- Ребята, а почему иногда говорят: потерял время? Разве можно потерять время, например, как ручку или карандаш? (Можно)
«Потерял минуту –потеряешь и час»- русская пословица.
Евгений Шварц даже сказку написал «О потерянном времени».
Главный герой – Петя Зубов – ученик третьего класса четырнадцатой школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица третьего класса, ученик второго класса Зайцев Вася и ученица третьего класса Наденька Соколова.
Учитель: Какое же несчастье их объединило?
Дети: “Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками”.
Но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”.
Учитель: Тогда не будем сегодня на уроке терять время – будем работать и поможем тем, кто его потерял, что же им так и оставаться старичками?
3. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:
Устный счёт:
Девиз урока: Время не стоит на месте.
Нас зовёт с собою вместе.
-Откройте тетради, запишите дату урока.
Прочтите числовой ряд: 12 23 34 45 53
-Найдите лишнее.
-Какую закономерность заметили?
Запишите числовой ряд.
Увеличьте каждое на 1
Уменьшите каждое на 10
Назовите кол-во дес и ед.
«Блицтурнир» ( «Шепни на ушко»)
1. У Ернара 9 машинок, а у Самира на 3 машинки больше. Ск. машинок у Самира.
2. В гараже стояло 18 машин. Из них 9 грузовиков. Ск.легковых?
3. На 1 книжной полке стояло 7 книг, а на второй на 3 книги больше. Ск. книг стояло на двух полках?
4. В зоопарке 3 льва и 8 львиц. Ск. хищников в зоопарке?
-Повторим состав чисел второго десятка и узнаем, над чем будем работать сегодня на уроке. Найдите значения числовых выражений.
6+7 Е 20-19 В
12-7 Д 8+4 Р
15-15 И 7+2 Е
14-6 Н 9+5 М
11-7 И 6+9 Е
5+6 Ц 14-7 Н
11-9 Ы 11-8 И
-Сегодня будем знакомиться с единицами измерения времени.
ЧАС МИНУТА
Отгадайте загадку:
Точно мы должны ходить,
Можем рано разбудить.
Бить умеем, но не вас,
Отбиваем каждый час.
Громко, весело мы бьём:
Бим –бом, бом, бим-бом, бим-бом! (Часы)
-Для чего нужны часы? (по ним определяют время)
Выставка иллюстраций «Разные часы»
За весь период существования человеческой цивилизации было изобретено множество различных часов. Сначала был «живой» будильник (петух)
Потом люди замечали время по цветам. Цветы в определенное время открывают и закрывают венчики цветов.
Далее изобрели солнечные часы. Время узнавали по длине и направлению тени, которую отбрасывала на циферблат обыкновенная палка.
Далее стали использовать водяные часы. Время в них находили по количеству воды вылившейся из сосуда через небольшое отверстие.
Появились песочные часы. В колбу заключено определенное количество песка равное 1 минуте или 5 минутам.
Механик из Голландии Христиан Гюйгенс изобрел первые часы, механизм которых приводил в движение качающийся маятник, он изобрел их в 17-м веке. Это были самые точные часы.
Потом изобрели высокоточные переносные часы – хронометр.
В современных часах с жидкокристаллическим дисплеем, порой можно встретить массу дополнительных функций: секундомер, будильник, или даже глубиномер. Такие часы иногда напоминают небольшой компьютер.
Сейчас существует много разных часов. Есть кварцевые часы, электронные.
Часы, которые стоят на полу называются «напольные», есть настенные.
Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). В новогоднюю ночь мы слушаем главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты».
Слушаем в записи «бой курантов»
Часы на театре кукол им. Образцова в Москве.
Цветочные часы в Астане.
Наручные часы, карманные.
-А у вас дома, какие часы?
-А как же по ним определить время?
Отгадайте загадку:
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом
Коротышка только раз
Та, что выше каждый час
-О чем здесь идет речь? (о стрелках)
- Что за коротышка бегает по кругу (часовая стрелка)
-Что за сестра (минутная стрелка) она бегает быстрее.
- А что происходит с минутной стрелкой? Она бегает от черточки к черточке.
-Ск.таких черточек на часах? 60
Выводим формулу: 1 час = 60 минут
-А кто умеет определять время?
Работа с циферблатами:
-Покажите 3 часа.
-Покажите, как показать, что прошел час.
Работа по учебнику: с.90 №2, №3
Знакомство с римскими цифрами.
-Покажите, как прошла 1 минута.
- Предлагаю вам решить примеры ровно за одну минуту (время замеряется по песочным часам).
Работа с тренажёром под тихую музыку.
15-5 15-9 18-9 17-8
11-6 3+9 4+7 9+8
13-7 8+5 3+8 7+7
20-20 16-8 13-4 12-4
4+8 14-7 12-6 5+7
-Ск. успели решить примеров?
- Минута - небольшое время. Когда мы говорим о какой-нибудь лёгкой работе, говорят: «Минутное дело».
- Для врачей - это спасённая жизнь, для учёных открытие нового, да и пожарные, и сапёры совсем по-другому относятся к минутам. Минуты бегут друг за другом, а догнать их или вернуть нельзя.
-Вы бережете своё время?
-Кто старается жить по режиму дня?
Сейчас проверим. Игра «Расставь правильно»
Иллюстрации вывешены на доске, ученик выбирает время и подставляет к иллюстрации.
Обсуждение.
Зачитываю личные наблюдения родителей «Где наши дети теряют время?»
Вывод: дети загружены, живут по режиму дня, время не теряют. Молодцы!
Физминутка: «Вышли мышки»
Совет писателя.
Давайте потратим время на решение задачи, это время оправдает себя в будущем.
№4 с.90 кол-но
Анвар-30 мин. Еркен-?
Сергей -?, на 30 мин больше
30+30=60 мин –делал Сергей
60+30=90 мин –делал Еркен
(30+30)+30
Ответ: Еркен делал задание 90 минут.
Совет писателя:
Цитата из сказки:
Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.
Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
А время идёт неумолимо вперёд. Посмотрите, как вы выросли, а когда-то были вот такими.