Просмотр содержимого документа
«"Взаимное расположение двух прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей" »
утверждаю
дата: 29.04.2014 геометрия 9 рус
Тема: Взаимное расположение двух прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей
Цели: получить формулы для нахождения длины окружности дуги окружности, научить применять изученные формулы для решения задач
задачи
- Развивать коммуникативные свойства речи; анализировать, сравнивать, доказывать, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия;
- формировать положительное отношение и интерес к изучению математики,
- развитие умения работать в группе
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
1. Организационный момент.(1 мин)
Детская карусель, установленная в парке, имеет диаметр 10м. За один сеанс карусель делает 6 оборотов. Какое расстояние (в метрах) проезжает ребенок за один сеанс катания на карусели?
Что нужно знать , чтобы найти расстояние? (длину окружности)
Как найти длину окружности? Вот это проблема (слайд3)
Цель урока: получить формулы для длины окружности и длины ее части-дуги окружности
Объявляется тема урока. записывается в тетрадь
Учитель знакомит учащихся с планом урока ( записан на доске)
Без чего просто не будет окружности (нельзя построить окружность)? ( без радиуса)
Проверка формул для нахождения сторон правильного n-угольника, радиусов вписанной и описанной окружности.
Ответы пишут на листочках с копировальной бумагой
Вариант 1
Сторона правильного треугольника 4√3 см. Найдите радиус описанной окружности.
Сторона правильного четырехугольника 8 см. Найдите радиус вписанной окружности.
Найдите радиус описанной окружности около прямоугольного треугольника с катетами 6см и 8см.
Найдите сторону правильного треугольника, если радиус вписанной окружности равен 2√3 см.
Найдите радиус описанной окружности около треугольника АВС, если угол С равен 450, а сторона АВ=3√2 см
Ответы: 1)4 2) 4 3) 5 4)12 5)3
Вариант 2
Сторона правильного треугольника 10√3 см. Найдите радиус описанной окружности.
Сторона правильного четырехугольника 4√2см. Найдите радиус вписанной окружности.
Найдите радиус вписанной окружности около прямоугольного треугольника с катетами 3см и 4см.
Найдите сторону правильного треугольника, если радиус вписанной окружности равен 6см.
Найдите радиус описанной окружности около треугольника АВС, если угол А равен 300, а сторона ВС=5см.
Ответы:1)10 2)2√2 3) 1 4) 12√3 5) 5
После того, как листочки с ответами сдаются учителю, выполняется проверка, обсуждение ответов и выставление оценки.
Критерии: за правильно выполненные: 5 заданий - оценка 5
4 задания - оценка 4
3задания - оценка 3
1-2 задания- с заданием не справился
3. Изучение новой темы
3.1. Решение проблемной ситуации ( получение формул)
Класс делится на 4 группы: группы экспериментаторов и группы теоретиков
1 способ. Лабораторно-практическая работа (группа экспериментаторов)
2 способ Теоретическое обоснование формул (группа теоретиков)
Каждая группа экспериментаторов получает окружности разных радиусов и заносит результаты измерений в таблицу протокола эксперимента:
Протокол эксперимента:
№п/п
Диаметр
D
Длина окружности
C
отношение длина окружности C к диаметру окружности D ( C /D)
Окружность 1
Окружность 2
Окружность 3
Окружность 4
Что можно сказать про отношение длины любой окружности к ее диаметру?
Вывод:
Каждая группа теоретиков проводит рассуждения для того, чтобы получить формулу. Для этого дети используют многоугольник, вписанный в окружность. т.к. его периметр будет приблизительно равен длине этой окружности
Группы приходят к выводу, что отношение длины окружности к длине диаметра или двум радиусам есть число постоянное.
Учитель подводит итог: Отношение длины окружности к длине диаметра или двум радиусам есть число постоянное. Это число обозначили первой буквой слова окружность на греческом языке periferia –π. (слайд 8)
Значение числа π было найдено в 3 веке до н.э. греческим ученым Архимедом.
π=22/7≈3,1415926…..
3.2. Учитель приводит мнемонические правила для запоминания значения числа и забавные факты π
Есть несколько забавных способов запомнить число πточнее, чем просто 3,14 (Мнемонические правила).
2) Подсчитайте количество букв в каждом слове в нижеприведенных фразах (без учета знаков препинания) и запишите эти цифры подряд — не забывая про десятичную запятую после первой цифры «3», разумеется. Получится приближенное число Пи. Это я знаю и помню прекрасно: Пи многие знаки мне лишни, напрасны (Доверимся знаньям громадным Тех, пи кто сосчитал, цифр армаду)
Вторая мнемоническая запись верна только при использовании дореформенной орфографии: при подсчете количества букв в словах необходимо учитывать твердые знаки! Кто и шутя, и скоро пожелает Пи узнать число — уж знает!
Забавные факты
Неофициальный праздник «День числа Пи» отмечается 14 марта, которое в американском формате дат (месяц/день) записывается как 3.14, что соответствует приближённому значению числа пи