4Г классе 22.03.2017 г.
Цель | Способствовать развитию умений умножения числа на сумму. |
Задачи | Сформировать представление о различных способах умножения числа на сумму, закрепить навыки пользования удобными способами вычисления; использовать удобный способ умножения числа на сумму при решении задач, развивать навык анализа задач, составлять задачи по выражению; соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок; развивать математическую речь и логическое мышление. Коррекционные: работать над расширением математического кругозора; развивать математическую речь, внимание, логическое мышление. |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся раскладывать множитель на удобные слагаемые, составлять верные равенства и задачи по выражению, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: понимать универсальность математических способов познания окружающего мира. |
Методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический. |
Образовательные ресурсы | 1. Математика. 4 класс: поурочные планы по программе «Школа России». - Москва : ВАКО, 2014 2. Математика. 4 класс: учебник - Москва : Просвещение, 2014 3. Электронное приложение к учебнику |
Оборудование | Школьная доска, экран, компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Сумма, произведение, значение выражения, удобный способ. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсаль-ныеучебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель-ности (2 мин) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. - На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Даёт команду записать в тетрадь дату урока | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Записывают в тетради дату. | Фронтальная, индивидуальная | К - планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л - понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Актуализация знаний (5 мин) | 1. Проверка домашнего задания. 2. Устный счет: 3. Работа с экраном | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. Расположите ответы в порядке возрастания, и подпишите под числами необходимые буквы. Если правильно выполните задание, то сможете прочитать название одного из математических выражений. - Какое слово у вас получилось? - Какое математическое действие мы так называем? таблица умножения – карточки. - Посмотрите на экран и назовите, что вы видите: (234+35 675+15 68+25 43+9 1+8 a+b) Что объединяет эти записи? Назовите свою сумму чисел. | умножение Выполняют задание устного счёта -карточки - это суммы Ответы детей | Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная Индивиду-альная Фронтальная | П - устанавливают математические отношения между объектами; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; осуществляют логические действия. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К - обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса Л. – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о присинах своего успеха или неуспеха в учении; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность изучения математики в жизни человека. | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Сообщение темы, цели, урока (5 мин) | | 5х(4+3) А какое это действие? Сколько действий? Как найти значение выражения? Молодцы! Так вы умеете решать! - А как ещё можно узнать значение этого выражения? (вспомните законы умножения) - Назовите тему нашего урока. -А какую цель мы поставим перед собой? | -умножение -2 действия - Сначала найти сумму в скобках, затем выполнить умножение - Ответы детей - Умножение числа на сумму - Научиться производить это действие удобным способом | Фронтальная | | |
IV. Изучение нового материала (10 мин) | 1. Объяснение нового материала 2. Чтение статьи учебника | - Рассмотрите рисунок на экране. Что вы видите? - Сколько колонок? - Сколько цветов в каждой колонке? - Сколько видов цветов? -Как узнать сколько у нас цветов? -Как можно выполнить эти вычисления? -Верно. Это один способ. А как ещё можно найти значение этого выражения? - Сколько роз у нас на экране? - Как видите, при нахождении результата двумя разными способами, ответ получился один и тот же, значит при умножении числа на сумму мы можем использовать два способа решения. - Рассмотрим ещё один пример. - Сделайте вывод - Проверим правильность вашего вывода, для этого прочитайте в учебнике статью на стр.42., как можно умножить число на сумму. | -колонки с разными цветами - 5 колонок (3 и 2) - 4 цветка - 2 вида 4х(3+2) -Найти сумму чисел 3 и 2, затем 4 умножить на 5 - Сначала узнать сколько красных роз, для этого умножить 4 на 3. Затем узнать сколько жёлтых роз, для этого 4 умножить на 2. Результаты двух действий сложить. - 20 роз. - объяснения детей - умножить число на сумму можно двумя способами: найти сумму и число умножить на её значение; число умножить на каждое слагаемое и результаты вычислений сложить. Читают учебник | Фронтальная. Фронтальная Индивидуальная. фронтальная | П - устанавливают математические отношения между объектами; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; осуществляют логические действия. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К - обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса Л. – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о присинах своего успеха или неуспеха в учении; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность изучения математики в жизни человека. | Знание приема умножения числа на сумму Работа с учебной статьёй |
V.Первич-ноезак-репление (10 мин) | Работа по учебнику Физкульт-минутка | № 139 (1 и 2 пример) на доске - При умножении числа на сумму можно сначала вычислить сумму и умножить число на полученный результат, а можно умножить число на каждое слагаемое и полученные результаты сложить. Предлагает выполнять движения согласно физкультминутке Вы наверное устали? Ну, тогда все дружно встали Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам – шлёп, шлёп По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлёпай! Спинки дружно прогибаем Мы осанку исправляем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. № 140 на экране (устно) -Как вы понимаете задание? -Сколько способов мы теперь знаем? -Значит при выполнении задания вы постараетесь определить и использовать наиболее удобный способ. | Выполнив задание, формулируют свойства умножения Выполняют физкультминутку - тот, который удобно применить при вычислениях. - два способа Сначала проговаривают вслух оба способа, выбирают более удобный и записывают решение этим способом. | Индивидуальная, фронтальная Фронтальная Фронтальная, индивидуальная. | Р. – принимают и сохранняют учебную задачу. К - проявляют готов- ность слушать. Л - имеют установку на здоровый образ жизни | Примене-ние на практике приёмов умноже-ния числа на сумму Выполне-ние движений согласно инструк-ции Примене-ние на практике приёмов умноже-ния числа на сумму |
IV.Прак-тическая деятель-ность (10 мин) | 1. Решение задач. | -А как вы думаете. Можно ли применить эти два способа при решении задач? -Давайте попробуем. № 142 составление краткой записи и решение -Прочитайте задачу. -Каким способом будем составлять краткую запись? -Что возьмём за основу таблицы? Заполните таблицу в тетради. -Сколько было участков? -Сколько перевозили за 1 рейс? -Сколько рейсов было сделано? Внимание на экран! Проверьте свою запись. - Как можно решить эту задачу? Записать решение выражением. - Как ещё можно решить эту задачу? -Хорошо! Запишите оба способа решения задачи. -Решите задачу. -Какой способ оказался более удобным для решения этой задачи? Почему? -Какой ответ вы должны записать? Задачи какого типа вы ещё будете записывать в таблицу? № 143 - если успеем -Сделайте краткую запись, решите задачу предложенным выражением, предложите ещё один способ решения этой задачи. -Внимание на экран. Проверьте свои записи. -Назовите ещё один способ решения. | -можно - таблицей -за 1 рейс, кол-во рейсов, всего перевезено. -два участка -52 ц -5 и 4 рейса - Ответы детей (уч-ся называют способы решения задачи) - Ответы детей. Записывают в тетрадь. Решение задачи выполняют самостоятельно. - ответы детей. -Удобнее производить одно сложное вычисление вместо двух. -ответы детей -Ц К С -С В Р Самостоятельно выполняют задание, работая в паре. Проверка по образцу. | Фронтальная Фронтальная, индивидуальная. Работа в парах Индивидуальная Фронтальная, индивидуальная, Фронтальная, индивидуальная, групповая. | П.- проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; осуществляют моделированиеи преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство, Р - осуществляют контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К - строят речевое высказывание в устной форме, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства | Устные ответы, записи в тетради. |
VII. Итоги урока. Рефлексия (2 мин) | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | - Был ли понятен материал урока? - Остались ли вы довольны своей работой? Почему? - Какие задания показались легкими? сложными? - Как оцениваете свою деятельность на уроке? - Если всё было понятно и всё получилось – запишите в тетрадь любое выражение со значением 5, если остались вопросы – выражение со значением 4. | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П - ориентируются в своей системе знаний -отличают новое от уже известного. Р - оценивают собственную деятельность на уроке. JI - проявляют интерес к предмету | Устные ответы Запись в тетради |
VIII. Домашнее задание (1 мин) | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С 42, № 144, №145 (3-4 пример) | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р - принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | Запись в дневник |