ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по математике в 9 классе: "Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия" 2 часа
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по математике в 9 классе: "Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия" 2 часа
Урок с использованием мультимедийного приложения к УМК нового поколения
тема работы.
Урок математики в 9-м классе с использованием ЦОР по теме "Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия". 2 часа
Цели урока:
1. Образовательная:
Повторить и обобщить знания учащихся по теме « Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Познакомить учащихся с новым видом последовательности – бесконечно убывающей геометрической прогрессией;
Формирование начального представления о пределе числовой последовательности;
Знакомство с ещё одним способом обращения бесконечных периодических дробей в обыкновенные с помощью формулы суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Развивающая:
1.Развивать навыки коллективной работы, взаимопомощи, самоконтроля.
Повторить и обобщить знания учащихся по теме « Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Формирование начального представления о пределе числовой последовательности;
Знакомство с ещё одним способом обращения бесконечных периодических дробей в обыкновенные с помощью формулы суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
отработка умений и навыков применения формул n-го члена прогрессии, суммы п первых членов, свойств членов прогрессии;
-развивающие
Познакомить учащихся с новым видом последовательности – бесконечно убывающей геометрической прогрессией;
развитие навыков работы с дополнительной литературой;
развитие познавательной активности учащихся;
формирование интереса к изучению математики
Развивать навыки коллективной работы, взаимопомощи, самоконтроля
Предоставить каждому учащемуся возможность проверить свои знания и повысить их уровень.
Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность
Тип урока: Урок изучения нового материала. Урок изучения нового материала, повторения и обобщения полученных знаний по теме "Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия" 2 часа
Формы работы учащихся:
Устная работа,
Подготовка к ГИА. Тренировочные упражнения с использованием ЦОР.
Повторение. Работа с классом у доски.
Изучение новой темы
Работа с классом у доски, с выбором правильного варианта ответа.
Математический диктант.
Фронтальная работа
Самостоятельная работа учащихся по вариантам.(Взаимопроверка).
Подготовка сообщений об ученых-математиках
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по математике в 9 классе: "Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия" 2 часа »
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
"Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия" 2 часа
Короткова Наталья Александровна
МОУ «СОШ № 1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района
Саратовской области»
Учитель математики
Математика (Алгебра)
9
Урок изучения новой темы, повторения и обобщения полученных знаний по теме "Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия" 2 часа
Базовый учебник Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров и др.- 8-е изд.-М.: Просвещение, 2009.
Цели урока:
1. Образовательная:
Повторить и обобщить знания учащихся по теме « Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Познакомить учащихся с новым видом последовательности – бесконечно убывающей геометрической прогрессией;
Формирование начального представления о пределе числовой последовательности;
Знакомство с ещё одним способом обращения бесконечных периодических дробей в обыкновенные с помощью формулы суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Развивающая:
1.Развивать навыки коллективной работы, взаимопомощи, самоконтроля.
Повторить и обобщить знания учащихся по теме « Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Формирование начального представления о пределе числовой последовательности;
Знакомство с ещё одним способом обращения бесконечных периодических дробей в обыкновенные с помощью формулы суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
отработка умений и навыков применения формул n-го члена прогрессии, суммы п первых членов, свойств членов прогрессии;
-развивающие
Познакомить учащихся с новым видом последовательности – бесконечно убывающей геометрической прогрессией;
развитие навыков работы с дополнительной литературой;
развитие познавательной активности учащихся;
формирование интереса к изучению математики
Развивать навыки коллективной работы, взаимопомощи, самоконтроля
Предоставить каждому учащемуся возможность проверить свои знания и повысить их уровень.
Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность
Тип урока: Урок изучения нового материала. Урок изучения нового материала, повторения и обобщения полученных знаний по теме "Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия" 2 часа
Формы работы учащихся:
Устная работа,
Подготовка к ГИА. Тренировочные упражнения с использованием ЦОР.
Повторение. Работа с классом у доски.
Изучение новой темы
Работа с классом у доски, с выбором правильного варианта ответа.
Математический диктант.
Фронтальная работа
Самостоятельная работа учащихся по вариантам.(Взаимопроверка).
Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров и др.- 8-е изд.-М.: Просвещение, 2009.
Усвоение знаний по теме "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии" (N 191944)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9069dac0-11e9-4a5d-9f08-3f9cf546d98d/?from=73bc8240-49f3-44c6-8991-a547d457a20f&interface=catalog&class=51&subject=17
Усвоение знаний по теме "Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии" (N 191923)
Урок математики в 9-м классе по теме "Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия"
2 часа
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие. Отсутствующие. Запись темы урока. Сообщение целей и задач урока: обобщение изученного по теме «Прогрессии»; подготовка к контрольной работе; прослушаем сообщение об одном из учёных-математиков. Имя этого учёного узнаем, разгадав шифровку.
2.Устная работа.
На доске алфавит и зашифрованное имя учёного.
а
б
в
г
д
е
ё
ж
3
и
w
И
к
л
м
н
о
п
Р
с
т
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
И
12
13
14
15
16
17
18
19
20
У
Ф
X
ц
ч
ш
щ
ъ
ы
ь
э
ю
я
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Выполнив задания, узнаем имя учёного, о котором затем прослушаем сообщение и решим задание, опираясь на доказанную им теорему.
1) Проверка основных формул, связанных с арифметической и геометрической прогрессиями. Два ученика готовят записи формул у доски.
2) Остальные учащиеся выполняют математический диктант .
Математический диктант .( Задания взяты из ЦОР)
1.
КАТАЛОГ8 КЛАСС, 9 КЛАССАЛГЕБРА«АЛГЕБРА», 9 КЛАСС, МАКАРЫЧЕВ Ю.Н., МИНДЮК Н.Г. И ДР.ГЛАВА III. АРИММЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ7. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ
Ресурс:
Усвоение знаний по теме "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии" (N 191944)
Вид ЦОР:
Интерактивное задание
Поставщик ЦОР:
Фонд "Институт Интеллектуальных Технологий"
Аннотация:
Ресурс содержит демонстрации и задания на усвоение знаний по теме "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии"
2.
КАТАЛОГ8 КЛАСС, 9 КЛАССАЛГЕБРА«АЛГЕБРА», 9 КЛАСС, МАКАРЫЧЕВ Ю.Н., МИНДЮК Н.Г. И ДР.ГЛАВА III. АРИММЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ8. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ
Ресурс:
Усвоение знаний по теме "Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии" (N 191923)
Вид ЦОР:
Интерактивное задание
Поставщик ЦОР:
Фонд "Институт Интеллектуальных Технологий"
Аннотация:
Ресурс содержит демонстрации и задания на усвоение знаний по теме "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии"
Задания:
№1. Найдите сумму первых пяти членов арифметической прогрессии, если её первый член равен 6 (1-й вариант), -20 (2-й вариант), а пятый член -6 (1-й вариант), 20 (2-й вариант).
№2. Найдите сумму первых пяти членов арифметической прогрессии, если её первый член равен -20(1-й вариант), 6 (2-й вариант), а разность равна 10(1-й вариант), -3(2-й вариант).
№3. Найдите сумму первых пяти членов геометрической прогрессии, если её первый член равен 1(1-й вариант), -1 (2-й вариант), а знаменатель равен -2(1-й вариант), 2(2-й вариант).
По окончании диктанта, выборочно, у двоих учеников работы проверяются на оценку, остальные выполняют самопроверку по готовым решениям на экране.
Решения:
4. Изучение новой темы. (демонстрация презентации. Приложение 1)
1)
Рассмотрим квадрат со стороной, равной 1. Нарисуем ещё один квадрат, сторона которого равна половине первого квадрата, затем ещё один, сторона которого – половина второго, потом следующий и т.д. Каждый раз сторона нового квадрата равна половине предыдущего.
В результате, мы получили последовательность сторон квадратов образующих геометрическую прогрессию со знаменателем .
И, что очень важно, чем больше мы будем строить таких квадратов, тем меньше будет сторона квадрата. Например,
Т.е. с возрастанием номера n члены прогрессии приближаются к нулю.
С помощью этого рисунка можно рассмотреть и ещё одну последовательность. Например, последовательность площадей квадратов:
. И, опять, если n неограниченно возрастает, то площадь, как угодно близко приближается к нулю.
2)
Рассмотрим ещё один пример. Равносторонний треугольник со стороной равной 1см. Построим следующий треугольник с вершинами в серединах сторон 1-го треугольника, по теореме о средней линии треугольника – сторона 2-го равна половине стороны первого, сторона 3-го – половине стороны 2-го и т.д. Опять получаем последовательность длин сторон треугольников.
Если рассмотреть геометрическую прогрессию с отрицательным знаменателем.
То, опять, с возрастанием номера n члены прогрессии приближаются к нулю.
Обратим внимание на знаменатели этих последовательностей. Везде знаменатели были меньше 1 по модулю.
Можно сделать вывод: геометрическая прогрессия будет бесконечно убывающей, если модуль её знаменателя меньше 1.
Фронтальная работа.
Записать определение: геометрическая прогрессия называется бесконечно убывающей, если модуль её знаменателя меньше единицы.
С помощью определения можно решить вопрос о том, является ли геометрическая прогрессия бесконечно убывающей или нет.
Задача №1.
Является ли последовательность бесконечно убывающей геометрической прогрессией, если она заданна формулой:
а)
Решение:
а) (фронтальная работа, запись на доске)
данная геометрическая прогрессия является бесконечно убывающей.
б) (самостоятельно)
данная последовательность не является бесконечно убывающей геометрической прогрессией.
6. Продолжить работу с презентацией.
3)
Рассмотрим квадрат со стороной, равной 1. Разделим его пополам, одну из половинок ещё пополам и т.д. площади всех полученных прямоугольников при этом образуют бесконечно убывающую геометрическую прогрессию:
Сумма площадей всех полученных таким образом прямоугольников будет равна площади 1-го квадрата и равна 1.
Но в левой части этого равенства – сумма бесконечного числа слагаемых.
Рассмотрим сумму n первых слагаемых.
По формуле суммы n первых членов геометрической прогрессии, она равна .
Если n неограниченно возрастает, то
4) Слайд №5.
Записать определение. Суммой бесконечно убывающей геометрической прогрессии называют число, к которому стремится сумма её первых n членов при n →. Теперь получим формулу, с помощью которой будем вычислять сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Рассмотрим формулу n первых членов геометрической прогрессии.
Закрепление. Подготовка к ГИА. ( Задания взяты из ЦОР)
Тренировочные упражнения с использованием ЦОР.
КАТАЛОГ8 КЛАСС, 9 КЛАССАЛГЕБРА«АЛГЕБРА», 9 КЛАСС, МАКАРЫЧЕВ Ю.Н., МИНДЮК Н.Г. И ДР.ГЛАВА III. АРИММЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ8. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ
Ресурс:
Закрепление знаний по теме "Сумма бесконечной геометрической прогрессии при |q|
Вид ЦОР:
Интерактивное задание
Поставщик ЦОР:
Фонд "Институт Интеллектуальных Технологий"
Аннотация:
Ресурс содержит задания на закрепление знаний по теме "Сумма бесконечной геометрической прогрессии при |q|
Задача №2. Найти сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии с первым членом 3,вторым 0,3.
Решение:
Задача №3. учебник [1], стр. 160, №433(1)
Найти сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии:
Решение:
Задача №4. учебник [1], стр. 160, №434(1)
Найти сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии, если
Решение:
Пользуясь формулой суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии, можно записывать бесконечную периодическую десятичную дробь в виде обыкновенной дроби.
Задача №5. Записать бесконечную периодическую десятичную дробь 0,(5) в виде обыкновенной дроби.
1-й способ. Пусть х=0,(5)= 0,555… /•10 2-й способ. 0,(5)=0,555…=
Задача №6. учебник [1], стр. 162, №445(3) (самостоятельное решение)
Записать бесконечную периодическую десятичную дробь 0,(12) в виде обыкновенной дроби.
Ответ: 0,(12)= 4/33.
5) Слайд №6.
8. Подведение итогов.
С какой последовательностью сегодня познакомились?
Дайте определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Как доказать, что геометрическая прогрессия является бесконечно убывающей?
КАТАЛОГ8 КЛАСС, 9 КЛАССАЛГЕБРА«АЛГЕБРА», 9 КЛАСС, МАКАРЫЧЕВ Ю.Н., МИНДЮК Н.Г. И ДР.ГЛАВА III. АРИММЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ8. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ
Ресурс:
Закрепление знаний по теме "Сумма бесконечной геометрической прогрессии при |q|
Вид ЦОР:
Интерактивное задание
Поставщик ЦОР:
Фонд "Институт Интеллектуальных Технологий"
Аннотация:
Ресурс содержит задания на закрепление знаний по теме "Сумма бесконечной геометрической прогрессии при |q|
(выполняется в рабочих тетрадях ,по окончании работы записи решений сдаются на проверку)
Задания (слайд №6):
Является ли геометрическая прогрессия бесконечно убывающей, если: b7= -30; b6= 15?
Найдите сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии: -25; -5; -1;…
Записать бесконечную десятичную периодическую дробь 0,(9) в виде обыкновенной дроби.
Самопроверка (слайд №7).
Домашнее задание.
№435(1;3), 445(4), 436. [1]
Используемые ресурсы
Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров и др.- 8-е изд.-М.: Просвещение, 2009.
Усвоение знаний по теме "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии" (N 191944)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9069dac0-11e9-4a5d-9f08-3f9cf546d98d/?from=73bc8240-49f3-44c6-8991-a547d457a20f&interface=catalog&class=51&subject=17
Усвоение знаний по теме "Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии" (N 191923)