Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Деление круглых чисел с остатком" 3 класс»
Урок 13.
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Деление круглых чисел с остатком».
(Л.Г. Петерсон, 3 класс, часть 2, стр.34-36)
Автор: Аникина Наталья Сергеевна
Основные цели:
1) сформировать умение делить «круглые» числа на однозначные числа с остатком;
2) актуализировать умение деления на 10, 100, 1000 и т.д., отрабатывать умение устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатом действия деления; умение деления многозначного числа на однозначное с остатком; тренировать умение выполнять деление многозначного числа, оканчивающегося нулями на круглое с остатком «углом» и выполнять проверку;
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) карточка с высказыванием:
Глупость и гордыня растут на одном дереве.
(немецкая пословица)
2) изображение героя Вовки из тридевятого царства в короне:
«Деление круглых чисел с остатком».
3) карточка с темой:
4) инструкция к выполнению задания № 1 на этапе актуализации знаний:
Собери поленницу, используя инструкцию:
в каждом следующем примере делимое должно возрастать…
(начинай с нижней ячейки)
5) «брёвна» с примерами для этапа актуализации знаний:
6) изображение печки:
7) эталон деления круглых чисел:
8) эталон проверки деления с остатком:
9 ) пенёк с заданием на этапе актуализации знаний:
10) картинка, изображающая тесто в миске:
1
1270 : 60
12700 : 600
127000 : 6000
1) задание для пробного действия:
12) отдельные карточки задания с планом построения проекта выхода из затруднения (аналогичные карточки в уменьшенном виде у каждого на парте):
Отбросить в делимом и делителе одинаковое количество нулей.
Выполнить деление углом, опираясь на эталон деления многозначного числа на однозначное.
Приписать к остатку отброшенное количество нулей.
Выполнить проверку деления с остатком.
13) алгоритм деления круглых чисел с остатком:
14) картинка начинка для пирога
15) картинка с готовым пирогом
16) картинка с изображением Василис:
17) картинка с изображением Вовки, загибающего пальцы(он же на рефлексию)
18) картинка с изображением Двух из ларца
Раздаточный материал:
1) листок с изображением таблицы (для этапа актуализации)
2) по 4 карточки для каждой пары: с изображением ложки и записью пункта плана построения проекта выхода из затруднения (аналог есть в демонстрационном материале):
Отбросить в делимом и делителе одинаковое количество нулей.
Выполнить деление углом, опираясь на эталон деления многозначного числа на однозначное.
Приписать к остатку отброшенное количество нулей.
Выполнить проверку деления с остатком.
3) лесенка успеха и картинки с изображением Вовки
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») путём появления знакомого сказочного героя и обсуждения пословицы;
2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
3) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»): «Деление круглых чисел с остатком» (за счёт опоры на тему предыдущего урока).
На доске прикреплено изображение известного героя из сказки «Вовка в тридевятом царстве» и пословица.
Глупость и гордыня растут на одном дереве.
(немецкая пословица)
- Посмотрите-ка, ребята, к вам на урок снова пожаловал Вовка. Судя по его виду, он очень возгордился тем, что «всё-то он может, всё-то он знает, всё-то у него получается». Прочитайте немецкую пословицу, записанную на доске, и объясните, что Вовка ошибается.
Дети объясняют, как они понимают народную мудрость.
- А чем же можно гордиться? (Только результатом своего труда., ……..)
- Какую тему вы изучали на вчерашнем уроке? (Деление многозначного числа на однозначное число с остатком).
- Какими результатами вчерашнего труда вы можете гордиться? (…)
-
Деление … чисел с остатком.
Как же будет звучать, по-вашему, тема сегодняшнего урока? (Деление многозначного на
однозначное с остатком.)
Учитель открывает на доске тему:
- О чём говорит не до конца открытая тема? (Что мы с ней не знакомы, т.е. будем изучать что-то новое.)
- Хотите ли узнать то, чего не знаете о делении чисел с остатком? (Да.)
- Как вы узнаёте что-то новое? (Мы сами осознаём чего мы не знаем, сами находим способ.)
- Какие шаги вы делаете на уроках ОНЗ? (Сначала мы повторяем необходимое, потом пробуем выполнить задание на пробное действие и, скорее всего, встретимся с затруднением. Мы подумаем, почему не получилось, поставим цель и сами построим способ…)
- С чего вы обычно начинаете работу? (С повторения необходимого в открытии нового знания.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
Цель:
1) актуализировать умение деления круглого на круглое, деления с остатком и проверку этого действия;
4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
5) создать условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
1) Деление круглых чисел (сводящееся к укрупнению единиц счёта). Выполнение проверки деления через «смысл действия деления, взаимосвязь умножения и деления».
– Посмотрите на доску.
На доске появляется печка из тридевятого царства и инструкция выполнения задания № 1:
Собери поленницу,
используя инструкцию:
в каждом следующем примере делимое должно возрастать…
(начинай с нижней ячейки)
- Однажды Вовка обидел печку, сегодня он просит помочь ему загладить перед ней свою вину. Нужно помочь ему выложить поленницу, используя разбросанные дрова (как складывать поленницу – написано на доске возле печки).
- У вас на столе лежат листочки, с таблицей, состоящей из 4 ячеек (по числу поленьев). Впишите в каждую ячейку то выражение, которое считаете нужным, в соответствии с инструкцией. А затем найдите значения выражений.
- Подумайте, что должно быть записано на брёвне с «?» и запишите недостающий пример.
- Что надо сделать в этом задании?
Для проверки выполненной работы вызывается по одному ученику, по цепочке.
- Какое выражение следовало нарисовать на полене с «?»? (96000: 3000.)
- Почему? (Каждый последующий пример содержит компоненты, увеличенные в 10 раз.)
- Если есть неверные ответы – исправьте.
- Что можете сказать о результате каждого выражения? (Не изменяется, потому что и делимое и делитель увеличиваются в 10 раз.)
- Какой пример лишний? Докажите. (96:3 – числа не являются круглыми.)
- Как делим круглые числа? (Отбросить в делимом столько нулей, сколько их в делителе, а затем вычислить результат.)
На доске вывешивается эталон:
На доске появляется сухое дерево с заданием № 2.
- Посмотрите, рядом с печкой растёт сухое дерево, которое годиться на дрова. Выполните новое задание печки.
Заготовьте новые поленья, а для этого разделите 85 на 4 и 127 на 6.
К доске выходит ученик, который объясняет деление 85 на 4. (21 ост.1)
- Чтобы окончательно спилить сухой пень, нужно воспользоваться пилой (найти ответ записанного на пиле выражения).
Один ученик выходит к доске, он объясняет ход решения 127 : 6(21 ост.1) (остальные у себя в тетради выполняют деление многозначного на однозначное «углом»).
- Чем будем пользоваться при делении? (Алгоритмом деления многозначного на однозначное углом.)
- Посмотрев на результаты деления этих выражений, что замечаете? (ответы одинаковые, хотя компоненты выражены разными числами.)
- Что мы повторяли? (Деление круглых чисел, деление на однозначное с получением остатка, по частям и «углом», проверку деления круглых чисел и деления с остатком.)
На доске появляется миска с тестом, рядом записан пример для пробного действия.
1270 : 60
12700 : 600
127000 : 6000
2) Задание для пробного действия.
- Вовка замесил тесто, но оно подойдёт, если вы выполните задание на пробное действие.
- Что нужно сделать? (Узнать результат деления.)
- Встречалось ли вам похожее задание? (Да, когда мы собирали поленницу мы делили круглые на круглые.)
- Что можем предположить о результате примеров, будет ли там остаток? (Да.)
- Что же нового в задании? (Никогда не делили круглые с остатком.)
- Хотите ли попробовать решить? (Да.)
- Тогда решите.
Дети самостоятельно выполняют задание.
- Кто не смог выполнить деления, поднимите руки?
- Кто получил ответ, поднимите руки? - У кого другой результат?
Все варианты ответа детей записываются на доске, правее соответствующих выражений. (ответы записать на доске 21-10, 21-100, 21-1000)
- Какое у вас затруднение? (Мы не можем доказать, что решили пример верно, у нас нет эталона деления круглых с остатком.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) создать условия для проведения учащимися пошагового анализа своих действий с опорой на эталон деления многозначного углом;
2) организовать фиксацию учащимися шага, на котором возникло затруднение;
3) организовать выявление учащимися причины затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– С чем вы встретились? (С затруднением.)
- Что должен сделать человек, который осознал, что у него есть затруднения? (Надо остановиться и подумать.)
– Какое задание вы выполняли? (Решали пример на деление круглых чисел с остатком.)
– Что в этом примере было для вас новое? (Никогда не делили круглые числа с остатком.)
– Почему же возникло затруднение? (У нас нет нужного способа для решения примеров такого типа.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) сформулировать цель учебной деятельности;
2) согласовать тему урока;
3) выбрать способ и средства для построения нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какова будет цель урока? (Создать эталон деления круглого с остатком или Научиться делить круглые числа с остатком)
- Какова тема? (Деление круглых чисел с остатком.)
- Какой следующий шаг? (Мы должны составить план выхода из затруднения или найти способ решения таких примеров)
- Для получения сказочного пирога Вовке нужно разложить «начинку» ложкой в определённой последовательности. Попробуйте её установить, работая в парах (это и будет планом работы в создании алгоритма деления круглых с остатком). На столах у вас лежат листочки бумаги с ложками и записями необходимых операций, расположите их в нужном порядке. Далее сравниваются полученный порядок пунктов плана.
Порядок должен быть следующим:
Отбросить в делимом и делителе одинаковое количество нулей.
Выполнить деление углом, опираясь на эталон деления многозначного на однозначное.
Приписать к остатку отброшенное количество нулей.
Выполнить проверку деления с остатком.
- Что у вас получилось?
- Сравните с эталоном.
- Результатом нашего труда является вот такой замечательный пирог! (Слайд)
Физминутка.
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) создать условия для построения детьми нового способа решения примеров деления круглого с остатком;
2) применить новый способ действий для решения примеров, вызвавших затруднение;
3) зафиксировать новый способ действия в речи и с помощью эталона;
- Сейчас вы будете решать примеры, которые вызвали у нас затруднение в пробном действии, пользуясь составленным алгоритмом (он на доске и на ваших партах)…
К доске выходят поочерёдно 3 ученика и решают примеры.
127дес. : 6дес.
127сот. : 6сот.
127тыс. : 6 тыс.
ПРИПИСАТЬ……к остатку 1 нуль.
ПРИПИСАТЬ……к остатку
2 нуля.
ПРИПИСАТЬ……к остатку 3 нуля.
- Преодолели ли вы затруднение?
- Молодцы.
- Что должны делать дальше? (Потренироваться в решении примеров на новое знание с применением полученного алгоритма.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
– Откройте учебник на стр.34. Потренируемся в решении примеров на новый способ с использованием эталона.
– Вовка попал на другую страницу сказки, где его встречают Василисы Премудрые. Они просят решить его и вас примеры со стр.34 № 3 (1 строчка 2 и 3 примеры)
Один ученик решает № 3 у доски, остальные в тетради.
80.120 : 90= 890 ост.20
392.000 : 300=1.306 ост.200
- Какой наш следующий шаг? (Теперь нужно поработать самостоятельно.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового способа действий;
2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;
3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Организация учебного процесса на этапе 7:
– Задание для самостоятельной работы вам предлагают Двое из ларца.
– На какую тему будете выполнять задание, чем пользоваться? (Деление круглых с получением остатка, будем использовать эталон, созданный на уроке.)
– Выполните деление самостоятельно (задание записано на доске): 267 040 : 50; 102 560 : 60.
- Что нужно сделать дальше? (Проверить по эталону для самопроверки, результаты 5.340 ост.40, 1.709 ост.20)
- Если всё правильно поставить «+», если неправильно «?»
- У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся? Что станет вашей целью в дальнейшем? (Научиться применять эталон деления круглого с остатком, тренироваться в делении на однозначное «углом».)
- У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как делить круглое число с остатком.)
- Где могут пригодиться новые знания?
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия;
2) тренировать в решении задачи на деление по содержанию, отрабатывать умение правильно записывать ответ в таких задачах, при получении в результате деления частного и остатка;
Организация учебного процесса на этапе 8:
На доске появляется картинка с изображением Вовки:
-Вовка освоил новый вид деление и предлагает выполнить последнее задание, решить задачу.
Послушайте их задачу:
«На каравай идёт 700 гр. муки. Сколько караваев можно испечь из 243 кг муки?»
- Предлагаю решить эту задачу.
Сначала нужно было представить делимое в той же единице измерения, что и делитель (т.е. в граммах). 243 кг = 243 000 гр. Затем выполнить деление, используя алгоритм деления круглых чисел с остатком (проговаривается решение по алгоритму).
В результате деления получилось 243 000 : 700 = 347 (к.) 100 (гр. м.))
Для ответа выбрано число 347, т. к. остаток показывает количество муки (которого не хватит на каравай, а следовательно, караваев можно будет сделать только 347).
– А Вовке пора с вами прощаться и отправляться домой. Что он собирается сделать по-вашему? (Вспомнить, что было на уроке).
- Давайте и мы вспомним что делали?
На экране появляется картинка с изображением Вовки, загибающего пальцы.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
2) соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;
3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;
4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Что нового узнали? (Как делить круглые числа с остатком.)
- Какую цель ставили? (Создать эталон деления круглого с остатком и научиться решать примеры с применением этого эталона.)
- Достигли ли вы цели?
- Удалось ли вам поработать учениками? (Да.)
- Докажите. (Ученики перечисляют шаги учебной деятельности: узнали чего не знаем и сами нашли способ.)
- Вспомним, начало нашего урока. На экране появляется первая картинка урока (Вовка стоит в короне).
- Вы говорили, что можно гордиться, но лишь результатом своей работы. Вовка исправил свою ошибку в отношении печки, работал сам, то что делал, получалось, если не получалось, то он понял причину. А вы? Оцените и вы свою работу. Расположите фигурку Вовки на определённой ступеньке. Фигурки лежат у каждого на парте.
-Не все ученики довольны собой. Стоит ли им расстраиваться, опускать руки? (нет) Что предлагаете делать? (Тренироваться в решении примеров на деление круглых чисел с остатком, в решении задач.)
- Где вы это сможем осуществить? (Дома, на следующем уроке.)