Вопрос уч-ся: Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться? (учитель выслушивает ответы, объявляет тему урока) Вычислите: 1) -14-(-21); 2) 32-(-16) 3) -15-(+18) Учащиеся работают в группах. Т.к. учащиеся не знают правила вычитания рациональных чисел поэтому, они применяют правила знаков, преобразовывают вычитание в сложение рациональных чисел.
Решения записывают на заранее заготовленных учителем листах фломастером, крупно. Один представитель от группы помещает решение на доску. -Прокомментирует решение: 1 пример -1 группа, 2 пример-2 группа, 3 пример-3 группа. -Рассмотрим 3 пример: -15-(+18)= -15-18= -15+(-18) -Как можно записать это выражение, если считать, что здесь записана алгебраическая сумма? -15+(-18)
-Как теперь найти результат? (сложить числа с одинаковыми знаками, получится -33) -Какие знания использовали? Сколько шагов пришлось сделать?(3). Можно ли уменьшить количество шагов? -Сравните подчеркнутые выражения: -15-(+18)= -15-18 = -15+(-18) = -33
(первое число, уменьшаемое, не изменилось, разность заменили суммой, вычитаемое заменили противоположным ему числом) -Вернемся к примерам 1,2.Проследите за уменьшаемым и вычитаемым. Можно ли применить к ним полученный вывод? (да, первое число не меняется, разность заменяется суммой, вычитаемое противоположным числом) -Попробуйте сделать вывод, как можно найти разность рациональных чисел? -К какому правилу удалось свести вычитание? Как записать правило символически? А как сформулировать словесно? Найдите ответ в учебнике на с.114. Учащиеся формулируют правило: Чтобы из одного числа вычесть другое число, нужно к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому. b = a+ (-b) -Какую цель достигли? Что делать дальше? ( Будем учиться применять алгоритм) |