Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Приемы быстрого счета"»
Урок-факультатив
«Приемы быстрого счета»
Разработка урока в 5 классе учителя математики
Ким А.Л.
2015 год
Незнающие пусть научатся, а знающие - вспомнят ещё раз. Античный афоризм.
Цель урока: формирование и развитие вычислительной культуры учащихся средствами системы упражнений для быстрого счета. Задачи урока: - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования вычислительных навыков; - развитие интеллектуальных способностей учащихся; - расширение математического кругозора, формирование устойчивого интереса к математике вцелом. Форма урока: урок с использованием ИКТ. Оборудование: мультимедийная установка; интерактивная доска с ПО StarBoard; демонстрационная программа Power Point; урок сопровождается компьютерной презентацией.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята!
"Есть ли легкий способ счета?" Вы, должно быть, задавали этот вопрос, по крайней мере, однажды в своей жизни. На этом уроке мы рассмотрим, как можно быстро умножать, затрачивая минимальные умственные усилия!
Наш ум всегда стремится выполнить максимальную работу, используя минимальное усилие. Человек, который имеет способности к математике, знает по умолчанию, как использовать это качество ума в своих интересах. Таким образом, самый легкий способ стать гением математики состоит в том, чтобы мыслить как он. Известный факт, что Человеческий мозг подобен компьютеру.
Мозг = Аппаратные средства компьютера. Центральный процессор.(слайд 3)
Ум = Программное обеспечение. Операционная система
Наш ум нуждается в разных программах, чтобы управлять его различными способностями. Они сохранены в нашей памяти. Некоторые мозги существуют с уже правильными установленными программами. Таким образом, они могут делать вычисления на оптимальной скорости. Вы можете спросить: "Что относительно мозга, который не шел с правильной установленной программой?"
Расслабьтесь!! Решение очень простое. Вы просто должны обновить мозг! Усвоив некоторые приемы быстрого счета, вы сможете считать легко, быстро и точно. Вы больше не будете бояться Математики!
Сегодня у нас урок-тренинг «Приемы быстрого счета». Слово «тренинг» означает система, режим тренировок. Наша цель – изучив способы быстрого умножения натуральных чисел, применять их в нашей жизни. На уроке мы с вами научимся некоторым приемам быстрого счета
Можно ли обойтись без таблицы умножения
“Можно!” - утверждал профессор Цюрихского математического института Яков Трахтенберг. Профессор Трахтенберг был человеком замечательным и многогранно одаренным. Родился он в Одессе в 1888 году. По образованию – инженер. Яков Трахтенберг во время Второй мировой войны, будучи узником нацистского концентрационного лагеря, разработал в заключении свою арифметическую систему, так называемый метод Трахтенберга. Бежал из лагеря в Швейцарию. В 1950 году основал Математический Институт в Цюрихе, где преподавал свою систему.
А какого система быстрого умножения Якова Трахтенберга? Хочу привести несколько приемов скоростного умножения Трахтенберга.
Начнем с приема умножения на 11, он поражает своей простотой.
Умножение на 11 числа, сумма цифр которого не превышает 10: (слайд 7)
72 х 11 = 7 (7+2) 2 = 792; 35 х 11 = 3 (3+5) 5 = 385;
Умножение на 11 числа, сумма цифр которого больше 10:
48 х 11111= 4 (4 +8)(4 +8)(4 +8)(4 +8) 8 = 533328(количество шагов – 4) и т.д
Задание: Выполните умножение(работа в парах: один вычисляет методом быстрого счета,
другой умножает столбиком и сравнивают результаты)
35 х 11 57 х 1111
36 х 111 65 х 11111
Умножение на 22, 33, …, 99
Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, …, 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа на 11, то есть 44 = 4 x 11; 55 = 5 x 11.Затем произведение первых чисел умножить на 11:
24 x 22 = 24 x 2 х 11 = 48 x 11 = 528
Довольно быстро получается умножать числа, если немного потренироваться!
Эстафета (класс делится на две команды, каждый член команды по очереди выходит к интерактивной доске и записывается решение)
А теперь проверим, как вы усвоили все продемонстрированные мною приемы быстрого счета. Посчитайте данные примеры:
1 команда
56 х 11 =
413 х 11 =
1432 х 11 =
57 х 111=
62 х 1111 =
27х 22 =
96 х 33 =
45 х 44 =
2 команда
48 х 11 =
512 х 11 =
1523 х 11 =
63 х 111=
58 х 1111 =
36 х 22 =
87 х 33 =
35 х 44 =
Молодцы, ребята! Поздравляем победителей!
Итог урока
Сегодня на уроке мы еще раз убедились в том, что в самом обыкновенном устном счете, как и во многом другом, можно видеть много интересного, необычного, чудесного.
Рассмотренные нами методы быстрого счета говорят о многолетнем интересе ученых и простых людей к игре с цифрами. Сегодня мы изучили только малую часть большого раздела занимательной математики «Приемы быстрых вычислений». И эти знания тоже найдут свое место на нашем «компьютере». Тем, кому все это стало интересно, хочу предложить книги и Интернет-ресурсы. Я надеюсь, что изученные нами методы помогут вам развить скорость вычислений, добиться успехов в изучении всех школьных предметов.
С тех пор, как существует мирозданье, Такого нет, чтоб не нуждался в знанье. Какой мы не возьмем язык и век, Всегда стремился к знанью человек.