kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики "Деление круглых чисел с остатком" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать умение делить "круглые" числа на однозначные числа с остатком

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Деление круглых чисел с остатком" 3 класс»


Урок 13.

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Деление круглых чисел с остатком».

(Л.Г. Петерсон, 3 класс, часть 2, стр.34-36)

Автор: Аникина Наталья Сергеевна

Основные цели:

1) сформировать умение делить «круглые» числа на однозначные числа с остатком;

2) актуализировать умение деления на 10, 100, 1000 и т.д., отрабатывать умение устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатом действия деления; умение деления многозначного числа на однозначное с остатком; тренировать умение выполнять деление многозначного числа, оканчивающегося нулями на круглое с остатком «углом» и выполнять проверку;

3) тренировать навыки устного счёта, умение решать задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) карточка с высказыванием:

Глупость и гордыня растут на одном дереве.

(немецкая пословица)





2) изображение героя Вовки из тридевятого царства в короне:

«Деление круглых чисел с остатком».


3) карточка с темой:

4) инструкция к выполнению задания 1 на этапе актуализации знаний:


Собери поленницу, используя инструкцию:

в каждом следующем примере делимое должно возрастать…

(начинай с нижней ячейки)




5) «брёвна» с примерами для этапа актуализации знаний:





6) изображение печки:




7) эталон деления круглых чисел:






8) эталон проверки деления с остатком:




9
) пенёк с заданием на этапе актуализации знаний:


10) картинка, изображающая тесто в миске:




1

1270 : 60

12700 : 600

127000 : 6000

1) задание для пробного действия:




12) отдельные карточки задания с планом построения проекта выхода из затруднения (аналогичные карточки в уменьшенном виде у каждого на парте):



Отбросить в делимом и делителе одинаковое количество нулей.



Выполнить деление углом, опираясь на эталон деления многозначного числа на однозначное.




Приписать к остатку отброшенное количество нулей.





Выполнить проверку деления с остатком.







13) алгоритм деления круглых чисел с остатком:












































14) картинка начинка для пирога


15) картинка с готовым пирогом


16) картинка с изображением Василис:



17) картинка с изображением Вовки, загибающего пальцы(он же на рефлексию)



18) картинка с изображением Двух из ларца



Раздаточный материал:

1) листок с изображением таблицы (для этапа актуализации)






2) по 4 карточки для каждой пары: с изображением ложки и записью пункта плана построения проекта выхода из затруднения (аналог есть в демонстрационном материале):

Отбросить в делимом и делителе одинаковое количество нулей.






Выполнить деление углом, опираясь на эталон деления многозначного числа на однозначное.






Приписать к остатку отброшенное количество нулей.






Выполнить проверку деления с остатком.







3) лесенка успеха и картинки с изображением Вовки


























Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») путём появления знакомого сказочного героя и обсуждения пословицы;

2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

3) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»): «Деление круглых чисел с остатком» (за счёт опоры на тему предыдущего урока).


На доске прикреплено изображение известного героя из сказки «Вовка в тридевятом царстве» и пословица.

Глупость и гордыня растут на одном дереве.

(немецкая пословица)











- Посмотрите-ка, ребята, к вам на урок снова пожаловал Вовка. Судя по его виду, он очень возгордился тем, что «всё-то он может, всё-то он знает, всё-то у него получается». Прочитайте немецкую пословицу, записанную на доске, и объясните, что Вовка ошибается.

Дети объясняют, как они понимают народную мудрость.

- А чем же можно гордиться? (Только результатом своего труда., ……..)

- Какую тему вы изучали на вчерашнем уроке? (Деление многозначного числа на однозначное число с остатком).

- Какими результатами вчерашнего труда вы можете гордиться? (…)

-

Деление … чисел с остатком.

Как же будет звучать, по-вашему, тема сегодняшнего урока? (Деление многозначного на

однозначное с остатком.)

Учитель открывает на доске тему:


- О чём говорит не до конца открытая тема? (Что мы с ней не знакомы, т.е. будем изучать что-то новое.)

- Хотите ли узнать то, чего не знаете о делении чисел с остатком? (Да.)

- Как вы узнаёте что-то новое? (Мы сами осознаём чего мы не знаем, сами находим способ.)

- Какие шаги вы делаете на уроках ОНЗ? (Сначала мы повторяем необходимое, потом пробуем выполнить задание на пробное действие и, скорее всего, встретимся с затруднением. Мы подумаем, почему не получилось, поставим цель и сами построим способ…)

- С чего вы обычно начинаете работу? (С повторения необходимого в открытии нового знания.)


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать умение деления круглого на круглое, деления с остатком и проверку этого действия;

2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение;

3) актуализировать норму пробного действия;

4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

5) создать условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.


1) Деление круглых чисел (сводящееся к укрупнению единиц счёта). Выполнение проверки деления через «смысл действия деления, взаимосвязь умножения и деления».

– Посмотрите на доску.

На доске появляется печка из тридевятого царства и инструкция выполнения задания 1:


Собери поленницу,

используя инструкцию:

в каждом следующем примере делимое должно возрастать…

(начинай с нижней ячейки)








- Однажды Вовка обидел печку, сегодня он просит помочь ему загладить перед ней свою вину. Нужно помочь ему выложить поленницу, используя разбросанные дрова (как складывать поленницу – написано на доске возле печки).











- У вас на столе лежат листочки, с таблицей, состоящей из 4 ячеек (по числу поленьев). Впишите в каждую ячейку то выражение, которое считаете нужным, в соответствии с инструкцией. А затем найдите значения выражений.


- Подумайте, что должно быть записано на брёвне с «?» и запишите недостающий пример.


- Что надо сделать в этом задании?


Для проверки выполненной работы вызывается по одному ученику, по цепочке.


- Какое выражение следовало нарисовать на полене с «?»? (96000: 3000.)

- Почему? (Каждый последующий пример содержит компоненты, увеличенные в 10 раз.)

- Если есть неверные ответы – исправьте.

- Что можете сказать о результате каждого выражения? (Не изменяется, потому что и делимое и делитель увеличиваются в 10 раз.)

- Какой пример лишний? Докажите. (96:3 – числа не являются круглыми.)

- Как делим круглые числа? (Отбросить в делимом столько нулей, сколько их в делителе, а затем вычислить результат.)

На доске вывешивается эталон:





На доске появляется сухое дерево с заданием 2.


- Посмотрите, рядом с печкой растёт сухое дерево, которое годиться на дрова. Выполните новое задание печки.

Заготовьте новые поленья, а для этого разделите 85 на 4 и 127 на 6.











К доске выходит ученик, который объясняет деление 85 на 4. (21 ост.1)













- Чтобы окончательно спилить сухой пень, нужно воспользоваться пилой (найти ответ записанного на пиле выражения).

Один ученик выходит к доске, он объясняет ход решения 127 : 6 (21 ост.1) (остальные у себя в тетради выполняют деление многозначного на однозначное «углом»).

- Чем будем пользоваться при делении? (Алгоритмом деления многозначного на однозначное углом.)

- Посмотрев на результаты деления этих выражений, что замечаете? (ответы одинаковые, хотя компоненты выражены разными числами.)

- Что мы повторяли? (Деление круглых чисел, деление на однозначное с получением остатка, по частям и «углом», проверку деления круглых чисел и деления с остатком.)


На доске появляется миска с тестом, рядом записан пример для пробного действия.


1270 : 60

12700 : 600

127000 : 6000









2) Задание для пробного действия.


- Вовка замесил тесто, но оно подойдёт, если вы выполните задание на пробное действие.

- Что нужно сделать? (Узнать результат деления.)

- Встречалось ли вам похожее задание? (Да, когда мы собирали поленницу мы делили круглые на круглые.)

- Что можем предположить о результате примеров, будет ли там остаток? (Да.)

- Что же нового в задании? (Никогда не делили круглые с остатком.)

- Хотите ли попробовать решить? (Да.)

- Тогда решите.


Дети самостоятельно выполняют задание.


- Кто не смог выполнить деления, поднимите руки?

- Кто получил ответ, поднимите руки? - У кого другой результат?

Все варианты ответа детей записываются на доске, правее соответствующих выражений. (ответы записать на доске 21-10, 21-100, 21-1000)


- Какое у вас затруднение? (Мы не можем доказать, что решили пример верно, у нас нет эталона деления круглых с остатком.)


3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) создать условия для проведения учащимися пошагового анализа своих действий с опорой на эталон деления многозначного углом;

2) организовать фиксацию учащимися шага, на котором возникло затруднение;

3) организовать выявление учащимися причины затруднения.


Организация учебного процесса на этапе 3:

– С чем вы встретились? (С затруднением.)

- Что должен сделать человек, который осознал, что у него есть затруднения? (Надо остановиться и подумать.)

– Какое задание вы выполняли? (Решали пример на деление круглых чисел с остатком.)

– Что в этом примере было для вас новое? (Никогда не делили круглые числа с остатком.)

– Почему же возникло затруднение? (У нас нет нужного способа для решения примеров такого типа.)


4. Построение проекта выхода из затруднения.


Цель:

1) сформулировать цель учебной деятельности;

2) согласовать тему урока;

3) выбрать способ и средства для построения нового знания.


Организация учебного процесса на этапе 4:

- Какова будет цель урока? (Создать эталон деления круглого с остатком или Научиться делить круглые числа с остатком)

- Какова тема? (Деление круглых чисел с остатком.)

- Какой следующий шаг? (Мы должны составить план выхода из затруднения или найти способ решения таких примеров)


- Для получения сказочного пирога Вовке нужно разложить «начинку» ложкой в определённой последовательности. Попробуйте её установить, работая в парах (это и будет планом работы в создании алгоритма деления круглых с остатком). На столах у вас лежат листочки бумаги с ложками и записями необходимых операций, расположите их в нужном порядке. Далее сравниваются полученный порядок пунктов плана.

Порядок должен быть следующим:

Отбросить в делимом и делителе одинаковое количество нулей.








Выполнить деление углом, опираясь на эталон деления многозначного на однозначное.







Приписать к остатку отброшенное количество нулей.







Выполнить проверку деления с остатком.





- Что у вас получилось?




- Сравните с эталоном.

- Результатом нашего труда является вот такой замечательный пирог! (Слайд)



Физминутка.


Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я



5. Реализация построенного проекта.



Цель:

1) создать условия для построения детьми нового способа решения примеров деления круглого с остатком;

2) применить новый способ действий для решения примеров, вызвавших затруднение;

3) зафиксировать новый способ действия в речи и с помощью эталона;

4) зафиксировать преодоление возникшего затруднения.


Организация учебного процесса на этапе 5:

- Сейчас вы будете решать примеры, которые вызвали у нас затруднение в пробном действии, пользуясь составленным алгоритмом (он на доске и на ваших партах)…


К доске выходят поочерёдно 3 ученика и решают примеры.



127дес. : 6дес.

127сот. : 6сот.

127тыс. : 6 тыс.

ПРИПИСАТЬ……к остатку 1 нуль.

ПРИПИСАТЬ……к остатку

2 нуля.

ПРИПИСАТЬ……к остатку 3 нуля.



- Преодолели ли вы затруднение?

- Молодцы.

- Что должны делать дальше? (Потренироваться в решении примеров на новое знание с применением полученного алгоритма.)


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи.


Организация учебного процесса на этапе 6:


– Откройте учебник на стр.34. Потренируемся в решении примеров на новый способ с использованием эталона.

– Вовка попал на другую страницу сказки, где его встречают Василисы Премудрые. Они просят решить его и вас примеры со стр.34 № 3 (1 строчка 2 и 3 примеры)


Один ученик решает 3 у доски, остальные в тетради.

80.120 : 90= 890 ост.20

392.000 : 300=1.306 ост.200






- Какой наш следующий шаг? (Теперь нужно поработать самостоятельно.)


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового способа действий;

2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.


Организация учебного процесса на этапе 7:


– Задание для самостоятельной работы вам предлагают Двое из ларца.


стр.34 № 3, мальчики 2 столбик 2 пример, девочки 2 столбик 3 пример.


– На какую тему будете выполнять задание, чем пользоваться? (Деление круглых с получением остатка, будем использовать эталон, созданный на уроке.)

– Выполните деление самостоятельно (задание записано на доске): 267 040 : 50; 102 560 : 60.

- Что нужно сделать дальше? (Проверить по эталону для самопроверки, результаты 5.340 ост.40, 1.709 ост.20)

- Если всё правильно поставить «+», если неправильно «?»

- У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся? Что станет вашей целью в дальнейшем? (Научиться применять эталон деления круглого с остатком, тренироваться в делении на однозначное «углом».)

- У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как делить круглое число с остатком.)

- Где могут пригодиться новые знания?


8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия;

2) тренировать в решении задачи на деление по содержанию, отрабатывать умение правильно записывать ответ в таких задачах, при получении в результате деления частного и остатка;


Организация учебного процесса на этапе 8:

На доске появляется картинка с изображением Вовки:



-Вовка освоил новый вид деление и предлагает выполнить последнее задание, решить задачу.

Послушайте их задачу:

«На каравай идёт 700 гр. муки. Сколько караваев можно испечь из 243 кг муки?»

- Предлагаю решить эту задачу.

Сначала нужно было представить делимое в той же единице измерения, что и делитель (т.е. в граммах). 243 кг = 243 000 гр. Затем выполнить деление, используя алгоритм деления круглых чисел с остатком (проговаривается решение по алгоритму).

В результате деления получилось 243 000 : 700 = 347 (к.) 100 (гр. м.))

Для ответа выбрано число 347, т. к. остаток показывает количество муки (которого не хватит на каравай, а следовательно, караваев можно будет сделать только 347).

– А Вовке пора с вами прощаться и отправляться домой. Что он собирается сделать по-вашему? (Вспомнить, что было на уроке).

- Давайте и мы вспомним что делали?

На экране появляется картинка с изображением Вовки, загибающего пальцы.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Цель:

1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2) соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;


Организация учебного процесса на этапе 9:

- Что нового узнали? (Как делить круглые числа с остатком.)

- Какую цель ставили? (Создать эталон деления круглого с остатком и научиться решать примеры с применением этого эталона.)

- Достигли ли вы цели?

- Удалось ли вам поработать учениками? (Да.)

- Докажите. (Ученики перечисляют шаги учебной деятельности: узнали чего не знаем и сами нашли способ.)

- Вспомним, начало нашего урока. На экране появляется первая картинка урока (Вовка стоит в короне).

- Вы говорили, что можно гордиться, но лишь результатом своей работы. Вовка исправил свою ошибку в отношении печки, работал сам, то что делал, получалось, если не получалось, то он понял причину. А вы? Оцените и вы свою работу. Расположите фигурку Вовки на определённой ступеньке. Фигурки лежат у каждого на парте.


-Не все ученики довольны собой. Стоит ли им расстраиваться, опускать руки? (нет) Что предлагаете делать? (Тренироваться в решении примеров на деление круглых чисел с остатком, в решении задач.)

- Где вы это сможем осуществить? (Дома, на следующем уроке.)


Домашнее задание:

стр. 34 3 (2, 3 примеры), стр. 35 4 (б)











14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок математики "Деление круглых чисел с остатком" 3 класс

Автор: Аникина Наталья Сергеевна

Дата: 29.01.2017

Номер свидетельства: 385004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока математики для 2 и 4 класса в малокомплектной школе "
    ["seo_title"] => string(90) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-matiematiki-dlia-2-i-4-klassa-v-malokompliektnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "124371"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689575"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "КТП по математике 3 класс "Школа России""
    ["seo_title"] => string(41) "ktp_po_matiematikie_3_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "426334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1503763705"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Презентация урока математики для 2 и 4 класса в малокомплектной школе "
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia-uroka-matiematiki-dlia-2-i-4-klassa-v-malokompliektnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "127734"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415367636"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Рабочая программа по математике 6 класс (8 вида) "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-6-klass-8-vida"
    ["file_id"] => string(6) "117102"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412699417"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по математике на тему: "Умножение и деление числа 4" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-umnozhieniie-i-dielieniie-chisla-4"
    ["file_id"] => string(6) "211834"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431690250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1160 руб.
1940 руб.
1120 руб.
1870 руб.
1240 руб.
2070 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства