kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки контроля знаний учащихся как средство повышения эффективности обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Домашняя работа как вид самостоятельной работы формирует навыки самообразования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уроки контроля знаний учащихся как средство повышения эффективности обучения»

УРОКИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ




Хлопяник Любовь Николаевна,

учитель математики высшей категории, Отличник образования РС(Я)




Главной проблемой обучения является вопрос – как научить учащегося учиться самому, каковы педагогические условия, которые способствуют самообучению учащегося и через самообучение развитию своей личности. В учебно-воспитательном процессе учитель организует учебную деятельность обучаемого, без активности самого обучаемого формирование учебной деятельности не происходит. Эффективность урока зависит не только от работы учителя, но прежде всего от работы учащихся.

Формирование знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда осуществляется в неразрывной связи с выработкой учебно-познавательных умений. В.А. Сухомлинский говорил, что

«диспропорция между умениями и знаниями заключается в том, что у школьника еще нет умений, представляющий инструмент овладения знаниями, а ему учитель преподносит все новые и новые знания: успевай, не зевай. Такой ученик – все равно, что человек без зубов: вынужденный глотать не пережеванные куски, он сначала чувствует недомогание, а потом заболевает, ничего не может есть…».

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться» (В.А. Сухомлинский).

Активным средством мотивации являются вводные беседы «Учись учиться». Их уместно проводить в начале каждого учебного года на первых уроках.

Овладение знаниями и умениями – путь длинный и трудный. Но встреча трудностей на этом пути усиливает радость познания, укрепляет веру в силу своего ума и воли. Если детей постоянно развивать, приучать к раздумьям, самостоятельным поискам и действиям, они научаться творчески работать, а это необходимо каждому человеку.

Важнейшую роль в совершенствовании урока играет хорошо продуманная система контроля и оценки знаний и умений учащихся.

Систематический контроль и отслеживание результатов воспитывает у школьников самостоятельность, активизирует их познавательную деятельность, повышает чувство ответственности за качество выполнения работы. Проводимые в процессе контроля уточнения, обобщения знаний создают базу для успешного усвоения учебного материала, изучаемого на уроке, и тем самым способствует повышению его эффективности.

Оперативный контроль за процессами усвоения знаний, умений и навыков должен осуществляться постоянно.

Урок контроля знаний посвящается преимущественно реализации контрольных функций обучения, хотя на нем продолжается процесс систематизации знаний учащихся. Он строится с расчетом на самостоятельную деятельность каждого ученика, позволяющую выявить уровень усвоения знаний, сформированности умений и навыков.

Урок устного контроля знаний сочетает этапы: организационный, постановки цели, проверки усвоения знаний, умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего задания.

Урок письменного контроля знаний включает этапы: организационный, постановки цели, деятельности учащихся по выполнению контрольных заданий.

Уроки комплексного контроля знаний строятся на разнообразном сочетании всех форм учебной работы. Сначала проводиться фронтальный опрос, позволяющий выявить уровень знаний у отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. При парной работе ученики взаимно проверяют усвоение отдельных вопросов и готовятся к ответу перед классом.

Уроки контроля знаний, умений и навыков содержат большой воспитательный потенциал, содействуют формированию ответственного отношения к учению. Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность и мобилизовать усилия, знания и умения на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении. Эти уроки лучше других приучают школьников сосредоточенно работать над решением поставленных задач, экономно расходовать время.

Широкое распространение в практике получили тематические зачеты. При использовании этой формы организации обучения главную роль играют его контрольные функции, побуждающие учеников проявить готовность к оперированию знаниями. Благодаря этому знания школьников становятся более гибкими, критичными, оттачиваются умения и навыки.

Подготовка к зачету и само занятие способствуют развитию у учащихся логического мышления, памяти, способности к анализу и синтезу, формированию навыков самоконтроля и адекватной самооценки, что в свою очередь содействует глубокому и прочному усвоению учащимися материала.

В практику учебно-воспитательного процесса входят собеседования. Эта форма организации обучения предполагает организацию индивидуальных контрольных бесед учителя с учащимися с целью более обстоятельного выявления их знаний. Опрос отдельных учащихся ведется в то время, когда основной состав класса занимается повторением учебного материала. Собеседования строятся при индивидуально-групповой форме учебной работы.

Экзамен как форма организации обучения способствует формированию глубоких, прочных знаний, умений и навыков. Он содействует полной реализации образовательной функции обучения, помогает школьникам в приобретении умения ориентироваться в экстремальных ситуациях, принимать быстрые решения, напрягать внимание, волевые усилия для решения поставленных задач, регулировать эмоциональные состояния в период высокой напряженности. Экзамены положительно сказываются на формировании у школьников ответственного отношения к учению, к разным видам деятельности, перспективно-побуждающих мотивов учения.

Контрольные функции обучения обеспечиваются контрольными учебно-практическими, практическими занятиями, позволяющими выявить, какие умения и навыки сформированы у учащихся.

Школьные олимпиады дают возможность выявить, как развиваются ученики с высокими и высшими учебными возможностями.

Смотры знаний как особая форма организации обучения позволяют определить уровень знаний у отдельных классов. Они строятся на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения, дающих возможность выявить, как владеют учащиеся знаниями по отдельным разделам программы. Смотры знаний важны не столько со стороны контроля, сколько с воспитательной точки зрения. При подготовке к смотрам знаний сплачивается детский коллектив, у школьников формируется ответственное отношение к учению.

В школьной практике еще широко применяются комбинированные уроки. Комбинированный урок строится на совокупности логически необусловленных звеньев процесса обучения. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков. 0н может сочетать этапы: организационный, постановки цели, контроля знаний, введения новых знаний, обобщения, закрепления и совершенствования знаний, формирования умений и навыков, подведения результатов обучения, определения домашнего задания.

Результаты контроля фиксируются, и проводится коррекция и отслеживание развития учащихся. Только в этом случае контроль способствует повышению эффективности обучения.

Способов контроля знаний учащихся на уроке и вне его много. Но какой бы способ контроля знаний вы не выбрали, надо помнить, что главное в проверке знаний не столько в том, чтобы проверить объем и качество усвоения материала, сколько в том, чтобы быть в курсе того, как развивается мышление ученика.

Речевая культура детей развивается совокупными усилиями всех учителей школы.

Ученик должен овладеть и специфическим языком физики и химии, сжатым, но емким и точным языком математики. Таким образом, над развитием мышления нужно работать в преподавании любой школьной дисциплины. Устный опрос, как вид контроля, дает хорошую возможность убедиться насколько полно, последовательно, глубоко и осмысленно усвоил ученик мате- риал, как он работал над материалом, вполне ли доказательны его утверждения, насколько владеет навыками литературной речи.

Как утверждают психологи, учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальные усилия. Это означает, что учащимся нужно работать больше самостоятельно.

Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. Чем шире круг знаний учащихся, тем богаче их практический опыт, тем более высокий уровень самостоятельности они могут проявить в работе, тем более сложные задания для самостоятельного выполнения им можно предложить.

Чтобы осмыслить, а затем творчески применять знания, над их сначала приобрести и сделать своими. А для этого нужно совершить много разных действий, учитывая возможности своего интеллекта.

Задача каждого учителя состоит в том, что ему нужно создать такую атмосферу или ситуацию в классе, чтобы учащиеся захотели узнать лучше и развивать свое «Я», изучая тот или иной предмет.

Считаю, что математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей учащихся. В. Каверин говорил о том, что «математика – самый короткий путь к самостоятельности мышления». Воспитание самостоятельности у учащихся должно происходить постепенно в течение всего периода обучения. Учитель математики (да и любой учитель) должен постоянно находиться в поиске методических приемов, облегчающих понимание учащимися тех или иных тем, вопросов, отдельных положений.

Правильная организация самостоятельной работы учащихся. Напомним, что под самостоятельной работой понимается такая работа, которая выполняется учащимися по заданию учителя и под контролем учителя, но без посредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время.

Творческие самостоятельные работы.

Под творческой самостоятельной работой я понимаю решение одной и той же задачи несколькими способами

Так в своей работе я использую следующие формы работы и контроля:

Математический диктант - давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Текст вопросов легко воспринимается на слух, требует краткого ответа и несложных вычислений.

Экспресс - диктанты. Они проводятся так же, но ответы учащиеся записывают под копирку. Один экземпляр сдается учителю, а по второму – идет фронтальная проверка. При экспресс-диктантах осуществляется быстра обратная связь.

Таки образом, я отрабатываю формулы площадей квадрата и прямоугольника и периметра этих фигур, формулы пути, скорости, времени. 7 класс – «Формулы сокращенного умножения», 9 класс – «Формулы приведения», 10 класс – нахождение производных и другие.

Речевая культура детей развивается совокупными усилиями всех учителей школы.

Математическое сочинение как в и самостоятельной деятельности мною используется редко, так как не все справляются.

Рефераты всем давно известная форма самостоятельной работы также может быть использована на уроке математики, для того чтобы расширить кругозор учащихся.

Урок – соревнование, который помогает изжить скуку на уроках, оживить урок. Схема такого урока проста, правила соревнования быстро усваиваются и не отвлекают от изучаемого материала.

Кроме того, у учителя нет проблем с наполняемостью оценок.

Уроки обобщения знаний хорошо применять в старших классах. Проведение урока обобщения знаний обеспечивает постоянную занятость учащихся, дети занимаются с интересом, на уроке хорошая дисциплина, высокая активность учащихся.

Урок – зачет – эффективное и надежное средство проверки достижения учащимися определенного уровня математической подготовки. Зачеты помогают учителю получить объективную информацию о состоянии знаний и умений учащихся.

Работа с учебником оказывает влияние на знания материала, так как учебник - это основной источник знаний. Успешное запоминание происходит лишь в том случае, если учащийся выполняет активную мыслительную деятельность и эта деятельность способствует углубленному пониманию материала.

Самостоятельная работа с учебником, конечно важный вид работы, но и увлекаться им не стоит, так как на уроке основным источником знаний должно оставаться живое слово учителя.

Домашняя работа как вид самостоятельной работы формирует навыки самообразования. Во время ее выполнения закрепляются знания, совершенствуются навыки, а также решаются важные педагогические задачи – развитие и воспитание школьников.

Домашние задания бывают, в основном, трех видов:

Доработка материала, разработанного на уроке.

Самостоятельное решение задач, задаваемых на дом, такое решение сочетается с доработкой материала, разработанного в классе.

Работа над новым материалом, по подготовке к следующему уроку. Домашние задания обесцениваются, если не налажена проверка их выполнения. Сплошная проверка часто заменяется выборочной проверкой тетрадей с последующим анализом.

Но я стараюсь повышать творческий характер домашнего задание, индивидуализировать его, но при этом не перегружать, так как в условиях перегрузки не реально ожидать творчества и активности учащихся.

Тестирование как вид самостоятельной работы в настоящее время очень популярен, но с моей точки зрения его результативность зависит от подбора и продуманности заданий. Тестовые задания позволяют проверит усвоение материала, систематизируют знания.

Карточка-информатор как вид контроля знаний учащихся выполняет не только контролирующую функцию, н и обучающую. Важную роль играет она при работе с трудными учениками.

Парный опрос – тоже интересная форма работы. В группе учащиеся попарно сдают зачет или задание друг другу, потом учителю. Они комментируют или защищают ответы друг друга и выставляют свои оценки. Учитель корректирует или поправляют оценку ответов.

Такая форма работы особенно эффективна при подготовке к экзаменам.

Учащиеся учатся отвечать, свободно выражать свою точку зрения, общаться друг с другом и учителем. Возникает уверенность в своих силах, создается благоприятный эмоциональный климат.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Уроки контроля знаний учащихся как средство повышения эффективности обучения

Автор: Хлопяник Любовь Николаевна

Дата: 07.11.2022

Номер свидетельства: 616852

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя"
    ["seo_title"] => string(94) "ispol_ovaniie_ikt_v_nachal_noi_shkolie_kak_sriedstvo_povyshieniia_kachiestva_raboty_uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "342446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473109725"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(304) "Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока"
    ["seo_title"] => string(185) "obiasnitiel-no-illiustrativnyi-mietod-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-kak-piedaghoghichieskaia-probliema-povyshieniia-effiektivnosti-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "252208"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447343468"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "300591"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761021"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(134) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka-1"
    ["file_id"] => string(6) "300592"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761029"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Статья «Применение ИКТ   как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-primienieniie-ikt-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "300596"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761530"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства