II. Вводная беседа. Актуализация знаний. Учитель: Новые знания нам будет очень трудно получить без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: Найти значение выражения |-3,6| + |-1,8|; |-4,2| + |-2,9|; |-14| + |-17|; |-4,2| + |-2,9|; |-3½| + |-2,2|; |-2¼| + |-4,7|. Назовите числа противоположные числам: -4; -21; 12; -(-2); 5,5. С помощью координатной прямой найдите разность чисел: 7и3;4и4; 1и5; -3и2. Что мы проходили с вами на прошлых уроках? Какие действия с отрицательными числами мы научились выполнять? Когда вычитаем, куда двигаемся на координатной прямой? С помощью координатной прямой всегда можно найти точку, соответствующую разности двух чисел? А какое действие мы еще с вами не выполняли с отрицательными числами? А теперь выполним следующие задания:-12+3(-8,в), -29+29(0,ы), -7+(-13)(-20,Ч), -14+8(-6,и), -5+16(11,Т), 13+(-7)(6,А), 8+(-15)(-7,Н), -9+(-5)(-14,И), -10+5(-5,Е) Какое слово у вас получилось? Правильно. Вычитание. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. III. Изучение нового материала Учитель: Вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл, что и вычитание положительных чисел? Как вы считаете? Давайте решим задачу. Вчера температура воздуха в Козьмодемьянске была -8 градусов, а сегодня она понизилась на 2 градуса. Какой стала температура сегодня? Как вы рассуждали? В обоих случаях результаты получились одинаковые. Учитель: По заданной сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое. Чтобы найти искомое слагаемое надо прибавить к сумме число, противоположное известному слагаемому. Например: 4+5=9, 9-5=4, 9-4=5. Дети формулируют сами правило. Чтобы из данного числа вычесть другое число, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому: а - в = а +(-в) Теперь откройте стр. 185, прочитайте правило, закройте его ладошкой, проговорите его про себя, расскажите его соседу по парте, заработайте 1 балл. | Учащиеся решают примеры устно .Проговаривают правила. Отвечают на вопросы: Отрицательные числа, сложение отрицательных чисел, сложение чисел с помощью координатной прямой, сложение чисел с разными знаками, противоположные числа. Сложение. Влево. Всегда. Вычитание. Вычитание. ? -8-2=-10. На координатной прямой от точки(-8 ) идем влево на 2 единичных отрезка. Получаем точку ( -10) Можно еще решить так: -8+(-2)=-10. Учащиеся рассказывают правила друг другу. |
а) Значит чем можно заменить вычитание? разность? б) А что еще может быть положительным и отрицательным? Придумайте несколько словосочетаний со словами положительный и отрицательный? в) Назовите тему урока. г) Приведите примеры заменив вычитание сложением д )Если уменьшаемое = вычитаемому чему равна разность? е) Если уменьшаемое меньше вычитаемого, то чему равна разность? ж) Если уменьшаемое больше вычитаемого, то чему равна разность? и) Как можно представить выражение , содержащее лишь знаки сложения и вычитания? к) Что вы еще хотите узнать? Эти вопросы и будут нашими целями на урок. | а) «Сложением. Суммой» б) «Человек обладает положительными и отрицательными качествами Отрицательные числа это долг, а положительные числа - это имущество. В далеком прошлом так и делались расчеты. Положительное мнение и отрицательное мнение.» в) «Вычитание» г) «5 + (-5) и т д. » д) «Нулю» е) «Разность равна положительному числу» ж) «Как найти расстояние между точками на прямой» и) «Сложением» к) «Как вычесть из отрицательного числа отрицательное» |