МБОУ СОШ с.Сосновка
Бессоновский район
Проект: Задачи со спичками.
Бахмутова
Мария Филипповна
учитель математики
2012 год.
Оглавление
1.Аннотация…………………………………………………………..стр. 3
2.Введение………………………………………………………….....стр. 3
3.История возникновения и развития спички………………………стр. 3-5
4.Задачи и головоломки со спичками………………………………..стр.5-8
5.Опыты со спичками…………………………………………………стр.8-10
6.Список использованных источников………………………………стр.10
1.Аннотация
Актуальность выбранной темы
На занятиях математического кружка «Математические чудеса и тайны», руководителем которого я являюсь были предложены задачи со спичками. Они заинтересовали учащихся и возникла идея проекта. Также мне захотелось познакомит членов кружка и историей возникновения спички; найти задачи, которые можно решать любому человеку в свободное от основной деятельности время.
Вот почему я выбрала эту тему.
Цель: развитие творческого и математического воображения, логического и пространственного мышления; привитие интереса к предмету; формирование положительной мотивации к обучению.
Задачи:
Изучить материалы различных источников, содержащих задачи со спичками .
Исследовать разнообразие данного вида задач. Выработать рекомендации к их решению.
Познакомиться с историей возникновения и развития спички.
Подготовить краткую информацию о производстве спичек в России.
2.Введение
Занимательные задачи со спичками хорошо известны и взрослым и детям. Для их решения нужны только смекалка, способность предвидеть результат и, пожалуй, хорошее воображение.
Коробок спичек, пучок палочек одинаковой длины палочки или просто рисунок на бумаге- отличное пособие для решения задач со спичками, требующих находчивости и развивающих сообразительность.
Из спичек можно составить всевозможные прямолинейные фигуры; превращать одну фигуру в другую путем перекладывания спичек; даже можно доказывать утверждения.
3.История возникновения и развития спички
Трудно представить, какие хвалы пелись самой
обычной спичке 150 лет назад. Её называли восьмым чудом света, изобретением века и даже Прометеевым огнём, сошедшим с небес на благо человечества.
Миф о Прометее .
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только
расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Не было у них ни жилья, ни семейного очага. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец,
титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле.
В древности люди тёрли друг о друга палочки, ловили стеклом
солнечные зайчики, выбивали искру из камней и чего только не
придумывали для того, чтобы получить огонь.
И только в конце XVIII века жить стало проще Французский химик Клод
Бертолле опытным путем получил вещество, названное впоследствии бертолетовой солью. Так в Европе в 1805 году появились спички-«маканки» -
тонкие лучинки с головками, смазанными бертолетовой солью, которые зажигались после обмакивания их в раствор концентрированной серной
кислоты.
Первая спичка появилась в 1826 г. в Англии . Автор изобретения аптекарь Джон Валкер из города Стоктон. В качестве зажигательного состава он использовал легко воспламеняющийся желтый фосфор, который загорался
от трения о любую поверхность. (спички получили название «сухие
спички»).Спички Валкера были длиной в целый ярд. Они упаковывались в
оловянные пеналы по 100 штук, имели ужасный запах, при возгорании
рассыпали вокруг тучи искр и были очень дорогими.
1831 год – появление первых фосфорных спичек .Девятнадцатилетний
француз Шарль Сориа к смеси бертолетовой соли с серой для ослабления взрывчатых свойств добавил белый фосфор. Лучинки смазанные полученным составом легко загорались при трении, горели ровно и достаточно долго.
В Россию фосфорные спички были завезены из Европы в 1836 году и
продавались по рублю серебром за сотню. Первая отечественная фабрика по производству спичек была построена в Санкт Петербурге в 1837 году.
Казалось бы, проблема дешевого и легкого добывания огня решена, но
спички загорались от малейшего прикосновения, вызывая пожары на складах и в домах. В 1867 г. От ожогов скончалась австрийская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на фосфорную спичку, – ее
платье вспыхнуло. Вдобавок белый фосфор оказался чрезвычайно ядовитым: рабочие спичечных фабрик массово умирали от поражения тканей.
Но нет проблем не решаемых 1855 году шведский химик Юхан Лундстрем заменил белый фосфор красным, так же хорошо горящим, не практически
неядовитым. Им же он покрыл наждачную бумагу, о которую зажигались спички, а черенок пропитал фосфорнокислым аммонием, чтобы он не тлел после того, как спичка погасла.
Именно 1855 год можно считать годом рождения тех спичек, которыми человек пользуется по сей день. На Всемирной выставке в Париже шведские фабриканты братья Иоганн и Карл Лундстремы впервые показали «безопасную» спичку. С тех пор подобные спички долгое время называли во всем мире «шведскими».
В 1889 году был изобретен спичечный коробок. Однако, несмотря на то, что его изобрел Джошуа Пьюсси, патент на изобретение получила компания «Diamond Match Company», которая внесла небольшие изменения в коробок. А именно – вынесла полоску «зажигания» на бортик коробка. Ранее она находилась внутри.
Производство спичек сегодня полностью механизировано. Мощные станки разрезают бревна на тонкие ленты толщиной в одну спичу, из которой затем штампуют квадратные или круглые спички. Потом их последовательно окунают в пять ванн, пропитывая разными растворами и нанося на головку
горючий слой. После просушки спички поступают в фасовочный автомат, распределяющий их по коробкам. Обычная спичечная машина производит за рабочую смену 10 млн. спичек. А всего в мире ежегодно изготавливается более триллиона спичек, на которые уходит 150 гектаров леса.
