kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по искусству 8-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы "Искусство. 8-9 классы"  Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по искусству 8-9 классы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Либежевская средняя общеобразовательная школа

Чкаловского района Нижегородской области




Согласовано Утверждено

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ Либежевская СОШ

___________ Е.В.Батарина _______________ Д.Л. Попенко

«__» ___________20_____ Приказ №______ от «__»_________20___







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

ИСКУССТВУ

8-9 классы

на 2015-2016 учебный год


Составила учитель МХК, ИЗО и черчения

первой квалификационной категории

Смирнова Марина Валентиновна






2015 год



Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа

Сергеева Г.П. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – 126 с.

Категория обучающихся

Учащиеся 8-9 классов МБОУ Либежевской СОШ

Сроки освоения программы

2 года

Объем учебного времени

68 часов (34 часа в год)

Форма обучения

очная

Режим занятий

1 час в неделю





Оглавление



Пояснительная записка 4

Общая характеристика учебного предмета (курса) 8

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане 13

Содержание учебного курса 14

Тематическое планирование 16

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 24

Планируемые результаты изучения учебного предмета 25

Приложения 27



Пояснительная записка


Интегрированный курс «Искусство» в основной школе (8-9 классы) ориентирован на развитие потребности в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Цель общего художественного образования и воспитания – развитие эстетической культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры – наиболее полно отражает внимание современного общества к возрождению духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, умения ориентироваться в современном информационном пространстве.

Создание программы по предмету «Искусство» вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и необходимостью введения подростка в современное информационное социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значение искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации и жизни отдельного человека, окажет позитивное воздействие на его духовный мир, формирование ценностных ориентаций.

В курсе рассматриваются разные виды искусства (музыка и литература, народное искусство, кино, театр и хореография, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн, мультимедийное искусство) как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, общего художественного развития школьников в художественно-творческой деятельности. Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учатся понимать роль традиций и новаторства в развитии искусства, размышлять об образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека.

Программа основана на идее полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – раскрытие функций искусства, которое осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными художественными средствами. Любое явление искусства может быть прочувствовано, познано, личностно присвоено школьником только через художественный образ – смысл и цель искусства.

Постижение искусства в основной школе направлено на эмоционально-ценностное освоение мира и происходящих в нем явлений в различных художественно-образных формах творческой деятельности человека. Эмоциональное восприятие художественного наследия, умение оценить произведение искусства с позиции эстетических идеалов и высказать собственное мнение о сущности различных явлений культуры включают подростка в процесс художественного познания и творческого освоения мира.

Методологической основой курса «Искусство» являются современные концепции в области эстетики (Ю.Б. Борев, Н.И. Киященко, Л.Н. Столович, Б.А. Эренгросс и др.), культурологии (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М. Лотман, А.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л.С. Выготский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г. Ражников, С.Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Л.М. Предтеченская, Б.П. Юсов).

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

  • формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

  • овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих взаимосвязи жизни и искусства. Примерный художественный материал, рекомендованный программой, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения. Структурно художественный материал программы подчиняется принципу концентричности (неоднократное обращение к значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство»). Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства. На конкретных художественных произведениях в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого их них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме.

Особенностью освоения данной программы является преимущественно деятельностный характер, что обусловлено возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску, а также проникновением информационно-коммуникационных технологий в современные виды искусства (нет-арт, медиа-арт, видеоинсталляции и т.д).

Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения искусства, которые определены стандартом.

В содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Реализация данного курса дает возможности для гармоничного, интеллектуально-творческого развития обучающихся и способствуют обеспечению непрерывности художественного образования.


Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов:

    • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Искусство. Основное общее образование (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

    • Примерная программа основного общего образования по искусству;

    • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год.

    • Учебный план школы на 2015-2016 учебный год.


Основным учебным пособием для обучающихся является:

  • Сергеева Г. П. Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2016. – 191 с.: ил.

Учебник предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразовательных организаций. Он написан в соответствии с программой «Искусство. 8-9 классы» тех же авторов. Издание представляет собой учебник интегрированного типа, который знакомит учащихся с различными видами искусства, с функциями, которые они выполняют в жизни человека и общества. Он поможет школьникам приобщиться к художественно-творческой деятельности на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные явления искусства.


Целью изучения предмета «Искусство» является развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.


