Просмотр содержимого документа
«Закрепление по теме: «Устные приёмы умножения и деления в пределах 100. Единицы величин: длины, площади. Свойства умножения».»
Урок - исследование
по математике в 3 «А» классе 2017-2018 уч. год.
Тема урока: Закрепление по теме: «Устные приёмы умножения и деления в пределах 100.
Единицы величин: длины, площади. Свойства умножения».
Цель: 1. Закрепить умение делить и умножать числа на 10 и 100, умение составлять и решать задачи на нахождение площади; решать уравнения сложной системы, умение отличать и применять разные свойства умножения, сделать ВЫВОД по окончании урока и ответить на главный вопрос.
2. Развивать навык делить и умножать числа на 10 и 100, решать и составлять задачи на нахождение площади, решать уравнения сложной системы, умение отличать и применять разные свойства умножения, развивать умение работать в группе, проводить эксперимент, внимание, память, логическое мышление, математическую речь.
3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность в работе, ответственное отношение к учебе, интерес к предмету, культуру общения, рациональное использование времени на уроке, чувство коллективизма, борьбы, любовь и гордость за свою Родину.
Ход урока:
IОргмомент. (распределение по группам) Слайд 1
Учащиеся заходят в класс и выбирают стикеры с понравившимися выражениями:
Свет солнца в ладони возьму И к сердцу я приложу. И станет вокруг всё добрее, Нежнее, светлее, милее. В жизни много интересного, Но пока нам неизвестно Будем думать и считать И о многом узнавать.
- Ребята, посмотрите на карточки у вас в руках подумайте и ответьте, чем мы сегодня будем заниматься? (Ответы детей: умн и делить числа на 10,100, находить площадь фигуры, определять порядок действий в выражениях, работать со свойствами умножения, решать уравнения.)
- Сформулируйте тему урока. (Слайд 2)
(Закрепление по теме: «Устные приёмы умножения и деления в пределах 100.
Единицы величин: длины, площади. Свойства умножения».
- Что мы должны знать?
Знать: умножение и деление чисел на 10 и 100, что такое площадь; свойства умножения.
- Что мы должны уметь?
Уметь: умножать и делить числа на 10 и 100, составлять и решать задачи на нахождение площади, решать уравнения сложной системы. (Слайд 3)
- Зачем нам нужны эти знания и умения? Где в жизни они нам пригодятся? (Дети задумались…..)
- Вот на этот главный вопрос, мы постараемся сегодня найти ответ в конце урока.
- А сейчас займите свои места: за стол гр. А – проходят учащиеся с карточками на деление и умножение на 10,100, за стол группы Б – учащиеся с формулой площади и её единицами, за стол группы С- учащиеся с карточками на порядок выполнения действий в выражениях, за стол группы Д – учащиеся с карточками свойств умножения и за сто группы Е – учащиеся с карточками уравнений.
II. этап Мотивационный (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений)
- Сегодня на уроке мы будем работать исследователями. - Для того, чтобы исследование прошло результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу. А исследование мы будем проводить в одном из городов Казахстана, а в каком, вы узнаете позже.
-Работать нужно быстро, слаженно, по команде учителя останавливать работу.
III этап. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования). 3.1 Работа по учебнику (решение выражений со скобками)
- Приступаем к исследованию. У вас на столах лежат тетради исследователей, как у настоящих учёных. Здесь вы будете фиксировать всю информацию по ходу работы. Записи должны быть чёткими и аккуратными. -Запишите дату исследования, слова «классная работа». -Но чтобы определить город, в котором мы будем проводить наши исследования, нам нужно выполнить «Разминку для ума», мы выполним задание учебника на стр 33 №5 и узнаем название города.
- Откроем учебники на стр. 33 №5. Посмотрите на задание.
- Какие правила мы должны вспомнить, чтобы выполнить это задание? (Правило порядка действий, единицы длины, массы, времени, массы).
- Озвучьте правило вслух. (Ответ 1 ученика вслух).
-Начали работу.
- Закончили.
-Обменяйтесь тетрадями и выполним взаимопроверку. Посмотрите на доску, проверьте со слайда.
- Оценки выставляем, пользуясь критериями оценок в оценочный лист, они есть у вас на партах.
- Оценки выставляем, пользуясь критериями оценок в оценочный лист, они есть у вас на партах и на доске. Слайд 5
-Где эти знания нам пригодятся в жизни?
(При покупке каких - либо товаров в магазине, чтобы знать время и никуда не опаздывать)
- Молодцы, хорошо. Верните друг другу тетради.
- А теперь посмотрите на доску и прочитайте название города.
- Соедините буквы, прочитайте название города, в котором будет проходить наше исследование.(Астана) Слайд 6
- Кто из вас был в этом городе?
- Какого числа и месяца день рождение отмечает наша столица? (6 июля)
- День столицы Астана отмечают в Казахстане с 1998 года - В этом году мы будем отмечать 20- летие нашей столицы. - Какие достопримечательности города Астаны вы знаете, может быть видели? (Ответы детей).
3.2 Решение выражений. Слайд 7
- Первая достопримечательность, которую мы будем исследовать, это Байтерек - это символ нашего государства.
- Нам необходимо будет рассчитать его высоту.
- Вы видите данные на слайде, они есть у вас на карточке. Посмотрите внимательно.
- Ответьте, что мы должны знать при выполнении этого задания? (Правило деления и умн на 10,100)
- Сейчас это исследование вы выполняете самостоятельно в тетрадях.
- А теперь сложите полученный результат.
- У кого сколько получилось ?
- Верный ответ 97. Слайд 8 -Смотрим на доску и сверяем ответы, по критериям оценок проверяем сами и ставим себе оценки. (Самопроверка) Слайд 9
-Где эти знания нам пригодятся в жизни? (При расчётах в строительстве, подсчёте денег и т.д)
- Что ещё вы знаете о Байтереке? (Сообщение Алисы Тарановой) Слайд 10
Эта башня крепится на 500 колоннах, на верху находится шар – модель земной сферы весом в 300 тонн. Ни в одной стране мира нет данного здания. На высоте 97 метров находится смотровая площадка позволяющая увидеть город с высоты птичьего полета. Цифра 97 была выбрана не случайно. Она символизирует году присвоения городу Астана статуса столицы.
3.3 Определение свойств умножения («Дерево решений»). Слайд 11
- Переходим к следующему исследованию и выполнив его мы увидим ещё одно здание города Астаны.
- У вас на столах лежит схема «Дерево решений», которое вы в группе составите, зная свойства умножения.
- Здесь вам необходимо написать название свойства умножения, записать формулу, привести примеры, записываем на листе маркером, на эту работу у вас …. минуты.
- Итак, начали свою работу.
- Закончили. (Работы вывешиваются на доску).
- Заслушаем ответ одной из групп. (Аня Пермитина)
- Все группы справились с этим заданием хорошо.
- Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны свойства умножения? (Для того, чтобы быстро и удобно считать).
- В Астане есть важное государственное здание, в котором ведёт работу наше правительство. - Кто стоит во главе нашего государства? (Президент) - Как зовут президента? ( Н. А. Назарбаев) - Все решения принимаются в Резиденции Президента «Ақ - орда». Слайд 12 - Что вы знаете об этом здании? (Сообщение Алиясовой Розаны).
3.4 Работа с величинами длины и площади. (Составление и решение задачи).
- Юные исследователи, а какое грандиозное событие проходило летом в Астане? (Выставка ЭКСПО-2017).Слайд 13
- Какие интересные объекты вы там видели? (Павильоны разных стран, где были представлены новые технологии , на самой выставке экспонаты по теме «Энергия будущего» Раченко Алиса).Слайд 14
- Ребята, как вы думаете, город Астана большой?
- А наш Риддер? Слайд 15
- Я не просто так спросила размеры этих городов, следующее исследование не менее интересное для вас: на столах лежит задание с картой двух городов г. Астаны и г. Риддера, а также даются к ним некоторые данные. Вам необходимо, работая в группе составить задачу используя эти данные, и решить её. Задачу надо непросто решить, а чтобы решение соответствовало схеме, у каждой группы своя схема. Решение вы вновь записываете на листе формата А-3 маркером. Приступаем.
- Закончили. Молодцы.
(Передача работ другой группе стратегия «Карусель»).
- А теперь передаём свои работы по часовой стрелке соседней группе для обсуждения они должны проверить и ответить верно ли было решено, ответы закреплены с обратной стороны.
- Начали обсуждение работ. Ставим «плюс» на работе если всё верно и «минус» если нет.
- Спикеры, озвучьте свои решения.
(Выступление спикеров, после каждого выступления 3 хлопка)
(Работы вывешиваются на доску).
(Ответы детей: всё верно потому что, соответствует схеме и верно решено и наоборот…..)
- Ребята, а как вы думаете, для чего мы должны уметь составлять задачи с данного вида? (Чтобы знать численность не только городов, но и стран, общую площадь государств, на сколько территория одного города больше другого, численность на сколько больше или меньше).
- Молодцы. Двигаемся дальше. Мы немного устали, давайте отдохнём. Встаньте. IV. Физминутка. Слайд 16
V. Закрепление.
5.1 Решение уравнений. Слайд 17
- Переходим к следующему заданию, оно дифференцированное, вы будете выбирать уравнение на оценку 5, 4, 3.
- Посмотрите на доску, выбираем уравнение вашему желанию и возможности.
«5» - Y*1 – 7= 55
«4» - а * 1= 380 - 318
«3» - 62 : Х = 62
- Выбираем и начинаем решать.
- Проверяем, используем взаимопроверку в парах, сверяем с ответами на доске (Слайд 18)пользуемся критериями оценок на доске. Слайд 19
-Выставляем оценки в оценочные листы.
- Чему равен корень во всех уравнениях ?
- Ребята, и это не случайно.
- В Астане есть здание, которое называется Дворец Мира и согласия его высота – 62 м, построен в 2006г .
- Что вы знаете об этом сооружении?(Сообщение Илюхина Шамиля.). Слайд 20
- Ребята, а зачем нам уметь решать уравнения ? Где это пригодится? (При решении задач, чтобы облегчить решение).
- А теперь ответственный момент, сложите все свои баллы самостоятельно и в графе итого напишите общее количество баллов. (Ответы детей, зачитывание выводов)
- Посмотрите на доску: 15-14б- «5» Слайд 21
13-12б- «4»
11-10б –«3».
- По количеству баллов поставьте себе оценку в оценочный лист в графе «оценка за урок», эти оценки вы получили за урок.
- Встаньте у кого оценка «5», «4». Молодцы ребята.
- Далее, сложите общее количество баллов по группе и мы посмотрим, какая же группа у нас победила? (Учитель записывает на доске на заранее подготовленном листе).
VI. Рефлексия. «Лестница успеха». Слайд 22
- Мы подошли к завершению нашего урока – исследования.
- У вас на столах лежат стикеры- звёздочки, возьмите их и определите своё месторасположение на этой лестнице, где вы: на этапе, где вы в начале пути и ещё надо многое повторять и учить, прикрепляете стикер туда. Если вы считаете, что у вас сегодня всё хорошо получилось и вы неплохо справились с работой, но есть некоторые недочёты, то прикрепляете стикер на вторую ступеньку. И если у вас сегодня получилось всё, у вас все пятёрки, прикрепите стикер на самую верхнюю ступеньку. Пожалуйста, пройдите к доске.
- Ребята, мы подошли к концу нашего урока, и ответим на главный вопрос, который был задан в начале урока Для чего нужны математические знания? (Ответы учащихся).
VII. Информация о домашнем задании.
Откроем дневники, запишем домашнее задание.
Домашнее задание: стр
Вот закончился урок,
Подведём сейчас итог,
Мы много вспомнили, друзья,
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
На практике их применили
Задачи, находя решенье,
Развивают нам мышленье,
Память и внимание,
Закрепляли знания.
А теперь, внимание,
Спасибо, урок закончен. До свидания.
Раздаточный материал.
Оценочные листы на каждого учащегося.
Дерево решений (5 групп).
Задание с картами для составления задачи (5 групп).
Дифференцированное задание (уравнения) на каждого ученика.