95% производящихся в России спичек относится к бытовым, остальные называются «специальными». Это, например, охотничьи спички, горящие на ветру и под дождем; термические, дающие высокую температуру;
сигнальные – с разноцветным пламенем; длинные газовые для зажигания газовых горелок и каминов. Все больше рекламных спичек, выпускаемых разными фирмами, гостиницами и ресторанами по знаменательным поводам и просто так. Часто их укладывают в яркие коробки необычной формы.
4.Задачи и головоломки со спичками
Задачи со спичками тренируют наше пространственное воображение, конструкторские навыки.
Если у вас не получается решать трудные задачи – начните с более простых. Выложите из спичек рисунок. Попробуйте повторить его по памяти, а затем
придумать и свой.
Головоломки - задачи, для решения которых, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Разгадывание головоломок является одним из любимых занятий большинства ценителей интеллектуального досуга.
Можно выделить основные типы задач со спичками
1.ЗАДАЧИ НА СОСТАВЛЕНИЕ РИСУНКА
2.АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
3.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ .
Для решения данных задач нужно вспомнить:
Понятие треугольника, его элементов. Формулу периметра треугольника. Какой треугольник называется равносторонним.
Понятие квадрата, его элементов. Формулы периметра и площади квадрата.
Понятие прямоугольного параллелепипеда, куба, их элементы, измерения.
4.АБСТРАКТНЫЕ ЗАДАЧИ
Для решения таких задач нужно:
Отказаться от варианта решения, который кажется единственно верным, и подумать;
Собрать и проанализировать условие задачи;
Отбросить лишние данные(если они имеются), которые запутывают решение;
найти ту самую недостающую информацию, которая приведет к победе над задачей.
5.Опыты со спичками.
1. Расположите на гладком столе параллельно две спички на расстоянии порядка 2мм. С помощью пипетки капните между ними несколько капель воды. Объясните, почему спички сближаются?
Ответ. Под действием сил поверхностного натяжения жидкости.
2. Если пять спичек надломить посредине и расположить так как показано на рисунке слева, а затем в центр между ними капнуть несколько капель воды, то спички сойдутся образуя пятилучевую звезду. В чем причина?
Рис.1
Ответ. Причина в этом опыте все та же - силы поверхностного натяжения.
3. Можно сделать по-другому, сложите сухие, надломленные пополам спички так, как показано на рисунке 2 слева. Капните несколько капель на сгибы спичек. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Как это объяснить?
Рис.2.
4. Положите на горлышко молочной бутылки надломленную спичку, а на нее монетку. Предложите друзьям сделать так, чтобы не дотрагиваясь ни до монетки, ни до бутылки, ни до спички - монетка упала в бутылку. Что нужно сделать?
Рис.3.
Ответ. Посмотрите внимательно на рисунок 3. Как в 3, так и в 4 опыте объяснение достаточно простое. Волокна древесины впитывают воду. Вода заполняет капилляры древесины, при этом дерево набухает. Его уцелевшие волокна "толстеют". Став толстяками, они уже не могут так сильно сгибаться и распрямляются.
Рекомендации для решения задач со спичками:
• Для решения задач со спичками нет конкретных правил,
формул, определений. Методом манипуляций, проб и ошибок мы
приходим к верному решению . Вариантов решений может быть
несколько. К одной картинке можно придумать свои вопросы. Всё
зависит от работы вашей мысли.
• Задачи и головоломки со спичками – это игры для ума. Чем больше
вы играете, тем больше идей у вас появляется, а количество - ключ к
творчеству. Французский писатель Стендаль однажды заметил:
"Как пароходу необходим уголь, так мне необходимы три-четыре
кубических фута идей в день".
• Чтобы решать такие задачи, надо отказаться от привычного взгляда
на вещи. Всегда придерживаясь одной перспективы, вы сами
очерчиваете тот круг, внутри которого блуждают ваши мысли.
Попробуйте расширить этот круг и у вас появится множество идей.
Вывод:
Спички -разминка для ума!
Играйте, решайте, развивайте свой ум и смекалку!
Практической значимостью этого проекта является его возможность применения на уроках математики, на факультативах, на занятиях кружка и внеклассных занятиях, при подготовке к олимпиаде.
На этом работа не заканчивается. В перспективе мы планируем создание проекта «Геометрия звездного неба»
6.Список использованных источников
Б.А.Кордемсий. Математическая смекалка.ГИТТЛ.Москва.1957
Ф.Ф.Нагибин. Математическая шкатулка. Учпедгиз.Москва.1961
А.Я.Котов. Вечера занимательной арифметики. Издательство «Просвещение». Москва.1967
Н.Я.Виленкин и др.Математика. 6 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва .Мнемозина. 2010.
http://www.smekalka.pp.ru/(раздел: головоломки со спичками)
potehechas.ru›golovolomki/golovolomki.shtml
www.smekalka.pp.ru
mozgun.ru›zadacha.php?id=222
9.lips.zp.ua/states/335-matches.html
10. children.kulichki.net
Картинки:
• http://sekred.ru/page/10
• http://opt.citytoys.ru/popup.php?what=pic&picid=11359
• http://blogs.privet.ru/user/orlenok72/tags/48571
9