Основные задачи курса:

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • воспитание художественного вкуса;

  • обобщение основных понятий в процессе актуализации имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

  • культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • углубление интереса и развитие стремления к художественному са­мообразованию и художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства.


В программе используются педагогические технологии: технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности); технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов).


Методы:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ и др.); наглядный (репродукции, фотографии предметов искусства и др.); практический; исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;

  • творческий, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

  • методы стимулирования и мотивации интереса к учению; долга и ответственности в учении;

  • методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (самостоятельные работы, тестирование).


Формы текущего и итогового контроля: проверочные и контрольные работы, тестирования, кроссворды, защита творческих проектов.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

Цели и задачи курса


Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:


1) в направлении личностного развития:

  • сформированность чувства гордости за свою Родину, рос­сийскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культур­ного наследия народов России и человечества; усвоение тради­ционных ценностей многонационального российского общест­ва, сформированность основ гражданской идентичности;

  • присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, куль­тур и религий, обогащение на этой основе собственного ду­ховного мира;

  • развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия народов России и мира, в процессе твор­ческой деятельности;

  • ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; го­товность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного от­ношения к миру и искусству;

  • развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

  • гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;

  • формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах бытия искусства;

  • развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания;

  • формирование творческого отношения к проблемам, подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;

  • освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

  • коммуникативную компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

  • навыки проектирования индивидуальной художественно-творческой деятельности и понимание своей роли в разработ­ке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.



2) в метапредметном направлении:

  • самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

  • адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;

  • устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индиви­дуально и в группе: формулировать, аргументировать и отста­ивать свое мнение, находить общее решение;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, моноло­гической контекстной речью;

  • пользоваться информационно-коммуникационными тех­нологиями (ИКТ-компетентности);

  • понимать многофункциональность искусства и его значи­мость для разных областей культуры; роль искусства в станов­лении духовного мира человека, культурно-историческом раз­витии человечества, функционировании современного социума;

  • эстетически относиться к окружающему миру (преобра­зовывать действительность; привносить красоту в окружаю­щую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг;

  • применять методы познания через художественный образ для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • активно использовать основные интеллектуальные операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;

  • уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

  • развивать критическое мышление, способности аргументировать свою точку зрения по поводу произведений искусства;

  • формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.


3) в предметном направлении:


в познавательной сфере:

  • расширение сферы познавательных интересов, гармонич­ное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно­-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;

  • присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

  • общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;

  • развитие художественного мышления, творческого вооб­ражения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного худо­жественного образа в каком-либо виде искусства;

  • осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;

  • умение эмоционально воспринимать разнообразные яв­ления культуры и искусства, проявлять интерес к содержа­нию уроков и внеурочных форм работы;

  • осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);

  • воспроизведение полученных знаний в активной деятель­ности, владение практическими умениями и навыками, спосо­бами художественной деятельности;

  • формирование личностно-оценочных суждений о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и иде­алах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

  • использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образо­вания, в изучении других предметов, межличностном обще­нии, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.;

  • представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

  • наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства, восприятие смысла (концепции) художественного образа, произведения искусства;

  • усвоение особенностей языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;

  • различение изученных видов и жанров искусств;

  • умение описывать явления искусства, используя специальную терминологию;

  • умение классифицировать изученные объекты и явления культуры;

  • способность структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.


в ценностно-ориентационной сфере:

  • представлять систему общечеловеческих ценностей;

  • осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;

  • уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

  • пони­мать и оценивать художественные явления действительности во всем их многообразии.


в коммуникативной сфере:

  • формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;

  • использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

  • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов ее участников;

  • публичная презентация и защита творческого проекта.


в эстетической сфере:

  • развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;

  • воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

  • проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;

  • понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;

  • определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;

  • реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.


в трудовой сфере:

  • применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях.


в физиолого-психологической сфере:

    • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.


Изучение искусства в 8-9 классах направлено на формирование следующих компетенций:

  • учебно-познавательной;

  • ценностно-ориентационной;

  • рефлексивной;

  • коммуникативной;

  • информационной;

  • социально-трудовой;

  • личностного саморазвития.


Обучение по курсу искусства в школе строится с учетом принципов непрерывности, преемственности (учет положительного опыта, накопленного в отечественном и зарубежном образовании), вариативности (возможность реализации одного и того же содержания на базе различных научно-методических подходов), дифференциации (возможность для учащихся получать искусствоведческую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями), интеграции с другими учебными предметами, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного подхода к решению поставленных задач.

Планируется использование таких педагогических технологий в преподавании предмета, как дифференцированное обучение, тестирование, ИКТ. Использование этих технологий позволит более точно реализовать потребности учащихся в художественном образовании и поможет приобщить учащихся к основам художественной культуры.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Искусство» относится к образовательной области «Искусство».

Данный предмет изучается в 8 и 9 классах. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, соответствует базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации. На изучение искусства в 8 классе отводится: 1 час в неделю, всего за год – 34 часа; в 9 классе: 1 час в неделю, всего в год – 34 часа.





Содержание учебного курса

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Искусство в жизни современного человека (3 часа)

Искусство вокруг нас. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.


Искусство открывает новые грани мира (8 часов)

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка. Человека в зеркале искусства: жанр портрета. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея. Музыкальный портрет. Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино.


Искусство как универсальный способ общения (10 часов)

Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Искусство – проводник духовной энергии. Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы искусства. Художественные послания предков. Разговор с современником. Символы в жизни и искусстве. Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально-поэтическая символика огня.


Красота в искусстве и жизни (10 часов)

Что есть красота. Откровение вечной красоты. Застывшая музыка. Есть ли у красоты свои законы. Всегда ли люди одинаково понимали красоту. Великий дар творчества: радость и красота созидания. Как соотносятся красота и польза. Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве.


Прекрасное пробуждает доброе (1 час)

Преобразующая сила искусства.


Исследовательский проект (2 часа)

Полна чудес могучая природа. Весенняя сказка «Снегурочка».


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Воздействующая сила искусства (8 часов)

Искусство и власть. Какими средствами воздействует искусство. Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.


Искусство предвосхищает будущее (7 часов)

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Художник и ученый.


Дар созидания (14 часов)

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура исторического города. Архитектура современного города. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Декоративно-прикладное искусство. Музыка в быту. Массовые, общедоступные искусства. Изобразительная природа кино. Музыка в кино. Особенности киномузыки. Тайные смыслы образов искусства, или Знаки музыкальных хитов.


Искусство и открытие мира для себя (2 часа)

Вопрос к себе как первый шаг к творчеству. Литературные страницы.


Исследовательский проект (3 часа)

Пушкин – наше все.


Тематическое планирование первого года обучения – 8 класс

урока

Изучаемый материал

Кол-во часов

Дата

Вид контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

Искусство в жизни современного человека

1

Искусство вокруг нас

1



УК

СК

Знать место и роль искусства в жизни человека и общества

Уметь различать виды, стили и жанры искусства

2

Художественный образ – стиль – язык

1



СК

ВК

Знать художественные произведения разных видов искусства

Уметь раскрывать специфику художественного образа разных видов искусства

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное

1



СК

ТК

Знать необходимые термины

Уметь разбираться в соотношении научного и художественного творчества


Итого

3





Искусство открывает новые грани мира

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы

1



СК

ВК

Знать особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи, музыки, литературы

Уметь сопоставлять жизненные явления с особенностями их художественного воплощения

5

Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка

1



УК

СК

Знать особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов музыки

Уметь подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета

1



УК

СК

Знать особенности жанра портрета

Уметь сопоставлять язык различных направлений портретной живописи

7

Портрет в искусстве России

1



УК

СК

Знать особенности жанра портрета

Уметь сопоставлять язык различных направлений портретной живописи

8

Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея

1



УК

ВК

Знать художественные особенности русского портрета

Уметь определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции

9

Музыкальный портрет

1



СК

ВК

Знать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства

Уметь устанавливать ассоциативные связи между слуховыми и зрительными образами

10

Александр Невский

1



УК

СК

Знать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства

Уметь ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях искусства

11

Портрет композитора в литературе и кино

1



СК

ТК

Знать особенности воплощения художественного образа в разных видах искусства

Уметь ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях искусства


Итого

8





Искусство как универсальный способ общения

12-13

Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов

2



УК

СК

Знать роль и значение искусства в жизни человека и общества

Уметь рассуждать о роли искусства в жизни человека и общества

14

Искусство художественного перевода – искусство общения

1



СК

ВК

Знать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения

Уметь использовать коммуникативные свойства искусства

15

Искусство – проводник духовной энергии

1



СК

ВК

Знать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения

Уметь «считывать» информацию, содержащуюся в памятниках культуры

16

Как происходит передача сообщения в искусстве? Знаки и символы искусства

1



УК

СК

Знать особенности языка произведений разных видов искусства

Уметь «считывать» информацию, содержащуюся в памятниках культуры

17

Художественные послания предков

1



УК

ВК

Знать произведения разных видов искусства

Уметь анализировать особенности художественного языка разных видов искусства и соотносить их с эпохой

18

Разговор с современником

1



УК

ВК

Знать произведения разных видов искусства

Уметь использовать коммуникативные свойства искусства

19

Символы в жизни и искусстве. Звучащий цвет и зримый звук

1



УК

СК

Знать знаки и символы искусства

Уметь интерпретировать знаки и символы искусства

20

Музыкально-поэтическая символика огня

1



ТК

СК

Знать содержание и эмоциональный строй художественных переводов

Уметь интерпретировать содержание шедевров мирового искусства с позиций их эстетической и нравственной ценности


Итого

9





Красота в искусстве и жизни

21

Что есть красота?

1



СК

Знать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства

Уметь объяснить разницу между ними

22

Откровение вечной красоты

1



УК

СК

ВК

Знать об особой роли искусства в становлении идеалов красоты и добра

Уметь устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками изобразительного искусства, литературы и живописи

23

Застывшая музыка

1



УК

СК

Знать специфику архитектуры как вида искусства

Уметь отличать архитектурные стили

24-25

Есть ли у красоты свои законы

2



СК

ВК

Знать произведения различных видав искусства

Уметь раскрывать образно-смысловой строй произведения искусства

26

Всегда ли люди одинаково понимали красоту

1



УК

СК

Знать особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества

Уметь различать общее и особенное в произведениях разных видав искусства

27

Великий дар творчества: радость и красота созидания

1



УК

СК

ВК

Знать образные средства воплощения художественного произведения

Уметь анализировать и оценивать произведения различных видов искусства

28

Как соотносятся красота и польза

1



ТК

СК

Знать специфические особенности художественного языка

Уметь различать истинные и ложные ценности

29

Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве

1



УК

СК

Знать о специфике художественного творчества, о значении контраста в создании гармонии как выражения красоты

Уметь различать жанры искусства и их роль в жизни человека


Итого

9




Прекрасное пробуждает доброе

30

Преобразующая сила искусства

1



СК

ВК

Знать нравственно-эстетические, патриотические идеалы и ценности общества

Уметь выявлять важные, значимые жизненные проблемы в произведениях искусства

Исследовательский проект

31-32

Весенняя сказка «Снегурочка».

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа»

2



ТК

СК

ВК

Знать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности

Уметь взаимодействовать в процессе подготовки проекта, осуществлять его презентацию

33-34

Резерв

2






Итого

5






Итого за год

34









Тематическое планирование второго года обучения – 9 класс

урока

Изучаемый материал

Кол-во часов

Дата

Вид контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

Воздействующая сила искусства

1-2

Искусство и власть

2



УК

СК

Знать художественные образы, символизирующие власть

Уметь выявлять их сходство и различия

3-4

Какими средствами воздействует искусство

2



УК

СК

Знать особенности влияния искусства на человека

Уметь оценивать произведения разных видов искусства с позиции позитивных/негативных влияний на чувства и сознание человека

5-6

Храмовый синтез искусств

2



УК

ВК

Знать и описывать специфику храмов

Уметь анализировать художественные особенности разных видов искусства

7-8

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

2



УК

СК

Знать специфику различных видов искусства

Уметь определять роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении


Итого

8





Искусство предвосхищает будущее

9

Дар предвосхищения

1



УК

СК

Знать сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего

Уметь пользовать справочной литературой

10

Какие знания дает искусство

1



УК

СК

Знать об открытиях в искусстве, имеющих научное значение

Уметь приводить примеры научного значения художественного знания

11

Предсказания в искусстве

1



СК

ВК

Знать особенности иносказания языка искусства

Уметь выявлять иносказания, метафоры, аллегории в произведениях разных видах искусства

12

Художественное мышление в авангарде науки

1



УК

СК

Знать примеры произведений искусства, имеющих научное значение художественного знания

Уметь оценивать произведения искусства с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла

13-14

Художник и ученый

2



ТК

СК

Знать способы определения соотношения науки и искусства

Уметь определять значение симметрии и асимметрии в науке и искусстве

15

Обобщение по темам «Воздействующая сила искусства» и «Искусство предвосхищает будущее»

1



ТК

СК

Знать специфику видов искусства, различные факты, сведения о роли искусства в жизни человека и общества

Уметь ориентироваться в произведениях искусства различных жанров, стилей и направлений, осуществлять их анализ


Итого

7





Дар созидания

16

Эстетическое формирование искусством окружающей среды

1



СК

ВК

Знать необходимые термины и понятия

Уметь прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудия труда

17

Архитектура исторического города

1



УК

СК

Знать исторический облик средневекового города

Уметь объяснять значение терминов, связанных с градостроительством

18

Архитектура современного города

1



СК

ВК

Знать специфику современной архитектуры

Уметь выявлять архитектурные особенности с позиций традиций и новаторства

19

Специфика изображений в полиграфии

1



СК

Знать и понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала

Уметь анализировать средства выразительности художника-графика

20

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества

1



ВК

Знать стили дизайна (классицизм, модерн, минимализм, хай-тек и др.)

Уметь анализировать элементы художественного языка дизайнерского искусства

21

Декоративно-прикладное искусство

1



СК

ВК

Знать историю одного из художественных промыслов

Уметь соотносить народные песни с произведениями ДПИ

22

Музыка в быту

1



УК

СК

Знать значение музыки в жизни современного человека

Уметь отличать классическую, народную, современную музыку

23

Массовые, общедоступные искусства

1



УК

СК

Знать специфику различных видов искусства

Уметь оценивать художественные образы различных искусств с позиции эстетических и практических функций

24

Изобразительная природа кино

1



УК

СК

Знать особенности кино как вида искусства

Уметь анализировать язык киноискусства

25

Музыка в кино. Особенности киномузыки

1



СК

ВК

Знать особенности музыки и кино как видов искусства

Уметь анализировать язык киноискусства как средство раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов

26

Тайные смыслы образов искусства, или Знаки музыкальных хитов

1



ТК

СК

Знать специфику музыкального художественного образа

Уметь оценивать художественные образы различных искусств с позиций эстетических и практических

27

Обобщающий урок по разделу «Дар созидания»

1



ТК

СК

Знать специфику художественного образа в разных видах искусства

Уметь анализировать средства художественной выразительности


Итого

12





Искусство и открытие мира для себя

28

Вопрос к себе как первый шаг к творчеству

1



УК

СК

Знать особенности образного языка различных видов искусства

Уметь анализировать произведения различных видов искусства

29

Литературные страницы

1



ТК

СК

Знать специфику литературы как вида искусства

Уметь воплощать образы литературных произведений средствами различных видов искусства

Исследовательский проект

30-32

Пушкин – наше все

3



ТК

СК

Знать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности

Уметь взаимодействовать в процессе подготовки проекта, осуществлять его презентацию

33-34

Резерв

2






Итого

7






Итого за год

34






Виды контроля: УК – учительский контроль, ТК – тематический контроль, СК – самоконтроль, ВК – взаимоконтроль учащихся.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Перечень компонентов учебно-методического комплекса

1. Сергеева Г. П. Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2015.

2. Лебедева О.В. Искусство. 8 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2015.

3. Лебедева О.В. Искусство. 9 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2015.

4. Белова О.Ю. История искусств (Зарубежное искусство) / Краткий курс лекций для средней школы. – М.: Аквариум, 2000.

5. Вачьянц А.М. Западноевропейское Средневековье. – М.: Айрис-пресс, 2012.

6. Вачьянц А.М. Ренессанс. – М.: Айрис-пресс, 2011.

7. Графова Л.Л. Методические рекомендации: наглядные пособия. Стили и направления в русской живописи XVIII-XX вв. / Л.Л. Графова, Т.П. Лазарева. – М.: Экзамен, 2010.

8. Дмитриева Е.В. Россия. – СПб: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2002.

9. Донин А.Н. Введение в искусствознание: Пособие по курсу «Мировая художественная культура» для средних школ, лицеев, гимназий. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996.

10. Лазебникова А.Ю., Савельева О.О., Ерохина Е.В., Захаров А.В. Массовая культура: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.А. Лазебниковой. – М.: Русское слово – РС, 2005.

11. Срабова О.Ю. Новое время. Западная Европа XVII-XIX вв.: Учебное пособие / Под ред. Ю.В. Лобановой. – СПб: КОРОНА принт, 2004.

12. DVD «Народное искусство»

13. DVD «Что такое искусство…»

14. DVD «Золотое кольцо России»

15. DVD «Виртуозы живописи»

16. DVD «Владимир и Суздаль»

17. DVD «Шедевры русской живописи»

18. DVD «Мировая художественная культура»

19. DVD «Архитектура России XII-XIX вв.»

20. DVD «Русское искусство. XVII-XIX век»

21. DVD «Искусство XX века»

22. Видеокассета «Русское искусство»

23. Видеокассета «Эрмитаж»

24. Видеокассета «Художники России»

25. Таблицы «Стили и направления в русской живописи XVIII-XX вв.»

Интернет-ресурсы:

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/35/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – музыка (русская и зарубежная)

http://art.1september.ru/index.php

Газета Искусство

http://art-in-school.narod.ru/

Искусство в школе

http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00

Искусство и образование

http://www.artsait.ru/

Русская живопись

http://shteltn.ucoz.ru/

Все об искусстве

http://rarities.artrussia.ru/

Шедевры мировой живописи. Картины великих художников, шедевры искусства

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса


Учащиеся должны знать:

  • специфическую роль искусства в жизни человека и общества;

  • возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

  • о многообразии видов, стилей и жанров искусства;

  • особенности языка изобразительных (пластических) искусств, литературы, музыки, театра, кино;

  • явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

  • ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства;

  • имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов, режиссеров и т.д., узнавать наиболее значимые их произведения;

  • специфику методов наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа.


Учащиеся должны уметь:

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • понимать и интерпретировать художественные образы, делать выводы и умозаключения;

  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности;

  • описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

      • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

      • организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

      • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

      • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса


Учащиеся должны знать:

  • функции искусства (социально-ориентирую­щая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушаю­щая, предвосхищающая будущее и др.);

  • особенности художественного языка разных ви­дов искусства;

  • значимость народного, религиозного, классиче­ского искусства в их соотношении с массовой культурой.


Учащиеся должны уметь:

  • рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

  • размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

  • представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;

  • ориентироваться в окружающем культурном пространстве;

  • осуществлять самостоятельный поиск и обработку ин­формации в области искусства, используя современные технологии;

  • использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством;

  • выражать собственные суждения и оценки о произведе­ниях искусства прошлого и настоящего;

      • аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

      • использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

      • участвовать в художественной жизни класса, школы; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.


Решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.


Владеть компетентностями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентированной, рефлексивной.Приложения

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

  • текущий контроль в виде проверочных работ и тестов, викторин, кроссвордов;

  • тематический контроль в виде проверочных работ;

  • итоговый контроль в виде творческих проектных работ.



Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.

В развернутых и кратких устных ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения школьников по пятибалльной системе. При этом учитывается: глубина знаний (опора на теоретические положения искусствоведения и культурологии), полнота знаний и владение необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы, соблюдение норм литературной речи.

Критерии оценивания

5 (отлично)

4 (хорошо)

3 (удовлетворительно)

2 (неудовлетворительно)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

Итоговая оценка знаний, умений и навыков

1. За учебную четверть и за год знания, умения и навыки учащихся по искусству оцениваются одной оценкой.

2. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за работой учеников на каждом уроке, устного опроса, текущих проверочных и творческих работ.

3. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по искусству 8-9 классы

Автор: Смирнова Марина Валентиновна

Дата: 07.02.2017

Номер свидетельства: 389151

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по	предмету «Искусство (Музыка)» "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-programma-po-priedmietu-iskusstvo-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "207397"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430423503"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "рабочая программа 3 класс  изобразительное искусство УМК "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-3-klass-izobrazitiel-noie-iskusstvo-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "232530"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442856233"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа учебного предмета «Искусство (музыка)» 5 класс. ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-iskusstvo-muzyka-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "217933"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433523905"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства