kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики "Деление круглых чисел с остатком" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать умение делить "круглые" числа на однозначные числа с остатком

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Деление круглых чисел с остатком" 3 класс»


Урок 13.

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Деление круглых чисел с остатком».

(Л.Г. Петерсон, 3 класс, часть 2, стр.34-36)

Автор: Аникина Наталья Сергеевна

Основные цели:

1) сформировать умение делить «круглые» числа на однозначные числа с остатком;

2) актуализировать умение деления на 10, 100, 1000 и т.д., отрабатывать умение устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатом действия деления; умение деления многозначного числа на однозначное с остатком; тренировать умение выполнять деление многозначного числа, оканчивающегося нулями на круглое с остатком «углом» и выполнять проверку;

3) тренировать навыки устного счёта, умение решать задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) карточка с высказыванием:

Глупость и гордыня растут на одном дереве.

(немецкая пословица)





2) изображение героя Вовки из тридевятого царства в короне:

«Деление круглых чисел с остатком».


3) карточка с темой:

4) инструкция к выполнению задания 1 на этапе актуализации знаний:


Собери поленницу, используя инструкцию:

в каждом следующем примере делимое должно возрастать…

(начинай с нижней ячейки)




5) «брёвна» с примерами для этапа актуализации знаний:





6) изображение печки:




7) эталон деления круглых чисел:






8) эталон проверки деления с остатком:




9
) пенёк с заданием на этапе актуализации знаний:


10) картинка, изображающая тесто в миске:




1

1270 : 60

12700 : 600

127000 : 6000

1) задание для пробного действия:




12) отдельные карточки задания с планом построения проекта выхода из затруднения (аналогичные карточки в уменьшенном виде у каждого на парте):



Отбросить в делимом и делителе одинаковое количество нулей.



Выполнить деление углом, опираясь на эталон деления многозначного числа на однозначное.




Приписать к остатку отброшенное количество нулей.





Выполнить проверку деления с остатком.







13) алгоритм деления круглых чисел с остатком:












































14) картинка начинка для пирога


15) картинка с готовым пирогом


16) картинка с изображением Василис:



17) картинка с изображением Вовки, загибающего пальцы(он же на рефлексию)



18) картинка с изображением Двух из ларца



Раздаточный материал:

1) листок с изображением таблицы (для этапа актуализации)






2) по 4 карточки для каждой пары: с изображением ложки и записью пункта плана построения проекта выхода из затруднения (аналог есть в демонстрационном материале):

Отбросить в делимом и делителе одинаковое количество нулей.






Выполнить деление углом, опираясь на эталон деления многозначного числа на однозначное.






Приписать к остатку отброшенное количество нулей.






Выполнить проверку деления с остатком.







3) лесенка успеха и картинки с изображением Вовки


























Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») путём появления знакомого сказочного героя и обсуждения пословицы;

2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

3) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»): «Деление круглых чисел с остатком» (за счёт опоры на тему предыдущего урока).


На доске прикреплено изображение известного героя из сказки «Вовка в тридевятом царстве» и пословица.

Глупость и гордыня растут на одном дереве.

(немецкая пословица)











- Посмотрите-ка, ребята, к вам на урок снова пожаловал Вовка. Судя по его виду, он очень возгордился тем, что «всё-то он может, всё-то он знает, всё-то у него получается». Прочитайте немецкую пословицу, записанную на доске, и объясните, что Вовка ошибается.

Дети объясняют, как они понимают народную мудрость.

- А чем же можно гордиться? (Только результатом своего труда., ……..)

- Какую тему вы изучали на вчерашнем уроке? (Деление многозначного числа на однозначное число с остатком).

- Какими результатами вчерашнего труда вы можете гордиться? (…)

-

Деление … чисел с остатком.

Как же будет звучать, по-вашему, тема сегодняшнего урока? (Деление многозначного на

однозначное с остатком.)

Учитель открывает на доске тему:


- О чём говорит не до конца открытая тема? (Что мы с ней не знакомы, т.е. будем изучать что-то новое.)

- Хотите ли узнать то, чего не знаете о делении чисел с остатком? (Да.)

- Как вы узнаёте что-то новое? (Мы сами осознаём чего мы не знаем, сами находим способ.)

- Какие шаги вы делаете на уроках ОНЗ? (Сначала мы повторяем необходимое, потом пробуем выполнить задание на пробное действие и, скорее всего, встретимся с затруднением. Мы подумаем, почему не получилось, поставим цель и сами построим способ…)

- С чего вы обычно начинаете работу? (С повторения необходимого в открытии нового знания.)


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать умение деления круглого на круглое, деления с остатком и проверку этого действия;

2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение;

3) актуализировать норму пробного действия;

4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

5) создать условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.


1) Деление круглых чисел (сводящееся к укрупнению единиц счёта). Выполнение проверки деления через «смысл действия деления, взаимосвязь умножения и деления».

– Посмотрите на доску.

На доске появляется печка из тридевятого царства и инструкция выполнения задания 1:


Собери поленницу,

используя инструкцию:

в каждом следующем примере делимое должно возрастать…

(начинай с нижней ячейки)








- Однажды Вовка обидел печку, сегодня он просит помочь ему загладить перед ней свою вину. Нужно помочь ему выложить поленницу, используя разбросанные дрова (как складывать поленницу – написано на доске возле печки).











- У вас на столе лежат листочки, с таблицей, состоящей из 4 ячеек (по числу поленьев). Впишите в каждую ячейку то выражение, которое считаете нужным, в соответствии с инструкцией. А затем найдите значения выражений.


- Подумайте, что должно быть записано на брёвне с «?» и запишите недостающий пример.


- Что надо сделать в этом задании?


Для проверки выполненной работы вызывается по одному ученику, по цепочке.


- Какое выражение следовало нарисовать на полене с «?»? (96000: 3000.)

- Почему? (Каждый последующий пример содержит компоненты, увеличенные в 10 раз.)

- Если есть неверные ответы – исправьте.

- Что можете сказать о результате каждого выражения? (Не изменяется, потому что и делимое и делитель увеличиваются в 10 раз.)

- Какой пример лишний? Докажите. (96:3 – числа не являются круглыми.)

- Как делим круглые числа? (Отбросить в делимом столько нулей, сколько их в делителе, а затем вычислить результат.)

На доске вывешивается эталон:





На доске появляется сухое дерево с заданием 2.


- Посмотрите, рядом с печкой растёт сухое дерево, которое годиться на дрова. Выполните новое задание печки.

Заготовьте новые поленья, а для этого разделите 85 на 4 и 127 на 6.











К доске выходит ученик, который объясняет деление 85 на 4. (21 ост.1)













- Чтобы окончательно спилить сухой пень, нужно воспользоваться пилой (найти ответ записанного на пиле выражения).

Один ученик выходит к доске, он объясняет ход решения 127 : 6 (21 ост.1) (остальные у себя в тетради выполняют деление многозначного на однозначное «углом»).

- Чем будем пользоваться при делении? (Алгоритмом деления многозначного на однозначное углом.)

- Посмотрев на результаты деления этих выражений, что замечаете? (ответы одинаковые, хотя компоненты выражены разными числами.)

- Что мы повторяли? (Деление круглых чисел, деление на однозначное с получением остатка, по частям и «углом», проверку деления круглых чисел и деления с остатком.)


На доске появляется миска с тестом, рядом записан пример для пробного действия.


1270 : 60

12700 : 600

127000 : 6000









2) Задание для пробного действия.


- Вовка замесил тесто, но оно подойдёт, если вы выполните задание на пробное действие.

- Что нужно сделать? (Узнать результат деления.)

- Встречалось ли вам похожее задание? (Да, когда мы собирали поленницу мы делили круглые на круглые.)

- Что можем предположить о результате примеров, будет ли там остаток? (Да.)

- Что же нового в задании? (Никогда не делили круглые с остатком.)

- Хотите ли попробовать решить? (Да.)

- Тогда решите.


Дети самостоятельно выполняют задание.


- Кто не смог выполнить деления, поднимите руки?

- Кто получил ответ, поднимите руки? - У кого другой результат?

Все варианты ответа детей записываются на доске, правее соответствующих выражений. (ответы записать на доске 21-10, 21-100, 21-1000)


- Какое у вас затруднение? (Мы не можем доказать, что решили пример верно, у нас нет эталона деления круглых с остатком.)


3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) создать условия для проведения учащимися пошагового анализа своих действий с опорой на эталон деления многозначного углом;

2) организовать фиксацию учащимися шага, на котором возникло затруднение;

3) организовать выявление учащимися причины затруднения.


Организация учебного процесса на этапе 3:

– С чем вы встретились? (С затруднением.)

- Что должен сделать человек, который осознал, что у него есть затруднения? (Надо остановиться и подумать.)

– Какое задание вы выполняли? (Решали пример на деление круглых чисел с остатком.)

– Что в этом примере было для вас новое? (Никогда не делили круглые числа с остатком.)

– Почему же возникло затруднение? (У нас нет нужного способа для решения примеров такого типа.)


4. Построение проекта выхода из затруднения.


Цель:

1) сформулировать цель учебной деятельности;

2) согласовать тему урока;

3) выбрать способ и средства для построения нового знания.


Организация учебного процесса на этапе 4:

- Какова будет цель урока? (Создать эталон деления круглого с остатком или Научиться делить круглые числа с остатком)

- Какова тема? (Деление круглых чисел с остатком.)

- Какой следующий шаг? (Мы должны составить план выхода из затруднения или найти способ решения таких примеров)


- Для получения сказочного пирога Вовке нужно разложить «начинку» ложкой в определённой последовательности. Попробуйте её установить, работая в парах (это и будет планом работы в создании алгоритма деления круглых с остатком). На столах у вас лежат листочки бумаги с ложками и записями необходимых операций, расположите их в нужном порядке. Далее сравниваются полученный порядок пунктов плана.

Порядок должен быть следующим:

Отбросить в делимом и делителе одинаковое количество нулей.








Выполнить деление углом, опираясь на эталон деления многозначного на однозначное.







Приписать к остатку отброшенное количество нулей.







Выполнить проверку деления с остатком.





- Что у вас получилось?




- Сравните с эталоном.

- Результатом нашего труда является вот такой замечательный пирог! (Слайд)



Физминутка.


Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я



5. Реализация построенного проекта.



Цель:

1) создать условия для построения детьми нового способа решения примеров деления круглого с остатком;

2) применить новый способ действий для решения примеров, вызвавших затруднение;

3) зафиксировать новый способ действия в речи и с помощью эталона;

4) зафиксировать преодоление возникшего затруднения.


Организация учебного процесса на этапе 5:

- Сейчас вы будете решать примеры, которые вызвали у нас затруднение в пробном действии, пользуясь составленным алгоритмом (он на доске и на ваших партах)…


К доске выходят поочерёдно 3 ученика и решают примеры.



127дес. : 6дес.

127сот. : 6сот.

127тыс. : 6 тыс.

ПРИПИСАТЬ……к остатку 1 нуль.

ПРИПИСАТЬ……к остатку

2 нуля.

ПРИПИСАТЬ……к остатку 3 нуля.



- Преодолели ли вы затруднение?

- Молодцы.

- Что должны делать дальше? (Потренироваться в решении примеров на новое знание с применением полученного алгоритма.)


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи.


Организация учебного процесса на этапе 6:


– Откройте учебник на стр.34. Потренируемся в решении примеров на новый способ с использованием эталона.

– Вовка попал на другую страницу сказки, где его встречают Василисы Премудрые. Они просят решить его и вас примеры со стр.34 № 3 (1 строчка 2 и 3 примеры)


Один ученик решает 3 у доски, остальные в тетради.

80.120 : 90= 890 ост.20

392.000 : 300=1.306 ост.200






- Какой наш следующий шаг? (Теперь нужно поработать самостоятельно.)


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового способа действий;

2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.


Организация учебного процесса на этапе 7:


– Задание для самостоятельной работы вам предлагают Двое из ларца.


стр.34 № 3, мальчики 2 столбик 2 пример, девочки 2 столбик 3 пример.


– На какую тему будете выполнять задание, чем пользоваться? (Деление круглых с получением остатка, будем использовать эталон, созданный на уроке.)

– Выполните деление самостоятельно (задание записано на доске): 267 040 : 50; 102 560 : 60.

- Что нужно сделать дальше? (Проверить по эталону для самопроверки, результаты 5.340 ост.40, 1.709 ост.20)

- Если всё правильно поставить «+», если неправильно «?»

- У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся? Что станет вашей целью в дальнейшем? (Научиться применять эталон деления круглого с остатком, тренироваться в делении на однозначное «углом».)

- У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как делить круглое число с остатком.)

- Где могут пригодиться новые знания?


8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия;

2) тренировать в решении задачи на деление по содержанию, отрабатывать умение правильно записывать ответ в таких задачах, при получении в результате деления частного и остатка;


Организация учебного процесса на этапе 8:

На доске появляется картинка с изображением Вовки:



-Вовка освоил новый вид деление и предлагает выполнить последнее задание, решить задачу.

Послушайте их задачу:

«На каравай идёт 700 гр. муки. Сколько караваев можно испечь из 243 кг муки?»

- Предлагаю решить эту задачу.

Сначала нужно было представить делимое в той же единице измерения, что и делитель (т.е. в граммах). 243 кг = 243 000 гр. Затем выполнить деление, используя алгоритм деления круглых чисел с остатком (проговаривается решение по алгоритму).

В результате деления получилось 243 000 : 700 = 347 (к.) 100 (гр. м.))

Для ответа выбрано число 347, т. к. остаток показывает количество муки (которого не хватит на каравай, а следовательно, караваев можно будет сделать только 347).

– А Вовке пора с вами прощаться и отправляться домой. Что он собирается сделать по-вашему? (Вспомнить, что было на уроке).

- Давайте и мы вспомним что делали?

На экране появляется картинка с изображением Вовки, загибающего пальцы.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Цель:

1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2) соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;


Организация учебного процесса на этапе 9:

- Что нового узнали? (Как делить круглые числа с остатком.)

- Какую цель ставили? (Создать эталон деления круглого с остатком и научиться решать примеры с применением этого эталона.)

- Достигли ли вы цели?

- Удалось ли вам поработать учениками? (Да.)

- Докажите. (Ученики перечисляют шаги учебной деятельности: узнали чего не знаем и сами нашли способ.)

- Вспомним, начало нашего урока. На экране появляется первая картинка урока (Вовка стоит в короне).

- Вы говорили, что можно гордиться, но лишь результатом своей работы. Вовка исправил свою ошибку в отношении печки, работал сам, то что делал, получалось, если не получалось, то он понял причину. А вы? Оцените и вы свою работу. Расположите фигурку Вовки на определённой ступеньке. Фигурки лежат у каждого на парте.


-Не все ученики довольны собой. Стоит ли им расстраиваться, опускать руки? (нет) Что предлагаете делать? (Тренироваться в решении примеров на деление круглых чисел с остатком, в решении задач.)

- Где вы это сможем осуществить? (Дома, на следующем уроке.)


Домашнее задание:

стр. 34 3 (2, 3 примеры), стр. 35 4 (б)











14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок математики "Деление круглых чисел с остатком" 3 класс

Автор: Аникина Наталья Сергеевна

Дата: 29.01.2017

Номер свидетельства: 385004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока математики для 2 и 4 класса в малокомплектной школе "
    ["seo_title"] => string(90) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-matiematiki-dlia-2-i-4-klassa-v-malokompliektnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "124371"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689575"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "КТП по математике 3 класс "Школа России""
    ["seo_title"] => string(41) "ktp_po_matiematikie_3_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "426334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1503763705"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Презентация урока математики для 2 и 4 класса в малокомплектной школе "
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia-uroka-matiematiki-dlia-2-i-4-klassa-v-malokompliektnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "127734"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415367636"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Рабочая программа по математике 6 класс (8 вида) "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-6-klass-8-vida"
    ["file_id"] => string(6) "117102"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412699417"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по математике на тему: "Умножение и деление числа 4" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-umnozhieniie-i-dielieniie-chisla-4"
    ["file_id"] => string(6) "211834"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431690250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства