kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития функциональной грамотности. Решение практико ориентированных задач.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень часто ученики задают на уроках вопрос: «А где это мне понадобиться в жизни?»  С каждым годом им кажется, что темы, изучаемые в школе совсем далеки от жизни.

 На данном уроке-консультации рассмотрен вопрос, связанный с функциональной грамотностью учащихся, основными составляющими которой являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Задания, формирующие математическую грамотность, помогают качественной подготовке к экзамену по математике. Рассмотрены приемы, технологии, учебные задачи, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся, способствующие подготовке к ОГЭ по математике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития функциональной грамотности. Решение практико ориентированных задач.»

Пояснительная записка

Очень часто ученики задают на уроках вопрос: «А где это мне понадобиться в жизни?»  С каждым годом им кажется, что темы, изучаемые в школе совсем далеки от жизни.

 На данном уроке-консультации рассмотрен вопрос, связанный с функциональной грамотностью учащихся, основными составляющими которой являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Задания, формирующие математическую грамотность, помогают качественной подготовке к экзамену по математике. Рассмотрены приемы, технологии, учебные задачи, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся, способствующие подготовке к ОГЭ по математике.

При подготовке заданий для урока использовался «Сборник контрольно-измерительных материалов под редакцией И.В. Ященко». На мой взгляд в данном пособии автору удалось сформулировать задания так, что они максимально приближены к жизни. А главное важный (и приятный) вывод, к которому можно прийти после решения задач сборника, состоит в том, что очень часто финансово грамотное решение в реальной жизни вырабатывается путем аккуратных расчетов.

Таким образом, задачи, отобранные для урока, нацелены на формирование адекватных представлений о практико-ориентированных задачах и развитие навыков ответственного, грамотного потребительского поведения на рынке потребительских услуг.

        
























Урок-консультация

Класс: 9 «Б»

Учитель: Кандалова Светлана Ивановна

Тема. Решение практико ориентированных задач. Сюжет «задачи о теплице».

Цель: Научить учащихся использовать математические знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения, сдачи экзаменов и успешной социализации в обществе.

Задачи:

- На примере сюжетных задач показать, как математика может пригодиться в жизни.

- Отобрать (назвать) необходимые ресурсы (знания) для решения проблемы.

- Выбрать эффективные пути и способы решения проблемы.

- Обосновать свой выбор.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

1.Ученик осознает смысл и понимает личную ответственность за будущий результат.

2.Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

3.Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось бы заниматься.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

1.Умеют составлять план действий. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

2.Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные УУД:

1.Умеет формулировать проблемы и решать их.

2.Ученик владеет способами решения проблем.

3.Ученик может строить логическую цепь размышления. Умеет устанавливать причинно-следственную связь.

5.Ученик умеет проанализировать ход и способ действий.        

Коммуникативные УУД:

1.Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

2.Ученик умеет вступать в диалог.

3.Может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации.

4.Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.  

Предметные результаты:

1.Развита мотивация к дальнейшему изучению.

2.Систематизированы базовые термины и понятия.






Ход урока:

Добрый день, ребята. Скажите, пожалуйста, какими знаниями надо обладать, чтобы успешно решать жизненные ситуации? (Ответы). Хорошо, а как на счет задач, которые непосредственно касаются бытовых ситуаций? А именно задач по математике? (Ответы).

Все ваши ответы сводятся к понятию функциональной грамотности – а именно способности человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности».

Функциональная грамотность объединяет в себе три вида грамотностей:

а)Читательская

б) Математическая

в)Естественно-научная

Все эти виды мы с Вами применяем на наших уроках, а так же в подготовке к экзамену.

Перед вами блок заданий экзамена, а именно задачи с сюжетом «Теплица».

Для того, чтобы успешно решать эти задание, необходимо обладать читательской грамотностью, а именно уметь выделить основной смысл и ключевые слова в тексте и перенести эту информацию на чертеж, а так же естественно-научной грамотностью (ориентироваться в пространстве теплицы.)

- Прочитайте задачу и выделите ключевые слова.

З адача: Ярослав Александрович решил построить на дачном участке теплицу длиной 5 м. Для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Ярослав Александрович заказал металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5,1 м каждая и покрытие для обтяжки.

Отдельно требуется купить плёнку для передней и задней стенок теплицы. В передней стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником ВСС1В1, где точки В, О, С делят отрезок AD на четыре равные части. Внутри теплицы Ярослав Александрович планирует сделать три грядки по длине теплицы – одну центральную широкую грядку и две узкие грядки по краям. Между грядками будут дорожки шириной 50 см, для которых необходимо купить тротуарную плитку размером 25 см х 25 см.

1.Какое наименьшее количество дуг нужно купить для дорожек, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 70 см?

Ответ:

9







Важно: количество дуг на 1 больше, чем количество расстояний («шагов»), округление производится в большую сторону.

2. Сколько упаковок плитки необходимо купить для дорожек между грядками, если она продается в упаковках по 12 штук?


Ответ:

7








Это задание содержит в себе уже все виды грамотности: естественно-научная (чтобы представить дорожки, плитку, упаковки), читательская (не упустить, что плитка площадью меньшей, чем представленные ориентиры на чертеже), математическая (реальный подсчет количества упаковок плитки).

- В теплице 3 грядки, между которыми будут дорожки, т.е. всего 2 дорожки.

- Найдем площадь каждой дорожки, длина которых равна длине теплицы – 500 см, а ширина -50 см.

- Чему равна площадь двух дорожек?

- Найдите площадь одной плитки.

- Сколько плиток необходимо на дорожки?


3. Найдите ширину теплицы. Ответ дайте в метрах с точностью до сотых.


Ответ:

3

,

2

5





- Ширина теплицы отрезок AD.

- AD –диаметр окружности. Мы знаем длину металлической дуги (длину полуокружности).

- Используя формулу длины окружности найдем диаметр.

(Повторяется правило округления до сотых)

4. Найдите ширину входа в теплицу. Ответ дайте в метрах с точностью до десятых.


Ответ:

1

,

6






- Ширина входа это отрезок ВС – половина ширины теплицы, найденной в предыдущей задаче.

(Повторяется правило округления до десятых)


5. Найдите высоту входа в теплицу. Ответ дайте в метрах с точностью до десятых.


Ответ:

1

,

4






- Отрезок СС1 – является высотой входа в теплицу.

- Рассмотрите треугольник ОСС1.

- Какую теорему надо применить?

1,73


6. Найдите площадь участка под грядками в квадратных метрах. Результат округлите до десятых.


Ответ:

1

1

,

3
















- Что надо знать, чтоб решить эту задачу? (форму грядок, формулу площади прямоугольника)

- В задаче №3 мы нашли ширину теплицы.

7. Найдите ширину узкой грядки, если ширина центральной грядки относится к ширине узкой грядки как 5:2. Ответ дайте в сантиметрах.Результат округлите до десятков.


Ответ:

5

0







- Найдите ширину всех грядок.

- Сколько частей составляет ширина?

- Сколько сантиметров в одной части?

- Чему равна ширина узкой грядки?

8. Сколько процентов составляет площадь, отведенная под грядки, от площади всего участка, отведенного под теплицу? Ответ округлите до целых.


Ответ:

6

9







Для решения данной задачи воспользуемся задачей № 6.

- Сколько процентов составляет площадь всего участка?

- Составьте пропорцию и решите задачу.

9. Сколько квадратных метров плёнки необходимо купить для передней и задней стенок, если с учетом крепежа её нужно брать с запасом 10%? Ответ округлите до целого значения.


Ответ:

9








- Какую геометрическую фигуру образуют передняя и задняя стенки?

- Как вычислить площадь круга?


Рефлексия:

Итак, какой блок задач мы с Вами учились решать сегодня?

Что нам надо было знать для решения этих задач?


Данные задачи являются практико-ориентированными. Это значит, что вы вполне себе можете столкнуться с ними в реальной жизни.


Домашнее задание:

Отработайте варианты с блоком задач «Теплица»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития функциональной грамотности. Решение практико ориентированных задач.

Автор: Кандалова Светлана Ивановна

Дата: 19.06.2025

Номер свидетельства: 671938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся"
    ["seo_title"] => string(80) "uchebnogo_kursa_veroiatnost_i_statistika_dlia_razvitiia_funktsionalnoi_matematic"
    ["file_id"] => string(6) "641897"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702285534"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Формирование химической компетенции обучающихся через решение практико-ориентированных задач на уроках химии для: обучающихся 8 - 11 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_khimicheskoi_kompetentsii_obuchaiushchikhsia_cherez_reshenie_prakti"
    ["file_id"] => string(6) "652754"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1718291687"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Проблемы формирования функциональной грамотности  личности в образовании. "
    ["seo_title"] => string(76) "probliemy-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-lichnosti-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "198783"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428467670"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Формирование функциональной грамотности как составляющей комплексной оценки предметных и метапредметных результатов""
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_kak_sostavliaiushchei_kompleksnoi_otsenk"
    ["file_id"] => string(6) "653553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1719222128"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Статья " Инновационные подходы к обучению школьников начальных классов – как средство формирования функциональной грамотности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(150) "stat-ia-innovatsionnyie-podkhody-k-obuchieniiu-shkol-nikov-nachal-nykh-klassov-kak-sriedstvo-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "185190"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426157080"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства