Конспект - урока по математике по теме: “ Масштаб “. 6 класс.
Цель урока: формировать представление о соотношении величин, понятие о масштабе и умение читать масштаб, решать задачи, связанные с понятием масштаба; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно- действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе , работе в группе, парах и индивидуальной работе.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний ( отличать новое от уже известного с помощью учителя ), добывать новые знания.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать, что такое масштаб, уметь читать масштаб, уметь решать задачи, связанные с понятием масштаб.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания; уметь структурировать знания; использовать знаково – символические средства.
Основные понятия: масштаб.
Ресурсы: учебник , презентация “Масштаб”.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в группе, индивидуальная работа.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Ход урока.
№ п/п | Этапы урока | Время, Мин. | Задачи этапа |
1. | Организационный момент | 2 | Организовать учащихся, настроить на работу. |
2. | Устная работа | 7 | Проверить знания основных понятий по теме «Пропорция», «Отношение», «Единицы измерения». |
3. | Изучение нового материала | 15 | Ввести понятие «Масштаб», познакомить учащихся со способом нахождения расстояния на местности, зная масштаб. |
4. | Физкультминутка | 1 | |
5. | Закрепление нового материала | 18 | Формировать умение применять полученные знания на практике при решении задач. |
6. | Рефлексия | 1 | Подведение итогов урока. |
7. | Домашнее задание | 1 | Инструктаж по домашнему заданию. |
Этап включения в активную деятельность учащихся.
Сегодня мы с вами будем путешествовать. Скажите, пожалуйста, что нам понадобится для нашего путешествия в первую очередь? (Географическая карта)
- Скажите, пожалуйста, поход – это всегда легко и просто? ( Нет, могут быть трудности и испытания.)
Правильно, поэтому я хочу убедиться, что все готовы к испытаниям.
2. Устный счет.
1) Выразить в метрах:
а) 32000000см; б) 6000000 см; в) 43000 см; г) 300000см.
2) Выразить в километрах:
а) 32000000см; б) 6000000 см; в) 43000 см; г) 300000см.
3) Составить отношения :
3. Объяснение нового материала.
- Рисуя на бумаге изображения предметов, мы чаще всего вынуждены изменять их настоящие размеры. Чтобы изображения поместились на листе бумаги, приходится их изображать в уменьшенном виде, а маленькие увеличивать. Но рисунок, чертеж или план должен давать представление о настоящих размерах предметов. Для этого делают специальную запись, которая показывает во сколько раз одна величина больше другой или во сколько одна величина меньше другой – масштаб. Знакомо вам это слово?
Если на карте, плане или чертеже встретить такие отношения, то что мы с вами получим? Масштаб карты, плана, чертежа.
- Ребята, откройте учебник на странице 134, прочитайте определение масштаба, выпишите это определение в тетрадь. ( Определение. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.)
- Давайте посмотрим, что обозначает 1 : 15000? Как нам правильно их прочитать? (Масштаб карты 1 : 15000 означает, что 1 см на карте соответствует 15000 см на местности. Или, что длина каждого отрезка на карте уменьшена в 150000 раз.)
- Попробуем решить следующую задачу :
Задача 1. Грузовой машине необходимо перевезти строительные материалы из Москвы до Санкт-Петербурга. Сколько времени на это понадобится , если скорость машины 75 км/ч?
S= V t t = S:V , НО! S – неизвестно.
У вас на столах лежат атласы, которые помогут найти нам расстояние Москва- Санкт-Петербург (стр.16 «Атласа»)
| расстояние | масштаб |
На карте | 2,7 | 1 |
На местности | х | 25000000 |
Решение:
=
х= 675, т.е. S = 675 км.
t = 675:75 = 9 часов.
Ответ : 9 часов.
4. Физкультминутка.
Молодцы!
Вы наверное устали,
Ну тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Потянулись, улыбнулись,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки дружно закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем !
5.Закрепление нового материала.
Учитель предлагает самостоятельно решить задачу (дети работают в группах)
Задача 2. Найдите расстояние от Москвы до Волгограда.
(масштаб 1: 25000000. Проверка- ответ 950 км).
Задача 3. Найдите расстояние от Москвы до Владивостока. (стр. 14-15 , масштаб 1: 105000000 . Проверка- ответ 7350 км).
Задача 4. Посчитать стоимость ремонтных работ. (Дети работают группами – одна группа считает для гостиной, другая для спальни, третья для кухни, четвертая- для коридора).
6. Рефлексия.
- Для чего нам нужно знать масштаб карты?
- Каково практическое применение масштаба?
- Все ли было понятно сегодня на уроке?
- Оцените свои достижения на уроке? Кто доволен своей работой?
- Что интересного о нашем уроке вы можете рассказать дома?
- Какими знаниями, полученными на уроке , вы хотели бы поделиться со своими родными?
- Кто из одноклассников вам больше всех помогал на уроке?
- Где можно применить полученные знания?
Я вами сегодня очень довольна. Вы были очень активными и замечательно потрудились. Ваши устные ответы и письменные задания обязательно будут оценены!
7. Домашнее задание. п.23 № 821, 840.
Подготовить сообщение по теме «Практическое применение масштаба».