Урок по теме "Деление с остатком. Случаи деления, когда делитель больше делимого"
Урок по теме "Деление с остатком. Случаи деления, когда делитель больше делимого"
ТЕМА УРОКА: Случаи деления, когда делитель больше делимого.
ТИП УРОКА: урок открытия нового знания
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная: создать условия для раскрытия конкретного смысла действия деления с остатком, когда в частном получается ноль (делимое меньше делителя); закреплять приёмы внетабличного умножения и деления, умения решать задачи изученных видов.
Развивающая: создать условия для развития и коррекции мыслительных операций, внимания;
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатсяприменять частные случаи деления с остатком, решать задачи, вычислять значение выражения с одной переменной, находить корень уравнения, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Деление с остатком. Случаи деления, когда делитель больше делимого"»
ТЕМА УРОКА: Случаи деления, когда делитель больше делимого.
ТИП УРОКА: урок открытия нового знания
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная: создать условия для раскрытия конкретного смысла действия деления с остатком, когда в частном получается ноль (делимое меньше делителя); закреплять приёмы внетабличного умножения и деления, умения решать задачи изученных видов.
Развивающая: создать условия для развития и коррекции мыслительных операций, внимания;
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатсяприменять частные случаи деления с остатком, решать задачи, вычислять значение выражения с одной переменной, находить корень уравнения, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий.
Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие. Сегодняшний урок не станет исключением. Мы постараемся расширить свои математические знания.
- Наш урок пройдёт под девизом:
«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».
Эти слова принадлежат известному французскому математику 17 века Рено Декарту.
- Как вы понимаете это выражение?
Актуализация знаний.
Блицтурнир.
Начнем наш урок, как обычно, с повторения. Сегодня оно пойдет в виде разминочного блицтурнира. Открываем тетрадь. Число уже записано. Отступили две клетки вниз. У нас задание без номера.
Ребята, я буду читать задачу, а вы записываете только выражение и решаете его. Пояснения не пишем, ответ не пишем. У нас блицтурнир.
Оформляем первый столбик:
На полке лежало 20 книг со сказками и 10 книг со стихами. Во сколько раз больше книг со сказками, чем со стихами лежало на полке?
Длина полоски 16 см. Найдите 1/8 часть полоски.
Площадь прямоугольника 28 см². Длина – 4 см. Найдите ширину.
Оформляем второй столбик. Отсчитайте 3 клеточки вправо.
Аналогичная работа. Я читаю задание, а вы составляете выражение и решаете его.
Во сколько раз 52 больше, чем 4?
Во сколько раз 96 больше, чем 6?
Во сколько раз 11 меньше, чем 77?
Проверка (осуществляется фронтально. Ответы заранее записаны учителем на обратной стороне доски).
20 : 10 = 2 52 : 4 = 13
16 : 8 = 2 96 : 6 = 16
28 : 4 = 7 77 : 11 = 7
У кого точно так же? (Поднимают руки). Хорошо. Кто не сделал ни одной ошибки, оцените себя, поставив на полях карандашом «+». У кого ошибки есть, те не расстраивайтесь, впредь будьте более внимательны.
2. Обобщение.
- Ребята, а что общего в этих примерах?
(Они все на деление.)
- А чем они различаются?
( Здесь представлены разные способы деления.)
- Хорошо. А на какие 2 большие группы мы можем разделить эти примеры?
(Табличное деление (1 столбик) и внетабличное (2 столбик).)
- Сколько способов внетабличного деления можете здесь выделить? ( 2 )
- Какие?
(Способ подбора и случай, когда мы представляем число в виде суммы удобных (или разрядных) слагаемых и делим каждое из них отдельно.)
- А какой еще способ внетабличного деления мы знаем?
(Деление с остатком.)
- Давайте вспомним компоненты деления с остатком.
(Делимое, делитель, неполное частное и остаток.)
- Верно. А сколько способов деления с остатком нам знакомо?
(Два способа.)
- Какие?
(1. Вспоминаем наибольшее число из таблицы умножения, которое можно разделить без остатка
2. Находим частное методом подбора.)
- Какое самое главное правило должно соблюдаться, независимо от того каким способом мы решаем?
(Остаток всегда должен быть меньше делителя.)
- Предлагаю их вспомнить.
III. Создание проблемной ситуации.
- Продолжаем устный счёт
человека у доски
1 - записывает те выражения, которые будет делать первым способом, 2- вторым. Класс записывает все примеры. Оформляем в столбик.
27 : 6 = 4 (ост. 3) 1
89 : 22 = 4 (ост. 1) 2
30 : 4 = 7 (ост. 2) 1
50 : 15 = 3 (ост. 5) 2
8 : 9 = ???
- Какое выражение вызвало затруднение? (Последнее.)
- Почему?
(Не решали таких. Делимое меньше делителя (все наоборот).
-Вот проблема. Мы не знаем такого способа. Так что же делать? Чем будем заниматься на уроке?
(Будем учиться решать подобные примеры.)
- Конечно. Давайте сформулируем тему урока. Какие случаи деления мы будем сегодня рассматривать:
«СЛУЧАИ ДЕЛЕНИЯ, КОГДА ДЕЛИТЕЛЬ БОЛЬШЕ ДЕЛИМОГО»
IV. Работа по теме урока.
Практическая работа. Построение треугольника.
Возьмите 2 цветных карандаша. Давайте представим, что это стороны треугольника. С помощью этих двух предметов постройте (выложите) на столе треугольник.
- Сколько треугольников у вас получилось? (Нисколько.)
- А нисколько это сколько? (0 (ноль)
- Почему? (Т.к. у треугольника 3 стороны, а у нас было только две палочки)
- Как можно записать это математическим языком? Давайте вместе, не бойтесь ошибиться. Озвучивайте все свои идеи. (Я записываю все, даже то, что неправильно: местами меняют, еще что-нибудь придумают)
- Давайте вместе определимся, какая из этих записей составлена правильно.
(2 : 3 = 0 (т.к. было 2 палочки в делимом, а разделить их надо было на 3 стороны)
- Проверяем выражение:
Сколько было предметов? 2
Сколько сторон у треугольника? 3
Сколько получилось фигур? 0
А ваши 2 карандаша, которыми вы пробовали выложить треугольник, у вас остались?
Чего же не хватает в нашей записи? (ост.2) Дописываю.
Практическая работа. Построение четырёхугольника.
- Теперь возьмите еще один карандаш. Теперь сколько предметов у вас стало? ( 4 ) Постройте квадрат. (Аналогично составляем пример, но уже ребенок у доски).
Сделаем вывод:
Посмотрите внимательно на эти 2 примера и сделайте вывод: каким будет результат деления, если делимое меньше делителя?
(В частном будет ноль, а остаток будет равен делимому.)
- Вернемся к нашему забытому примеру, который вызвал у нас затруднение. Как предложите его решить? Запишите самостоятельно 8 : 9 = 0 (ост.8) Записываем в этот же столбик.
- Закончите мою мысль: Если делитель больше, чем делимое, то в частном будет… ноль, а остаток будет равен делимому (2-3 человека должны сказать)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА (Повторяем 2 раза)
Мы танцуем «Хлопай-топай (хлопаем в ладоши)
Утром, днём и вечером. (топаем ногами)
Лучший танец «Хлопай-топай», (хлопаем в ладоши)
Когда делать нечего. (топаем ногами)
Кем бы ни был ты – отличник (повороты влево-вправо)
Иль совсем наоборот, (повороты влево-вправо)
Разучите этот танец (хлопаем в ладоши)
И танцуйте целый год (топаем ногами)
Работа с интерактивной доской.
Итак, повторим наш вывод: как выполнить деление, если делитель больше делимого?
Проверим наши выводы.
Закрепление
Работа в парах.
- Карточки. Подчеркните только те примеры, в которых допущены ошибки. (2-3 мин)
9 : 13 = 0 (ост. 9)
7 : 12 = 0 (ост. 12) !
4 : 7 = 0 (ост. 7) !
10 : 11 = 10 (ост. 0) !
15 : 17 = 0 (ост. 15)
- Проверка на доске. Решим их правильно и запишем в тетрадь во второй столбик. (1 человек на доске записывает с объяснением, потом другой, потом третий, остальные по ходу в тетрадь)
2. Задача № 2 с. 31 учебника.
- Ребята, а без чего не обходиться ни один урок математики? (Без задач.) Предлагаю решить задачу № 2 с. 31 учебника.
- Сколько вопросов в задаче? Сколько простых задач здесь? Решаем первую простую задачу.
Ученик у доски:
10 : 3=3 (ост. 1)
Ученик у доски:
5 : 3 = 1 (ост. 2)
Ответ: 1 ручку можно купить, 2 рубля останется.
1 : 3= 0 (ост. 1)
Ответ: ни одной ручки нельзя купить, 1 рубль останется.
3) Работа в паре
А теперь ещё раз поработаем в паре. Каждая пара получает лист с заданием. На листе ряд чисел. Ваша задача 1) вычеркнуть те числа, которые являются табличными. 2) Из оставшихся чисел прямо на листе составить все возможные выражения по нашей теме. То есть какие? (чтобы делитель был больше делимого) Кто больше составит, тот и победил. Вопросы есть? Начали. (5 мин максимум, хожу и смотрю в каждую группу)
12, 13, 24, 27, 31, 37, 42, 47
13, 31, 37, 47
13 : 31=0 (13) 31 : 37 = 0 (31)
13 : 37=0 (13) 31 : 47 = 0 (31)
13 : 47=0 (13) 37 : 47 = 0 (37)
Каждая группа дополняет. Оформление у доски. Если время остается, то записать любые 6 примеров (3- в 1 столбик, 3 – во второй).
Подведение итога. Рефлексия.
- Что изучали на уроке?
- Продолжите фразы
Сегодня на уроке я узнал (а) что …
Мне было трудно…
Больше всего мне понравилось…
- Спасибо за урок. Мне больше всего на уроке понравились вы и ваша активность.