-образовательная – ввести теорему, выражающую второй признак равенства треугольников, научить учащихся решать задачи с использованием данной теоремы;
Задачи:
ввести понятия теоремы и доказательства;
рассмотреть второй признак равенства треугольников;
доказать теорему о втором признаке равенства треугольников;
рассмотреть задачи на применения второго признака равенства треугольников.
-развивающая – развитие внимания, памяти, речи, логического мышления, самостоятельности;
-воспитательная – воспитание дисциплины, аккуратности, чувства ответственности, уверенности в себе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы обучения: дедуктивно-репродуктивный, дедуктивно-исследовательский.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Учащиеся должны знать:формулировку теоремы о втором признаке равенства треугольников.
Учащиеся должны уметь: решать задачи на применение второго признака равенства треугольников.
Оборудование: презентация.
Литература:
Геометрия, 7–9: Учебник для общеобразоват. учреждений / [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 384 с.
Саранцев Г. И. «Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов мат. спец. педвузов и университетов» М.: Просвещение, 2002 – 224 с.
Поурочные разработки по геометрии / Гаврилова Н.Ф., 2004 – 288 с.
План урока.
1) Организационный момент (2 мин.);
2) Актуализация знаний (7 мин.);
3) Изучение нового материала (10 мин.);
4) Первичное закрепление материала (23 мин.);
5) Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин.).
Ход урока.
Организационный момент
Приветствие учителем учащихся, проверка готовности класса к урокуи проверка отсутствующих.
Актуализация знаний.
Учитель: Тема нашего урока «Второй признак равенства треугольников» (слайд 1). Запишите в тетрадях: число, классная работа, тема урока.
Запись на доске и в тетрадях: Число.
Классная работа.
Второй признак равенства треугольников.
Учитель: Прежде чем начать изучение нового материала, давайте вспомним о равнобедренном треугольнике и о его свойства треугольника. Ответьте на мои вопросы.
Какой треугольник называется равнобедренным?
Ученик 1: треугольник называется равнобедренным, если две его стороны равны.
Учитель: как называются все стороны в равнобедренном треугольнике?
Ученик 2: равные стороны называются боковыми сторонами, а третья – основанием.
Учитель: какая нам известна теорема об углах в треугольнике?
Ученик 3: в равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
Ученик 5: отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
Учитель: а что такое высота треугольника?
Ученик 6: перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону.
Учитель: а чем является биссектриса в равнобедренном треугольнике, проведенная к основанию треугольника?
Ученик 7: в равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является медианой и высотой.
Учитель: а какие еще утверждения справедливы, исходя из этой теоремы?
Ученик 8: высота равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является биссектрисой и медианой.
Ученик 9: медиана равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является высотой и биссектрисой.
Изучение нового материала
Учитель: а теперь переходим к изучению новой темы. Рассмотрим еще одну теорему о равенстве треугольников и докажем ее.
Теорема: если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны. (слайд 2)
Запишите теорему в тетрадь со слайда.
Слайд 2: Теорема: если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
Запись в тетрадях:
Теорема: если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
Учитель: давайте докажем эту теорему.
Рассмотрим треугольники ABCи A1B1C1, у которых AB = A1B1, А = А1, =B1(рис 1) .Докажем, что ∆ABC = ∆ A1B1C1. (слайд 3)
Запишите это себе в тетради со слайда.
Слайд 3:
Дано: ∆ABC, ∆A1B1C1, AB = A1B1, А = А1, = B1
Доказать, что ∆ABC = ∆ A1B1C1
Рис.1
Запись в тетрадях:
Дано: ∆ABC, ∆A1B1C1, AB = A1B1, А = А1, = B1
Доказать, что ∆ABC = ∆ A1B1C1
С1
А1 В1
Учитель: наложим треугольник АВС на треугольник A1B1C1так, чтобы вершина А совместилась с вершиной А1, сторона АВ – с равной ей стороной А1В1, а вершины С и С1 оказались по одну сторону от прямой А1В1.
Запись на доске:
Наложим ∆ АВС на ∆ A1B1C1так, чтобы вершина А совместилась с вершиной А1, сторона АВ – с равной ей стороной А1В1, а вершины С и С1 оказались по одну сторону от прямой А1В1.
