
Массовые, общедоступные искусства
1
УК
СК
Знать специфику различных видов искусства
Уметь оценивать художественные образы различных искусств с позиции эстетических и практических функций
24
Изобразительная природа кино
1
УК
СК
Знать особенности кино как вида искусства
Уметь анализировать язык киноискусства
25
Музыка в кино. Особенности киномузыки
1
СК
ВК
Знать особенности музыки и кино как видов искусства
Уметь анализировать язык киноискусства как средство раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов
26
Тайные смыслы образов искусства, или Знаки музыкальных хитов
1
ТК
СК
Знать специфику музыкального художественного образа
Уметь оценивать художественные образы различных искусств с позиций эстетических и практических
27
Обобщающий урок по разделу «Дар созидания»
1
ТК
СК
Знать специфику художественного образа в разных видах искусства
Уметь анализировать средства художественной выразительности
Итого
12
Искусство и открытие мира для себя
28
Вопрос к себе как первый шаг к творчеству
1
УК
СК
Знать особенности образного языка различных видов искусства
Уметь анализировать произведения различных видов искусства
29
Литературные страницы
1
ТК
СК
Знать специфику литературы как вида искусства
Уметь воплощать образы литературных произведений средствами различных видов искусства
Исследовательский проект
30-32
Пушкин – наше все
3
ТК
СК
Знать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности
Уметь взаимодействовать в процессе подготовки проекта, осуществлять его презентацию
33-34
Резерв
2
Итого
7
Итого за год
34
Виды контроля: УК – учительский контроль, ТК – тематический контроль, СК – самоконтроль, ВК – взаимоконтроль учащихся.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень компонентов учебно-методического комплекса
1. Сергеева Г. П. Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2015.
4. Белова О.Ю. История искусств (Зарубежное искусство) / Краткий курс лекций для средней школы. – М.: Аквариум, 2000.
5. Вачьянц А.М. Западноевропейское Средневековье. – М.: Айрис-пресс, 2012.
6. Вачьянц А.М. Ренессанс. – М.: Айрис-пресс, 2011.
7. Графова Л.Л. Методические рекомендации: наглядные пособия. Стили и направления в русской живописи XVIII-XX вв. / Л.Л. Графова, Т.П. Лазарева. – М.: Экзамен, 2010.
9. Донин А.Н. Введение в искусствознание: Пособие по курсу «Мировая художественная культура» для средних школ, лицеев, гимназий. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996.
10. Лазебникова А.Ю., Савельева О.О., Ерохина Е.В., Захаров А.В. Массовая культура: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.А. Лазебниковой. – М.: Русское слово – РС, 2005.
11. Срабова О.Ю. Новое время. Западная Европа XVII-XIX вв.: Учебное пособие / Под ред. Ю.В. Лобановой. – СПб: КОРОНА принт, 2004.
12. DVD «Народное искусство»
13. DVD «Что такое искусство…»
14. DVD «Золотое кольцо России»
15. DVD «Виртуозы живописи»
16. DVD «Владимир и Суздаль»
17. DVD «Шедевры русской живописи»
18. DVD «Мировая художественная культура»
19. DVD «Архитектура России XII-XIX вв.»
20. DVD «Русское искусство. XVII-XIX век»
21. DVD «Искусство XX века»
22. Видеокассета «Русское искусство»
23. Видеокассета «Эрмитаж»
24. Видеокассета «Художники России»
25. Таблицы «Стили и направления в русской живописи XVIII-XX вв.»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – музыка (русская и зарубежная)
http://art.1september.ru/index.php
Газета Искусство
http://art-in-school.narod.ru/
Искусство в школе
http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00
Искусство и образование
http://www.artsait.ru/
Русская живопись
http://shteltn.ucoz.ru/
Все об искусстве
http://rarities.artrussia.ru/
Шедевры мировой живописи. Картины великих художников, шедевры искусства
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
специфическую роль искусства в жизни человека и общества;
возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
о многообразии видов, стилей и жанров искусства;
особенности языка изобразительных (пластических) искусств, литературы, музыки, театра, кино;
явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства;
имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов, режиссеров и т.д., узнавать наиболее значимые их произведения;
специфику методов наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа.
Учащиеся должны уметь:
определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
понимать и интерпретировать художественные образы, делать выводы и умозаключения;
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности;
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
особенности художественного языка разных видов искусства;
значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой.
Учащиеся должны уметь:
рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;
ориентироваться в окружающем культурном пространстве;
осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством;
выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
участвовать в художественной жизни класса, школы; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
Решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
Для оценки учебных достижений обучающихся используется:
текущий контроль в виде проверочных работ и тестов, викторин, кроссвордов;
тематический контроль в виде проверочных работ;
итоговый контроль в виде творческих проектных работ.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.
В развернутых и кратких устных ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения школьников по пятибалльной системе. При этом учитывается: глубина знаний (опора на теоретические положения искусствоведения и культурологии), полнота знаний и владение необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы, соблюдение норм литературной речи.
Критерии оценивания
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)
Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы
Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5.Работа с ключевыми понятиями
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
1. За учебную четверть и за год знания, умения и навыки учащихся по искусству оцениваются одной оценкой.
2. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за работой учеников на каждом уроке, устного опроса, текущих проверочных и творческих работ.
3. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками.