Просмотр содержимого документа
«Уроки математики "Время. Сутки"»
Урок математики 3 класс
по учебнику «Математика. 3 класс» Автор: М.И. Моро
Прысь Оксана Александровна,
учитель начальных классов
МОУ «Шахтёрская СШ с.Степановка»
Тема урока:«Единицы времени. Сутки»
Цель урока: формировать представление о сутках, как единице времени, в процессе решения задач и составления числовых выражений.
Задачи урока
Обучающие: учить детей переводитьодни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними; моделировать ситуации иллюстрирующие использование единиц времени. Учить использовать знания, полученные на уроке во внеурочное время.
Развивающие: развивать вычислительные навыки, математическую речь, умения делать выводы, рассуждать и объяснять; прививать интерес к занятиям математикой.
Воспитательные: воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения;
умение ценить свое и чужое время.
Метапредметные:
Регулятивные – понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; использовать математические термины, символы и знаки.
Познавательные –проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию.
Коммуникативные – включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, интегрироваться в группу (пару) сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки.
Личностные– проявлять мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Методы работы:
объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,
словесные, наглядные, практические.
Оборудование: компьютер, слайды к уроку, макет часов, карточки для учеников с тестами, Тип урока: урок открытия нового знания.
Ожидаемые результаты:
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в
практической деятельности и повседневной жизни
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
I. Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок! Подравнялись, подтянулись, Сели тихо, улыбнулись.
1 Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо: « Вы талантливы , дети ! Когда-нибудь вы сами поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.»
Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех . В добрый путь за знаниями. А за знаниями мы сегодня обратимся в разные уголки мира и побываем в различных странах.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова:
«Незнающие пусть научатся,
а, знающие - вспомнят ещё раз».
2. Минутная разминка
– Ребята, кто мне скажет какое сегодня число? (17)
Из каких цифр оно состоит? (1,7)
И мы отправляемся в первую страну, страну, где придумали цифры. Эта страна называется Индия. (Слайд) Она расположена на юге Азии, страна очень древняя и интересная. Именно индийцы изобрели современные цифры, изобрели ноль, позволивший экономно и точно записывать любые числа. От индийцев эти цифры распространились к арабам, и затем уже арабы занесли их в Европу, поэтому мы называем цифры арабскими цифрами. Сегодня весь мир пользуется этим гениальным изобретением. Пользуемся и мы.
– Что вы можете сказать о числе 17? (Работа по схеме)
Какое оно?
Как записано?
Соседи числа?
Сколько содержит единиц? Десятков? Замените суммой разрядных слагаемых.
(Число 17 – двузначное, записано с помощью двух различных цифр – 1 и 7, соседи 16 и 18.В числе 17 всего 17 единиц, из них 7 отдельных единиц и 1 десяток. Число можно заменить суммой разрядных слагаемых 10 и 7.)
- Запишите число, классная работа. (Указать на запись на доске, проследить за посадкой, осанкой учеников, положением тетради на парте. (Слайд)
– Продолжаем работать. Какие двузначные числа можно составить с помощью цифр 1 и 7? (11, 77, 17, 71).
(Слайд) Мы переносимся в страну Россию. Росси – великая страна, объединившая много народов, давшая миру великих ученых, поэтов, писателей –Ломоносов, Менделеев, Пушкин, Лермонтов, Толстой. В октябре1918 года заговорили главные часы страны России– Кремлёвские куранты. Они расположены на башне в Москве на Красной площади. Ежечасно торжественно и величаво раздаётся их бой. (Слайд) - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? (О часах, о времени).
4. Постановка учебной задачи
А) Соедините стрелками примеры с одинаковыми ответами: 5 х 6 6 х 4 24 – (М) 42 : 7 10 х 3 30 – (Я) 3 х 8 45 : 9 5 – (В) 40 : 8 3 х 3 9 – (Е) 27 : 3 48 : 8 6 – (Р) б.) Расположите числа в порядке возрастания. Заменим числа буквами, расположим на магнитной доске. Какое слово получилось? 5 6 9 24 30
В Р Е М Я Будем мы считать, писать,
И делить. и умножать. Увлекательно учиться Будем «Время» изучать.
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Во 2 классе мы узнали о некоторых единицах времени, чтобы вам легче было вспомнить, отгадайте их. 1) Вышел старик – годовик, махнул рукавом, и полетели 12 птиц, у каждой птицы по 4 крыла, в каждом крыле по 7 перьев, Каждое перо с одной стороны черное, а с другой – белое
(год, 12 месяцев, неделя, сутки)
1. Повторение соотношений между единицами времени 1 год = 12 месяцев (повторение по порядку «цепочкой»), 365 или 366 дней 1 месяц = 28(29), 30 или 31 день 1 неделя = 7 дней (по порядку «цепочкой»)
Сегодня мы будем говорить о единицах измерения времени. А сейчас отгадайте загадку:
Чёрная корова Всех людей поборола, А пришёл белый вол Всех поднял, а корову поборол. (День и ночь).(Слайд)
2. Самостоятельная работа. Тест «Единицы измерения времени».
Найди верное утверждение
а.) ..1час = 50 мин с ) ..1 год = 12 месяцев в.) ..1 сутки = 12 часов
у ) ..самый короткий месяц – февраль; д ) ..декабрь – первый месяц в году;
т ) ..январь – первый месяц в году; к ) ..месяц больше недели;
з.) ..сутки больше года;
и ) 2 суток = 48 часов ( Проверка осуществляется по слайду (сложится ответ - сутки).(Слайд)
Есть такое выражение: «День да ночь и сутки прочь». А что такое сутки? Человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. Они были в виде палочки, прикрепленной вертикально на дне чаши. День разбивали на части по движению тени палочки на деления края чаши. А как быть в пасмурную погоду? Да, солнечные часы не работали.(Слайды) Стали пользоваться водяными и песочными часами. Но они не могли работать долго и точно. Позже были изобретены механические часы, на циферблате первых часов было 24 деления, а 500 лет тому назад разделили циферблат на 12 частей. Но еще до нашей эры, вводится деление суток на 24 часа. В наше время началом суток считается полночь. Когда начинаются новые сутки? (0 часов 0 минут - полночь).
А мы перемещаемся в другую точку мира – Швейцарию. Швейцария – это маленькая страна в центре Европы, славится в мире самым вкусным шоколадом, сыром и отличными часами. В настоящее время мы пользуемся вот такими, привычными для нас, (механическими часами: (Слайды) -наручные -настенные -карманные -напольные -настольные -морские -башенные -электронные -многофункциональные (Вывешивается макет часов)
Рассмотрите макет часов. Сколько цифр на часах? Сколько часов отсчитывает часовая стрелка, проходя один круг? Два круга? За сутки часовая стрелка дважды обходит циферблат. 1 сутки = 24 часа (записать в тетрадь)
Закрепление материала
а) Вопросы (устно)
2 суток =…ч, 3 суток =…ч, 1 сутки и 10 часов = …ч.
б).- Заданиена время. Кто быстрее? (работа на карточках) 1 карт. 1 сут 3 ч = … ч
1 сут 4 ч = …. ч
2 карт. 1 сут 6 ч =….ч 2 сут 2 ч = … ч
3 карт. 2 сут 5 ч= … ч
1 сут 13ч=…ч (взаимопроверка, передать по кругу, карандашом исправить ошибки) Молодцы, проверили свои знания, отложите карточки и мы двигаемся дальше.
3 Физкультминутка.
А часы идут, идут Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Тик-так,тик,так(Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) А часы идут, идут,
Никогда не отстают(Ходьба на месте.) А если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
в ) Задачи
Мы путешествуем дальше и попадаем в страну Данию, её столицу Копенгаген. Здесь жил когда-то знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен, написавший сказки «Снежная Королева», «Русалочка», «Гадкий утюнок»,»Дюймовочка» и др.Нам предстоит решить задачи (решаем устно) (Слайды)
1. В Копенгагене можно взять напрокат велосипед, чтобы проехать посмотреть на город. Мальчик катался на велосипеде 4 часа, а девочка в 2 раза меньше. Сколько времени каталась девочка? (Вывешивается на магнитную доску схема задачи в картинках, напоминает приём «СКРАБИНГ») (ПРИЛОЖЕНИЕ1)
2. Марта была у памятника Андерсена 16 минут, а Фредерик только 4 минуты. На сколько больше посмотрела Марта?
Во сколько раз Фредерик был у памятника меньше? (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
3. Лаура читала книгу сказок Андерсена. За 3 часа она прочитала 27 страниц. Сколько страниц она читала за час? (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
4. Оливер читал за час 8 страниц. Сколько он прочитал за 4 часа? (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
5. Время в Дании отстаёт от московского на 2 часа. Сколько времени в Дании , когда в Москве полдень? (задачу записать в тетрадь)
4. Работа с учебником.
- А мы перемещаемся в другую страну. Страну, где ловля рыбы всегда была главным занятием мужчин. Это маленькая страна – Япония. Она расположена в Восточной Азии на островах и сейчас это самая высокотехнологическая страна, где роботами, похожими на человека и исполняющими человеческую работу никого не удивишь. (Слайды)
Открываем учебник на закладке. Переворачиваем одну страницу вперед..
Задача № 3. Прочитайте условие задачи. - Прочитайте вопрос задачи. - Какие единицы времени встретились в задаче? - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? - Сколько часов в сутках? - Составляем краткую запись, комментирует один ученик. -Решение задачи у доски. 1.)4-3=1 (сут.) – было больше первое судно 2.)1 сут.= 24 часа 24 * 1 = 24 (ч) – было больше первое судно Ответ: на 24 часа Молодцы, если справились с заданием.
Физпауза . Гимнастика для глаз.
Часики
Наши часики-глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда.
А потом, чтоб не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать.
А теперь мы поиграем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать.
Включение в систему знаний и повторение.
Мы побывали сегодня во многих местах и пора вернуться на Родину – Донецкую Народную Республику. В пословице говорится: «Где родился, там и пригодился».Здесь мы будем применять свои знания и умения.
Работа по учебнику страница 100 № 2, 4, 5 (если успевают)
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Наш урок подходит к концу.
С какой единицей измерения времени мы познакомились на уроке? Сколько часов составляют 1 сутки? Сколько суток в году? Когда вам могут пригодиться, полученные сегодня знания? Продолжите предложение. - Мне больше всего удалось… - Я могу себя похвалить… - Я могу похвалить одноклассника … за… - Меня удивило…
Оцените свою работу на уроке.(цветные флажки: жёлтый – успех, зелёный – надо повторить, синий – больше работать)
.
8. Домашнее задание. С.100, № 6
-Молодцы, ребята! Вы прекрасно поработали на уроке. За свою работу получили следующие отметки: …(Выставление оценок) Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его!
- Не тратьте время даром и заполняйте его только полезным, значимым, добрым и поучительным содержимым! Очень хорошо, если работа на уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания -На этом наш урок окончен. Спасибо за урок!
Приложение 1
- 4 часа
- ?, в 2 раза
Приложение 2
- 16 минут
На ? минут смотрела Марта
В ? раз
- 4 минуты
Приложение 3
За 3 часа – 27 страниц
1 час - ? страниц
Приложение 4
1 час – 8 страниц
4 часа - ? страниц
Дополнительный материал к уроку
Ребята, а вы знаете, что среди знакомых вам цветов много таких, по которым можно узнавать время?
Вот одуванчик. Он похож на маленькое солнышко. Ещё до рассвета чувствует, каким будет наступающий день: если хмурым и дождливым, то цветок-солнышко так и не раскроется. А если погода обещает быть хорошей, то цветки одуванчика откроются к 6 часам утра. До 2 часов дня золотится одуванчик. Пчёлы жужжат над ним, собирая сладкий нектар.
Мак просыпается ещё раньше – в 5 утра и пламенеет до 15-16 часов. Давайте посчитаем сколько открыт одуванчик, а сколько мак?