Учитель:
Так какА = А1 и =B1 , то вы результате наложения какие еще стороны треугольника АВС совместятся с лучами треугольника A1B1C1?
Ученик: сторона АС наложится на луч А1С1, а сторона ВС – на луч В1С1.
Запись на доске:
Так какА = А1 и =B1 , то сторона АС наложится на луч А1С1, а сторона ВС – на луч В1С1.
Учитель:а на какой вершине образуется общая точка у сторон треугольников после наложения?
Ученик:вершина Сстанет общей точкой сторон АС и ВС, так как окажется лежащей как на луче А1С1, так и на луче В1С1.
Запись на доске:
Вершина С – общая точка сторон АС и ВС – окажется лежащей как на луче А1С1, так и на луче В1С1.
Учитель:следовательно вершина С совместится с общей точкой этих лучей – вершиной С1. Какие стороны совместятся при этом?
Ученик:совместятся стороны АС и А1С1, ВС и В1С1.
Запись на доске:
Вершина С, следовательно, совместится с общей точкой этих лучей – вершиной С1. Значит, совместятся стороны АС и А1С1, ВС и В1С1.
Учитель: Итак, треугольники АВС и A1B1C1 полностью совместятся. Какой вывод из этого следует?
Ученик: треугольники АВС и A1B1C1 равны.
Запись на доске:
Итак, ∆АВС и ∆A1B1C1 полностью совместятся, следовательно, они равны. Теорема доказана.
Учитель: Верно. Теорема доказана. Запишите доказательство со слайда в тетради.
Запись в тетрадях:
Доказательство:
Наложим ∆АВС на ∆A1B1C1так, чтобы вершина А совместилась с вершиной А1, сторона АВ – с равной ей стороной А1В1, а вершины С и С1 оказались по одну сторону от прямой А1В1.
Так какА = А1 и =B1 , то сторона АС наложится на луч А1С1, а сторона ВС – на луч В1С1. Поэтому вершина С – общая точка сторон АС и ВС – окажется лежащей как на луче А1С1, так и на луче В1С1 и, следовательно, совместится с общей точкой этих лучей – вершиной С1. Значит, совместятся стороны АС и А1С1, ВС и В1С1.
Итак, ∆АВС и ∆A1B1C1 полностью совместятся, следовательно, они равны. Теорема доказана.
Учитель: Доказанная теорема выражает признак (равенство у треугольников стороны и прилежащих к ней углов, по которому можно сделать вывод о равенстве треугольников. Он называется вторым признаком равенства треугольников. (слайд 4)
Слад 4:
Доказанная теорема выражает признак (равенство у треугольников стороны и прилежащих к ней углов, по которому можно сделать вывод о равенстве треугольников. Он называется вторым признаком равенства треугольников.
Запись в тетрадях:
Доказанная теорема выражает признак (равенство у треугольников стороны и прилежащих к ней углов, по которому можно сделать вывод о равенстве треугольников. Он называется вторым признаком равенства треугольников.
Первичное закрепление материала
Учитель: а теперь мы с вами разберем несколько номеров, чтобы закрепить рассмотренный признак равенства треугольников.
К доске вызывается ученик.
Слайд 5:
Задача 1.
Дано: а) 1 = 2 , 3 = 4
б) 1 = 2 , 3 = 4, СD = 26 см, AD = 15см
а) Доказать, что ∆АВС = ∆СDA
б) Найти: АВ и ВС
Запись на доске и тетрадях:
Задача 1.
Дано: а) 1 = 2 , 3 = 4
б) 1 = 2 , 3 = 4, СD = 26 см, AD = 15см
а) Доказать, что ∆АВС = ∆СDA
б) Найти: АВ и ВС
Решение
а) доказательство
Ученик: треугольник АВС равен треугольнику CDA, так как 1 = 2 , 3 = 4 – по условию, сторона АС – общая, следовательно, выполняется второй признак равенства треугольников.
Запись на доске и в тетрадях:
а) доказательство
∆АВС = ∆СDA, так как 1 = 2 , 3 = 4 – по условию, сторона АС – общая, следовательно, выполняется второй признак равенства треугольников.
б)
Ученик: так как, ∆АВС = ∆СDA, то стороны этих треугольников совпадают.
1 = 2 , 3 = 4 следовательно, сторона АВ треугольника АВС равна сторонеCD треугольника CDA, а сторона ВС равна стороне AD. СD = 26, AD = 15 – по условию, следовательно АВ = CD = 26 (см) , BC = AD = 15 (см).
Запись на доске и в тетрадях:
б) Так как, ∆АВС = ∆СDA, 1 = 2 , 3 = 4 , то АВ = CD, BC = AD.
СD = 26, AD = 15 – по условию, следовательно АВ = CD = 26 (см) , BC = AD = 15 (см).
Ответ: 26 см, 15 см.
Учитель: разберем еще одну задачу. (вызывается к доске ученик)
Слайд 6:
Задача 2. На рисунке DAB = CBA, CAB= DAB, AC = 13. Найдите BD.
Запись на доске
Задача 2.
D
С
13
O
А
А В
Дано: DAB = CBA, CAB= DBА, AC = 13
Найти: BD.
Решение.
Учитель: внимательно посмотрите на рисунок, что нам известно и что нужно найти. И давайте рассмотрим треугольник АОВ. Что на в нем известно?
Ученик: в треугольнике АОВ DAB = CBA.
Учитель:какой вывод из этого можно сделать?
Ученик: треугольник АОВ, равнобедренный, следовательно, его боковые стороны равны.
Запись на доске:
В ∆АОВ: DAB = CBA – по условию, значит ∆АОВ – равнобедренный, следовательно, АО = ОВ.
Учитель: а теперь давайте посмотрим на углы САО и DBO. Что мы про них можем сказать?
Ученик:CAB= DBА, DAB = CBA, но CAB = DAB + САО, DBА = CBA + DBO, следовательно угол САО равен углу DBO.
Запись на доске:
CAB= DBА, DAB = CBA, но CAB = DAB + САО, DBА = CBA + DBO, следовательно САО = DBO.
Учитель: а теперь возьмем треугольники DBOи САО и посмотрим что у них общего.
Ученик: в этих треугольниках углы САО и DBO равны, углы ВОDи COA также равны как накрест лежащие, и стороны ОВ и ОА равны, как боковые стороны равнобедренного треугольника АОВ. Следовательно, по второму признаку равенства треугольников, треугольник DOB равен треугольнику COA. Тогда стороны DBи АС также равны, следовательно, DB = AC = 13.
Запись на доске:
∆DBO= ∆CAO (по второму признаку равенства треугольников), так как:
САО = DBO
DOB = COA – как накрест лежащие
ОА = ОВ – как боковые стороны равнобедренного треугольника АОВ.
Откуда, АС = BD = 13
Ответ: 13.
Запись в тетрадях:
Задача 2.
Дано: DAB = CBA, CAB= DBА, AC = 13
Найти: BD.
Решение.
В ∆АОВ: DAB = CBA – по условию, значит ∆АОВ – равнобедренный, следовательно, АО = ОВ.
CAB= DBА, DAB = CBA, но CAB = DAB + САО, DBА = CBA + DBO, следовательно САО = DBO.
∆DBO = ∆CAO (по второму признаку равенства треугольников), так как:
САО = DBO
DOB = COA – как накрест лежащие
ОА = ОВ – как боковые стороны равнобедренного треугольника АОВ.
Откуда, АС = BD = 13
Ответ: 13.
Подведение итогов урока и домашнее задание.
Учитель: сегодня на уроке мы познакомились с теоремой, которая выражает второй признак равенства треугольников, доказали ее и научились решать задачи, используя этот признак. Итак, как же звучит эта теорема?
Ученик: если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
Учитель: а как еще можно назвать эту теорему?
Ученик: теорема о равенстве треугольников по стороне и прилежащим к ней углам.
Учитель: на этом мы урок заканчиваем, запишите задание на дом. § 19, № 132, 133. (слайд 7)
Запись на доске и в тетрадях:
Д/з: § 19, № 132, 133
Учитель: если есть ко мне какие-то вопросы, задавайте.