kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок изучения нового материала "Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Математика

Класс: 9

Тема:  «Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

Образовательная: формирование представлений о бесконечно убывающей геометрической прогрессии, о сумме  бесконечно убывающей геометрической прогрессии, умений решать задачи на нахождение  суммы  бесконечно убывающей геометрической прогрессии.   

Воспитательная: воспитание потребности к самообразованию, привитие интереса к предмету.

Развивающая: развитие познавательной активности учащихся, связной речи; критического мышления; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

Приемы ТРКМ: «Корзина идей», «РАФТ».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительный материал к уроку»

Дополнительный материал к уроку


Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org/, http://ilibrary.ru/, http://tut-interesno.org/, http://ifaq.su/


Софизмами называют рассуждения, специально созданные для того, чтобы ввести людей в заблуждение. Бывало и так, что сам философ не мог понять, где в его рассуждениях ошибка. Подобные высказывания называются апориями. Разгадывать софизмы и апории — одно из увлекательных занятий для пытливого ума, нечто вроде попытки разгадать секрет фокуса иллюзиониста, не говоря уже о том, что подобная тренировка ума, делает человека более бдительным и менее подверженным обману, потому что за поверхностной красивостью и убедительностью слов ему становится легче разгадать ошибку.


Попробуем разгадать одну из самых известных апорий Зенона — парадокс Ахиллеса и черепахи. Итак, вот рассуждения Зенона: допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

Есть один небольшой момент, о котором Зенон не знал, а древнегреческие математики, такие как Архимед, только догадывались. А конкретно, они не знали, что делать с бесконечностью. Древние греки вообще её побаивались и старались избегать, а более-менее окончательно с ней разобрались только к восемнадцатому веку, когда был создан математический анализ. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда речь заходила о бесконечности, древние философы начинали пасовать перед ней: у них просто не было достаточно глубоких знаний в математике, чтобы разрешить кажущиеся противоречия.


Попробуем разобраться, в чём же тут дело с высоты сегодняшних знаний. Во-первых, сразу бросается в глаза тот факт, что на каждом этапе время, затрачиваемое Ахиллесом, чтобы пробежать разделяющее его и черепаху расстояние, резко уменьшается. Через несколько этапов оно становится совсем крохотным, практически незаметным, точно также практически незаметным становится расстояние, разделяющее Архимеда и черепаху. Если вначале оно было равно тысяче шагов, то уже через 5 этапов оно будет равно всего одной сотой шага. Есть один тонкий момент, который может быть трудно преодолеть человеку, который до этого мало задумывался о бесконечности: когда мы складываем бесконечное количество таких вот быстро уменьшающихся кусочков, то результат может быть конечным. Покажем это на примере. Возьмём кусок масла и будем отрезать от него кусочки. Допустим, мы сначала отрежем половину, потом половину от оставшейся половины и т.д. Ясно, что кусок масла не является бесконечно делимым. Очень скоро, мы дойдём до размеров молекул и дальше уже делить не сможем, но что нам стоит представить себе, что никаких молекул нет и мы можем делить масло бесконечно? Что мы тогда получим? Мы сможем бесконечно отрезать половину от кусочка масла и получим таким образом бесконечное количество кусочков, но общее количество отрезанного масла никогда не будет больше количества того масла, что было у нас изначально. Другой пример: нарисуем две параллельные линии на бумаге, теперь между ними нарисуем ещё одну линию, между второй и третьей — ещё одну и т.д. Если бы у нас была бесконечно тонкая ручка, мы могли бы продолжать этот процесс бесконечно, получая бесконечное количество промежутков между линиями, но суммарное расстояние между этими линиями не будет превышать расстояния между первыми двумя прямыми, которые мы нарисовали…


Один из «парадоксов древнегреческого философа Зенона» состоит в следующем в изложении Льва Толстого в «Войне и мире» (т. 3, ч. 3): Для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения. Человеку становятся понятны законы какого бы то ни было движения только тогда, когда он рассматривает произвольно взятые единицы этого движения. Но вместе с тем из этого-то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы проистекает большая часть человеческих заблуждений.

Известен так называемый софизм древних, состоящий в том, что Ахиллес никогда не догонит впереди идущую черепаху, несмотря на то, что Ахиллес идет в десять раз скорее черепахи: как только Ахиллес пройдет пространство, отделяющее его от черепахи, черепаха пройдет впереди его одну десятую этого пространства; Ахиллес пройдет эту десятую, черепаха пройдет одну сотую и т. д. до бесконечности. Задача эта представлялась древним неразрешимою. Бессмысленность решения (что Ахиллес никогда не догонит черепаху) вытекала из того только, что произвольно были допущены прерывные единицы движения, тогда как движение и Ахиллеса и черепахи совершалось непрерывно.

Принимая все более и более мелкие единицы движения, мы только приближаемся к решению вопроса, но никогда не достигаем его. Только допустив бесконечно-малую величину и восходящую от нее прогрессию до одной десятой и взяв сумму этой геометрической прогрессии, мы достигаем решения вопроса. Новая отрасль математики, достигнув искусства обращаться с бесконечно-малыми величинами, и в других более сложных вопросах движения дает теперь ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.

Эта новая, неизвестная древним, отрасль математики, при рассмотрении вопросов движения, допуская бесконечно-малые величины, то есть такие, при которых восстановляется главное условие движения (абсолютная непрерывность), тем самым исправляет ту неизбежную ошибку, которую ум человеческий не может не делать, рассматривая вместо непрерывного движения отдельные единицы движения.

В отыскании законов исторического движения происходит совершенно то же.

Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно. Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно-малые элементы, которые руководят массами.






Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Предмет: Математика

Класс: 9

Тема: «Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

Образовательная: формирование представлений о бесконечно убывающей геометрической прогрессии, о сумме бесконечно убывающей геометрической прогрессии, умений решать задачи на нахождение суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

Воспитательная: воспитание потребности к самообразованию, привитие интереса к предмету.

Развивающая: развитие познавательной активности учащихся, связной речи; критического мышления; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

Приемы ТРКМ: «Корзина идей», «РАФТ».

Продолжительность: 45 мин

Учебник: Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. Теляковского. - М. «Просвещение», 2012.

Оборудование: ПК, документ-камера, мультимедийный проектор, экран.

Этапы урока

Информационно-методическое обеспечение, ЦОРы

Деятельность учителя Деятельность учащихся

I.Организационный момент


Учитель приветствует детей.


II.Актуализация знаний.

Слайд 1, 2


Компьютерное тестирование

- Мы продолжаем изучение геометрической прогрессии. Вспомним, какая последовательность называется геометрической прогрессией? Выполните тест.

Отметки по желанию учащихся выставляются в журнал.

Ученики на компьютерах выполняют тест.





Анализ ответов. Ответы к тесту выводятся на экран.

III.Стадия вызова

















Прием «Корзина

идей»














































Постановка цели урока

Слайд 3

















Макет корзины. Слайд 4






Слайд 5












































Слайд 6






- Зная формулы геометрической прогрессии, мы умеем решать интересные задачи литературного, исторического и практического содержания на прогрессию. Решите еще одну задачу про героя троянской войны Ахиллеса: «Ахиллес бежит со скоростью в 10 раз быстрее, чем черепаха и изначально находится на расстоянии 1000 шагов от нее. Какое общее расстояние, пройденное Ахиллесом до встречи с черепахой?»

- Обсудите в парах и составьте план решения задачи. Все идеи «сбрасываем в корзину»

Все мнения, выражения записываются учителем или учениками в «корзине» идей на доске (без комментариев), даже если они ошибочны. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.


- Попробуем систематизировать полученную информацию.













- Таким образом, получаем последовательность

1000, 100, 10, 1, 0,1, 0,01…


- Что можете сказать о данной последовательности?


- Конечной или бесконечной? Убывающей или возрастающей? Какой знаменатель прогрессии?


- Как вычислить общее расстояние, пройденное Ахиллесом до встречи с черепахой?


- Вычислите сумму по известным формулам геометрической прогрессии.


- На какие вопросы хотели бы получить ответы?





- Как назовем тему сегодняшнего урока?


- Открываем тетради, пишем тему урока.

Учитель конкретизирует цели урока, обращает внимание на «идеи в корзине» и вместе с учащимися обсуждают, какие идеи ошибочны, какие ближе к ответу, какие необходимо еще уточнить. Исправляются ошибки.











Учащиеся обсуждают решение в парах.






Выражения записываются учениками на доске.







- Когда Ахиллес пробежит 1000 шагов, черепаха проползет в 10 раз меньше, то есть 100 шагов. Расстояние между Ахиллесом и черепахой будет 100 шагов.

Тогда Ахиллес пробежит 100 шагов, а черепаха проползет 10 шагов. После этого между Ахиллесом и черепахой будет расстояние в 10 шагов.

Когда Ахиллес пройдет 10 шагов, черепаха проползет 1 шаг.

Когда Ахиллес пройдет 1 шаг, черепаха проползет еще 0, 1 шага и все равно будет дальше него. Так можно продолжать до бесконечности.

- Последовательность является геометрической прогрессией.


- Бесконечно убывающая. Знаменатель .



- Сложить числа

1000+100+10+1+ + + +…


- Невозможно. Членов прогрессии бесконечно.



- Как определить, является геометрическая прогрессия убывающей?

- Как вычислить сумму, если геометрическая прогрессия убывающая и бесконечная?

- Сумма бесконечно убывающей прогрессии.


Дети записывают тему.

IV.Стадия осмысления







































Первичное закрепление

Каждая группа работает с учебником и дополнительным материалом на компьютере.




















Слайд 7










Слайд 8





















Слайд 9

- Найдем сумму разными способами. Первая группа вычисляет сумму первым способом, вторая – вторым, третья – третьим способом. IV группа выводит формулу суммы, используя материал учебника. Для этого в группе разбираете указанный выше способ нахождения суммы и применяете для нашей последовательности.

- Командиры с помощью членов группы представляют свое решение.

- Какое общее расстояние, пройденное Ахиллесом до встречи с черепахой?







- Какой вывод можно сделать из этих решений?





- Какое условие должно выполняться, чтобы геометрическая прогрессия была бесконечно убывающей?

- Что для этого необходимо знать?






- Решите задачу: «Один из учеников, вызванный к доске, должен идти от стола к двери по прямой. Первый шаг он делает длиной 1метр, второй -1/2 м., третий 1/4 м и т. д. так, что длина следующего шага в 2 раза меньше длины предыдущего. Дойдет ли ученик до двери, если расстояние от стола до двери по прямой 3 метра?»

- Вернемся к задаче про Ахиллеса и черепаху. Расстояние, которое потребуется преодолеть Ахиллесу, чтобы догнать черепаху, равно


- Все согласны с таким ответом: быстрый Ахиллес догонит медлительную черепаху.


- Всем известно, что такое софизмы. Очень интересны математические софизмы древнегреческих философов-математиков.

Разгадать один из самых известных софизмов древнегреческого философа Зенона — парадокс Ахиллеса и черепахи, будет вашим домашним заданием.

Класс делится на 4 группы. Находят сумму различными способами. Каждая группа свое решение оформляет в тетради.

Для презентации работы используют документ-камеру, доску.

Последней выступает группа, вычисляющая сумму по формуле суммы геометрической прогрессии.



- S=1000+100+10+1+0,1+…=

1111.

Расстояние, которое потребуется преодолеть Ахиллесу, чтобы догнать черепаху, равно

1111 и одна девятая шага (0,111…=.


- Мы нашли сумму бесконечной прогрессии.

- Даже бесконечное количество слагаемых в сумме может давать конечную величину, если пренебречь малой величиной






- Первый член прогрессии и знаменатель.

S=



Дети формулу записывают в тетрадях.

Индивидуальная работа.

Решение.

1, 1/2, 1/4, 1/8, …

S=



S= =2

Ответ: нет.




- 1111 и одна девятая шага (0,111…= 1/9).




- Да. Ахиллес догонит черепаху и обгонит ее.




V.Стадия рефлексии.

Прием «РАФТ»








Заключительный этап


- Предлагаю каждому составить рассказ (не более 5 предложений) по теме: «Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии». Работа по вариантам.

Учитель просит озвучить несколько рассказов и обсудить: если мама с папой прочитают такой рассказ, все ли им будет понятно?


- Подведем итоги.

- Что нового узнали на уроке?

- Цели урока выполнены?

- Что интересного было на уроке?

- Что вызвало затруднение? Какие вопросы вы бы задали по этому поводу?

- Не осталось ли в корзине идей?

- Оценки.

Учащиеся 1 варианта пишут от своего имени своим родителям;

учащиеся 2 варианта пишут от своего имени одноклассникам.

Пример рассказа: «Мама и папа! Сегодня на уроке по теме "Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии " я узнал, что сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии конечное число. Узнал, что в математике бесконечно малой величиной можно пренебречь. Чтобы вычислить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии я должен знать формулу, первый член прогрессии и знаменатель. Меня заинтересовали софизмы».

VI. Домашнее задание

Слайд 10

- Разгадать парадокс Ахиллеса и черепахи.

- Почему данная задача древним представлялась неразрешимою?

- Какую роль играют математические софизмы?





Тест

Выберите верный ответ

1. Геометрическая прогрессия - это

а) числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа d;

б) числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, получается из предыдущего члена умножением его на одно и то же число g;

в) числовая последовательность, все члены которой отличны от нуля и каждый член которой, начиная со второго, получается из предыдущего члена умножением его на одно и то же число g.

2. Какая из последовательностей является геометрической прогрессией

а) 13, 25, 37, 49,…

б) -10, 20, -40, 80,…

в) -7, -2, 3, 0,…?

3. Какая геометрическая прогрессия является убывающей

а) -6, -3, -1,5,…

б) , , , ,…

в) -, - , - , - ,…?

4. В геометрической прогрессии 0,1, 0,001, 0,00001,…

найдите знаменатель

а)

б)

в) 0, 0001

5. Формула для нахождения суммы n-первых членов геометрической прогрессии

а) Sn=

б) Sn=

в) Sn=·n.



Нахождение суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии

Способ 1.

Обозначим сумму через S:

S= 1000+100+10+1+ + + +…

Тогда 10S=10000+1000+100+10+1+

10S=10000+S,

9S=10000,

S=10000/9,

S=1111.

Способ 2.

Ахиллес догонит черепаху, пробежав некоторое расстояние S. За это время черепаха, скорость которого в 10 раз меньше, проползет расстояние , и расстояние между ними уменьшится на S-. =. Если в начале оно равнялось 1000 шагам, а в момент встречи стало нулевым, то =1000 иS=10000/9.

Способ 3.

По формуле суммы геометрической прогрессии Sn=, где g=, а с ростом n бесконечно мало, и им можно пренебречь. Тогда Sn=, Sn=.

S==

Литература:

1. Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. Теляковского. - М. «Просвещение», 2012.

2. Гельфанд И. М., Шень А.Х. АЛГЕБРА. – М.: ФАЗИС, 1998.







Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Геометрическая прогрессия 1. Геометрическая прогрессия – это   в) числовая последовательность, все члены которой отличны от нуля и каждый член которой, начиная со второго, получается из предыдущего члена умножением его на одно и то же число g. 2. Какая из последовательностей является геометрической прогрессией б) -10, 20, -40, 80,…

Геометрическая прогрессия

  • 1. Геометрическая прогрессия – это
  •  

в) числовая последовательность, все члены которой отличны от нуля и каждый член которой, начиная со второго, получается из предыдущего члена умножением его на одно и то же число g.

  • 2. Какая из последовательностей является геометрической прогрессией

б) -10, 20, -40, 80,…

Геометрическая прогрессия   3. Какая геометрическая прогрессия является убывающей б) , , , ,… 4. В геометрической прогрессии 0,1, 0,001, 0,00001,… найдите знаменатель б) 5. Формула для нахождения суммы n-первых членов геометрической прогрессии а) S n =

Геометрическая прогрессия

  •  
  • 3. Какая геометрическая прогрессия является убывающей

б) , , , ,…

  • 4. В геометрической прогрессии 0,1, 0,001, 0,00001,…

найдите знаменатель

б)

  • 5. Формула для нахождения суммы n-первых членов геометрической прогрессии

а) S n =

Задача  Ахиллес бежит со скоростью в 10 раз быстрее, чем черепаха и изначально находится на расстоянии 1000 шагов от нее. Какое общее расстояние, пройденное Ахиллесом до встречи с черепахой? (Ахиллес в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев троянской войны).

Задача

Ахиллес бежит со скоростью в 10 раз быстрее, чем черепаха и изначально находится на расстоянии 1000 шагов от нее. Какое общее расстояние, пройденное Ахиллесом до встречи с черепахой?

(Ахиллес в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев троянской войны).

Корзина идей 1. Индивидуальная работа. 2. Обмен информацией в парах. Обсуждение и выработка коллективного варианта ответа. 3. «Сброс идей в корзину». Главное условие – не повторять то, что было сказано другими .

Корзина идей

1. Индивидуальная работа.

2. Обмен информацией в парах. Обсуждение и выработка коллективного варианта ответа.

3. «Сброс идей в корзину».

Главное условие – не повторять то, что было сказано другими .

+ ++…     +100   1000   +1   +10   1000   100   10   1

+ ++…

 

+100

1000

+1

+10

1000

100

10

1

Тема урока:  Бесконечно убывающая  геометрическая прогрессия   Цели урока: 1.Сформулировать определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии. 2. Вывести формулу для вычисления суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

Тема урока: Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

Цели урока:

1.Сформулировать определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

2. Вывести формулу для вычисления суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия Прогрессию называют бесконечно убывающей геометрической прогрессией, если   -1q 1 (); S = - сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

  • Прогрессию называют бесконечно убывающей геометрической прогрессией, если
  •  

-1q 1 ();

  • S = - сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

Задача  Один из учеников, вызванный к доске, должен идти от стола к двери по прямой. Первый шаг он делает длиной 1метр, второй -1/2 м., третий 1/4 м и т. д. так, что длина следующего шага в 2 раза меньше длины предыдущего. Дойдет ли ученик до двери, если расстояние от стола до двери по прямой 3 метра?

Задача

Один из учеников, вызванный к доске, должен идти от стола к двери по прямой. Первый шаг он делает длиной 1метр, второй -1/2 м., третий 1/4 м и т. д. так, что длина следующего шага в 2 раза меньше длины предыдущего. Дойдет ли ученик до двери, если расстояние от стола до двери по прямой 3 метра?

Софизм  древнегреческого философа Зенона Парадокс Ахиллеса и черепахи: догонит ли Ахиллес черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса.

Софизм древнегреческого философа Зенона

Парадокс Ахиллеса и черепахи: догонит ли Ахиллес черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса.

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Разгадать парадокс Ахиллеса и черепахи.
  • Почему данная задача древним представлялась неразрешимою?
  • Какую роль играют математические софизмы?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок изучения нового материала "Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия"

Автор: Шарапова Фаина Гильфановна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по математике в 9 классе:   "Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия" 2 часа "
    ["seo_title"] => string(120) "plan-konspiekt-uroka-po-matiematikie-v-9-klassie-bieskoniechno-ubyvaiushchaia-ghieomietrichieskaia-proghriessiia-2-chasa"
    ["file_id"] => string(6) "104876"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402765192"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа по алгебре и началам анализа "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza"
    ["file_id"] => string(6) "135775"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416983224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства