- создать условия для формирования интереса к учебной деятельности;
- формировать представления о связи математики с жизнью;
Регулятивные УУД:
- содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;
- формировать умение совместно с учителем оценивать результаты своих действий;
Познавательные УУД:
- сравнивать сосуды по вместимости;
- упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности;
- использовать математическую терминологию в построении небольших высказываний в устной форме;
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в индивидуальной и групповой работе ;
- высказывать свою точку зрения;
- уважительно относиться к чужому мнению.
Оборудование: сосуды для измерения разной вместимости, проектор.
Ход урока
I Организационный момент
II Актуализация знаний
- … то ручка короче карандаша. - … то дыня тяжелее арбуза. - … то дерево ниже дома. - … то скамейка уже стола. - … то мама младше папы. - … то чай холоднее супа. - … то день длиннее ночи. - … то стакан меньше ведра.
Устная работа 1. Игра «Веселый мяч» (Учитель кидает мяч и зачитывает высказывания. Ученик, поймавший мяч, его заканчивает.)
- Если карандаш длиннее ручки, то ручка… - Если арбуз легче дыни, то дыня… - Если дом выше дерева, то дерево… - Если стол шире скамейки, то скамейка… - Если папа старше мамы, то мама… - Если суп горячее чая, то чай… - Если ночь короче дня, то день… - Если ведро больше стакана, то стакан… 2. Работа по уч. стр. 39 "Кто тяжелее" 3. Решение задач
Оля вылепила из пластилина 3 зайчонка и 2 белочки. Сколько всего животных вылепила Оля?
3 года назад Лисёнку было 4 годика. Сколько лет Лисёнку сейчас?
Один ужонок длиной 7 см, а другой на 3 см короче. Какова длина второго ужонка?
В парке гуляли 7 мальчиков, а девочек на 3 больше. Сколько девочек гуляло в парке?
Медвежонку и Зайчонку дали 6 грибов. Сколько грибов у Зайчонка, если Медвежонок взял себе 4?
В корзинке боровиков столько же, сколько подосиновиков. Сколько боровиков в корзине, если всего там 6 грибов?
Сколько кустов на лесной опушке, если 3 из них – черника, 2 - брусника и ещё 1 – голубика?
III. Изучение нового материала.
- Отгадайте, что это за герой к нам пришёл в гости?
Любит есть он бутерброд Не как все, наоборот, Он в тельняшке, как моряк. Звать кота, скажите, как? (Матроскин) слайд Ребята, давайте Матроскину ответить на вопрос: куда больше вместиться молока – в кастрюлю слайд или банку? слайд
(Варианты ответов детей: «Больше молока вместится в кастрюлю, т.к. она шире, чем банка», «Больше молока вместится в банку, т.к. она выше, чем кастрюля», «Возможно, в банку и кастрюлю вместится одинаковое количество молока».)
Учитель: Ребята, наверное, нам надо измерить вместимость кастрюли и банки.
Матроскин: Да мы уже измеряли: и линейкой, и на весах. Ничего не получается, ничего не понятно. То банка больше, то кастрюля тяжелее.
Учитель: Ребята, а разве мы можем узнать, сколько молока влезет в банку с помощью линейки или на весах?
(рассуждения детей: «Линейкой мы измеряем длину, длину воды измерить нельзя», «Кастрюля и банка сделаны из разных материалов: кастрюля металлическая, а банка стеклянная, поэтому их масса разная. Наверно, массу воды нужно измерять в одинаковой посуде»)
Учитель: Конечно, нет. Вместимость кастрюли и банки надо измерить ёмкостями.
Ну, хорошо. Пусть ко мне выйдут два смельчака, два умника. Держите ваши ёмкости (одному даёт пол.литровую банку другому - стакан). Наполните кастрюлю и банку водой да посчитайте, сколько куда влезет. (Ученики наполняют ёмкости водой)
Матроскин: Ну что, сколько в кастрюле банок? (3 банки) А в эту банку сколько стаканов влезло? (12 стаканов) Ха, я так и знал! Говорил же я этому псу-недоучке, что баночка-то моя побольше его кастрюльки!
Учитель: Подожди, Матроскин. Мне кажется, что-то тут не так. Ребята, а вы как думаете?
(рассуждения детей: «Стаканы и банки разные. Стаканы намного меньше, чем банки, поэтому их больше. В одну такую банку войдёт несколько стаканов воды. Измерять количество воды надо только стаканами или только банками»)
Учитель: Верно, вместимость надо определять одинаковой меркой, а не разными. А мерка эта называется литр (учитель показывает литровую ёмкость – стеклянную банку, на банке надпись – 1 Л). Встречались ли вы с литровыми ёмкостями в повседневной жизни? (ответы детей: встречались на кухне – банка, кастрюля, графин, коробка сока, бутылка молока, бутылка растительного масла и т.д. Учитель демонстрирует различные литровые ёмкости – с водой, с молоком, растительным маслом, соком, лимонадом)
Ребята, подумайте, в чём особенность продуктов, которые измеряют литрами? (Рассуждения детей: «Все эти продукты похожи по состоянию на воду, то есть жидкие») Верно. Количество жидкости в ёмкости измеряют литрами. Литр – это единица измерения жидкости. слайд
Закрепление знания единицы вместимости
Давайте вспомним, сколько литровых банок поместилось в кастрюле (ответ детей - 3). Значит, кастрюля вмещает три литра! Слово литр сокращёно
Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?
Дети. В магазине продают сок в пакетах 1 литр, 2 литра. слайд – Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. слайд – Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.
- Лимонад, масло слайд
слайд
4. Работа по учебнику стр. 38 № 2, 4.
IV. Итог урока.
Что вы сегодня открыли в ходе нашего исследования?