Просмотр содержимого документа
«Урок математики " Задачи на разностное сравнение"»
Тема: «Задачи на разностное сравнение» 1 класс
Цели урока:
обучающая – закрепить знания состава чисел первого десятка, совершенствовать вычислительные навыки в пределах первого десятка, открыть новые знания – правило разностного сравнения чисел; развивающая – развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, развивать логическое мышление; воспитательная – воспитывать коммуникативные умения, культуру учебного труда.
Ход урока:
1. Организационный момент. Введение в тему урока.
Учитель предлагает детям отгадать загадку:
Дел у меня немало – Я белымодеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белюполя, дома, Зовут меня … (Зима)
У: Какой месяц год кончает, зиму начинает?
Д: Декабрь.
У: Какой праздник ждет нас в конце декабря?
Д: Новый Год.
У: Сегодня на уроке математики мы будем готовиться к встрече Нового Года. Отгадайте загадку:
Я модница такая, что всем на удивленье. Люблю я бусы, блестки, любые украгенья. Но на мою, поверьте, великую беду Наряд мне одевают всего лишь раз в году. (Ёлка)
2. Математическая разминка.
У: К Новому Году принято наряжать елочку. Давайте и мы это сделаем. Елочки у нас математические, и наряжать мы их будем шарами, на которых написаны математические выражения.
К доске прикреплены 3 елочки, на верхушках у них цифры 7, 8, 9.
На столе у учителя разложены изображения разноцветных шаров, на которых напечатаны выражения: 1+6, 5+2, 3+4, 4+3, 6+1, 1+7, 2+6, 3+5, 4+4, 6+2, 1+8, 2+7, 3+6, 4+5, 7+2.
От каждого ряда приглашаются по желанию по 2 ребенка. Дети от первого ряда «наряжают» елочку с числом 7, от второго ряда – с числом 8, от третьего ряда – с числом 9. Для этого выбираются выражения на состав нужного числа и крепятся к елочке магнитами.
Дети класса следят за правильностью выполнения задания. Подводится итог.
У: Ёлочки нарядили, но праздник начинать ещё рано. Мы должны пригласить гостей. Найдя значение математических выражений, расшифруем имя одного очень важного гостя. (см. Приложение – лист с печатной основой)
Дети работают в парах. По мере выполнения задания у них получается ДЕД МОРОЗ.
У: С чем всегда приходит Дед Мороз?
Д: С подарками.
3. Решение задач. Выход на проблемную ситуацию.
У: В мешке у Деда Мороза всегда много сладостей для детей. К нам на урок он принес очень вкусные конфеты.
У: Объясните, что обозначают выражения: 6 + 1?
Д: Количество больших и маленьких конфет.
У: 4 + 3?
Д: Количество прямоугольных и овальных конфет.
У: 2 + 5?
Д: Различие конфет по узору.
У: 6 – 1?
Д: Высказывают разные предположения, останавливаются на том, что пока не могут объяснить каким образом это выражение соотносится с рисунком.
X
Учитель предлагает детям вернуться к этому выражению в конце урока, а пока выражение фиксируется на доске, рядом с ним появляется знак вопроса.
У: Кроме сладостей Дед Мороз приносит детям игрушки.
- В мешке у Деда Мороза лежит 6 зеленых машинок и 2 красных. Закрась зеленым цветом столько квадратиков, сколько было зеленых машинок. Закрась красным цветом столько квадратиков, сколько было красных машинок.
(см. Приложение. Дети работают на листах с печатной основой).
У: Поставьте вопрос к задаче. Выберите из трех предложенных схем ту, которая подойдет к этой задаче. Обведите ее карандашом. Докажите правильность выбора схемы. Запишите решение задачи. Устно ответьте на вопрос задачи.
4. Физминутка.
Шел по свету Дед Мороз (дети шагают на месте) Мимо елей и берез (из-под руки смотрят налево и направо) Мимо сосен (поднимают руки высоко), мимо пней (опускают руки низко) Шел он очень много дней (продолжают шагать на месте) Что же нес он за спиной? (изображают как несут мешок) Нес для нас мешок большой (разводят руки в стороны, показывая, какой большой мешок)
5. Открытие новых знаний.
У: А теперь послушайте ещё одну задачу.
- У Деда Мороза было 6 машинок и 4 куклы. Закрасьте красным цветом столько квадратиков, сколько было машинок. Закрасьте синим цветом столько квадратиков, сколько было кукол.
( Дети работают на листах с печатной основой).
У: Какой вопрос можно поставить к этой задаче?
Д: Сколько всего машинок и кукол?
У: Но я вам задам другой вопрос: на сколько машинок было больше, чем кукол? Потрогайте пальчиками на ваших листах те квадратики, которые показывают, на сколько машинок больше, чем кукол.
Д: На 2 машинки больше.
У: На сколько кукол меньше, чем машинок?
Д: На 2 куклы меньше.
У: Как вы это узнали?
Д: Увидели. Потрогали.
У: Да. На ваших рисунках можно увидеть, на сколько машинок больше, чем кукол. Но эту задачу можно было показать и на схеме.
У: А на схеме видно, на сколько машинок больше, чем кукол?
Д: Не видно.
У: Как же записать решение этой задачи?
Д: После высказывания разных мнений приходят к варианту 6 – 4.
У: Как же узнать, на сколько одно число больше другого?
Д: Надо из большего числа вычесть меньшее.
У: А как узнать, на сколько одно число меньше другого?
Д: Точно так же.
6. Фиксация новых знаний в виде блок-схемы.
Дети работают на листах с печатной основой параллельно с доской. Учитель на доске наклеивает заранее заготовленные части блок-схемы на лист формата А2.
больше
на?
( – )
меньше
7. Закрепление новых знаний.
У: Составьте задачу про елочные игрушки (на доске заранее размещены изображения 8 фонариков и 5 рыбок) так, чтобы в вопросе были слова «на сколько больше» или «на сколько меньше».
Д: Работают в парах. Дети первого варианта составляют решение задачи с вопросом «На сколько больше?»
Дети второго варианта составляют решение задачи с вопросом «на сколько меньше?»
Работа идет на наборных полотнах с использованием кассы цифр. По окончании работы дети в парах проверяют друг друга.
У: Какой ещё вопрос можно было бы поставить к условию задачи про фонарики и рыбок?
Д: Сколько всего игрушек повесили на елку?
У: Сосчитайте, сколько всего игрушек.
У: А теперь давайте вернемся к нашему заданию с конфетами. Что же обозначает выражение 6 – 1?
Д: На сколько больших конфет больше, чем маленьких.
У: А что же будет обозначать выражение 4 – 3?
Д: На сколько конфет овальной формы больше, чем прямоугольных?
8. Подведение итога урока.
У: Что же нового мы с вами узнали сегодня на уроке математики? Что вы расскажете сегодня дома о новых задачах?
9. Рефлексия.
У: Сегодня на уроке математики мы готовились к встрече Нового Года. Главная героиня этого праздника – Елочка. Сейчас я предлагаю вам нарисовать елочку на том листе, где вы работали сегодня на уроке. Но высоту своей елочки вы определите сами. Те дети, кому на уроке было интересно и все понятно, нарисуют елочку высокую. Дети, которые встретили трудности, нарисуют елочку среднего роста. Ну а дети, кому многое было непонятным, нарисуют маленькую елочку, которой ещё предстоит вырасти.